10 Конфуцианство это

Конфуцианство – это этикофилософское учение, разработанное его ос­нователем Кунцзы, Конфуцием 551 – 479 до, развитое его последова­телями и вошедшее религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некото­рых других стран. При объединении этих некогда несовместимых понятий делается оговорка ритуал следует применять премущественно от­ношении к верхам общества, низами же можно управлять, полагаясь исклю­чительно на закон и наказание. В Китае это учение известно под названием 儒 или 儒家 то есть Школа образованных людей таким образом традиция никогда не возводила данное этикополитическое учение к деятельности одногоединственного мыслителя. Для удовлетворения религиозных потребностей народа конфуцианство ограничилось с одной стороны строго определённым ритуалом культа предков единственного, по мнению некоторых синологов, культа у первобытных китайцев и вытекающих из него обрядов, a с другой стороны — признанием культа лиц, удостоенных государственного чествования или пользующихся чисто народным почитанием. Главным предметом чествования должны служить предки, до 4го колена включительно.

Эти таблицы хранятся особых шкафах и чествуются ежедневно утром, поклонами и возжжением курительных свечей, а известные дни — и жертвоприношениями, из различных напитков и кушаний. Главнейшие обряды после смерти малое, затем большое одевание покойника, положение во гроб, кормление покойника собственно — полотняной куклы, которую, как предполагается, переселяется душа усопшего и, наконец, погребение не позже 100 дней после кончины, причём душа покойного, по представлению китайца, переселяется таблицу с его именем. Государственным чествованием пользуются все государи всех династий, равно как и царствующий государь, затем все лица, принёсшие пользу всему государству изобретатели земледелия, шелководства. К обрядам честь лиц, пользующихся общегосударственным чествованием, чиновники относятся совершенно формально. Главными же духовными наследниками Кунцзы считаются два мыслителя — Мэнцзы и Сюньцзы, которые предложили две целостные и противоположные друг другу, а потому впоследствии признанные ортодоксальной, и неортодоксальной интерпретации конфуцианства.

Провозвестниками этого движения, вылившегося создание неоконфуцианства, явились Ван Тун. Тот, кто красиво говорит и обладает привлекательной наружностью, редко бывает истинно человечен. Самые достойные мужи избежали оков целого света, за ними шли те, которые избежали привязанности к определенному месту, за ними те, которые избежали соблазнов плоти, за ними те, которые смогли избежать злословия. Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности. Благородный муж, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может стать мятежником.

Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Нелегко встретить человека, который, отдав учению три года жизни, не мечтал бы занять высокий пост. Три пути у человека, чтобы разумно поступать первый, самый благородный, размышление второй, самый легкий, подражание третий, самый горький, опыт. Даже если вы раздосадованы душе, не высказывайте своего недовольства. Если будешь чрезмерно радушен дружбе, потеряешь расположение друзей. За зло надо платить по справедливости, а за добро добром. Если у вас есть возможность явить милосердие, не пропускайте вперед даже учителя. Благородные люди живут согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми, низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними согласии.

Владеть собой настолько, чтоб уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, вот что можно назвать учением о человеколюбии. Благородный муж, привязанный к домашнему уюту, не достоин зваться таковым. Одной из его изюминок является конфуцианство, кратко охарактеризовать которое можно как воспитание людей на благо обществу и самим себе. Вернувшись на родину, он увлёкся древними ритуалами и музыкой, которая, по китайским убеждениям, отражала вселенскую гармонию и воссоздавала её среди людей. Ученики философа по крупицам собирали эти ценные сведения, результате появился сборник, состоящий из коротких бесед философа со своими последователями.

Его длинный путь от образования до свободного следования желанием сердца и соблюдения норм поведение стал ориентиром, нравственным и священным, для всей китайской философии. Конфуцианство философия этого учения и моральные принципы передаются из поколения поколения почитается всеми жителями Китая. Именно это время на смену золотой эре государства приходят хаос и разруха. Возобновить порядок должны были массовые течения и учения, которые возникали как грибы после дождя. То есть решение важных аспектов правления империи учение Конфуция рассматривает через призму общества, где людской фактор играет основную роль. Но часто великий учитель признавался своим ученикам, что он не может назвать себя полностью человеколюбивым. То же человеколюбие, по утверждению философа, это не только способность любить и ценить людей.

Это почтительность по отношению к старшим людям, братская любовь, взаимопомощь и покровительство над младшими. Ответить на этот вопрос можно, проанализировав ситуацию, которую однажды попал Конфуций. Началось представление и зазвучала музыка, выбежали актёры, которые должны были показать тематическую сцену. Но Конфуций внезапно прервал представление и приказал казнить всю труппу. Но тут философ продемонстрировал другое важное правило конфуцианства как восточной религии чётко исполняй инструкции, соблюдай все догмы и принципы, иначе будешь наказан. При этом он должен соблюдать следующие правила первом случае быть человеколюбивым и не беспокоиться, во втором знать и не сомневаться, третьем оставаться смелым и не бояться. Он требовал много от тех, кто действительно являлся мудрым и проникновенным.

История конфуцианства тысячелетняя, поэтому современный вариант учения существенно отличается от древнего. Даже XXI веке китайские чиновники пытаются соблюдать заповеди этого учения и вести себя так, как проповедовал Конфуций. Существуют многие секреты, которые позволят вам забыть, для чего работают дерматологи и пластические хирурги. Конфуцианство заимствовало многие древнейшие верования китайских племен, восходящие ко II. Символом обожествляемого императора являлся восходящий к тотемистическому культу змеи Дракон лун – повелитель грозы, дождя, водной стихии и подземного мира. Призывая учиться у мудрых предков, неоднократно повторял Я передаю, но не создаю. Смысл человеческого существования мыслился утверждении Китае высшей и наилучшей формы общественного порядка – Пути дао. Оно выражалось гуманности, человечности, благорасположенности, милосердии, доброте, и приписывалось легендарным совершенномудрым правителям древности. Эти установки обусловили мистический характер даосской доктрины, что совершенно не характерно для конфуцианства.

Во главе пантеона находится божественная троица – Шанди Верховный владыка, Лаоцзы и Паньгу. Он рассматривается наместником Лаоцзы на земле, а его титул Небесный учитель передается роду Чжан по наследству. Даосизм оказал значительное влияние на культуру Китая, на традиционные формы знания, том числе на развитие химии, медицины иглотерапии, фармакологии. Благородный муж своей жизни должен остерегаться трех вещей юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости. Он словно излучает ауру спокойствия и тепла, движется неторопливо, но везде успевает, говорит спокойно, но его все понимают. Выполнение закона нашей жизни и есть то, что мы называем нравственной, истинной жизнью.

Всего хорошего трудно добиться, и намного легче получить чтото плохое. Сюньцзы исходил из концепции ци — первоматерии, или материальной силы, обладающей двумя формами инь и ян мир существует и развивается согласии с естественными познаваемыми закономерностями небо — активный естеств. Реакцией на проникновение Китай буддизма первые века новой эры и связанное с этим оживление даосизма стал даосскоконфуцианский синтез “учении о таинственном сокровенном ” сюань. Семья это государство миниатюре, а государство это расширенная большая семья. Любовь могла прийти после брака, могла и не приходить вовсе мужчины из состоятельных семей могли компенсировать ее отсутствие выбором себе наложницы по вкусу этому жена не имела права препятствовать. Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал отставку и отправился сопровождении учеников путешествие по Китаю, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей. И вместе с тем грустно, потому что это великое наследие постепенно забывается, воспринимается все более через призму понимания отдельных людей, а величие и значение, или просто принимаются слепо на веру, или забываются. После определения этих ролей, он переходит к описанию базовых ценностей, которые будут определять то, как социальное взаимодействие должно происходить. Китай уникальная сверхдержава, которая может гордиться не только тем, что занимает первое место мире по объему экспорта все знают, что не менее 50% всей продукции на мировом рынке изготовлено именно Поднебесной.

Философия великого китайского мыслителя была сфокусирована на вопросах морали, как с личной, так и с общественной точки зрения. В ритуале он видит средство, выступающее как основа и уток между Небом и Землей, позволяющее вписать каждую личность, общество, государство бесконечную иерархию живого космического сообщества. С 15 лет он занялся самообразованием надежде, что оно позволит ему со временем занять пост, подобающий его происхождению. Прозревающие позже других должны подражать тому, что делают те, которые прозрели ранее. Но человек учиться не ради самой учебы, и даже не ради воскрешения прошлого. Об этом конфуцианской книге Шуцзин говорилось небо, давая жизнь людям, дало им и страсти. Конфуцианство возникло как этикосоциальнополитическое учение Период Чуньцю 722. А как его эзотерическая составляющая, мы полагаем, оно никогда и не забывалось образованной частью элиты Китая. Такой человек – цзюньцзы благородный муж – отличается от низкого, неблагородного человека сяожэнь тем, что гармонично сочетает себе и культуру вэнь, и природу, естество. Ничего плохого том, что вы ошиблись Нет ничего плохого том, что вы ошиблись, если вы не будете продолжать помнить об этом.

Они играют важную роль процессе восстановления духовной традиции прошлого. Важно сначала исправить людей, очистить их, вернуть к нормам поведения, а все остальное – и государство том числе – постепенно само придет равновесие. Именно гуманность оказывается тем чувством, которое выделяет благородного мужа. Думы благородного мужа всегда о возвышенном, о самом трепетном и непостижимом культуре. Он существует этом мире как нравственный ориентир, как указатель Пути.

Он заставляет ученика соучаствовать работе своей мысли, требует от него живого сопереживания, добивается передачи знаний от сердца к сердцу. Учитель сказал — Встретив достойного человека, стремитесь с ним сравняться встретив недостойного, вникайте внутрь себя. Все записанные этом обряднике правила следовало знать и применять на практике, причем тем старательнее, чем более высокое положение обществе человек занимал. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии гиперссылки на Служба поддержки. Учитель ответил Не научившись служить людям, можно ли служить духам?. Конфуций мало говорил о религиозных вещах не потому, что отрицал или игнорировал их, а во многом потому, что эта сфера, по его мнению, менее всего требовала исправлений. Поэтому он вполне воспринял тот комплекс религиозных представлений, какой дошёл до него от предков.

Всё происходящее жизни человека здоровье, болезнь, богатство, нищета. Добродетельный правитель получает тянмин, и его царствование протекает благополучно, если же он или ктото из его преемников становится порочным и перестаёт заботиться о подданных, то лишается тянмин, стране происходят беспорядки, и его свергают. Небо помогает тем, кто полагается на него, и вместе с тем люди лишаются поддержки Неба потому, что оказываются не состоянии продолжать почтительность и светлые добродетели предков. Конфуцианство подчеркнуло важность чувства почтения к Нему, но главном характер отношения к Всевышнему Богу остался такой же, как и язычестве неписьменных народов. Оно воспринималось не как порождение лишь его ума, как бы ни был уважаем учитель, или умов мифических предков, как бы ни были они мудры, но как вечная небесная истина.

И это делало конфуцианство религией, по крайней мере, глазах древних китайцев. По мнению некоторых исследователей, эти меры были направлены на понижение религиозного статуса Конфуция, но по мнению других, они лишь преследовали цель подчеркнуть уникальность Конфуция по сравнению с другими божественными персонажами, почитаемыми народе. В конце 1971х культ Конфуция начал возрождаться, и настоящее время конфуцианство играет важную роль духовной жизни Китая. Центральными проблемами, которые рассматривает конфуцианство, являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый. После смерти Конфуция его многочисленные ученики и последователи образовали множество направлений, III веке до впервые ранней литературе называет 8 направлений, о некоторых из которых сохранилось очень мало сведений. Учение последней стало официальной идеологией первой китайской империи Цинь 221—209 годы. Однако теория государства тогда гораздо больше опиралась на даосские и легистские идеи.

A Manifesto for a ReAppraisal of Sinology and Reconstction of Chinese. Торчинову, моральная справедливость, гуманность, честность, сила души, достоинство, милость, благодеяние. Уже Пьер Пуавр 1719—1786 утверждал, что конфуцианство показывает оптимальную модель управления атеистическим обществом. Даосизм Китае, как и буддизм, занимал скромное место системе официальных религиозноидеологических ценностей, однако периоды кризисов, когда централизованная власть приходила упадок, даосизм выходил на передний план, проявляясь народных восстаниях, которые двигали утопические идеи даосизма. Согласно синтоизму, человек ведёт своё происхождение от одного из бесчисленных духов. Конфуций считал очень важным, чтобы правители не только поддерживали постоянные контакты с народом, но и добивались такого положения, при котором народ поверил бы искренность провозглашенной правителем политики. Даосизм, конфуцианство и буддизм — это три основные религии Китая и других стран Азии.

Однажды я, Чжуан Чжоу, увидел себя во сне бабочкой — счастливой бабочкой, которая порхала среди цветков свое удовольствие и вовсе не знала, что она — Чжуан Чжоу. Людей тянуло к Конфуцию не столько потому, что он был величайшим мудрецом своего времени, сколько потому, что он был образованнейшим человеком, единственным, кто был сведущ древних книгах и мудрости, — писал китаевед Лин Ютань. Конфуций занимался реформированием общественной жизни, армии, финансов, культуры, но ни одно из его начинаний так и не было доведено до конца то вследствие утонченности самой идеи, то результате противодействия его врагов. Область размышлений Конфуция – по преимуществу практическая нравственность. Дополнительное понимание причин уменьшения легитимности власти современном Китае могут дать исследования конфуцианских представлений о небесном мандате, проведенные аналитиком Лью Шинем. В нем китайские философы видели золотой век, где господствует большая семья, основанная на принципах полной социальной справедливости. Конфуций учил, что человек способен сделать все необходимое, чтобы улучшить свою жизнь и общество, опираясь на свою внутреннюю силу. Мои счета должны быть верны — вот единственно о чем я должен заботиться, — говорил Конфуций. В течение этого времени Конфуций носил одежду из грубой ткани, спал на жесткой циновке, питался одним рисом, не играл веселой музыки, жил уединенно и всё свое время посвящал самообразованию, читая древние книги великих китайских мудрецов. Молодой князь Тси принял мудреца с большим почетом, но этим и ограничился.

Когда трехлетний траур по Учителю закончился и они, прощаясь, стали расходиться, то расплакались, вновь повергнутые безутешное горе, а некоторые опять остались. Предвидя скорый конец своему земному поприщу, Конфуций хотел возблагодарить Небо за все его щедроты и милости. Говорят, эти деревья привозили его последователи Конфуция со своей родины и высаживали здесь. На этом пути, предполагающем учет всех предшествующих точек зрения на каноническую проблему, китайские философы с неизбежностью превращались историков философии, и их сочинениях исторические аргументы брали верх над логическими. Разве посмею я претендовать на то, что обладаю высшей мудростью и человечностью?. Нет, это — естественное бытие. Дафу Цзы Чань говорил Ритуал ли постоянстве неба, порядке на земле и на отношениях между людьми.

То, что мокрое и течет вниз, создает соленое то, что горит и поднимается вверх, создает горькое то, что сгибается и разгибается, создает кислое то, что изменяется и сохраняет форму, создает острое то, что принимает посев и дает урожай, создает сладкое. Шесть крайностей первая — сокращенная бедствиями жизнь, вторая — болезнь, третья — горе, четвертая — нищета, пятая — уродство тела, шестая — слабость. Дракон лун — царь рыб и пресмыкающихся — по внешнему виду напоминал крылатого ящера, для которого одинаково доступны водная и воздушная стихии. Конфуцианец похож на птицелова, который пользуется своей проецирующей сеткой, чтобы не дать улететь неугомонной птице шэнь птице духу. С помощью своей классификации он хочет как бы заморозить непрерывно меняющиеся формы природных стихий. Настолько надежным, что он будет позволять изрядно судить о предмете, не имея конкретных знаний о. Нет, но когда низкий человек спросит меня о чемнибудь, то даже если я не буду ничего знать, я смогу рассмотреть этот вопрос с двух сторон и обо всем рассказать. Беседующий с ним Гаоцзы говорит Человеческая природа подобна иве, а чувство долга подобно деревянной чаше. Единственное учение китайского происхождения, которое получило значительное распространение за пределами Китая, – конфуцианство.

Китайцы верили, что у каждого человека есть две души – материальная по, которая появляется момент зачатия, и духовная хунь, которая входит младенца после рождения. Оно описывается как создавшее всё, управляющее всем, знающее всё, справедливое, наказывающее порок и вознаграждающее добродетель. По его мысли, Небо движет обоими началами темным – инь и светлым – ян… Небо имеет запреты, налагаемые им на движение инь и ян 14. Буддизм – мертвец… Больше препятствий со стороны конфуционизма, но тоже не религиозном отношении, а нравственном он слишком надмевает своих приверженцев конфуционист почти всегда порядочен, не имеет кажущихся пороков. Учиться и время от времени повторять изученное, разве это не приятно?. Цзыся 9 сказал Если ктолибо вместо любви к прекрасному избирает уважение к мудрости, отдает все свои силы служению родителям, не щадит своей жизни, служа государю, правдив отношениях с друзьями, то, хотя о нем и говорят, что он не обладает ученостью, я обязательно назову его ученым человеком. Учитель сказал Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться от наказаний и не будет испытывать стыда. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала. Кунцзы ответил Если выдвигать справедливых людей и устранять несправедливых, народ будет подчиняться.

Ван Суньпзя спросил Что означают слова Лучше выразить почтение духу очага, чем духу внутренних покоев?. Учитель сказал Если Ци произойдут перемены, то Ци может сравняться. Учитель сказал Если благородный муж, многому учась из книг, ограничивает себя правилами этикета, он состоянии не изменять принципам. Даже Яо и Шунь уступали. Тому, кто не испытывает трудностей выражении своих мыслей, не следует помогать.

Услышав это, Кунцзы сказал, обращаясь к ученикам Что бы мне сделать?. Учитель сказал С наступлением холодной зимы узнаешь, что соснами кипарис последними теряют свой убор. Учитель сказал В отношении ритуала и музыки наши предки были неискушенными людьми, потомки же являются благородными мужами. Цзи Канцзы спросил Кунцзы об управлении государством Как вы смотрите на убийство людей, лишенных принципов, во имя приближения к этим принципам?. Когда Тан правил Поднебесной, из народа избирали достойнейшего и был выдвинут И Инь, а все люди, не обладающие человеколюбием, были отстранены. Если верхах любят долг, то народе нет таких, кто бы осмеливался не подчиняться. Учитель сказал Если личное поведение тех, кто стоит наверху, правильно, дела идут, хотя и не отдают приказов.

Учитель сказал Тот, кто обладает моралью, непременно умеет хорошо говорить но тот, кто умеет хорошо говорить, не обязательно обладает моралью. Учитель сказал Совершенствуя себя, приноси успокоение народу. Жань Ю сказал Этого пожелал наш господин. Цзай Во сказал Траур по родителям соблюдают три года, но и один год можно считать за долгий срок. Цзычжан спросил Что называется четырьмя отвратительными качествами?. В нем выражалась наиболее характерная черта их деятельности например, просвещенный. Появление учения об исправлении имен было вызвано серьезными социальнополитическими изменениями китайском обществе, результате которых название социальных ролей не соответствовало качествам, реальному положению или поведению их исполнителей. Шуня, Юя, Тана, Вэньвана, Увана и Чжоугуна идеальных, с конфуцианской точки зрения, правителей Древнего Китая.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Умер Конфуций, сожалея, что никто из правителей не воспользовался его советами. Учение Конфуция имело отношение не столько к религии обычном нашем понимании, сколько к тому, как, по его разумению, люди должны вести себя своей повседневной жизни и как им следует строить свои отношения с ближними. В центре их внимания оказались теперь интересы сохранения и упрочения той системы, с которой они себя идентифицировали и которую считали реализацией заветов Конфуция. Стремление опираться на древние традиции и тем самым воздействовать на современников желаемом направлении знакомо истории всех обществ, это своего рода общесоциологическая закономерность. Некоторые из них угасли за несколько столетий или даже десятилетий другие такие, как конфуцианство, легизм, даосизм, настолько внедрились культуру Китая, что китайская цивилизация сегодня просто немыслима без. Мир представлялся чередой вечных изменений, он дан человеку как вечное непостоянство, как переход двух противоположных и взаимодополняющих начал светлого ян и темного. Критерием разделения на верхи и низы должны служить не знатность происхождения и тем более не богатство, которое Конфуций откровенно презирал, но только знания и добродетели, а точнее степень близости человека к идеалу цзюньцзы.

Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуанди. Увэй — означает недеяние, отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком. Всё понастоящему великое связано с запредельным, Дао, которое при этом ежемгновенно проявляется вещах, явлениях, поступках. Идеология раннего даосизма отражала воззрения мелковладетельной знати и общинной верхушки, их протест против чрезмерного обогащения правителей, усиления чиновничьего аппарата и расширения государственной деятельности. Я не видел людей, у которых на это хватило бы. Тогда Цзы Чжан спросил — Можно ли считать его обладающим человеколюбием?. Цзэнцзы сказал — Птицы перед смертью жалобно кричат, люди перед смертью о добре говорят.

Что касается такой мелочи, как расстановка жертвенных сосудов, то за это отвечают соответствующие чины. Только смерть прерывает его путь — разве не долог. Спрятать ли его ящик или же подождать, когда за него дадут хорошую цену?. Поверх нагольной шубы из черного барана он надевал однорядку, поверх пыжиковой — белую, а поверх лисьей — желтую. Учитель ответил — Как услышишь, тут же исполняй. Я за три года добился бы, чтобы народ проникся мужеством и осознал, что такое мораль и справедливость.

Глава XII то, что не соответствует ритуалу, нельзя слушать то, что не соответствует ритуалу, нельзя говорить то, что не соответствует ритуалу, нельзя делать. Цзы Ся сказал — Я слышал, что жизнь и смерть зависят от воли Неба, знатность и богатство — во власти Неба. Цзингун сказал — Правильно!. Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Цзы Чжан сказал — Быть обязательно известным государстве и быть обязательно известным семье. Учитель ответил — Искренне предостерегай друга, как следует наставляй. Учитель ответил — Если соединить ум Цзан Учжуна, бескорыстие Гунчо, храбрость Чжуанцзы из Бянь, мастерство Жань Цю, добавить знание Правил и музыки, то может получиться совершенный человек.

Совершенным человеком можно назвать того, кто предпочитает долг выгоде, рискует жизнью, столкнувшись с опасностью, помнит о своем обещании даже трудные времена. Цзы Лу ответил — Я из учеников Кунцзы. С улыбкой он сказал — Годится ли резать курицу тем же ножом, что и быка?. Неужто он обратился ко мне без надобности?. Ши цзин может вдохновить, расширить кругозор, сблизить с другими людьми, научить, как сдерживать свое недовольство.

Стена дома Учителя достигает многих жэней, и если не найдешь ней ворота, то и не увидишь красоту храма предков и богатство палат. Учитель ответил — Благородный муж доброте не расточителен принуждая к труду, не вызывает гнева желаниях не алчен величии не горд вызывая почтение, не жесток. Кто народе будет гневаться, если труд народа будет посильным?. Представляет собой сборник высказываний философа, его бесед с учениками и высказываний его учеников. Алтари Земли существовали каждой деревне, а со временем стали строиться и при дворах знати и правителей.

Учение Конфуция основывалось на естественном стремлении человека к счастью и занималось вопросами этики и житейского благополучия. В такой обстановке конфуцианстве, направленном на укрепление существующего общественного строя, допускалась иногда критика отдельных правителей с противопоставлением им мудрых и добродетельных государей отдалённых времён. Однако особенностью конфуцианства было то, что его рамках это естественное стремление было гипертрофировано и со временем превратилось чуть ли не самоцель. Он должен был обладать еще одним важным качеством чувством долга и, продиктованным внутренней убежденностью том, что следует поступать именно так, а не иначе. Так, учение Конфуция о цзюньцзы, модернизированное и приспособленное к потребностям централизованной империи с ее мощным бюрократическим аппаратом, явилось одной из основ, на которых зиждилось гигантское здание китайского государства. Формально этот критерий открывал путь наверх для любого, и сам Конфуций гордился тем, что давал свои знания всякому, кто приносил связку сушеного мяса Фактически же дело обстояло много сложнее сословие чиновников было отделено от простого народа труднопреодолимой преградой стеной иероглифов грамотностью, которая и определяла социальное положение и имущественный ценз человека на протяжении всей истории Китая. В результате большие семьи, включавшие себя несколько жен и наложниц главы семьи, немалое число женатых сыновей, множество внуков и иных родственников и домочадцев, стали весьма распространенным явлением на протяжении всей истории Китая образ жизни одной из них хорошо описан классическом китайском романе Сон красном тереме.

Такие семьи делились обычно лишь после смерти отца, а то и обоих родителей. И семье, и обществе целом любой, том числе влиятельный глава семьи, важный чиновник императора, всегда представлял собой, прежде всего социальную единицу, вписанную строгие рамки конфуцианских традиций, выйти за пределы которых было невозможно это означало бы потерять лицо, а потеря лица для китайца равносильна гражданской смерти. В основе легистской доктрины лежал безусловный примат писаного закона, сила и авторитет которого должны держаться на палочной дисциплине и жестоких наказаниях. Соблюсти форму, во что бы то ни стало сохранить вид, не потерять лицо все это стало теперь играть особо важную роль, ибо рассматривалось как гарантия стабильности. Начиная с эпохи Хань, конфуцианцы не только держали своих руках управление государством и обществом, но и заботились о том, чтобы конфуцианские нормы и ценностные ориентиры стали общепризнанными, превратились символ истинно китайского. Подчеркнутым соблюдением всех условностей и формальностей шэньши стремились как бы лишний раз обозначить ту границу, которая отделяла их от неграмотной массы китайцев, знакомых с церемониалом лишь самых общих чертах. Многие соседи Китая гунны, тоба, монголы, маньчжуры, спорадически завоевывавшие Срединную империю и даже основывавшие свои династии, со временем неизменно окитаивались, что укрепляло китайцах сознание превосходства их культуры. Оказавшимся на императорском троне варварамзавоевателям всегда приходилось за неимением альтернативы принимать конфуцианскую систему администрации, и это тоже как бы подтверждало концепцию о вечности и совершенстве конфуцианства и регулировавшейся им китайской империи, китайской цивилизации. Рассматриваются философские культуры стран Междуречья, древней и средневековой Индии, Китая, античного мира, средневековья и Нового времени.

Суждения Конфуция о человеке и его критерии ценности личности не получили бы такого всеобщего длительного признания китайской культуре, если бы они не олицетворяли саму традицию. Умудренный опытом Конфуций понимал, какую опасность несло распространение доносительства, тем более на ближайших родственников, фактически ставилась под угрозу вся его концепция личности. Положительно сказывается и должно сказываться органичное включение осно воположения и методы философии мыслительных стандартов, критериев рациональности и научности, складывающихся лоне конкретнонаучного знания и его теоретических построений. Отношения правильном государстве должны регулиро ваться моральными нормами гуманностью, милосердием, этикетом ___________. Укажите три течения русской философской мысли, характеризующих направления развития России. Она освобождала человече скую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содер жание. Тем самым впервые была нарушена монополия аристократии на образование.

Конфуций открывает собой эпоху непревзойденного расцвета мысли, ту эпоху, когда были заложены основы китайской культуры. В его облике также не было ничего сверхчеловеческого, и он сохранился источниках без всяких мифологических прикрас — жизни Конфуций был удивительно прост и даже прозаичен. Оно его просто мало интересовало, ибо казалось чемто далеким и абстрактным. Этими словами констатировалась очевидная для него истина, что Небо никак не проявляет себя жизни людей. В понятие Дао Конфуций, отличии от Лаоцзы, вкладывал комплекс идей, принципов и методов, с помощью которых он собирался направить человека на путь истинный, а также управлять им и воздействовать на него Это означало, что каждый человек независимо от его происхождения должен стремиться стать благородным мужем, которому дано постичь. Но ряд принципиальных идей Конфуция стали дальнейшем фундаментом китайской государственности.

Видя политические и административные способности Конфуция, князь назначил его сян го — первым советником. Однако, когда Конфуцию исполнилось 60 лет, он отказался от должности и покинул царство Лу, так как был оскорблен легкомысленным поведением правителя. Господствовавший Японии буддизм отнесся к конфуцианству достаточно настороженно, и конфуцианство не получило широкого распространения. Пригрозив, что подожжет монастырь, он напугал настоятеля и был оставлен. Это объяснялось тем, что сам принцип включал свою орбиту не только взаимоотношения между отцом и сыном, но и обществом целом отношения между императором и министрами, между местными властями и населением. Предок рода обычно был общим для целой деревни старейшины общицы занимали и культовые должности. Легенда гласит, что и погиб он, пытаясь поймать отражение луны реке.

Декоративные сады воспроизводят миниатюре дикие природные ландшафты. Успешные военные действия против монголов вдохновили китайцев распространить свою экспансию на юг, В 1406, был оккупирован Вьетнам, но сопротивление населения заставило китайцев уйти оттуда. Через центр города Запретный город с севера на юг протянулась главная улица. Сыма Цянь не выдумывал деталей биографии мудреца, он лишь некритически отбирал. Китайское правительство не возражает против возрождения конфуцианства, поскольку это учение придает лояльности по отношению к государству особое значение. Вопросы о месте Конфуция и о конфуцианстве как системе идей и институтов, восходящей к нему, но сложившейся много позже примерно через 500 лет после его смерти. Социальнополитическая реальность времен Конфуция была достаточно сложной и весьма нерадостной. Доброжелателен и помогает другим стать лучше, заботится о нуждающихся и то же время не настолько мягок, чтобы Давать водить себя за нос VI, 3 и 24. О том, сколь успешно реализовал учитель свои намерения, свидетельствует статистика из 22 учеников девять со временем получили влиятельную должность, а еще один от нее отказался. Если же людям не хватает, то как может хватать правителю?.

В чем же конкретно проявляли себя правила — ли?. Некто спросил Конфуция Почему вы не принимаете участия администрации?. Все остальное — верность и преданность чжун, искренность синь, уважение и благоговение цзин, мягкость и уступчивость жан, любомудрие чжи, равно как и золотое правило этики не делай другим того, чего не хочешь себе, — этот тезис разных вариантах Конфуций повторял неоднократно V, 11 XII, 2 XV, 23, суть лишь добавления к жэнь, а то и просто проявления. Конечно, Конфуций оставался Конфуцием, имя его было знаменем, слово — законом, мнение — истиной, не требующей доказательств.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-study

 
Обращение к пользователям