Искусство италии высокого возрождения

Петра, Давид, 15051506, Флоренция, Академия использование готического контрапоста как средству преодоления конкретности образа и натуралистических тенденций флорентийского искусства конца XV века. Некоторые формальные признаки маньеризма композиционная усложненность, figura serpantinata змеевидная фигура, вытянутые пропорции, холодный колорит, тщательная выписанность, эмалевидная поверхность. Донато Браманте 14441514 главный архитектор папы Юлия II, который был автором проекта величественной архитектурной достопримечательности собора. Леонардо да Винчи равно воспринимал науку и искусство после детального изучения проблемы делал много эскизов, чтобы найти верное решение. Духовную красоту человека Рафаэль передавал портретах, многочисленных изображениях Мадонны. Пятиметровая скульптура Давид изображает юного воина перед сражением с Голиафом. Роспись потолка Сикстинской капеллы превозносит красоту человека образе Адама, силу и могущество образе бога Саваофа. Бытовой жанр, наиболее популярный голландской живописи, свидетельствует о приближенность этого искусства к реалиям жизни. Небольшие по размеру, эти картины, однако, отличаются высоким качеством и мастерством исполнения. Вершиной голландской живописи является творчество Рембрандта Харменса ван Рейна 16061669.

Творчество Рембрандта завершилась известным полотном Возвращение блудного сына, что и сейчас поражает глубиной изображения человеческих чувств. Альбрехт Дюрер 14711528 выдающийся немецкий художник, искусство которого отличалось от классического. В частности, выделяется творчество Никола Пуссена 15941665, посвященная античным и библейским сюжетам Царство Флоры, Снятие с креста. Вторжение 1494 году французских войск, опустошительные войны первых десятилетий XVI века, разгром Рима ослабили Италию. Происходит перемещение внутри страны капиталов из торговли и промышленности земледелие, постепенное превращение буржуазии сословие земельных собственников, заинтересованных сохранении феодальных порядков.

В этих сложных условиях первых десятилетий XVI века сформировались принципы культуры и искусство нового стиля. Создателями этого глубоко гуманистического искусства были люди не только огромной культуры, широкого кругозора, но и творческие личности, свободные от рамок средневекового цехового устоя. Переходя от теоретичесих размышлений к практике, Леонардо начинает применять своё знаменитое сфумато дымчатую светотень, оптическое впечатление духе импрессионизма. Творчество третьего титана Высокого Возрождния Микеланджело Буонаротти 14751564 явилось его кульминацией и то же время отражением глубоких противоречий культуры эпохи. Монументальность, пластичность и драматизм образов, преклонение перед человеческой красотой проявились уже ранних произведениях Оплакивание Христа Роспись свода Сикстинской капеллы Ватикане 150812, статуя Моисей 151516 утверждают физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности.

Экономическими предпосылками этого явления стало становление и развитие капиталистических отношений, но эпоха Возрождения это, прежде всего, переоценка ценностей и новый взгляд на человека и окружающий его земной. Главенствующим направлением философских, эстетических теориях становится гуманизм, отстаивающий ценность человеческой личности. В основу нового гуманистического ренессансного мышления лег возродившийся те времена интерес к античной культуре, которая изображала человека как универсального носителя глубоких личностных черт, яркой индивидуальности. Творчество великих мастеров отличается глубокой психологичностью, реалистичностью, тонким проникновением духовный и душевный мир человека. Леонардо да Винчи – архитектор, художник, инженер, основоположник стиля Высокого Возрождения. Высокий Ренессанс совпал с периодом ожесточенной борьбы итальянских городов за независи­мость. Это уже не просто пейзажный фон, а определенная среда, которой взаимодействуют изображенные лица. Эта реакция различна, но картине нет никакой внешней аффектации, все полно сдер­жанного внутреннего движения.

Двенадцать чело­век разбиты на четыре группы по три человека каждой. Недолгое время Леонардо пробыл на службе у Цезаря Борджиа, а весной. В портрете Моны Лизы достигнута та степень обобщения, которая, сохраняя всю неповторимость изображенной индивиду­альности, позволяет рассматривать образ как типичный для эпохи Высокого Ренессанса. Это обобщение, главная идея которого — чувство собственной значительности, вы­сокое право на самостоятельную духовную жизнь, достигнуто целым рядом определенных формальных моментов и плавным контуром фигуры, и мягкой моделировкой лица и рук, окутанных леонардовским сфумато. В станце делла Сеньятура комнате подписей, печатей он написал четыре фрескиал­легории основных сфер духовной деятельности человека фило­софии, поэзии, богословия и юриспруденции. Официальная программа росписи станцы делла Сеньятура являлась отражением идеи примирения христианской религии с античной культурой. Главным рос­писи остается общая атмосфера высокой духовности, ощущение силы и мощи человеческого духа и разума.

Первая полови­на его творческого пути приходится на период расцвета искусства Высокого Ренессанса, а вторая — на время Контрреформации и начало формирования искусства барокко. Господствующими этой композиции являются черты, свойст­венные именно Высокому Ренессансу цельность героического образа, классическая ясность монументального художественного языка. В прекрасном образе Давида, его суровом лице скульптор передал титаническую силу страсти, не­преклонную волю, гражданское мужество, безграничную мощь свободного человека. Флорентийцы видели Давиде близкого им героя, гражданина республики и ее защитника. Эти композиции обрамлены написанным же, но создающим иллюзию архитектуры, карнизом и разделены, также живописными, тягами. Под живописным карнизом Микеланджело написал про­роков и сивилл каждая фигура около трех метров, люнетах арках над окнами изобразил эпизоды из Библии и предков Христа как простых людей, занятых повседневными делами.

В девяти центральных композициях развертываются события первых дней творения, история Адама и Евы, всемирный потоп, и все эти сцены, по сути, являются гимном человеку, заложенным нем силам, его мощи и его красоте. Адам идеально прекрасен сцене Сотворение Адама, он еще лишен воли, но прикосновение руки творца, как электрическая искра, пронзает его и зажигает жизнь этом пре­красном теле. С конца 20х годов Италия буквально раздиралась как внешними, так и внутренними врагами. Этот беспокойный ритм еще усиливается позами аллегорических фигур времени суток напряженные изогну­тые тела как бы скатываются с покатых крышек саркофагов, не находя опоры. Два последних десятилетия жизни Микеланджело приходятся на тот период, когда Италии искореняются черты свободомыслия великой гуманистической эпохи Ренессанса. По настоянию инкви­зиции, посчитавшей непристойным такое количество обнаженных тел во фреске Страшный суд, ученик Микеланджело Даниеле де Вольтерра записывает некоторые фигуры. Позднее Возрождение Италии охватывает период с 1530х по 1620е годы. Тициан Вечемио Этот художник с огромным творческим потенциалом прошел сложный и драматический жизненный путь, ходе которого его мировоззрение существенно изменилось. В своей Базилике он создает новую систему пропорций ордеров, используя ордер не как декорацию фасада, а как главный организующий принцип конструкции. Вилла Фоскари Вилла Ротонда Базилика Веченце Лоджия дель Капитаньо театр Олимпико.

Он стремился найти совершенство первоначальном источнике красоты — природе. В России славится Илья Репин, который пишет портреты своих современников Толстой за работой, Мусоргский. Реализм русских художников проникнут мистическим духом, религиозностью и извечной человеческой тоской. В 17 веке Италия потеряла экономическое и политическое могущество, но она все равно остается культурным центром Европы. Знать и церковь нуждались том, чтобы их силу и состоятельность увидели все, но поскольку денег на новые постройки не было, они обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Стиль барокко живописи характеризуется динамизмом композиций, пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Яркий пример – творчество Рубенса и Караваджо с их буйствами чувств и натурализмом изображении людей и событий.

Караваджо считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших конце. Художники Барокко Караваджо, Карраччи, Рубенс, Рембрандт, Диего Веласкес, Ян Вермеер. Браманте, Микеланджело купол собора св Петра Риме, Пьетро да Кортона, Борромини, Карло Мадерна. Ритуал требовал сборища верующих одном месте, а также жертвы на алтаре. Их отличительной чертой был возврат к перспективной прямолинейности, акцент на центральную. Храм строился на высоком основании с низкими колоннами, по своим формам отдаленно напоминал дорический храм. Интерес к истории как к последовательному развитию событий заметен уже период Республики — барельефах с непрерывным повествованием — пример их использования рельеф Алтарь Мира. База колонны Антонина Пия Антиной с виллы Мондрагоне Медальоны с арки Константина. Уже во второй половине 15 века Италии стал обнаруживаться упадок промышленности и торговли, для успехов которых все более серьезным препятствием становились раздробленность и неравномерность развития страны.

Одновременно началось наступление католической церкви на гуманизм и свободомыслие. Не удивительно, что сформировавшееся этой обстановке искусство представляет сложную и противоречивую картину. Сначала, первые два десятилетия 16 века главным явлением художественной культуре Италии было выросшее на основе большого общественного подъема и стремления к национальному объединению искусство Высокого Возрождения. Но уже около 1515 года творчестве ряда молодых мастеров появляются признаки растерянности и тревоги, разочарования гуманистических идеалах, особенно усилившиеся с 30х годов после разграбления Рима и падения Флоренции. Гуманистов вдохновляла античность, служившая для них источником зна ний и образцом художественного творчества. Но его Небесные Царицы почти суровы, полны сильного внутреннего чувст ва их лица с резким прямым профи лем обращены к Спасителю. Джотто ввёл традиционную си стему росписей новые сюжеты, свя занные с жизнью Иоакима и Анны, родителей Марии — Матери Христа.

В храмовом строительстве основным типом остаётся базилика с плоским потолком или с крестовыми сводами, но элементах — расстановке и отделке колонн и столбов, распределении арок и архитравов, внешнем виде окон и порталов, зодчие ориентируются на грекоримские памятники стремлении образования обширных, свободных пространств внутри зданий. В 1423 году на территории монастыря Санта Кроче был пожар и большая его территория нуждалась перестройке. Петра, располагались сады цирка Нерона от него, кстати, остался обелиск из Гелиополя, который до сего дня стоит на площади. Основоположником направления маньеризма архитектуре можно назвать Микеланджело 1475—1564, чьём творчестве проявляется тенденция свободной интерпретации принципов и форм античного искусства. В истории искусства она стала первым изо­бражением конкретного истори­ческого события с портретом сов­ременника. Художник часто ставил профиль фигуры, приближая их к переднему плану, предпочитал закруглённые силуэ­ты и чёткие, лёгкие, плавные линии.

Подчас отдельные тенденции, предвосхищая искусство чинквеченто, пробиваются наружу, сказываясь то стремлении того или иного живописца и скульптора. Отличительные особенности самой его манеры — это особая красота линий и мягкость рельефной моделировки. В центре изображен первосвященник, который сближает руки стоящих по сторонам его Марии и Иосифа, надевающего ей на палец кольцо. Мягкий лиризм этих образов усиливается уже испытанным у Рафаэля мотивом — развернутым пейзажным фоном. Образцом произведений Рафаэля такого рода может служить монументальная Мадонна с Иоанном Крестителем. Приумножив с помощью военных захватов земельные владения Папской области, он внес свойственный ему размах и художественную политику Рима.

Внизу на первом плане — две симметрично размещенные группы слева — склонившийся на колено с книгой руках Пифагор с учениками справа, тоже окружении учеников, гибких прекрасных юношей, — Эвклид или Архимед низко нагнувшись, он чертит циркулем на лежащей на полу грифельной доске. И действительно, фрески, помещенные на ее поперечных стенах, свидетельствуют о некоторых изменениях стиле рафаэлевской монументальной живописи. Но главное ней то, что на смену идеальным образам пришли образы обладающие большей степенью жизненной реальности. Каждая из этих частей представляет собой самостоятельный композиционно законченный эпизод, и то же время все вместе они образуют единый и опятьтаки композиционно цельный образ. В центральной части сквозь целиком забранный решеткой арочный проем мы видим темнице спящего апостола Петра цепях, над которым склонился ангел сияющем ореоле. Мадонна кресле — это, пожалуй, вершина пластического стиля Рафаэля его станковой живописи. В объятии Марии передано чувство глубокой материнской любви, и сама форма тондо, охватывающая фигуры и объединяющая их нерасторжимое целое, воспринимается здесь как необходимый элемент выражении этого чувства. Лишь Мадонне кресле персонажи смотрят на зрителя, и во взгляде их есть глубокая серьезность, но более определенной степени их переживания художником не раскрываются. До нас дошло большое число его композиционных набросков, эскизов, картонов и натурных зарисовок их обилие указывает на то, что живописные произведения Рафаэля явились результатом напряженного целеустремленного труда.

Но искусстве ему подчас недоставало глубокой эмоциональности, и трезвый расчет нередко одерживал у него верх над чувством. К более ранним его фресковым работам принадлежит фреска Рождество Марии церкви Аннунциаты. Наиболее крупные ее достижения связаны с именем Маркантонио Раймонди. Поэтому лучшие произведения Маркантонио например, Избиение младенцев, исполненное по рисунку Рафаэля представляют самостоятельную художественную ценность. Творческая деятельность Антонио Аллегри, прозванного по наименованию своего родного города Корреджо. В столь необычном для ренессансного искусства растворении индивидуального человеческого образа массе парящих облаках фигур, так же как и безудержной динамике всей росписи, обнаруживается прямое предвестие вихревых плафонных и купольных композиций барокко. Сам он неоднократно называл себя только скульптором, и это справедливо не потому лишь, что среди других видов изобразительного искусства он отдавал предпочтение скульптуре характер его мировосприятия, безраздельное господство человека его искусстве — все это приводило к тому, что и своих живописных и графических произведениях он оставался прежде всего скульптором. Он отдал им дань своем Вакхе — произведении, однако, еще не глубоком и не обладающем подлинной оригинальностью. II хотя Микеланджело дал росписи пример умелого использования цвета, целом образы сикстинского плафона кажутся скорее изваянными мощной рукой скульптора, нежели созданными кистью живописца.

Фигуры настолько плотно заполняют собой мраморные блоки, что могут служить наглядной иллюстрацией к словам Микеланджело о том, что хорошая статуя должна остаться невредимой даже том случае, если она скатится с горы. Произведением, завершающим фазу Высокого Возрождения творчестве Микеланджело и одновременно кладущим начало новому художественному этапу, явилась флорентийская капелла Медичи. В капелле Медичи Микеланджело выступил как гениальный мастер художественного синтеза. Еще решительней тенденции к нарастающей одухотворенности образов выражены последнем скульптурном произведении Микеланджело — Пьета Ронданини Рим, палаццо Сансеверино. Прижатые друг к другу, вытянутые, угловатоизломанные тела Христа и богоматери, их лица, едва вырисовывающиеся из каменной глыбы, кажутся бесплотными. Этот римский собор вошёл число величайших творений мирового зодчества.

Это был первый национальный литературный язык Европе, переход на который способствовал широкому распространению ренессансной образованности. В сложных условиях первых десятилетий 16 столетия сформировались принципы культуры и искусства нового стиля. С 1530х годов Средней Италии нарастает феодальнокатолическая реакция, а вместе с ней распространяется упадочное направление искусстве, получившее название маньеризма. Но именно этот период смертельной опасности раскрылись еще неисчерпанные революционные возможности ренессансной Италии. Но то же время именно Италия из всех стран Европы оказалась наиболее подготовленной для выражения всей сложности и гигантской масштабности исторического бытия данной эпохи. Совокупность сложных условий данного исторического периода оказала свое воздействие на сложение основ итальянского Высокого Возрождения, на формирование образного восприятия его художников, на изобразительный строй их произведений. И та, и другая линия внесли свою долю становление ренессансного искусства.

Вот что пишет об этом известный гуманист и философ Джованни Пико делла Мирандола Я ставлю тебя центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть мире. Для итальянских гуманистов главным было — направленность человека на самого себя. Кампанила и по сей день украшает Флоренцию своим легким сквозным силуэтом, контрастируя с мощным куполом собора. При Папе и его ближайших преемниках Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла нём строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи. Большую роль распространении античного наследия сыграло изобретение книгопечатания. Один из са ­ мых образованных людей своего времени, первый историк итальян ­ ского искусства, Гиберти, твор ­ честве которого главным были рав ­ новесие и гармония всех элементов изображения, посвятил жизнь од ­ ному виду скульптуры — релье.

Огромный общественный подъём послужил основой расцвета мощной культуры Высокого Возрождения. Тематически с Изгнанием Элиодора перекликается Встреча Атиллы фреска, видимо, выполненная учениками великого мастера. Петра, который роскошью отделки и размерами должен был превзойти все церкви мира. Высочайший подъём культуры происходил сложнейший исторический период. Свободные повороты, легкие и гибкие движения — например, у юноши на первом плане справа, ломающего свой жезл о колено, — свидетельствуют об окончательном освобождении мастера от кватрочептистской скованности. Отчасти это, быть может, связано с тем, что Рафаэль не достиг здесь характерной для него концентрации действия, ' и композиция распадается на два слабо связанных эпизода. За единичными исключениями художникичинквечентисты как бы уже родились таковыми, точно так же, как те из живописцев 15 века, которые продолжали работать первые десятилетия 16 века их числе Боттичелли, Мантенья, Лука Синьорелли, Пьеро ди Козимо, Перуджино, попрежнему оставались своем искусстве настоящими кватрочентистами.

Брунеллески предстояло перекрыть без возведения лесов огромный про лёт купола диаметр основания со рок два метра. Всё поле кафедры занимает ликующий хоровод пляшущих путти — нечто вроде античных амуров и одновременно средневековых анге лов виде обнажённых мальчиков, иногда крылатых, изображённых движении. Монумент поставлен па раллельно фасаду собора СантАнтонио, что позволяет видеть его ли бо на фоне голубого неба, либо эффектном сопоставлении с мощ ными формами куполов. Обаятельный мастер, автор многих алтарных картин, среди которых лучшей считается картина Покло нение Младенцу, созданная для ка пеллы палаццо Медичи, Филиппо Липпи сумел передать них челове ческую теплоту и поэтическую лю бовь к природе. При этом художник достиг скульптурной чеканной объ ёмности лица — мастер лепил его с помощью света и красок. Там мастер жил и работал до конца своих дней Мантенья вы полнял Мантуе разного рода стро ительные работы, оформлял теат ральные представления и улицы дни празднеств. Флоренции принадлежала ведущая роль утверждении аристократиче ски изысканного художественного образа, связанного с мифологиче ской или литературной основой и значительной мере предназначен ного для ценителей и знатоков. Их отличает не классическая правильность черт, не миловидность, а обаяние без грешной чистоты, беззащитности, невысказанной грусти. Мастер гото вился к созданию своего великого шедевра — Сикстинской Мадон ны 1515—1519.

Проект Микелан джело был смел и грандиозен сорок мраморных статуй должны были ук расить мавзолей. В сумеречном свете, на фоне грязной каменной ниши, группа близких застыла у те ла Христа безмолвной скорби. Блестяще найденное Палладио композицион ное и пластическое решение Ротон ды послужило будущем прообра зом для многих храмов и мавзолеев. Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый. Концентрация капиталов позволила итальянскому купечеству перейти от торговых операций к кредитным торговле деньгами. Каждый сюжет воспринимается как самостоятельная композиция, но целом все композиции образуют повествовательный цикл. Благовещение довольно крупная по масштабам 15 века вытянутая по горизонтали композиция длина ее около 2, 5 изображает Марию, сидящую за пюпитром для чтения у входа здание, о монументальности которого дает представление крупный руст углов и наличников портала. Получив заказ от папы Льва X, он тотчас принимается готовить особого состава лак для будущей картины, что вызвало саркастическое замечание попы Увы, никогда ничего не сделает тот, кто начинает думать о конце работы, ещё не начав. Его привлекал реализм мастеров флорентийского кватроченто, но он, творец нового стиля, отказывается от мелочной детализации, при помощи которой эти мастера стремились достичь убедительности, и идет по линии синтеза, по линии типических обобщений.

Отвлеченное понятие противоречия идей с предельной ясностью выражено этих реальных образах. В мае 1945 года Сикстинская мадонна, а с нею ряд шедевров результате поисков были обнаружены советскими солдатами пыльной штольне заброшенных каменоломен неподалёку от Дрездена. Одежда струится лёгкими дробными складками, драпируя торс мадонны, подчёркивая женственность её облика тяжёлая ткань плаща ниспадает с колен до земли крупными массами и образует подобие пьедестала, на котором покоится тело Христа. Донателло изобразил Давида слабым юношей, точно одержать победу помогла ему высшая сила Микеланджело изваял атлета, обязанного победою только самому себе. Специальная комиссия после долгих споров и разногласий определила место, где стоять Давиду на площади Синьории перед палаццо Веккио – резиденцией правительства флорентийской республики.

Усыпальница Медичи во флорентийской церкви Сан Лоренцо представляет собой перекрытое куполом небольшое помещение. Силой, страстностью и реализмом проникнуты работы скульптора Донателло 13861488. Многие из его идей на столетие опередили свое время вот только некоторые из них идея летательного аппарата тяжелее воздуха и парашюта, конструкция башенного подъемного крана, винтового домкрата, роликового подшипника. Картина Сикстинская мадонна дает наглядный пример присущей рафаэлевским образам своеобразной многозначности самых простых движений и жестов. О выразительности певучих линий Рафаэля Санти достаточно говорит контур фигуры мадонны, мощно и свободно очерчивающий ее силуэт, полный красоты и движения. Имелся ли для него реальный прототип?. Один из них принадлежит кисти Рафаэля, но то, что на портрете изображена именно Джулия, является достаточно спорным фактом. Кроме того, возможно, что Джулия фигурирует качестве полуразвернутой женской фигуры полотне Рафаэля Преображение Христово. На картине изображена Форнарина, возлюбленная Рафаэля Санти, действительное имя которой Маргерита Лути.

Мифы о царевне Психее рассказывают о стремлении человеческой души слиться с любовью. Если средневековье выросло на остатках Рима, оставаясь носителем идеи универсальной монархии, и воспринимало античный мир как полузабытое языческое прошлое, то Ренессанс поднял знамя возрождения великих традиций Рима и Греции как форму отказа от средневековья. Он выучил греческий язык, но конце концов отдал предпочтение римской культуре, несмотря на то, что она полностью была построена на эллинских заимствованиях. Написанные им философские трактаты свидетельствуют, что именно Франческо Петрарка был отцом итальянского гуманизма. Борьба между фреской и станковой масляной живописью завершилась полной победой последней. Средневековье не интересовалось человеческим телом как таковым, считая его бренной материальной оболочкой. Его картины еще лишены перспективы, фигуры плоские, но некоторые из них уже объединены общей композицией. В середине XIV века он по приглашению Бенедикта XII расписывал папский дворец Авиньоне.

Теперь же Микеланджело возглавил раскопки руин античного Рима, целью которых был поиск греческих и римских статуй. Несмотря на то, что скульптор Раньше не писал фрески, течение 4 лет он создал не презоиденный шедевр, ставший подлинной жемчужиной Ваикана. Здесь он создал первые крупные полотна Мадонна Грандука и Мадонна со щегленком, которые принесли молодому красавцу широкую известность, и 1508 году по протекции итальянского архитектора До нато Браманте он прибыл. Великолепные росписи, получившие название стансы Рафаэля навсегда обессмертили имя художника. На их картинах можно было разглядеть отдельные мазки кисти, что свидетельствовало о совершенно новом восприятии живописи. Параллельная работа Леонардо и Микеланджело над картонами к фрескам вылилась беспримерное своем роде соревнование двух величайших мастеров своего времени. Творческий путь Микеланджело — это наиболее яркое выражение магистральной линии искусстве итальянского Возрождения.

Первые дошедшие до нас скульптурные работы Микеланджело — созданные начале 90х. Усыпальница Медичи — это капелла при церкви Сан Лоренцо, построенная и украшенная целиком по проекту Микеланджело. Возродив античные идеалы, оно то же время отразило ренессансное представление о ценности личности, красоте окружающего его мира. Поэтому великие произведения искусства, созданные даже отдаленные эпохи, не только не утрачивают своего значения, но обретают новые оттенки осмыслении своего содержания, нравственноэстетической проблематики. Цицерон, у которого заимствован термин studia humanitatis, понимал под ним воскрешение на римской почве греческой образованности. И гуманизмато, казалось бы, еще не было, а уже есть ясное и гордое самосознание личности свободной и суверенной.

Уже освобождая от адских мук и вводя на зеленые луга Лимба язычников мудрецов и героев античности, а также выдающихся мусульман философов и благородных воинов, Данте заявил, что человек выше вероисповедания. Заслуга первой постановки проблемы достоинства гуманистической литературе принадлежит неаполитанскому гуманисту Бартоломео Фацио, чье творчество еще недостаточно изучено. Не отказываясь от дуалистической трактовки человека тело дух, Валла истолковывает этот дуализм поновому как гармоническое равновесие, равноправие телесного и духовного начал, а не как их антагонизм. Главнейшими добродетелями являются рассудок, мудрость и знание, так называемые добродетели разума. Происходит перелом общественном сознании, художникам Высокого Возрождения не составит труда окончательно его обозначить. Он готов покорно сносить свои невзгоды, не падая духом, не ожесточаясь против людей. Человек Джотто находит приложение своих деятельных сил отношениях к другим людям, своей неразрывной связи с миром себе подобных. Дали такой пример художника нового типа активной творческой личности, свободной от прежних мелочных цеховых ограничений, обладающей полнотой артистического самосознания и способной заставить считаться с собой сильных мира сего. Совершенная согласованность всех частей, создающая крепкое спаянное единое целое. В самом деле, если Мадонне скалах Леонардо пытался выразить внутренние побуждения действующих лиц, то здесь он стремился передать движения, вызванные этими побуждениями.

В еще более высокой мере эти качества сказались лучшем из его ранних произведений Обручении Марии, которой очень наглядно проявилось мастерство художественной организации всех элементов картины. В четырех обширных композициях он изобразил аллегорически Религию, Искусство, Философию и Право. Наличие окон боковых стенах определило характер произведенного Микеланджело членения потолка. И вот на этом плафоне рождение первого человека, сотворение Богом Адама. Вместе с тем, попав на службу к Моро, ой кажется как бы созданным для светской жизни, подобной той, которую ведет миланский вельможа. Остальные двенадцать человек разбиты на четыре группы по три человека каждой. Проблемы эти были разрешены еще Леонардо Тайной вечере со свойственной ему логикой. Справа образе Евклида окружении учеников Рафаэль изобразил своего великого современника архитектора Браманте далее представлены знаменитые астрономы и математики у самого края правой группы художник написал себя. Замысел скульптора был грандиозным он хотел создать колоссальный памятникмавзолей, украшенный сорока фигурами более чем натуральную величину.

В настроении тяжелейшего пессимизма, состоянии усиливающейся глубокой религиозности и работает Микеланджело над гробницей Медичи. Занятый то время статуями для капеллы Медичи во Флоренции, скульптор ответил отказом. В 1499 году Браманте переезжает Рим и поступает на службу к папе Александру VI Борджиа. Петра, период раннего средневековья существовала древняя базилика. Петра основе был закончен, за исключением покрытия центрального купола. В архитектурнопластическом отношении они значительно отличаются друг от друга.

Микеланджело свободно распоряжается архитектурными формами, он отказывается от обычного антаблемента, ограничиваясь карнизами, заменяет пилястры гермами, изменяет произвольно ордерные пропорции. Художественное созидание, казалось, стало неутолимой потребностью людей ренессансной эпохи, выражением их неиссякаемой энергии. II все же богатые итальянские города отличались этом отношении от городских центров по ту сторону Альп одной решающей особенностью. Усиление централизованной власти путем передачи ее руки одного правителя происходившего из феодальных либо богатейших купеческих фамилий было следствием обострения классовой борьбы между правящими буржуазными кругами и массой городских низов. Призывы к объединению Италии со стороны лучших умов страны и отдельные практические попытки этом направлении не смогли преодолеть традиционного сепаратизма итальянских государств. Одним из показателей высочайшего уровня развития итальянского ренессансного искусства было характерное для него широкое развитие научнотеоретической мысли. Были совершены также первые важные шаги таких новых жанрах, как историческая живопись собственном смысле слова и пейзаж. Историческая роль Флоренции формировании культуры эпохи Возрождения особенно значительна.

Но с утратой итальянскими государствами политической независимости, период кризиса ренессансной культуры папский Рим превратился оплот идеологической реакции, облекшейся форму контрреформации. Именно Венеции было суждено дать наиболее плодотворное раскрытие образных качеств итальянского позднего Возрождения. Уже 16 столетии достижение определенного уровня художественной зрелости странах Европы было невозможно без глубокого творческого освоения завоеваний итальянского искусства. Итальянцы подавляющем большинстве исполняли обряды католической церкви, не выступали против ее догматов, духовенство и его глава римский папа, несмотря на ряд политических поражений, продолжали обладать огромной властью и из Рима диктовали законы западному христианскому миру. Мазаччо прожил очень короткую жизнь, далеким от житейских забот, думая только о совершенстве своего искусства. Прославлена его мадонна Магнификат с сонмом ангелов, возносящих корону над головой Богоматери, склоненной над ребенком. Объемные фигуры объединены строгие группы, расположенные часто на фоне пейзажа.

Скульптура из цветной майолики сочеталась с архитектурой, декоративно оформляла. Характерные черты реализма итальянского Возрождения — классическая ясность, человечность образов, их пластическая сила и гармоническая выразительность — достигают неповторимой высоты. Леонардо был зачислен цех живописцев и 1480 году уже имел собственную мастерскую. Но как раз это время Миланский гepцог, честолюбивый и умный политик, претендовавший на роль покровителя искусства и науки, Лодовико Моро обратился во Флоренцию к Лоренцо Медичи с просьбой рекомендовать ему художника для исполнения конного памятника его отцу Франческо Сфорца. Чувства изумления, ужаса, негодования, недоумения, недоверия сменяют друг друга. Автопортрет Леонардо сохранил нам его черты старости подстриженные усы не скрывают скорбных чуть презрительных губ, но пристальные глаза изпод нависших бровей смотрят поорлиному гордо и зорко.

Он создает цикл Мадонн, которых кроткая прелесть матери, занятой своим ребенко, сочетается с ясной прелестью спокойного пейзажа. В Диспуте Рафаэль расположил по двум дугам две группы — нижнюю, изображающую земную воинствующую церковь, и верхнюю, прославляющую церковь небесную, торжествующую. Афинская школа посвящена философии, притом как явлению, равному богословию, ибо, по выражению друга Рафаэля гуманиста Марсилио Фичино, философия и теология — близнецы. Это рисунки ковровгобеленов для Сикстинской капеллы и роспись виллы Фарнезина. Один из римских богачей, близкий к кругу гуманистов, Агостино Киджи заказал Рафаэлю написать его загородной вилле Фарнезина сюиту, посвященную истории Амура и Психеи. Но продолжал творить третий из величайших гениев Италии — Микеланджело. Но подчиняя колорит языку объемных форм, Микеланджело находил такие оттенки розового, зеленого, синего, сиреневого, золотистого, которые усиливают выразительность как бы скульптурных образов. Вакханалия, Венера с Адонисом, Диана и Актеон, Похищение Европы, Пастух и нимфа и другие картины Тициана на мифологические темы — вершина той языческой стороны культуры, которой выразилась одна из прогрессивных сторон Возрождения. А за балюстрадами, лестницами и арками видно серебристо бирюзовое небо Венеции с грядами жемчужных облаков.

Это было продолжением решений той перспективной задачи, которую некогда решал Мантенья. Картины, посвященные мифологическим темам, относятся к последним годам творчества Корреджо. В искусстве эпохи Возрождения открытие чувственного богатства и многообразия окружающей действительности сочеталось с ее аналитическим изучением, разработкой законов линейной и воздушной перспективы, теории пропорций, проблем анатомии. Северный Ренессанс запаздывает по отношению к итальянскому на целое столетие и начинается тогда, когда итальянский вступает высшую фазу своего развития. Век Северного Возрождения был недолог, но его влияние на европейскую культуру ощущается и сегодня. Сюда можно отнести и нежнейшую по колори­ту картину Праздник розовых венков, цикл гра­вюр Жизнь Марии, вдохновивший XIX веке Рильке на цикл стихов.

Дюрер был несомненно самым глубоким и значительным мас­тером немецкого Возрождения. Оно очень сильно отличается не только от итальянского, но и от французского и нидерландского Возрождения. Первый крупный художник французского Возрож­дения – Жан Фуке около 1420 –1481, придворный живописец Карла VII и Людовика. Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Жаль, что всё вышеперечисленное не составляет даже 10% заслуг величайшего человека эпохи позднего возрождения. Рафаэль многие идеи для своего неповторимого стиля перенял, изучая картины Леонардо. Его картины отличаются очень глубокой исторической ценностью, выраженной незаметных с первого взгляда деталях.

Начиналась эпоха становления опытных наук лице таких их представителей как. Он достаточно ясно изложил, что истоки этого явления следует искать живописи Джотто и скульптора. Не случайно, что именно этот период закладывался фундамент понятия изящные искусства, которое во многом отражает ренессансное и новоевропейское представление о архитектуре, скульптуре, живописи как родственных искусствах. Поясните роль тезиса пропорциональность как принцип природы ренессансных теориях пропорций. Его крупнейшая работа — огромный алтарный образ Маэста Величие. В последние десятилетия XIV столетия Италия переживала тяжёлые потрясения, связанные с упадком торговли, войнами, а главное, с чёрной смертью — эпидемиями чумы, завезённой с Востока. Период Раннего Возрождения охватывает собой Италии время с 1420 по. Кватроченто – этап Раннего Возрождения Италии – триумфальный период истории искусства. Второй крупной фигурой живописи Раннего Возрождения был Пьеро делла Франческа около 1420—1492, крупнейший художник и теоретик Возрождения.

Характерными чертами живописи флорентийской школы были изысканность линий, утонченность моделировок сочетании с классическими пропорциями. Многие его зарисовки служат иллюстрацией научного труда, и тоже время это произведения высокого искусства. Это Поклонение волхвов, где впервые получает масштабное решение леонардовская концепция пространства. Лейтмотивом искусства художника проходит поэтическое представление о родстве человека с природой, богатстве и красоте их. Художник воплощает на холсте их чувство природы, чувство красоты, как бы восходящее с античных времен.

Французский король Франциск I, 1518, пригласил Андреа дель Сарто во Францию, поскольку тот считался лучшим рисовальщиком во Флоренции. Пармиджанино вызывает у зрителя полную иллюзию, что тот находится перед полусферическим зеркалом из полированного металла, блестящая поверхность которого отражает облик юного художника и полутемное, наполненное слабым мерцающим светом помещение его мастерской. Конец XV и XVI столетие были для стран Европы самой динамичной и бурной эпохой их истории. Подтверждением сказанному может служить его знаменитая работа Человек тюрбане. Яркий, пышный, театрализованный придворный ритуал, рыцарские турниры, галантное поклонение прекрасной даме, легенды, оживавшие на страницах рыцарских романов, и традиционные формы готического искусства — все это связывало французскую культуру того времени с прошлым. Каждая из них должна была служить образцом нового вкуса, нового стиля жизни и нового искусства, призванных поднять престиж Франции глазах всей Европы. В то время когда Италии повсеместно распространилась феодальнокатолическая реакция, Венеция сохранила республиканский строй и осталась единственным очагом ренессансной культуры и гуманизма. В этой картине Джорджоне еще во многом близок к традиции 15 века, однако ней появляются и некоторые новые черты. Композиции его богаче и разнообразнее, его зрелых произведениях звучит величавый пафос искусства Высокого Возрождения. Одна из лучших картин этого периода Любовь небесная и земная 1514, Рим, галерея Боргезе также представляет собой вариант излюбленного мотива Джорджоне — изображение нагого женского тела на фоне пейзажа.

В колористическом отношении картина построена на звучном аккорде красного и синего цветов. Роль восточных влияний и воздействие эгейского искусства на позднейшее искусство Древней Греции. Иные по сравнению с эгейским миром основы и особенности художественного языка. Историческое происхождение романской базилики античные, раннехристианские, сиромалоазийские истоки этой формы. Переход к четырехчастным сводам, изменение планировочной системы, возникновение нового типа опоры, особенности ордерной системы. Теория подражания природе, линейная перспектива с единой точкой схода, иллюзорное воспроизведение объема.

Ранние произведения Тициана религиозной живописи, жанре поэзий и портрете алтарный образ Вознесение Марии, Любовь небесная и Любовь земная, Портрет юноши с перчаткой. Место Палладио архитектуре Возрождения и значение его наследия для европейской архитектуре. Интерес к теме природы позднем периоде творчества Пейзаж с Гераклом и телом Какуса. Предромантические тенденции портрете портреты аббата Сен Нона и Дидро. Воплощение гражданского, героического идеала картине Клятва Горациев, Брут. Программный характер выставочного павильона на Всемирной выставке Лондоне Хрустальный дворец и Эйфелевой башни Париже. Герои импрессионизма как неразрывная часть городской жизни, отказ от морализирования и дидактики Кафе на Монмартре, Любители абсента Эдгара Дега.

Приверженность натуре и склонность к обобщению, интеллектуальному абстрагированию. Возвращение к античной традиции и ее новое истолкование скульптуре начала. Ощущение утраты целостного представления о мире, усиление индивидуализма, чувство свободы, отчаяние одиночества и стремление к обретению гармонии. Стремление к объединению и множественность направлений поисках нового языка и новых форм выражения своих представлений и эмоций. Агрессивный характер манифестов футуризма призывы к разрушению старой культуры, воспевание индустриальной цивилизации и апология машины как ее символа. Попытки изобразить пластических искусствах динамизм времени Джакомо Балла Автомобиль скорость. Появилось множество различных направлений искусстве импрессионизм, модернизм, классицизм, романтизм, натурализм, символизм, реализм, сюрреализм, абстракционизм.

В этих произведениях долгое время сохранялись позднеантичные традиции, мифологические сюжеты. Совершенно особое место искусстве террафермы занимает творчество самого Значительного из ее мастеров Якопо дель Понте из Бассано 1510 19—1592. Эпоха Возрождения — расцвет всех областей человеческого знания, но, прежде всего, искусства и культуры, обращенный не столько к граду божьему, сколько к человеку. Николай V 1447—1455, первый папа—гуманист, раздавал папские должности тем ученым, которых он чтил за глубокие познания, не придавая значения другим соображениям апостолическим секретарем был назначен Лоренцо Валла, тот самый человек, который доказал поддельность Константинова дара, на котором основывались территориальные претензии римского престола, высмеивал стиль Вульгаты и обвинил. Однако церковь долгое время оставалась главным заказчиком, поэтому большая часть произведений все еще посвящена христианским сюжетам. Живопись раннего Возрождения только стремилась к совершенству, однако, как ни странно, ее искания, ее искренность нередко трогает больше, чем достигшее совершенства искусство Высокого Возрождения. Особенно выделяется из живописных работ мастера фреска алтарной стены Сикстинской капеллы Страшный суд, написанная спустя четверть века после росписи потолка Сикстинской капеллы. Закрытые платья предыдущей эпохи, дававшие лишь намек на тело, которое они облекали, сменились откровенно сексуальными нарядами.

Широко известен образ жизни папского двора, а история с эротическими набросками, которые Маркантонио Раймонди оставил на стенах папского дворца, может показаться невозможной. Эпоха Возрождения Италии, не только событийно наполнена, но и прежде всего, богата теми находками и достижениями области культуры и мысли, которые до сих пор являются питательной средой для развития современной мысли. Еще одним важным центром искусства Италии конца XIII века — первой половины XIV века была Сиена. Увлечение перспективой отразилось первом произведении Уччелло — написанном им. В картине Тинторетто выразил идею духовного совершенствования человека.

Но свобода понимании итальянского Ренессанса, — писал его знаток.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-study

 
Обращение к пользователям