Искусство в древнем египте и его каноны

Это были люди, которые владели сакральным знанием о жизни на земле и о существовании после смерти. Также большое распространение особенно период Среднего царства имели малые скульптурные формы. Изначально литература Древнем Египте сводилась к хозяйственным, религиозным, мифологическим и погребальным текстам, а также письмам, гимнам, стихам. Папирусные тексты сохранились основном гробницах, располагавшихся сухих условиях пустыни. Для письма по папирусу и остраконам использовались специальные ручки, сделанные из тростника, которые обмакивались черный и красный пигменты уголь и охру. Египтяне имели собственную музыкальную гармонию, основанную на золотом сечении и подражании звукам природы. Как и другие виды искусства, музыка была Египте сакральной, использовалась религиозных обрядах и празднествах, а звукам египтяне приписывали различные магические свойства. Египетский театр был основан на мистериях честь различных богов Осириса, Исиды и других. При этом большую часть истории оно было направлено основном на культовую сторону жизни и обеспечение загробной жизни умерших. Оно меньшей степени служило эстетическому удовлетворению, нежели многочисленным культовым и магическим целям.

Не случайно у самих египтян слово художник имело значение творящий жизнь. Существует мнение, что скульптура, рельефы и фрески изображали не портрет человека, а его Ка высшая, невидимая часть человека, одним из аспектов которого является идеальный образ. Египетского художника волновала лишь одна задача служение Маат, той, что освещает небо и землю светом Истины. Древние тексты на папирусах и стенах храмов хранят упоминания о трактатах, содержащих правила создания художественных произведений и строительства храмов. Согласно легендам, величайшие художники и архитекторы получали непосредственно от богов книги, содержащие священное знание.

Сами традиции воспринимались не как свод необходимых правил, а как нечто священное, переданное людям качестве божественного откровения. Кроме этого, правила канона распространялись также на выбор материала и цвета различных видах искусства. Храмовая живопись отличалась своей монументальностью, достигая колоссальных размеров. Большую роль играет стилизованная линия контура, место внутри которого принадлежало раскраске мужские фигуры обычно обозначались красной охрой, женские — желтой. Согласно некоторым исследованиям, модулем служил размер пятки или сжатый кулак.

Скульптурное изображение египтяне считали двойником умершего В мастерской скульпторачеловека, как бы продолжавшим его жизнь. Скульпторы умели правдиво, реалистически передать внешность людей и их одежду. В гробницах нередко находят небольшие деревянные фигурки рабов и слуг. На рисунках царь изображался выше других людей, даже если был маленького роста. Изображаемые люди стоят боком, но при этом их плечи развернуты прямо на смотрящего. Тематика древнеегипетских рисунков, основном, посвящена жизни после смерти, путешествию человека загробный. К началу эпохи Нового царства Египте стали появляться сооружения, которые не относились к культу загробной жизни. В результате завоевания Египта Александром Македонским, искусство подверглось изменениям, нем появились черты эллинизма. Однако, простояв полторы тысячи лет, маяк был уничтожен землетрясением. Сюжеты барельефов неизменно служили связующим звеном между богами и людьми, прежде всего фараонами.

В эпоху Древнего царства уже сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые потом свято оберегались на протяжении веков. Их постоянство объясняется застойностью общественного порядка, а также тем, что искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Но мало было сохранить тело нужно было сохранить умершему богатство и рабов, и скот, и семью. Египетская религия не требовала жертв, посмертное благополучие умершему владыке обеспечивали художники. В утаенных, замурованных погребальных камерах искусство развертывало длинную и подробную повесть о земной жизни. Зодчий Хемиун, руководивший строительством пирамиды Хеопса, был племянником этого царя. Оно действительно выработало язык, отвечающий идее постоянства, язык экономного графического знака, строгой и ясной линии, четкого контура, компактных, предельно обобщенных объемов. Даже когда изображалось самое простое, самое обыденное пастух доит корову, или служанка подает ожерелье своей госпоже, эти бесхитростные мотивы выглядят не столько изображением мимолетного действия, сколько чеканной формулой этого действия, установленной на века.

В Древнем царстве сложились строго определенные типы статуй стоящей фигура напряженно выпрямлена, фронтальна, голова высоко поднята, левая нога делает шаг вперед, руки опущены и прижаты к телу сидящей руки симметрично положены на колени или одна рука согнута с локте, торс также выпрямлен, взор также устремлен вдаль. В эпоху Древнего царства Египет переживал свой первый военнополитический и культурный подъем. А вместе с тем нем едва ли не больше дыхания жизни, чем искусстве Среднего царства. Это и неудивительно ведь изобразительные каноны Древнем царстве хотя и соблюдались особенно строго, но еще не покрылись лоском тысячелетних традиций и были ближе к жизненным первоистокам. Египетские рисовальщики оценили значение плечевого пояса как конструктивной основой туловища и раз навсегда выделили эту выразительную горизонталь, пренебрегая тем, что она скрадывается при профильном положении фигуры.

Иногда все эти типы обработки каменной плиты соседствуют одной и той же композиции. Самым большим изображается хозяин гробницы, его родственники меньше, рабы или пленники еще меньше. Никакой крикливости, никакой мишуры только внушительность масштабов, ритмов, повторов. Сдержанной и непестрой была и раскраска рельефы всегда раскрашивались. Как отразились эти перемены на стиле искусства?.

Отсюда усиление жанровых вольностей трактовке сюжетов, композиции. С другой стороны каноны всетаки преобладают и, имея за собой слишком уж большую давность, поневоле сбиваются на шаблон и схему. И при высекании рельефов, и при создании росписей они руководились каноническими предписаниями как строить фигуру, как располагать изображение на плоскости плоскость предварительно расчерчивалась на клетки. Однако для успешного исполнения этих работ художник должен был не только уметь действовать резцом и кистью, но и знать предметы, которые изображает. Знать, как выглядит кошка, подстерегающая добычу, знать характерные позы и движения охотника, воина, пекаря, танцора, ткача.

Как правило, такие рисунки сделаны менее канонично и более эскизно, чем сами росписи. Иногда встречаются среди них даже шуточные или пародийные сюжеты, которым, казалось бы, вовсе не место гробницах например, котпастух, идущий на задних лапах, погоняет гусей, а впереди выступает лев, тоже на задних лапах. Она была плодотворной и для художественной культуры, особенно период 18й династий, царившей течение двух веков от середины 16 до середины. Искусство Нового царства импозантно и величественно, но нем пробивается пламя земного чувства, размышлений, тревог. Вместо архитектуры гробниц гробницы Новом царстве перестали быть наземными сооружениями они таились ущельях скал расцветает архитектура храмов. Если древняя пирамида с ее спокойной целостной формой уподоблялась горе, то эти храмы напоминают дремучий лес, где можно затеряться. В поэзии она прорывается гораздо раньше, но теперь становится ощутимой и пластических искусствах. Переселяясь загробный мир, египетские дамы и туда берут с собой наборы туалетных принадлежностей из золота, слоновой кости, фаянса драгоценные ларцы с косметикой, браслеты, ожерелья, серьги, кольца, изящные туалетные ложечки.

Живописные вольности редко допускались росписях царских гробниц там каноны сохранялись строже но границах номархов художники отваживались на новаторство. Нужна была большая отвага, чтобы решиться на такой переворот, сделав фиванских жрецов своими непримиримыми врагами. Звери и птицы, не претендуя больше на божеские почести, обозначали то, что они есть, земную тварь, радующуюся солнечному свету. Эхнатон, видимо, требовал от художников реализма, передачи индивидуальных черт без прикрас прежде всего это касалось его собственного облика. Но процессе претворения маски портрет безжизненный слепок становился высоким произведением искусства. Рамсес II культивировал древнейшие традиции египетского искусства, угасавшие амарнскую эпоху, торжественномонументальный стиль, подавляющую грандиозность сооружений, могущественное величие статуй фараонабога. Она захватывала также Кикладские острова, Пелопоннес, где находились города Микены, Пилос и Тиринф, и западное побережье Малой Азии, северной части которого находилась Троя. Об Эгейском мире сохранилась память легендах и мифах Древней Греции, а сказания о древней Трое — эпосе Гомера. Происходит мастаба от холма из земли и песка, возникающего при рытье могилы. За основной частью храма находился вырубленный скале открытый двор, окруженный колоннадой, и крытый второй гипостильный.

На его стенах помещались выдержки из летописей, описания походов и побед. Гипости́ль – поддерживаемый колоннами большой зал храма или дворца с многочисленными, регулярно поставленными колоннами. Такие фигурки делались из дерева, алебастра, более дорогого материала. Египетское искусство, наряду с месопотамским, было новым и большим шагом вперёд после первобытного искусства. Это стоящие или сидящие люди с выдвинутой вперёд левой ногой, с прижатыми к торсу или сложенными на груди руками. Сохранности культуры способствовала относительная изоляция от враждебных соседей – ближайшими соседями египтян были пустыня и море. Третья строилась Медуме – она была начата раньше, но при Снофру переделана из ступенчатой правильную.

Незыблемость и величие власти царя подчеркивалось раз и навсегда установленными приемами расположениями сцен и фигур, их размерами, каноническими позами и жестами. Цивилизация Древнего Египта оставила человечеству богатейшее литературное наследство. Памятники более позднего времени свидетельствуют об изменении художественных требований как следствие иной ступени развития общества, культуры, мировосприятия. Построение сцен очень канонично – несмотря на то, что художники и стремились внести разнообразие и живость изображаемые сцены, первую очередь росписи должны были возвеличивать царя или вельможу, таким образом главное место всегда занимала фигура наиболее видного по своему положению лица. Хоть и стало невозможным возводить такие же величественные пирамиды, во внутреннем оформлении старались подражать во всем. Иным характером отличаются памятники, созданные ряде местных центров, частности при дворах правителей номов, расположенных Среднем Египте. Внимание художника привлекает проблема изображения тела сквозь прозрачные ткани, румянца и теней правда, пока редко, появляется интерес к измененнию цветовых канонов. Сохранаятся естественная, а не условная, расцветка кожи, композициях присутствуют семейные группы, постоянно отмечаются тени и румянец, изображаются пальцы ног, реалистичнее даются растения. Создавшаяся историческая обстановка пагубно отразилась на развитии искусства.

Крупные строительства прекращены, а, значит, упадке и монументальная живопись. Но это уже другой период времени, который выходит за рамки данной работы. Причина этого заключалась том, что религиозные воззрения, складывавшиеся вместе со сложением классового рабовладельческого общества, приписали священный смысл художественному облику первых, древнейших памятников египетского искусства, почти полностью имевших религиозное назначение. Например, иераконпольской росписи тела животных даны профиль, а рога то профиль, то фас — зависимости от того, как более отчетливо может быть изображена та или иная форма рогов у антилопы и горного козла — профиль, у быка или буйвола — фас так продолжали изображать рога животных и искусстве рабовладельческого Египта на той же росписи у людей встречаются различные сочетания фасных и профильных изображений разных частей тела при неизменно профильном рисунке ступней. Гробницы знати, так называемые мастаба Мастаба поарабски значит скамья. Лишь путем крайнего напряжения сил рабов и свободных земледельцевобщинников можно было построить столь гигантские сооружения. Интересны формы колонн и пилястров четкие, величественные своей простоте каннелированные стволы с плоскими плитами абак вместо капители или впервые выполненные камне пилястры форме раскрытых цветов папируса и лотоса. Пирамида Хуфу была сложена из точно отесанных и плотно пригнанных известняковых блоков весом основном около 2, 5 тонны каждый подсчитано, что на сооружение пирамиды пошло свыше 2300000 таких блоков. Может быть, это свидетельство, что здесь существовали культуры еще более древние?. Архи­текторы и скульпторы использовали своем творчестве различные породы камня, том числе такие твердые, как гранит, диорит, базальт.

Как правило, статуи сохраняли форму каменной глыбы или куска дерева, из которых они были высечены. Но самым распространенным символом был скарабей Кефер, так как он символизировал смерть и перерождение. Традиционные неподвижные позы этих статуй только еще больше оттеняют живую выразительность. В результате этого знать постепенно начала стремиться к сближению с двором, она оказалась заинтересованной обладании высшими придворными и государственными должностями. Этому способствовало и возросшее результате захватнических походов богатство знати и увеличившийся приток золота, слоновой кости и ценных пород дерева.

Строгость плана особо подчеркивалась тем, что центральная колоннада первого зала была продолжением колоннады, шедшей вдоль всего двора от пилона. Такая колоннада между пилоном и колонным залом была важным нововведением. Наследственная передача должностей от отца к сыну, родство многих семей, несомненная связанность всего коллектива особыми религиозными обрядами том числе участием культе умерших царей и запретами, результате чего все его члены составляли своего рода религиозное братство и одинаково назывались слушающими зов, все это создало особенные условия жизни мастеров некрополя. Рамсес II превратил Танис свою фактическую столицу новая роль города — Дома Рамсеса — породила бурную строительную деятельность. Однако близость интересов номовой знати и храмов привела к подчинению последних номархам, Фивах же власть оказалась руках верховного жреца Амона, звание которого стало наследственным. Среди рельефов этого храма особо следует отметить знаменитую, полную стремительного движения сцену охоты Рамсеса III на диких быков.

Другие, напротив, отдают предпочтение Среднему царству, поскольку то время осуществлены важные социальные реформы, результате которых Египет якобы максимально приблизился к нашим идеалам демократии и социального благоденствия. Хотя, вероятно, каждое время привнесло искусство нечто свое. Я все это сделал и сказал Пока вы живы, вы будете единодушно работать на меня!. Один из портретов изображает некоего Аммона, поступившего на службу римский флот. Перед нами обычный процесс приобщения средних слоев к культуре высших классов. Некрополь частью отделен от реки полосками зеленой культурной земли и купами пальм… По обеим сторонам реки на развалинах города, занесенных землей веков и песками, ряд столетий ютились жалкие деревушки, население которых, уже совершенно чуждое каким либо эстетическим потребностям, кроме узко жизненных, продолжало уничтожать выдававшееся из под земли, оставляя, по счастью, то, что разрушить было не под силу, и то, что так или иначе можно было приспособить к жизни. Сложилась канонизированная форма изображения человеческой фигуры на плоскости одновременно фас глаз, плечи и профиль лицо, грудь, ноги. Замечательным памятником фиванской архитектуры 18й династии является заупокойный храм царицы Хатшепсут.

Отличительные черты египетской скульптуры фронтальность и почти геометризованная статичность впервые проявляются скульптурных произведениях времени Древнего царства. Необходимость передачи сходства с умершим человеком, тело которого статуя должна была заменить, была причиной раннего возникновения египетского скульптурного портрета. Были известны и два вида техники стенной росписи большинство росписей выполнялось обычной и впоследствии для Египта технике темперой по сухой поверхности, некоторых гробницах Медума этот способ сочетался с вкладкой цветных паст заранее приготовленные углубления. Размеры этих пирамид значительно уменьшились пирамида Сенусерта I имела 61 высоту при длине стороны основания 107, строительным материалом служил теперь основном кирпичсырец, причем резко изменился способ кладки пирамиды. Египетские зодчие и скульпторы великолепно владели искусством обработки разнообразных пород камня.

В этом образе, возникшем на почве народной мифологии, издревле сосредоточивались чаяния тысяч египетских матерей, веривших, что Исида может так же избавить от болезней и смерти их детей, как по легенде она спасла от смертельной опасности своего сына. Очень близко к росписям на сосудах и содержание стенной росписи из гробницы вождя Иераконполе, показывающее, повидимому, загробное странствование души умершего часть сцены здесь связана и с охотничьими обрядами. Наряду с мифом об Осирисе заупокойном ритуале сохранялись и обряды, сложившиеся долине Нила еще отдаленнейшие времена. Выполнение этой задачи области идеологии определило и характер египетского искусства, обслуживающего нужды господствующего класса. Оно было нужно основной массе рабовладельцев, так как способствовало надлежащей организации орошения полей страны поскольку вся оросительная система Египта питалась от одной реки, только единое государственное управление этой системы могло обеспечить ее успешную эксплуатацию и дальнейшее расширение. Размеры этих пирамид значительно уменьшились, например, пирамида Сенусерта I имела 61 высоту. В равной степени следование искусству Древнего царства наблюдается и росписях гробниц придворной знати. За ним идет его оруженосец, изображенный согласно традиции два раза меньше его самого. Покоятся боги, бывшие прежде, своих пирамидах, Погребены мумии и духи своих гробницах. Таковы рельефы и скульптуры фиванского храма Атона, построенного еще до перенесения столицы Ахетатон, равно как датированные шестым годом правления Эхнатона рельефы на пограничных плитах новой столицы и ранние рельефы ее храмов.

Теперь перед этими людьми встали новые задачи, крутой переход к осуществлению которых требовал немедленного овладения новыми формами. Однако если выбор общей идеи оформления залов был удачным, то стремление придать возможно большую пышность зданиям привело к их перегруженности тяжесть огромных перекрытии обусловила увеличение объема колонн и слишком частое их расположение, желание всячески украсить здание побудило покрывать рельефами и текстами не только стены, но и стволы колонн. Скульптор мастерски выразил властный, энергичный характер одного из крупнейших египетских царей – завоевателей соседних стран. A History of Egyptian Sculpture and Painting in the Old Kingdom, Oxford Documents pour servir a 1'etude de 1'art egyptien, 12, Paris, 19271931. Гробница Джосера примечательна и тем, что ее молельнях был широко применен качестве основного строительного материала камень. Представление о вечной жизни подразумевало его существование бессмертной души и нетленного тела. В первую очередь правом на бессмертие обладал земной бог – фараон, во вторую – его приближенные, богатые вельможи. Основой древнеегипетского изобразительного искусства и письменности была пиктография рисуночное письмо. С другой – ему надлежало соответствовать безвременности загробного существования, быть чуждым земным волнениям, открытым свету иного мира и полным величия вечности.

Незыблемость и непостижимость вот основные принципы, служившие опорой верховной власти Египте, принципы, с самого возникновения египетской державы определившие обожествление ее полновластных правителей фараонов. Художник, создавший этот рельеф, рассказал о величии фараона Нармера, победой над северянами завершившего объединение Верхнего и Нижнего Египта. Но и этого недостаточно ближайшие вельможи царя изображаются втрое и вчетверо меньше. А направленность эта определяется повествовательной лентой чередующихся изображений. Все эти предметы не пестры и не вычурны, посвоему даже строги, исполнены с великолепным чувством материала и цвета например, туалетная ложечка виде плывущей обнаженной девушки, которая держит вытянутых руках розовую чашечку лотоса. Внутри саркофага имелась золоченая деревянная рама, покрытая льняным полотном. Большое место искусстве Древнего царства занимали рельефы и росписи. Во времена Древнего царства такая привилегия была доступна лишь фараонам строились несколько иначе, чем гробницы фараона. Обращение к миру искусства условиях учебного процесса должно получить неповторимую окраску, лишь тогда оно будет влиять на духовное и эстетическое развитие.

Обучающийся должен видеть то произведения искусства, о котором идет речь. Заупокойный культ древнем Египте не был культом смерти, а как бы отрицанием торжества смерти, желанием продлить жизнь. В пирамидных храмах впервые Египте встречаются свободно стоящие колонны то с круглыми стволами и простыми абаками, то виде четырехгранных столпов. В заупокойный культ вводится моральный момент вступающий загробный мир должен предстать перед судом Осириса – покровителя мертвых. Нарисуйте несколько египетских иероглифов и расскажите об их значении. Используя методические рекомендации подготовить доклад или презентацию по одной из данных тем Каноны египетского искусства, Искусство эпохи Древнего царства, Искусство эпохи Среднего царства, Египетские пирамиды, Прически и костюмы Древнего Египта. Его искусство и архитектура широко копировались, а его древности вывозились во все уголки мира. Их цивилизация тысячелетиями существовала и развивалась по своим законам, редко подвергаясь внешним вторжениям, которые выпали на долю других стран и народов Древнего мира. Вселенную египтяне представляли как соединение Нила небесного, где плывёт лодке солнечный бог Ра, и Нила подземного, по которому Ра возвращается, одолев силы зла и тьмы образе змея Апопа. При главенствующей роли архитектуры все виды искусств образовали Древнем Египте великолепное гармоничное единство.

Его новая столица Ахетатон строилась по единому плану и включала себя несколько крупных частей центральная была застроена дворцом и главным храмом Атона, включавшим административнохозяйственные здания, домами усадьбами вельмож. Разрыв с древней религиозной традицией ознаменовал отход от героизации царского образа. На сердце умершим ложили омулет, который был сделан из камня, дерева или металла, а так же на них ложили украшения и дорогие вещи. Греки египетской цивилизации удивлялись ее памятникам и характеру жизни, восхищались уму и воображению. Годы создания единого государства истории Древнего Египта называют Ранним Царством. Важнейшими явлениями развитии изобразительного искусства было сложение ряда канонов как скульптуре, так и рельефе, создание монументальных каменных статуй и овладение пропорциями передаче фигу. Были известны и два вида стенной росписи большинство росписей выполнялось темперой по сухой поверхности, некоторых же гробницах Краски были минеральные белая краска добывалась из известняка, черная из сажи, красная из красной охры, желтая из желтой охры, зеленая из тертого малахита, синие тона из кобальта, меди, тертого лазурита. Чтобы представить себе все значение этих произведений, достаточно указать, что только пирамидном ансамбле Сахура цветные рельефы занимали 10 000 квадратных метров площади. Помимо хора, Древнем царстве встречаются изображения дирижера, управляющего ансамблем.

Не случайно, что и системе иероглифов для музыкальной нотации чаще всего использовался знак руки различных положениях. Принимая систему дешифровки Хикмана, основанную на соответствии линии танца определенному музыкальному рисунку, можно приблизительно представить себе ритмический язык древнеегипетской музыки мелодику ее дополнит воображение. В некоторых отношениях невозможно не только превзойти их, но и сравняться с ними. Египетская мебель для сидения имела строго определенные формы, которые, несомненно, соответствовали манере сидения египтяне сидели выпрямившись, с плотно сомкнутыми ногами узкая одежда. Краски были яркими, однако гамма цветов ограничивалась красным, желтым, черным, коричневым, голубым, зеленым и белым, причем краски не смешивали, а пользовались ими чистом виде. Связывало все эти элементы повиновение и преклонение перед мудрой высшей божественной властью, перед устроенным ею космическим порядком — божественным законом. Искусство Передней Азии Введение 84 Древнейшие периоды искусства Двуречья 89 Искусство Двуречья 4го — 3го. Навыками, жизненно необходимыми человеку каменного века, были и навыки ручного труда — искусных манипуляций руки. Но все же чем он руководствовался, создавая все эти произведения, иногда очень трудоемкие?. Впрочем, и этих примитивных орудиях, этих обточенных осколках камня, уже таилось будущее искусство, как дуб таится желуде.

По мере того как производство орудий формировало интеллект человека и пробуждало нем волю к познанию, он начинал создавать вещи, все более похожие на произведения искусства нашем смысле. Некрополь Гизе и его гигантский страж возводились эпоху Древнего царства — первой половине 3го. В самом деле, еще Древнем царстве сложились строго определенные типы статуй стоящей — фигура напряженно выпрямлена, фронтальна, голова высоко поднята, левая нога делает шаг вперед, руки опущены и прижаты к телу сидящей — руки симметрично положены на колени или одна рука согнута локте, торс также выпрямлен, взор также устремлен вдаль. Как устойчивый композиционный принцип рельефах а также настенных росписях, которые по композиции и приемам рисунка не отличались от рельефов утвердился мотив шествия, процессии, где фигуры движутся одна за другой по фризу, через одинаковые интервалы, часто с ритмическими повторами жестов. Но знак не нашем понимании — как чтото условное, подсобное, а священный знакобраз, обладающий животворной силой. И при высекании рельефов, и при создании росписей они руководились каноническими предписаниями — как строить фигуру, как располагать изображение на плоскости плоскость предварительно расчерчивалась на клетки. Египтолог Масперо называл остраконы листками из блокнота египетских рисовальщиков. Естественно, что при таком наплыве светских мотивов со старыми изобразительными канонами начинают обращаться свободнее.

В гимне Атону — произведении высокой поэзии — рассказывалось, как погружается во мрак все живое при заходе солнца и как ликуют, пробуждаясь на рассвете, и люди, и звери, и птицы, и рыбы, и вся земля творит свою работу. Здесь прежде всего нужно назвать всемирно известный портрет царицы Нефертити. Чудом сохранившийся неповрежденным портрет Нефертити был найден только 1912 году. Обаятельный облик юной Анхесамон узнается и лицах четырех богиньохранительниц. А произведениях менее официозных и масштабных, рельефах и росписях, сохранялось влияние амарнского искусства — его экспрессия, динамика, свободное обращение с канонами. Знаменитая Александ рийская библиотека и Александрийский музей — храм муз и оплот науки — были обязаны своим существованием не только грекам, но и египтянам, обладавшим обширными познаниями астрономии, математике, ремеслах и искусстве. Вавилонские жрецы, например, умели вычислить с большой точностью движение планет, время обращения Луны вокруг Земли. Сменявшие друг друга народы, стремящиеся к захвату плодородных равнин, несли с собой новые веяния и новые порядки. Вследствие этого сложились не только особенности архитектурной формы с ее простыми кубическими объемами, но и иные приемы украшения здания. В рельефах Двуречья важное место отводилось рассказу о победоносных войнах, деяниях правителя.

Треугольники, полоски, ромбы, щеточки стилизованных пальмовых ветвей подчеркивали вытянутое или округлое строение сосуда, котором красочной полосой особо выделялись дно и горловина. Огромные человеческие усилия, потребовавшиеся для создания подобных храмовгор, дерзновенность человеческой мысли, соперничающей с самой природой, и величественная мощь зиккуратов определили на тысячелетия и века их роль как выразителей духа зодчества Передней Азии, самовластия ее правителей. Стены его колонного зала были инкрустированы композициями из перламутра, воспроизводящими сцены битв. Но уже глубокой древности сложился и ряд закономерностей изображения людей, божеств, животных. Подобная процессия жертвователей, идущих с дарами к богине Инанне, запечатлена рельефах, заполняющих поверхность монументального алебастрового сосуда из У рука начала 3. Один из самых значительных памятников подобного рода — триумфальная стела, названная исследователями Стелой коршунов. Сцена полна живым движением, проникнута пафосом и подлинным драматизмом, фигуры дифференцированы, различны своих проявлениях. Небольшая фигурка, всего около метра высотой, показывает богиню расцвете ее юной красоты.

Под легкой, лишь условно намеченной тканью просвечивает высокая упругая грудь, обозначена тонкая талия. Хотя статуе не выявлено движение и ноги ее, выступающие изпод тяжелых складок юбки, плотно сомкнуты, она лишена той скованности и столбообразной монументальности, которая отличала статуи предшествующих веков. Своим блеском оно затмевает для нас даже многое из того, что было сделано на предшествующих этапах культурного развития Передней Азии. Основанием дворца служила 14метровая платформа, сложенная из сырцового кирпича и облицованная каменными блоками, весом до 14 тонн. Все поле облицованных изразцами башен было покрыто рядами фигур диких быков золотистожелтого цвета и рядами белых и желтых драконов бога Мардука — мушрушей, — существ с чешуйчатым телом, головой” змеи, высунутым из пасти раздвоенным языком, рогом на плоском черепе и птичьими когтями на лапах. Жители Иранского нагорья, очень рано научившиеся добывать из земных недр ценные металлы — золото, серебро, медь и олово, были замечательными ювелирами, чеканщиками, гравировщиками по металлу.

Она придала особый размах и грандиозную масштабность древним сказаниям индийского народа о богахисполинах тремя шагами обходящих мир или выпивающих разом целые реки, о героях, наделенных космической силой, добрых и злых духах, населяющих каждое дерево, гору или реку. Без знания Индии трудно понять не только культуру Азии, но и культуру человечества целом. Это подтвердили крупные склады зерна, доки, обширные рынки, те удобства, которые были продуманы для жизни их обитателей. Вечных форм требовала и новая, укреплявшая власть правителей идеология. В этих сооружениях нашли отражение и ранее существовавшие архитектурные традиции и народная мифология, соединившаяся со сказаниями и легендами о жизни, подвигах и перевоплощениях Будды джатаках.

Представление о красоте мира, выраженное ней, связано с идеями плодородия, мягкостью и округлостью форм живой плоти. Эти каменные ворота представляли собой два высоких и массивных столба, несущих три пересекающих их перекладины, расположенные одна над другой. Вместе с тем они показывают, как активно развивалось Древней Индии пластическое мышление, насколько быстро от более условных и скованных форм якшинь воротах ступы Бхархута. Основными их сооружениями были квадратные залы — вихара, за которыми толще каменной глыбы располагались кельи монахов и храмы — чайтьи. Хотя буддизм продолжал оставаться нем, как и других областях Индии, ведущей идеологией, его учение претерпело важные изменения. В них рассказаны легенды из жизни Будды бытность его земным царевичем, показаны города с удивительными зданиями, торжественные процессии, шествия слонов, придворные сцены. Маленькие ручки по обеим их сторонам, сквозь которые продевалась веревка, были сделаны с учетом центра тяжести сосудов. Можно сказать, что от древнейших времен пошла и традиция отношения к обрабатываемому материалу — стремление подчеркнуть его пластические свойства, его мягкость и красоту. Одна только центральная площадь расположенного близ Аньяна Великого города Шан составляла.

Древние китайцы верили, что благополучие их жизни полностью зависит от покровительства умерших предков, которые отождествлялись со зверем, родоначальником и покровителем рода — тотемом. От периода Чжаньго дошло и множество небольших ритуальных фигурок животных, употреблявшихся качестве сосудов или светильников при церемониях жертвоприношения духам предков. Настенная живопись, обнаруженная ряде ханьских погребений, по стилю очень близка рельефам. Искусство времён Эхнатона его называют амарнским, так как Эхнатон перенёс столицу построенный при нём город АхетАтон, близ современной деревушки Амарна обратилось к неизведанному до него к простым чувствам людей, к их душевным состояниям. Каждый день он подымался по небу на своей лодке, освещая всю землю, а вечером он опускался подземный мир, где вел борьбу с силами тьмы. Уже Древнем царстве фараона начинают считать сыном Ра, а его имя надписях и на папирусах окружать защитным кольцом. Власть фараона распространяли не только на страну и подданных, но и на явления природы существовали специальные обряды, изображавшие фараона распорядителем природных.

Древние давно заметили, что при восходе или заходе солнца над линией горизонта возникает зодиакальный свет, который образует световой треугольник. Изучая жречество Египта более углублённо, египтологи соглашаются, что оно играло основную роль формировании и процветании государства, развитии духовного здоровья нации, сохранении исторических и культурных ценностей. Отдельной группой жрецов являлись служители Пер Нетер – служители храма. Особую позицию занимали жрецы Кхер Хеб – они выполняли обязанности храмовых писцов и были хранителями священных книг. Ее раннее рождение связано с хозяйственными нуждами и государственным делопроизводством, с насущной потребностью учете всех материальных ресурсов общества. Папирус изготавливали из одноименного волокнистого растения нильских заводей, стебли которого разрезали вдоль, укладывали рядами край к краю, поперек первого слоя стелили второй и спрессовывали их слои склеивались соком самого растения. Большинство памятников египетской литературы утрачено, поскольку папирус, на который обычно наносили литературные тексты, являлся весьма недолговечным материалом. Врачебное искусство разделено Египте таким образом, что каждый врач излечивает только одну болезнь. Ее преемницами высочайшие каменные сооружения истории человечества – пирамиды Хуфу 146, 5 и Хафры 143 Гизе.

Дворец Эхнатона был ориентирован с севера на юг и состоял из двух частей, соединявшихся крытым переходом, – официальной для приемов и церемоний и частной жилые помещения. Дом простолюдина эпохи Среднего и Нового царства представлял собой небольшое сооружение, включавшее общую комнату, спальню и кухню к нему примыкал небольшой дворик. Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй, их иконографию и место установки. Еще эпоху Раннего царства сформировались основные принципы рельефного изображения плита Нармера 1 поясное расположение сцен одна над другой 2 общий плоскостной характер 3 условность и схематичность, отчасти обусловленные верой магический характер изображения передача социального статуса через размер фигуры фигура фараона превосходит все остальные, фигуры вельмож немного меньше, простые люди – почти пигмеи, сочетание разных перспектив голова и ноги человека даются профиль, а глаза, плечи и руки развернуты фас, показ предмета с помощью схематической фиксации его отдельных частей копыто вместо лошади, голова барана вместо самого барана, закрепление за определенными категориями людей определенных поз враги неизменно изображены поверженными и 4 максимальное портретное сходство главного персонажа 5 противопоставление главного героя остальным участникам сцены, с которыми он контрастирует своим спокойствием и неподвижностью при этом он всегда остается вне действия. Известно, что танцовщицы, музыкантши, второстепенные обитательницы гаремов часто украшали татуировкой свои тела, особенно руки и ноги.

В папирусе Ипусера этот реакционный вельможа не без досады отмечает Тот, который не знал даже лиры, теперь стал владельцем арфы. Плывут туда женщины и мужчины совместно, причем на каждой барке много тех и других. Отсюда усиление жанровых вольностей трактовке сюжетов, композиции. И при высекании рельефов, и при создании росписей они руководилиськаноническими предписаниями — как строить фигуру, как располагать изображениена плоскости плоскость предварительно расчерчивалась на клетки. Многообразныехудожественные поиски периода 18й династии подготовили новаторский перелом, происшедший царствование фараонареформатора Аменхотепа IV — Эхнатона вначале. Все качества, присущие египетской скульптуре, были предопределены также методом обработки камня скульптором.

Желая подорвать значение жречества и усилить власть фараонов, он объявил нового бога Атона солнечный диск. Основные каноны художественного творчества начали складываться уже Древнем царстве. Изображения и надписи своем единстве способствовали созданию сакрального образа их связь была не просто внешней, декоративной, а глубинной, мировоззренческой. Внутреннее убранство храмов украшали множество крупных статуй и небольших статуэток, выдержанных монументальном стиле. В качестве примеров искусства того периода можно привести портреты самого Эхнатона и его жены Нефертити скульптор Тутмес, ставшей шедевром ряду женских портретов, когдалибо созданных мировом искусстве. В частности автор акцентирует внимание на амарнском периоде переворот Эхнатона. Историю Древнего Египта, равно как и историю его искусства принято делить на несколько больших периодов. Тяжёлая политическая ситуация и ослабление экономики страны мало способствовали развитию изобразительного искусства. Вообще искусство саисского периода характеризуется появлением холодного, изысканного стиля.

О смысле бытия жители Древнего Египта высказались бы примерно так Ты живешь, чтобы умереть. Религиозная идея мумификации умерших восходит к мифу об Осирисе судье мертвых и боге загробного мира. Как вехи, возвышаются на далеком горизонте истории египетские пирамиды – обветренные рукотворные каменные горы. Пирамида Хуфу была сложена из точно отесанных и плотно пригнанных известняковых блоков весом основном около 2, 5 тонн каждый подсчитано, что на сооружение пирамиды пошло свыше 2 300 000 таких блоков. Входом ко всему комплексу пирамиды служил фасад ворот долине, достигавший 12 высоту и имевший две двери, которые стерегли поставленные по их сторонам сфинксы. Интересны формы колонн и пилястр здесь имеются и четкие, величественные своей простоте каннелированные стволы с плоскими плитами абак вместо капителей и впервые выполненные камне пилястры форме раскрытых цветов папируса и лотоса.

С возникновением первых монументальных сооружений появилась потребность както их оформлять. Таким образом, поклоняясь множеству богов, древние египтяне действительности поклонялись одному Богу, не имеющему ни имени, ни изображения. Египетская культура активно взаимодействовала с культурами соседних народов, а положение Египта как мировой державы создало величественный стиль, ярко проявившийся монументальных храмовых постройках. Пирамида Джосера окружена ансамблем дворов и зданий, у северной ее стороны имелся храм для совершения погребальных обрядов и жертвоприношений. Египетская художественная литература, получившая особое развитие со времени Среднего царства, оставила нам множество сказок самого разного содержания и происхождения. Она состояла из определенного набора знаков, передающих звуки произносимых слов иероглифов. Материалом для письма древних египтян служили камень, глиняные черепки, дерево, кожаные свитки, широкое распространение получил папирус. Гениальный скульптор Тутмес, начальник царской скульптурной мастерской, смог передать не только неповторимую индивидуальность черт этого удивительно красивого лица, но и ощущение динамики и полноты жизни, тонкость и глубину переживаний молодой женщины.

Большое место искусстве Древнего Египта занимают рельефы и росписи, которые украшали стены гробниц, заупокойных храмов, колонны, саркофаги. Зиккура́т от вавилонского слова sigguratu — вершина, том числе вершина горы — многоступенчатое культовое сооружение древнем Междуречье. Тут могила Атрея, а также могилы тех, которые вместе с Агамемноном вернулись из Илиона и которых Эгисф, возлюбленный жены Агамемнона, Клитемнестры, убил на пиру. И был у него племянник и ученик Тал, который с ранней юности всех поражал своим талантом и изобретательностью. План дворцового ансамбля впервые, вероятнее всего, сложился Кноссе, где и был создан самый большой и самый сложный из всех известных науке комплексов подобного рода. Каноны складываются период Древнего царства и остаются неизменными на долгие века – плитка фараона Нармера – Идеальные пропорции говорили о божественном начале человеке – скульптуре фигуры руки ритуальном жесте, скульптуре стоящей фигуры левая нога выдвигалась вперед – изображение фигуры фараона всегда больше по размеру фигур других людей – спокойное лицо – идеальные пропорции тело молодого человека – египетская перспектива лицо и фигура профиль, глаз. Древние изображения помогают узнать о различных эпизодах истории Египта. Священную фигурку жукаскарабея, символизирующего вечную жизнь, ставили на грудь мумии, находившейся саркофаге. В результате длительного развития культовой архитектуры Древнего Египта сформировался тип гробницымастаба.

Изображения фигуры человека также были пропорциональны, каждая из частей тела имела определенный размер, который был зафиксирован специальной сетке. Животные считались священными, их содержали при храмах, оказывая всевозможные почести, а после смерти бальзамировали и погребали саркофагах. Знаменитое творение Сенмута – заупокойный храм Хатшепсут ДейрэльБахри – восхищает и по сей день. Ещё одним которое, новшеством не было замечено другие периоды Египта Древнего искусства как такового тогда сформировалось не еще, стало изготовление небольших по размеру предметов и фигурок быта туалетных ложечек, флаконов благовоний для и косметических средств. Стоит отметить, обучение что музыке и вокалу Древнем Египте обязательные входило предметы школах.

Однако ещё существует несметное количество загадок, разгадать могут не которые уже несколько столетий.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-study

 
Обращение к пользователям