Культура китая конфуцианство и даосизм

Конфуцианство – это одна из современных национальных религий Китая, формировавшаяся на рубеже новой эры на основе этикофилософского учения Конфуция Кун фуцзы и его последователей. Характерным для этой божественной троицы является то, что нее вошел обожествленный Лаоцзы. В конечном счете, даосизм утратил свое былое значение и занимает современном Китае незначительные позиции. Таким образом, эти философские школы гармонично дополняют друг друга, вот уже 2000 лет определяя сознание и поведение миллионов людей. Даосизм, основные идеи которого заключаются трех понятиях любовь, смирение и умеренность проповедует принцип невмешательства. Он отказывается от любых попыток изменить мир и собственную жизнь и предается полному самоустранению. У даосов это маленькая страна, не ведущая войн, не торгующая с соседями, и социальная, и духовная жизнь которой основана на принципе недеяния. Идеальным человеком даосизме считается отшельник, который посвятил себя достижению бессмертия.

Вера загробную жизнь и существование духов допускалась не потому, чтобы то и другое считалось доказанным, а только потому, что эта вера до известной степени способствует благополучию жизни человека. Главным предметом чествования должны служить предки, до 4го колена включительно. При заключении брака главное и общеобязательное требование — чтобы жених и невеста носили разные фамилии поэтому родство по матери совершенно не принимается во внимание и имели первый не менее 16 лет, вторая — не менее. Даоси́зм — китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий, шаманизма, медитационной практики, несущее также традиционную философию и науку. На протяжении нескольких тысячелетий сохранились отличительные черты нации, язык, письменность и культурные традиции, которые и сегодня составляют принадлежность каждого китайца, какой бы части света он ни. Поэтому он проповедовал любовь каждого ко всем независимо от степени родства и знакомства, выступал против проявлений недоброжелательства и агрессивности, против войн и захвата других государств. Моцзы стоял за бережливость, не одобрял дорогостоящие пышные ритуалы и обременительные правила этикета выступал за назначение чиновников по их достоинствам, а не по принципу наследования благожелательно относился к религии. Основная направленность – прошлое, внимание уделяется практическим проблемам – управление государством. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу.

В свою очередь, народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться. Проще говоря, Конфуций ратовал за аристократическую концепцию правления, то время как простой народ к управлению государством не допускался. В центре внимания этого учения находятся космос, природа и сам человек, однако постижение этих понятий происходит не по типу обыкновенного логического мышления, а с помощью понятийного внедрения истинную природу существования. Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с. Эту силу нельзя истолковывать как усилие, а наоборот, как стремление избегать всякого усилия. Дао проявляется через обыденную жизнь и воплощается поступках обученных людей, хотя мало кто из них полностью идет по Пути. Сам путь Дао воспринимается как начало энергетическое, одухотворяющее, например, Чжуанцзы сказано Он одухотворил божества и царей, породил Небо и Землю. На сегодняшний день Дао – одно из наиболее адекватных понятий, объясняющих способы и происхождение всего сущего на планете. Оно проявляется истории вещей, но само по себе самостоятельной сущностью не является, поскольку Дао источников не имеет. В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность.

Его учение изложено трактате Луньюй Рассуждения и беседы и имеет этикополитический характер. Благородный муж у Конфуция – образец поведения, человек, которому должны подражать все жители Поднебесной. Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгое повиновение старшим. Слепое повиновение его воле, слову, желанию – это элементарная норма для младшего, подчиненного, подданного как рамках государства целом, так и рядах клана, семьи. Конфуцианство придало культу предков глубокий смысл символа специального порядка и превратило его первейшую обязанность каждого китайца. Наконец, Конфуций придавал большое значение юе – музыке, лучшему средству изменения плохих нравов и обычаев, а главенствующую роль отводил ли – этикету правилам благопристойности, регулирующим поведение человека разных жизненных ситуациях. Наконец, Конфуцианство выступало и как регулятор во взаимоотношениях страны с небом и – от имени неба – с различными племенами и народами, населявшими. Говоря о китайской культуре, мы привыкли рассматривать ее как нечто единое и цельное.

Само слово дао вовсе не является исключительным достоянием даосизма. И хотя это понятие дало название даосизму дао цзяо, ничего собственно даосского нем. Даосизм воплощает самую сердцевину восточной мысли, всегда требовавшей от человека обрести полноту своего бытия через самоустранение, явить глубину нежелания, которая таит себе самое одухотворенное желание. Его нельзя, наконец, свести и к искусству, мастерству, практике собственном смысле слова, ибо мудрость Дао не утверждает необходимости чтонибудь делать. Их цель – дать верную жизненную ориентацию, указать путь к средоточию жизненного опыта – вечно отсутствующему и вездесущему. Даосскими алхимиками был накоплен ценнейший эмпирический материал области химии и медицины. Но эти побочные открытия теоретически не осмыслялись, поэтому они и не сыграли существенной роли развитии естественных и технических наук. Согласно им организме человека циркулирует жизненная энергия ци, представляющая собой интегральную функцию всей деятельности организма, его энергии, тонуса жизненности.

Поэтому тот или иной орган наиболее восприимчив к лечению определенный момент суток, что находит параллели исследованиях биологических ритмов, получающих все большее распространение современной медицине и биологии. Довольно велика роль даосизма формировании новой китайсковарварской культурной общности. Претендуя на чисто китайское происхождение, даосизм всегда был оппозиции к высокой культуре Китая. Кроме того, многое буддизме с его восприятием жизни как страдания и зла противоречило распространенным Китае конфуцианским нормам этики и принципам поведения только содействие параллельно формировавшегося религиозного даосизма, свою очередь щедро черпавшего из сокровищницы индобуддийской мудрости, помогло буддистам укрепиться на китайской земле. Вообще китайская конфуцианская цивилизация уникальна по степени устойчивости, приспособляемости, способности к регенерации и сопротивляемости внешним воздействиям. Всякая иноземная идеология, сколь бы мощной и всеохватывающей она ни была, проникая Китай, неизбежно подвергалась такой сильной трансформации и китаизации, что конце концов возникала достаточно оригинальная система идей и институтов, приспособившихся к привычным принципам, понятиям и нормам и лишь самых общих чертах напоминавшая первоначальную идеологию.

Взаимосвязь китайского буддизма с его индийским аналогом истолковывалась поразному. Многие пагоды, многоярусные сооружения, символизирующие буддийские небеса, а также пещерные комплексы, которые были созданы еще IIIVI. Однако именно индобуддийская скульптура с характерными для будд и буддийских святых канонами изображений, поз и жестов завоевала популярность и получила наибольшее распространение Китае. Вместе с буддизмом пришла Китай и практика скульптурного изображения льва – животного, которое Китае до буддизма практически не было известно. В архивах и библиотеках монастырей накоплены бесценные сокровища письменной культуры, регулярно копировавшиеся и умножавшиеся усилиями многих поколений трудолюбивых монахов переводчиков, компиляторов, переписчиков. До сих пор историки не уверены, что такой человек существовал реально это может быть яркая идея древнего мудреца, спокойного, знающего все тайны существования мира и человека. Он невидим и вездесущ, он не отделим от мира нем рождается и им управляет. И мудрый, следующий дао Вселенной правитель не вносит никаких новшеств и реформ управление страной.

Поэтому все искусственное, связанное с суетой и повседневностью, считается лишним, мешающим осуществлению. Он не гонится за богатством, ценит более всего жизнь, природу и свое предназначенье, которое он должен познать этом мире. К тому же даосизм унаследовал от шаманизма учение о множественности душ – животных по и мыслящих хунь. Даосизм иногда называют национальной религией Китая, но это определение не совсем верно. Легенда изображает его хранителем царских архивов, старшим современником Конфуция. Чжуанцзы был большим эрудитом, но предпочитал держаться подальше от самодовольных ученыхспорщиков, подвизавшихся при дворах царей и удельных владык.

Так речь даосов, на первый взгляд путаная и шокирующая, на поверку оказывается точным словесным слепком Великого Пути как глубинного ритма жизни. Даосская традиция – это школа самоограничения, которая служит высвобождению всего сущего. Алтари Земли существовали каждой деревне, а со временем стали строиться и при дворах знати и правителей. В период династии Сунн 960 – 1279 появляется течение, получившее последствии название неоконфуцианства. Все мире подчинено естественно выбранному небом закону, котором сокрыто бесконечное разнообразие и вместе с тем порядок. Конфуций перед выдвижением своей системы взглядов объехал вся страну и считал, что мир погряз хаосœе. Была нарушена гармония социальных отношений, люди, не обладающие знатностью, богатели, росли. Цель совершенствования – достижение уровня благородного мужа цзюньцзы, соблюдающего лиэтикет, доброго и справедливого по отношению к народу, почтительного к старшим и высшим.

Отсюда – врождённое знание добра и способность творить его, возникновение зла человеке результате неследования свей природе, совершения ошибок или неспособности отгородить себя от вредного внешнего влияния необходимость полного раскрытия исконной природы человека Как и у Конфуция Небо Мэнцзы двояко, но прежде всего как высшая направляющая сила, определяющая посредством воздействия на народ и правителя Сына Неба судьбы людей и государства. Всё живёт некоем законе парных рождений вещи и явления существуют лишь как противоположности друг другу. Такого рода унификация привела к сожжению большинства книг, а сотни философов были уничтожены нужниках, принёсшая плоды деспотизма страх, обман, доносительство, физическое и умственное вырождение народа. Этот трактат стал каноническим сочинением религиозного даосизма и многократно переводился на европейские языки. На Севере наиболее сильным государственным образованием было царство Северная Вэй 386535. В них кроется народная мудрость Китая, ее история слишком древняя, чтоб ею пренебрегать. Насильственное же воздержание от проявления человеческих стремлений не может не повлечь за собой отрицательных последствий. Путь дао, по Лаоцзы, — единственно правильный путь, открытый человеку. Существенная разница между конфуцианством и даосизмом заключается том, что для достижения идеала даосизм предлагал учение, основу которого заложена идея увэй — идея пассивности, бездеятельности. Конфуцианское мировоззрение царило Поднебесной очень долгое время, приспосабливаясь к новым веяниям, используя термины и некоторые даосские идеи.

Вообще задача человека сохранять и поддерживать установленный Небом порядок, основе которого помещаются традиционные для древних китайцев представления о том, что император сын Неба, осуществляющий его волю, он отец всех населяющих Поднебесную. При этом подлинная мудрость вовсе не является недоступной даже и для простых людей, ибо она заключена одном слове. В своей совокупности требования принципа жэнь выражали внутреннюю духовную задачу человека, внешним выражением которой являлись требования, заключенные принципе. Дао присутствует во всем, но не исчерпывается ничем единичным, не познается разумом и не выражается словах. Основной целью и центральной концепцией религиозного даосизма является достижение бессмертия. При этом единой централизованной структуры, которая могла бы осуществлять верховное руководство всеми общинами, даосизме так и не возникло. Под руководством монахов при монастырях проходили курс обучения проповедники, маги, врачеватели и гадатели, составлявшие вторую, низшую категорию даосского духовенства его практиков. Последователи различных направлений и сект даосизма выдвигали несходные принципы благочестия и образа жизни, но сходились признании пяти заповедей и десяти добродетелей. Каждый шаг при всех жизненных обстоятельствах – рождения, встречи, смерть, назначение на должность – сопровождались определенным порядком действий, поведения.

Человек всеми имеющимися возможностями сохраняет и увеличивает силу этих потоков и количество духов. В шанскую и чжоускую эпоху совершались массовые человеческие жертвоприношения богам, духам предков и природы, жертву основном приносились пленные. Уже на бамбуковых планках а позднее на шелке и бумаге писали с помощью кисти тушью, изготавливаемой из каменного угля или сажи от сжигания сосновых дров. В своей работе описание искусств и словестности являющейся частью его же Истории династии Хань, он выделяет основные имеющиеся виды литературы канонические философские книги включая исторические, стихи и поэмы, сочинения по военной науке, книги по астрологии, медицинские книги. Шицзин это древнейшее Китае собрание песен и гимнов, созданных с XII по.

После проникновения Китай буддизма начинается строительство буддийских храмов, это прежде всего скальные храмы и пагоды. Изобразительное искусство Китая представляли тяжеловесные бронзовые сосуды, служившие для жертвенных возлияний духам. Постепенное нарастание как идейного, так и социального влияния буддизма и даосизма вызвало стремление к восстановлению престижа конфуцианства. В борьбе этих школ на новом теоретическом уровне возродилась исходная для конфуцианства оппозиция экстернализма Сюньцзы – Чжу Си, лишь формально канонизировавший Мэнцзы и интернализма Мэнцзы – Ван Янмин, неоконфуцианстве оформившаяся противоположные ориентации на объект или субъект, внешний мир или внутреннюю природу человека как источник постижения принципов ли1 всего сущего, том числе и моральных норм. Однако управление энергетическими потоками и обретение бессмертия доступны лишь немногим адептам и учителям. Помимо праздников честь бесчисленных святых, бессмертных и героев, даосская религия обращает большое внимание на отправление основных обрядов жизненного цикла рождение детей, и первую очередь сыновей, свадьбы, похороны, а также соблюдение постов тутаньчжай пост грязи и угля, хуанлучжай пост желтого талисмана. Чувство красоты и желание достичь слияния с Дао продолжает питать эту религию и сегодня. Данное обстоятельство сослужило конфуцианской религии добрую службу, сделав ее ко. Стремление воплотить провозглашаемые конфуцианством этические идеалы на практике привело к тому, что китайские чиновники для попадания на государственную должность должны были сдавать обязательный экзамен, демонстрирующий не столько знания испытуемого, сколько его моральные качества и всестороннее развитие.

Наиболее древним периодом китайской цивилизации считается эпоха существования первого государства ШанИнь, рабовладельческой страны долине реки Хуанхэ. Уже эпоху Шан была открыта идеографическая письменность, которая путем долгого усовершенствования превратилась иероглифическую каллиграфию, а также был составлен основных чертах месячный календарь. В математике выдающимся китайским достижением было использование десятичных дробей и пустой позиции для обозначения 0, вычисление числа π, открытие метода решения уравнений с двумя и тремя неизвестными. Вопросы веры занимали самое незначительное место мировоззрении Конфуция, однако его имя очень часто упоминается одном ряду с именами Будды, Заратустры, пророка Мухаммеда. Физические и дыхательные упражнения, начиная от невинных движений и поз до инструкции по общению между полами.

Не ограничиваясь простым копированием, каллиграфия пробуждает экспрессивность движения и воображаемую силу знаков, каллиграфия должна быть полным отражением состояния души. Войдя тело она проникает сеть двенадцати невидимых каналов называемых меридианами каждый из которых связан с особым органом например с сердцем мочевым пузырем. Таким образом все двенадцать положений соотносятся с двенадцатью меридианами и соответственно определяют их состояние. До 15 лет молодой Конфуций вел жизнь обыкновенного мальчика занимаясь охотой и рыбной ловлей. За легендою, мати носила його кілька десятків років, народивши старим звідси ім’я – „Стара дитина. Для Конфуция познание самого себя— это самосовершенствование, целью которого становится достижение статуса “благородного мужа” — цзюньцзы. Чувство долга, как правило, обусловлено знанием и высшими принципами, но не расчетом. Хотя региональные различия создают ощущение разнообразия, общность языка и религиозноэтических взглядов объединяют культуру Китая, рамках которой были созданы такие значимые во всемирном масштабе явления, как конфуцианство и даосизм. Сделав уступку народным верованиям допущением культа различных божеств большею частью шаманских, конфуцианство заняло совершенно изолированное и спокойное положение относительно популярных религий — буддизма и даосизма, предоставило последним вести борьбу между собою и, мирно уживаясь с ними, продолжало идти по той же дороге, по которой направили его первые деятели, всё более и более захватывая свои руки весь строй китайской жизни.

Вера то, что основой вселенной является забота отличает Китайскую религию от других, где, большинстве, основой религиозного сознания служит страх и благоговение перед Верховной Силой. Традиция считает основателем даосизма легендарного Желтого Императора Хуан —. Не раз демонстрировало свое умение приспосабливаться к новому, заимствовать лучшее у своих соперников. Только позднем средневековье конфуцианство стало менее гибким, а консерватизм его принял свои крайние формы с веками консерватизм возрастал как естественная реакция на новые попытки реформ, на все увеличивавшиеся требования жизни, на вынужденные временем модификации. Многое выходило за пределы конфуцианских норм, вступало открытый конфликт с конфуцианскими традициями. Немалое сходство мы наблюдаем керамике, характере земледелия и применения сельскохозяйственных орудий. В так называемом Иньском Китае происходит общественное разделение труда на земледельцев и специализированных ремесленников. Значительные сдвиги культурной жизни страны произошли середине 1го тысячелетия.

Для китайских правителей отождествление с Небом означа­ло принятие на себя ответственности за свой народ и даже за весь. Главный канон даосизма — Дао де цзин — приписыва­ют китайскому философу ЛаоЦзы, легендарному современнику Конфуция, имя которого переводе означает мудрый старец. Основными жанрами живописи на свитке были исторический и бытовой портрет, портрет, связан­ный с заупокойным культом, пейзаж, жанр птицы и цветы. Наборщик должен был оперировать тысячами иероглифических знаков, что значи­тельно затрудняло изготовление типографских матриц. В них как бы воскресают древние традиции монументальной скульптуры Ханьской эпохи. В период воющих царств бурно развиваются различные виды более сложных ремесел ткацкого, столярного, лакового, керамического, ювелирного. О самих сооружениях и форме крыш можно судить лишь о дошедших для нас пиктограммам, изображающие дома и сторожевые башни. Изготавливается много новых, ранее не встречавшихся художественных изделий, например зеркала, выплавляемые из высококачественной бронзы, полировавшиеся ртутью. В искусстве гораздо шире и разнообразнее стал круг сюжетов и тем наряду с абстрактной символикой создаются изображения людей и реальных животных. Усадьба состояла из нескольких жилых и служебных построек, размещенных во дворе, обнесенном стенами с воротами.

Конфуцианство не имело особой касты жрецов функции верховного жреца выполнял император, общение с мелкими божествами было привилегией государственных чиновников, так называемого ученого сословия. С развитием конфуцианства идет выработка критериев для всех поступков, от бытовых до государственных. Конец эпохи древности отмечен изобретением механических двигателей, использующих силу падения воды, водоподъемного насоса, усовершенствованием плуга. На рубеже нашей эры ими были изобретены тушь и бумага, которую изготавливали из тряпья и коры. Созданная ими цивилизация носит название Западного Чжоу, это было не единое государство, а совокупность отдельных, более или менее крупных государств. Легизм — этикополитическое учение, возникшее Древнем Китае VI — III вв. Говоря о поэзии Древнего Китая можно отметить, что наиболее древними дошедшими до нас памятниками являются фольклорные поэтические произведения, собранные Шицзин одну из книг конфуцианского пятикнижия. Кроме монголов определенную роль становлении Китайской цивилизации сыграли индоевропейские племена, мигрировавшие сторону Средней Азии. В результате взаимодействия Ян и Инь возникла жизнь и появился человек. Заботы об этом начинались для китайца, еще когда он был расцвете.

Книгу о Дао и Дэ отличают возвышенность идей, глубина нравственных понятий и полное отсутствие какого бы то ни было мистического элемента. Сами комментарии, их структура, манера изложения все жестко регламентировалось, любые отклонения от стандарта считались нарушением нормы, порицались и запрещались. Его основной труд Исторические записки был взят за образец сотнями других ученых. Книга истории ШуЦзин была написана ритмической прозой и посвящена первым легендарным правителям Китая. Декоративноприкладное искусство бронзовые нефритовые изделия лаковая утварь Наряду с зодчеством ведущим было декоративноприкладное искусство. Разнообразные по форме и размерам кувшины, чаши, бокалы, блюда были прочными и блестящими, украшенными сложными геометрическими узорами.

А к названию ее предшественницы Цинь восходят европейские названия Китая со времен античности. Китайский портрет ханьской эпохи сочетал себе реалистическую достоверность так, фигуры воинов из гробницы Цинь Шихуанди явно передают индивидуальные черты их прототипов и символичность, иногд а граничащую с карикатурностью. Найдено множество статуэток Танской эпохи, которые клали могилы умершим. Эти иероглифические тексты были обычно очень краткими, выразительными и содержали образные формулы старинной китайской мудрости. Его строгая планировка сохранилась и доныне, улицы были ориентированы по компасу с севера на юг и с востока на запад и пересекались взаимно перпендикулярно. Китайцы жили довольно обособленно и не зависели от окружающего мира ни духовном, ни материальном отношении. Жестокость верхов вызывает озлобленность низов социальные различия видятся Конфуцию вторичными, производными от духовнонравственных различий людей. В сумме всего сказанного о Дао трактате, Дао это путь всех вещей, безликий мировой закон, порядок, которому подчиняется все существующее первооснова, причина себя самой и первопричина всего остального земля следует небу, небо следует Дао, Дао следует самому себе универсум, котором совпадают все противоположности Ян и Инь, горячее и холодное, высокое и низкое. Вмешательство может привести к нарушению порядка, вызвать хаос и бедствия если правители принимают много новых законов, их народ несчастен.

Линиями рисуют не только контуры, но и для того, чтобы выразить концепцию художника и его чувства. В живописи Древнего Китая художники часто изображали сосны, бамбук и сливы. Рационалистически мыслящий китаец никогда не задумывался слишком много над таинствами бытия и проблемами жизни и смерти, зато он всегда видел перед собой эталон высшей добродетели и считал своим долгом ему подражать. Ни сословия улемов, ни влиятельной касты брахманов китайцы никогда не знали. По представлениям, характерным для древнего Китая, император обладал огромной духовной помощью, или дэ, которая дарована ему Небом и которую он мог передавать своим подданным. Это нарушило гармонию общественных отношений, позволив людям, не обладающим знатностью, богатеть за счет обработки новых земель.

В результате кровопролитных междоусобиц выделилось семь сильнейших царств Чу где, по приданию, родился Лаоцзы, Ци, Чжао, Хань, Вэй, Ян и Цинь. Однако его ждала неудача, ибо облечённые властью сановники оказались не состоянии усвоить его идеалы. Жень это высокий, почти недосягаемый идеал, совокупность совершенств, которыми обладали лишь древние, по мнению философа. Упорядоченное таким образом общество должно состоять из 2ух основных категорий, верхов и низов тех, кто думает и управляет, и тех, кто трудится и повинуется. Удачливые выходцы из низов, овладев грамотой, могли сделать карьеру и оказаться наверху. Конфуций направлял свои этические воззрения на основы государственного управления. Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуанди. В социальноэтическом плане лейтмотивом даосизма проходят осуждение гордыни, проповедь среднего достатка и умеренности. Мудрый государь, поучали даосы, правит страной при помощи метода недеяния, то есть воздерживаясь от активного вмешательства дела членов общества ЛаоЦзы порицал современных ему правителей за то, что они слишком деятельны, устанавливают много налогов и запретительных законов, ведут бесконечные войны.

Пу — буквально необработаный кусок дерева олицетворяет энергию нетронутых природой предметов, если проще, то простоту души, душу. В живого субстанции ци, которая, как говорится, сквозь течет все живые организмы, кроется пониманию к ключ основы китайской медицины. Конфуция этого философа изложено им не пяти книгах классических Пятикнижии — Уцзин, о которых мы только говорили. Основные понятия культурологии язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации. Общество дает ему статус наставника силу его возможностей устанавливать связи с тонким миром, получать оттуда благодатную энергию дэ и передавать ее местной общине. В широком и самом общем смысле культура психической деятельности – это определенная степень психического развития личности направлении, определяемом общими тенденциями развития всей культуры, тот уровень психического совершенствования человека как личности и субъекта деятельности, который достигнут процессе освоения определенных ценностей, выработанных данной культуре, приобретения определенных характеристик культурного человека. Столь важное, нередко определяющее, значение культуры психической деятельности формировании стилевых особенностей всей китайской культуры было обусловлено прежде всего тем, что силу отмеченной академиком. Поэтому как содержание психики, так и механизм ее функционирования могут существенным образом меняться зависимости от тех социокультурных условий, которых она формировалась, но то же время они.

Общепринятым советской культурологии является определение культуры как внебиологически выработанного и передаваемого способа всякой человеческой деятельности. Весьма полезной была и полемика о путях психического развития человека, постоянное столкновение взглядов между представителями различных школ, позволявшее отсеивать самые нежизнеспособные концепции и даже само наличие альтернативных вариантов, которое давало возможность выбирать наиболее оптимальный для конкретного индивида путь, создавало благоприятные условия для более интенсивной культуризации психической деятельности, повышая действенность механизма присвоения индивидом определенных культурных характеристик силу того, что он принимал гораздо более активное участие этом процессе при добровольном и осознанном выборе определенного пути психического развития. Предмет деятельности таком случае имеет объективный характер и выносится за пределы психического, известной мере противопоставляясь. Следует также учитывать, что чаньская культура психической деятельности оказала довольно заметное влияние на средневековую культуру ряда сопредельных, стран Корея, Япония, Вьетнам. Отдельные аспекты традиционной китайской, том числе и чаньской, психокультуры эпизодически затрагивались работах, посвященных различным явлениям духовной культуры древнего и средневекового Китая. В этом, бесспорно, заключалось одно из главных противоречий конфуцианства, которое оно было состоянии решать теоретически постулируя необходимость соблюдения определенного баланса двух начал, но не очень успешно решало практически, так как не имело адекватных средств, да и стремилось к этому гораздо менее целеустремленно и последовательно, чем к реализации антиэнтропийной тенденции, понимаемой им несколько односторонне и однозначно отличие от даосизма и чаньбуддизма, о чем речь пойдет ниже.

Основываясь на триаде взаимосвязанных и противопоставленных понятий мысльсловодело, выявленной советским исследователем. Однако сам Конфуций все же признавал определенную общественную пользу праздника, – впрочем, пытаясь ввести его официально признанные рамки. Верховным божеством для китайцев выступает Небо, главным храмом — храм Неба, а свою страну они именуют Поднебесной. Именно поэтому ней раньше всего возникают пейзажная живопись, лирика и архитектура. По глубине эстетического и поэтического проникновения жизнь природы китайская культура не знает себе равных. В камерах находилась утварь из бронзы, керамики и нефрита, были мечи и секиры, колесницы и многие другие предметы, необходимые загробной жизни, чтобы она ничем не отличалась от жизни земной.

Рост научных знаний ведет к ослаблению религиозномифологического мышления, вызывает даже некий религиозный скептицизм. Характерно, что все религиозные системы Китая имели много общего всем им было присуще почитание старших и предков, культ послушания, идеи недеяния, пассивного, созерцательного отношения к действительности. Оказавшись изгнании, Цюй Юань создал оду Скорбь изгнанника, ставшую поэтической исповедью старца. В сельском хозяйстве используются самые передовые технологии взращивания с использованием удобрений и севооборотов. В частности, бронзовые сосуды имеют более обтекаемые и простые формы, они утрачивают свой магический смысл. Помещения этого дворца заполнены рядами стоящих плечом к плечу фигур керамических воинов, коней и колесниц, выполненных натуральную величину. Для развития живописи и изобразительного искусства большое значение имело изобретение волосяной кисти и туши. Наиболее известными произведениями являются ода Красавица и песенка Удочка, созданная подражание народным лирическим песням. С бумагой и тушью было связано и усовершенствование китайской письменности.

В любой момент жизни, на любой случай, при рождении и смерти, поступлении школу и при назначении на службу всегда и во всем существовали строго фиксированные и обязательные для всех правила поведения. Конфуций, отталкиваясь от сконструированного им социального идеала, сформулировал основы того социального порядка который хотел бы видеть поднебесной Пусть отец будет отцом, сын сыном, государь государем, чиновник чиновником. Китайское слово дао многозначно путь звезд и путь добродетелей, закон Вселенной и закон человеческого поведения обычно его переводят как путь. Не выходя со двора, можно познать истинное дао, — это высказывание Лаоцзы стало его классической формулировкой. Даосы были противниками конфуцианства, считая, что человек должен не руководствоваться социальными доктринами, а стремиться к естественности поведения. Но когда я пробегаю глазами гденибудь и чтонибудь, слово “Китай” как будто написано для меня особым шрифтом красным, что ли… Рука тянется к карандашу и листочку. Империя Цинь просуществовала только 14 лет, а затем пала результате народного восстания. Сведения о религии китайцев эпохи династии Шан и более древнего периода очень скудны. Моизм Моизм этикополитическое учение, основатель которого Мо цзы Мо Ди около 486 376. Если и тот и другой братья друг к другу добры, Великодушия них хватит с избытком на всех.

При чтении не возникает никаких отрицательных эмоций, логика проста как говорится “Все гениальное просто”. Он должен быть странником, но путь его странствий и поиски новых мест не должны происходить во внешнем мире. Влияние идей даосизма просле­живается у таких знаменитых мастеров классического китайского пейзажа, как Ли Чэна. Только эмоции делают человека человеком, способствуют достижению соци­ального идеала. В ходе исторического развития, когда у власти стояла та или иная династия, преобладал либо даосизм ли­бо конфуцианство Эти две тенденции существуют и сейчас. Конфуцианский культ предков и нормы Сяо способствовали расцвету культа семьи и клана. Конфуций не признавал духов и скептически относился к суеверия и метафизических спекуляций Мы не знаем, что такое жизнь, говорил он, как можем мы знать, что такое смерть?. Это достигается прежде всего, как предлагали даосисты, ограничением пище путь до конца изучен индийскими аскетамиотшельниками. Второй важный элемент достижения бессмертиея физические и дыхательные упражнения.

Для овладения им не было нужды специальном обучении на стороне необходимо было только засвидетельствовать свой профессиональный уровень и получить от властей сертификат на право заниматься собственным делом. Даосизм был необходим и образованным верхам и малообразованным низам китайского общества хотя проявлялось это поразному. Между тем Конфуций всегда был не только гордостью Китая, но и как бы олицетворял собой дух этой великой мировой культуры, влияние которой распространялось на значительную часть Дальнего Востока. Знаменитый современный философ и историк Карл Ясперс называл ее осевым временем временем переворота, временем рождения духовного, современного человека. В нашей литературе еще совсем недавно связывали это то с кризисом рабовладельческого строя, то с изменением хозяйственных механизмов. Я сделал это краткое отступление для того, чтобы показать, что событие, о котором мы будем говорить, не было отражением экономических факторов, ибо оно прокатилось как некий тунгусский метеорит или как некое вторжение иных миров от Тихого океана до запада Средиземного моря, от Индийского океана до границ Азербайджана и Афганистана. И когда его спрашивали о Небе, он отвечал как можем мы знать о Небе, когда мы еще не разобрались с тем, что существует на земле.

Он показал, что настоящее развитие любой культуры не может висеть воздухе оно должно уходить корнями опыт народа, опыт истории, традиции минувшего. Кто же может созерцать вот это безымянное таинственное дао?. И вся природа это есть единое дыхание единого Божества, оно постоянно осуществляет У Вэй, то есть недеяние, и то же время оно таинственным образом действует. Любопытно, что даосизм, как называют учение Лаоцзы, не дал мощного религиозного движения. И какаято часть населения Китая, безусловно, стремилась именно осуществить конфуцианский идеал. К их услугам охотно прибегали едва ли не все китайцы как северных, так и южных царствах. Социальные конфликты и нашествия кочевников, происходившие III—V. Экономическая сущность инвестиций Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем.

Верхи же китайского общества, и прежде всего интеллектуальная элита, черпали из буддизма значительно больше. В результате реформ ханьского императора Уди произошло видоизменение первоначального конфуцианства, оно стало государственной идеологией. Социальная несправедливость, междоусобные войны, народные выступления, различного рода неурядицы обществе рождают утопии. Афоризмы по поводу гексаграмм целом, они бывают более или менее развитыми, или являются позднейшей вставкой текст, как и пояснительные слованапример хвалы не будет или ничего благоприятного. Эти гексаграммы невозможно связать между собой посредством последовательного изменения одной черты. Между седьмой и восьмой гексаграммами различие образуется за счет инвертирования нижней триграммы.

Они называются соответственно гексаграммами странствующей души хунь и возвращающими душу гуй хунь. Только изредка буддийских трактатах встречаются терминыиз Книги Перемен, и то обычно лишь тогда, когда буддисты полемизируют с конфуцианцами и даосами, как, например, известном буддийском трактате Цзунми О человеке Юань жэнь лунь. Все же приходится признать, что главное влияние Книга перемен оказала на конфуцианство меньшее, хотя и значительное, на даосизм и почти незаметное на буддизм, имевший свою чрезвычайно разработанную философию. Заключение Изначально Книга перемен создавалась как гадательный текст. Учение этого философа изложено им не пяти классических книгах Пятикнижии — Уцзин, о которых мы только что говорили. Они имеют следующие названия Аналекты другом переводе Беседы и суждения — Лунюй — книга изречений Конфуция и его учеников, Великое учение Дасюе — учение о самоусовершенствовании человека, изложенное по Конфуцию одним из его учеников, Доктрина золотой середины другом переводе Книга о середине — Чжунюн, Мэнцзы учение философа Мэнцзы, самого известного из учеников Конфуция. Однако, несмотря на высказанные мысли, именно Конфуцию приписывается авторство Книги перемен одной из книг Пятикнижия, которая обыкновенно использовалась китайцами для гаданий. Лучший способ познания жизни — бездействие, недеяние — увэй, которое ведет к свободе, счастью, процветанию. Поэтому управление страной при помощи знаний — враг страны, а без их применения — счастье страны. Это ярко проявилось изобразительном искусстве с его желанием передать временные изменения, с его прозрачными, почти незаметными переходами оттенков цвета друг друга и той гармонией, которую невозможно “алгеброй поверить”, потому что она не поддается вычислениям и связана с пониманием космических отношений изображаемых явлений.

Поиски монахамидаосами лекарства “бессмертия” позволили изучить и описать огромное количество лекарственных растений и даже составить первые пособия по лечебному голоданию. Все люди способны быть высоконравственными, но это прежде всего удел мудрых, занимающихся умственной деятельностью. Конфуцианство философское, этическое учение Китая, основоположником которого был Конфуций. Его почти не интересуют проблемы космогонии, он уделяет мало внимания духам и потустороннему миру…, хотя и считает небо не только частью природы, но и высшей духовной силой мире, а жертвоприношения предкам важнейшим выражением почтения к. Указывая на принципиальное расхождение двух учений этом вопросе, академик. Обозначив вредные тенденции как воров образ, который впоследствии получил широкое распространение и буддийской литературе, а ритуальные предписания как законы, ранние даосы указывали, что чем больше становится законов и приказов, тем больше становится воров и разбойников. Известно, что стрессовых ситуациях нормальное протекание эмоциональных процессов играет большую роль эндокринной, вегетососудистой, мышечной мобилизации организма.

Если говорить об упорядочении психических структур не только ходе социального культурного развития, но и процессе всякого управления, то его можно описать как выбор из возможного набора положений a1 a2 а3 …аn, где n — число степеней свободы какогото одного при условии, разумеется, что они альтернативны. Даосизм же не делал никаких ограничений для функционирования своей психокультуры, благодаря чему. Поэтому то, что даосы считали вполне нормальным, естественным и здоровым психической жизни человека, зачастую действительно не совпадало с реально сложившимися и укоренившимися нормами. Одна из самых сильных привязанностей человека, угроза которой пробуждает самые острые эмоции, — это привязанность к жизни, поэтому далеко не случайно, что многие даосские мастеранаставники активно занимались различными видами военноприкладных искусств, используя эти занятия как очень эффективные средства тестирования психического состояния человека, того, насколько глубока его непривязанность к своему Я, насколько полно он отстранился от личных желаний, страстей. Ведь у человека, который полностью погружен Дао, психика и действия которого пронизаны высшей целесообразностью, не может возникнуть чувство страха, даже если поединке ему грозит вполне реальная смерть, так как все, что с ним происходит, происходит именно так, как должно происходить С другой стороны, такого рода искусства могли применяться и как средство психической тренировки, как составной элемент духовной практики даосов, так как ситуация боевого единоборства, которой возможен смертельный исход, создает особенно благоприятные, определенном смысле, условия для тренировки невозмутимости и отстраненности, поскольку, вопервых, возбуждает многочисленные эмоции, по отношению к которым необходимо практиковать бесстрастность причем не только негативные, такие, например, как страх, но и необходимые для повышения психофизиологической готовности к бою — ярость, неистовость и вовторых, требует активных действий, по отношению к которым необходимо практиковать недеяние. К тому же, силу общей парадоксальности даосского текста всегда существовала вероятность буквального, одностороннего понимания практических рекомендаций психопропедевтического характера и однобокого увлечения тем или иным методом, преувеличения его роли общем процессе психической тренировки, результате чего нарушался тонкий, трудноуловимый баланс между активными и относительно пассивными методами тренировки и даосский адепт либо ударялся крайний аскетизм и эскапизм, либо чрезмерно привязывался к активнодинамическим формам психотренинга. Даосизм склонен к мистицизму и своей исконной форме отстаивал идею пассивности, недея́ния и покоя, ухода от общества и воссоединения с природой. Обычно его называли Лаоцзы, что значит Престарелый мудрец или Старецмладенец, поскольку, согласно легендам, мать так долго его вынашивала, что, когда он родился, его волосы уже были седы. По мнению даосов, дао — это некая мистическая космическая сила, управляющая материальной Вселенной.

Влияние этой философии нашло свое отражение более поздних стилях китайской поэзии и живописи. Даосы считали, что жизнь есть результат совокупления двух противоположных начал — инь и ян мужского и женского. Из всех китайских мыслителей Конфуций, бесспорно, наиболее известен за пределами Китая. Тут самое время вспомнить еще об одном ключевом понятии конфуцианства — жэнь, что означает человеколюбие, гуманность.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-study

 
Обращение к пользователям