Отношения византии и руси

Чтобы признать справедливость этого утверждения, достаточно, полагаю, познакомиться с позицией основоположника ренессансной культуры Запада — Франческо Петрарки. Новый князь Святослав захватил Подунавье, и вступил новый конфликт с Византией 970 году. Условия, его были таковы, что Византия выплатила Руси единовременную контрибуцию, и обязывалась платить ежегодную дань, а так же обеспечивать всем необходимым русских купцов. В 971 году был заключен мир, подтвердивший условия мирного договора Руси с Византией от 944 года. Византия не хотела воевать с Русью, и преподнесла богатые дары и предложила династический брак. Греки выслали к Олегу парламентариев, которые сказали Не губи города, согласимся на дань, какую захочешь. Византийцы обязались выплачивать ежегодную дань Руси как своему союзнику. Отныне русские послы брались империи на полное содержание им предоставлялись кров, транспорт, пища, провожатые на пути Константинополь и обратно, возможность пользоваться банями. Народ дивился, видя его богатство и славу, предполагая, что князь наделен счастливым даром предвидеть воинскую удачу. Византийское государство являлось не просто наследником культуры античности и Римской империи, оно самостоятельно обогатилось православной верой и впоследствии обогатило ею весь.

Новокрещеная Русь была более всего привлечена именно этими аспектами православия, которые, попав на благодатную почву, развивались самостоятельно и с высокой активностью. Особо тесные отношения Византия и Русь установили после поездки великой княгини Ольги Константинополь, которая отправилась туда, чтобы принять крещение. В Константинополе княгиня Ольга приняла православную веру под именем Елена. Однако князь Святослав целях укрепления своей державы предпо чёл вмешаться византийскоболгарскую войну. Желая по родниться с императорским домом взять жёны сестру Василия II Анну и видя, что император стал медлить с династическим браком, русский князь осадил и. Около западных берегов Чёрного моря русский флот попал сильную бурю.

Однако несколько тысяч русских воинов, которые высадились на берег, были разгромлены греческой армией. Достаточно характерно, что с византийской точки зрения рыцари – участники четвертого крестового похода – были не более чем грубыми варварами, и следует сказать, что они действительно вели себя именно. В первую очередь константинопольский патриарх не был главой всей Греко ‑ православной Церкви, поскольку было еще четыре патриарха, а именно епископ Рима. Что касается Руси, то это не имело большого значения, поскольку киевский период русская Церковь была не более чем епархией константинопольского патриархата, а власть того патриарха была огромной. Хотя теоретически патриарх не был подчинен императору, на деле во многих случаях выборы нового патриарха зависели от отношения императора, который был том положении, чтобы вмешиваться церковные дела. Константинополь, Имперский город, или Царьград, как обычно называли его русские, считался интеллектуальной и социальной столицей мира. Что касается религии, использование славянского языка церковных службах, конечно, имело громадное значение для натурализации Церкви и роста национального религиозного сознания, какой‑то мере отличного от византийской духовности. Политические и богословские аспекты этой проблемы были уже кратко рассмотрены. В первую очередь, двое киевских митрополитов домонгольский период были греками это же относится и к половине епископов.

С другой стороны, для русского духовенства и монахов было привычным посещать главные центры византийской учености и монашества, а гора Афон была излюбленным местом их паломничества. Именно на Афон направился будущий основатель Киевско‑Печерского монастыря. Связи между русскими князьями и членами византийской царствующей семьи также были очень обширными. Что касается династических уз, наиболее важным событием, конечно, была женитьба Владимира Святого на византийской княжне Анне, сестре императора Василия II. Константин Дука был помолвлен с киевской княжной Анной Янкой, дочерью Всеволода. Именно результате этого посольства киевские князья приняли энергичные меры по защите русско‑византийской торговли от вмешательства куманов половцев. Не только князья, но и члены их свиты тоже, по всей вероятности, имели достаточно возможностей для контактов с византийцами. Из Слова о полку Игореве мы можем заключить, что галичские лучники помогали византийцам войне последних против сельджуков.

Помимо Церкви, князей и армии еще одна социальная группа Киевской Руси находилась постоянных взаимоотношениях с византийцами купечество. Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Этот город, отличие от Рима, сумел отстоять себя борьбе с варварами, и Византия явилась единственной прямой наследницей античного мира и прожила свою богатую и сложную историю, длившуюся более тысячи ста. Развитие древнерусского государства проходило тесном взаимодействии с народами соседних стран. Они включали себя и мирные экономические отношения, политические и культурные связи, и острые военные столкновения. Правда, многие ученые отрицают этот факт, подвергая сомнению существования личности Кия, которого считают просто легендой. Городу с небольшим гарнизоном оставалось надеяться только на его высокие стены. В византийских источниках также приводятся слова из проповеди константинопольского патриарха Фотия о неожиданном отступлении руссов Народ неименитый, народ не считаемый ни за что, народ, поставляемый наравне с рабами, неизвестный, но получивший значение, униженный и бедный, но достигший блистательной высоты и несметного богатства о, какое бедствие, ниспосланное нам от Бога!. Венецианский хронист XI века Иоанн Дьякон сообщил, что нападавшие вернулись на родину с триумфом.

В итоге можно полностью восстановить истинную картину произошедших событий русское войско вторглось Византию с целью наживы золота, серебра, драгоценностей греки не силах были отстоять город и предложили врагу мирные переговоры и выкуп. В результате руссы получили то, зачем пришли, мирным путем и уплыли к себе на родину. Так закончилась эпопея 860 года, но уже через небольшой промежуток времени после ухода русской рати изпод стен Константинополя столицу Византии прибыло русское посольство. Как сообщается во многих западных источниках, русские послы приняли христианскую веру по своему желанию и заключили какойто мирный договор, содержание которого источниках не раскрывается. Русь встала своих отношениях с Византией вровень с другими варварскими государствами, ее внешнеполитический престиж заметно повысился и заставил обратить на себя внимание тогдашний. И последующие великие киевские князья также будут либо совершать походы, либо возглавлять или снаряжать посольства Византию. В результате этих походов подписывался двусторонний договор, который включались торговые, военные и политические статьи. Мир это подтверждение мирных, добрососедских отношений между странами, открытый договором 907 года, а ряд это тринадцать конкретных статей, которые и составили сердцевину, основную часть договора 911 года.

Византийская сторона обязывалась содержать за свой счет купцов и послов Руси во время их пребывания на территории империи, а также снабжать их всем необходимым для обратного пути Киевскую Русь. Византия вела многочисленные войны и остро нуждалась русских воинах. После походов Олега Русь и Византия, разделенные морем, стали как бы ближе друг другу по крымским и причерноморским владениям Византии. Купцы поселялись не самом Констатинополе, а пригороде, но торговать они имели право и самой столице. В крещении Ольга принимает имя Елена, честь царицы Елены, матери императора Константина Великого. В исторической науке эта встреча печенегов с остатками русского войска считается не случайной. Есть основания полагать, что она была подготовлена византийской дипломатией.

Русский отряд принимал участие войнах Василия II за завоевание Болгарии 9991000. Это достоинство было признано всеми православными патриархами — Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским. Величайший вклад формирование православной культуры России внесли мастерагреки, строившие 1073–1089 годах Успенскую церковь КиевоПечерского монастыря, великий иконописец Феофан Грек, писавший во второй половине XIV — начале XV века иконы храмах Новгорода и Москвы, великий писатель и переводчик Максим Грек умер ТроицеСергиевом монастыре 1556, а также великие педагоги братья Лихуды — Иоанникий и Софроний миру — Иоанн и Спиридон. Ни одно государство Европы и Азии не оказало на Русь столь глубокого и сильного влияния, как православная Византия. Согласно второму, потерпевшие кораблекрушение иностранцы вместе со всем своим имуществом становились собственностью повелителя той земли на побережье, где был выброшен на берег их корабль, герцога или короля. Хотя византийская доктрина о сюзеренитете императора над другими христианскими правителями никогда не принималась преемниками Ярослава Киеве, князь Галицкий формально признал себя вассалом, императора середине двенадцатого века. Поскольку церковные связи были наиболее сильным началом, укреплявшим руссковизантийские отношения, всякий обзор последних, а также частных контактов между русскими и византийцами, следует начинать с Церкви и религии.

Однако развитие вселенского патриарха духе папства все же не свершилось, и результате, мол, православное христианство выглядело болезненно дисгармоничным, что было платой за выбор неверного пути. Он ни коей мере не закрывал глаза на самые прискорбные последствия и российской идеократии, и российского евразийства, но он же написал 1837 году. После походов Олега Русь и Византия, разделенные морем, стали как бы ближе друг другу – по крымским и причерноморским владениям Византии. С созданием Церкви на Руси появляются богослужебные книги, которые вначале была написаны на греческом языке. Если злодей не возвратится на Русь, то пусть жалуются русские греческому царству, и будет он схвачен и возвращен насильно на Русь. Однако на требование императора сложить оружие и явиться для переговоров Хрисохир ответил отказом, прорвался к Авидосу, разгромил отряд стратига Пропонтиды и появился у Лемноса.

Международные пути Руси и Византии начали расходиться, а их связи ослабли. Впоследствии, XI веке, византийские хронисты, не желая, по всей вероятности, признавать это русское великодушие, выдумали, что будто бы буря по божественной воле разметала атакующий флот эта выдумка была воспринята и нашей летописью. Развивался такой жанр как агиография – жития святых – обусловленный созданием диптиха русских святых, попыткой обоснования божественности происхождения власти. Деятельность эта была направлена к двум главным целям 1 к приобретению заморских рынков, 2 к расчистке и охране торговых путей, которые вели к этим рынкам. Купцы и товары шли из Киева, Твери, Москвы, Новгорода, других городов не по Дону, а сухим путем на Белгород. Когда Русь принимала христианство, самая глубокая, духовная и красивая вера была та, которую исповедывали византийцы.

Для такого ответа необходимо самым кратким образом охарактеризовать главные особенности созданного КонстантиномКириллом славянского письма. Но чаще всего простые граждане, окончив светские школы, становились преподавателями, которые либо вели общественных учебных заведениях занятия, либо давали ученикам частные уроки. Ранее наш язык, что уж греха таить, был вообще темен, несмотря на многословие. Русские торговые ладьи, ежегодно хаживали Царьград, останавливались на болгарском побережье Черного моря, при устье Дуная, Варны. Здесь они и занялись устройством славянской церкви, учили священников, организовали первые славянские школы, воспитывали учеников, готовили переводчиков, переписчиков славянских книг, проповедников. Так, правитель Паннонии, князь Коцел выучился славянской грамоте, а перед тем Мефодий крестил и болгарского царя Бориса с семейством и боярами, а позднее еще и чешского князя Боривоя с его супругой Людмилой, даже польских князей. Первые церковные праздники, вошедшие обиход многих славянских народов, также были связаны с их именами, деятельностью и жизнью скажем, 30 января – это обретение.

Ярким примером византийского интеллектуала был ученый и политик. Многие были историками или мемуаристами, входившими круг влиятельных лиц, или сами занимали такие посты. Единственно церковь была собирательницею разрозненных русских княжеств. Он не просто сочинял проповеди от себя, а говорил от имени и во имя всех русичей От всея земли нашия. Для этого надобно было облечь эти воспоминания форму церковной службы, слова и жития, те формы, каких только и могли они привлечь внимание читающего общества, когда последнее еще не видело них предмета не только для научного знания, но и для простого исторического любопытства. Или же взять беседу Иоанна Златоуста, где сказано о необходимости родителей заботиться о целомудрии своих детей. И мы могли бы читать Гомера, философствовать с Платоном, вернуться вместе с греческой христианской мыслью к самым истокам эллинского духа и получить как дар а прочее приложится научную традицию древности. Не только безобразия и забавы с радостью лицезреют, но весь день и ночь готовы торчать на сборище позорьствующе тамо. Ничуть не лучше позиции ряда нынешних писателей, претендующих на раскрытие тысячелетней загадки России, утверждающих, что Крещение на Руси хотя и принесло нам толику просвещенности, культуры и благочестия, но оно же повергло нас темень догм, статичность мышления, отбросило к младенчеству – и законсервировало этом состоянии, состоянии почти рабского послушания, ум и волю.

Втретьих, христианство сыграло роль объединительного центра для тех, кто стремился к единству и консолидации русских людей. Киевский митрополит Иларион 10511054 киевских князей Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича называет также каганами. К тому же, пишет он, на Западе безоговорочно считали, что латынь является единственным и всеобщим языком литургии. А истории Византии действительно не было какойлибо параллели этому явлению. Едва ли уместны, например, сомнения высшем человеческом совершенстве Пушкина, а между тем, если обратиться к третьему прадедовскому поколению его предков, то пятеро из восьми его прадедов и прабабок, возможно, были чисто русского — или, шире, славянского — происхождения хотя и них не исключена столь характерная для России примесь тюркской или финской крови Александр Петрович Пушкин дед отца поэта, его племянник — Алексей Федорович Пушкин дед матери поэта, Надежды Осиповны Ганнибал, Евдокия Ивановна Головина, Лукерья Васильевна Приклонская и Сарра Юрьевна Ржевская. Между тем, говорил далее Леонтьев, даже и малого, но действительного ознакомления с наследием империи достаточно, чтобы убедиться, сколько византизме было искренности, теплоты, геройства и поэзии. Ведь невозможно, например, переоценить тот факт, что не позднее XIV века основная часть населения Руси обрела название — и самоназвание — крестьяне вариант слова христиане.

Византийские суда жгли русские однодеревки греческим огнем и опрокидывали. Таким образом, дружественные отношения русских с империей были восстановлены. Экономическое значение Херсона падало, и овладение богатой и удаленной от основных русских земель Тмутороканью становилось для Византии все более заманчивым делом. Владимир Мономах даже попытался удержать за собой несколько византийских городов на Дунае. Свидетельством тесных дружественных связей Византии с Русью это время является быстрый рост числа русских монахов на Афоне. Прежде всего, иных организующих начал нам неоткуда было принять, кроме того, Западная Европа того времени была ниже Византии и сама пользовалась плодами эллинской культуры. Заключив почетный династический союз с правящим империи домом, получив от нее христианство, а вместе с ним основном через посредство болгар и изобретенную Византии письменность на родном для славян языке и другие феномены высокой культуры, Русь испытала, как до нее Болгария первое полустолетие после крещения, бурный расцвет культуры и искусства. Официальные и юридические тексты изобилуют ссылками на идеально–универсальную власть императора и соответствующее ей столь же универсальное распространение церкви. Так, знаменитой рождественской стихире провиденциальное значение вселенского pax romana признавали не только византийцы, но и все славяне. Повиновался императору и, тем не менее, не скрыл того, что должен был сказать по правде Божьей.

В Болгарии и Сербии были переведены на славянский язык и другие сочинения по церковному и гражданскому праву, том числе подлинный текст Эклоги, Прохейрон, Номос георгикос и два главных варианта Номоканона византийский кодекс гражданских и церковных законов. Было ли знание греческого языка широко распространено на Руси?. Отношения между Византией и Русью не претерпели существенных изменений и после смерти Владимира. Именно она, Византия, содействовала также Руси обретении ею своего государственного достоинства иравноправия семье европейских народов. Однако императорские послы встретили русскоевойско на Дунае и сумели склонить Игоря к миру. Русская летописьсообщает, что Константин VII просил у Ольги вой помощь, но оскорбленная приемомв столице империи княгиня ответила отказом. Святослав с союзными печенежскими отрядами появился на Дунае, разгромил высланные против него болгарские силы и занял города по Дунаю. Что касается согласия русского князя принятьхристианство, то оно явилось не только следствием дипломатической победы Византии, но и закономерным итогом предшествующего развития Русскогогосударства.

Император, по всей вероятности, не спешил с выполнением достигнутого соглашения — Анна небыла отправлена на Русь. Сними он решал важнейшие вопросы, возводил их высокие достоинства и щедронаграждал. Мало того что, устоявпротив врагов, она долгое время оставалась очагом и светочью просвещения, онастаралась частью убеждением, частью проповедью христианства и цивилизующимвлиянием укротить и облагородить дикарей, приучив их к выгодам гражданскойжизни. Крещениеот Византии было исторически обусловлено всей совокупностью геополитических условийи обстоятельств жизни восточного славянства VIX. Пришел туда во главе всего восточного войска и умнейший доместик схол Иоанн Куркуас, который, появляясь то там, то здесь, немало убил оторвавшихся от своих врагов, и отступили росы страхе перед его натиском, не осмеливаясь больше покидать свои суда и совершать вылазки. К тому же это сочинение было создано как официальное руководство с изложением принципов и норм византийской дипломатии.

Таким образом, русских летописях слились не только две версии рассказа о путешествии Ольги — императорская и патриаршая, но и два путешествия Ольги. Так или иначе, зная о частом привлечении Византии иноземцев к службе дворцовой страже и располагая точными данными о русских пехотинцах составе византийских войск 5080х годах. Его Хронография, охватывая столетний период византийской истории 9761075 гг, как бы продолжает Историю Льва Диакона и завершается описанием правления Михаила. Христианнейшим назван народ, борющийся с половецкими ордами Русь и связанные с ней народы — оплот православия перед лицом латинского запада. Еще раз вспоминает он об усобицах среди тавроскифских династов связи с рассказом о борьбе между сыновьями Стефана Немани Сербии. В этом акте панегирист видит признание верховной власти византийского василевса над другими правителями. Первым этапом развитии византийскорусских отношений было установление связей Руси с византийской колонией Крыму Херсоном, торговля которого с варварами Причерноморья была главным источником его существования и процветания. Победив Византию, он добился не только выполнения договора, но и независимости своей внешнеполитической деятельности от византийского императора. Немцами летописец собирательно называет и всех европейских колонистов или католиков Прибалтике ливонцев. Высоко седиши на своем златокованнем столе, Подпер горы Угорскыи Своими железными полкы, Заступив королеви путь, Затворив Дунаю ворота, Меча бремены чрез облакы, Суды рядя до Дуная.

В иконе царит атмосфера, родственная сценам из жизни Давида Парижской псалтыри. Исследователи обнаруживают множество аналогий зарождении и развитии государственных отношений у восточных славян и большинства европейских народов. Объединение восточнославянских земель под эгидой Киева было закономерным процессом, связанным с зарождением феодальных отношений и возникновением раннефеодального государства. Мы кратко обсудим обстоятельства, наиболее существенные для каждого из этих районов аспекте византийскорусских отношений. Центром миссионерской экспансии стала Рига, основанная около 1198 года бременскими купцами. Миндовг получил от папы королевскую корону и, оставив своих бывших союзников, выступил вместе с рыцарями против Галиции. Ипатьевская летопись правильно, конечно, характеризует его обращение 1251 году как акт политический и лицемерный. Правящая династия оставалась языческой, но это литовское язычество все более выглядело историческим анахронизмом на фоне контактов с западом и постепенно расширяющейся властью над русскими княжествами с православным населением. Польша, разделенная между князьями династии Пястов, течение XIII века видела возвышение сильных и подчас опасных соседей Венгрии, алицкого княжества, языческих государств пруссов и литовцев. Он до известной степени признал зависимость от Казимира и определенные обязательства отношении Любарта.

Такие поездки нередко заканчивались кровавым финалом казнь нескольких подряд тверских князей Узбеком показывает, что обладать властью на Руси было делом рискованным и что единственным критерием законности оставалась воля хана. В культурном отношении церковь, находившаяся постоянном контакте с Византией, открывала русскому обществу, изолированному от Европы, христианскую цивилизацию. Неясность, окружающая начальную пору существования русской церкви до 1037 года нет упоминаний о наличии митрополита на Руси, может быть связана с тем фактом, что первая византийская иерархия Киеве состояла из епископовмиссионеров, и поставления митрополита надо было дожидаться до тех пор, пока, при Ярославе, византийцы не сочли, что Русь прочно вошла византийскую ойкумену. Конечно, не просто, как это сказал бы кто, и не случайно божественные оные мужи устроили, дабы многолюдный, тмочисленный, можно сказать, почти бесчисленный тот народ, имел одного предстоятеля и всеобщего учителя. Однако позднейший период византийской истории усиление централизации привело к тому, что утвердилась практика поставления митрополитов константинопольским патриархом.

Это произошло при императоре Андронике II, начале второго правления патриарха Афанасия 13031309. Владимирский же князь Михаил Тверской послал Константинополь другого претендента, Геронтия, с тем чтобы тот поставлен был митрополитом всея Руси. Константинополь проявлял определенную гибкость, но при этом власть и решающая роль патриархата оставались прежними. О многом говорит употребление чисто технического термина епархия провинция с канонической точки зрения, митрополит мог возглавлять только провинцию. Платил один из контрагентов, а именно тот, кто больше был заинтересован мирных отношениях или проиграл войну. Крупные суммы за соблюдение мира на византийских границах империя выплачивала еще антам. Прокопий, комментируя этот договор, недаром отметил, что Хосров I в сущности наложил на римлян ежегодную дань 4 кентинария, чего он искони домогался. Через несколько лет и с аварами, и с персами был проведен новый тур переговоров. Это соглашение явилось итогом всей истории взаимоотношений Руси с варягами, как она представлена Повести временных лет и других летописных сводах. Готовясь к походу против Византии, Олег не только собирал под свою руку все наличные силы восточнославянских племен, подчиненных Киеву, но и привлек тех из них, которые еще не вошли состав Киевского государства.

Это означало, что, подчинив древлян, северян, радимичей, Олег лишь начинал завоевание других славянских племен. И все же понимание тиверцев как союзников, помощников, толковинов представляется нам верным, но объяснять значение слова следует аспекте не столько филологическом этом случае толкования могут быть весьма различными и каждое из них трудно доказуемо, сколько чисто историческом. В плоскости политических и экономических интересов находились и конфликты между древней Русью и Византией IX. Кстати, тайные договоры с целью сокрушить противника практиковались и Византией, и Болгарией, и уграми. Златарский, анализируя сложившуюся ситуацию, писал о тайных сношениях болгар с печенегами. Используя материал учебника, летописные сведения об отношениях Руси с Византией, выдержки из работ. Роль учителя при этом заключается направлении наводящими вопросами деятельности учеников, внесении различных исправлений и дополнений.

Вероятно, результате дипломатических маневров Византии печенеги весной. Если сравнить политическое положение Византийской империи начале XI и конце. Число таких примеров может быть увеличено – к сожалению, они так или иначе останутся только примерами, не давая возможности точно определить долю земельной собственности руках крупнейших феодальных фамилий. Однако уже месяцем раньше, 29 июня, болгарские послы были с почетом приняты Никифором Фокой — возможно, болгары знали о предстоящем походе и старались если не предотвратить его, то восстановить дружбу с империей. Однако существуют источники, указывающие, что бабка Владимира, княгиня Ольга, была христианкою. Перед историками всегда стояли вопросы чем причина христианизации Руси и почему князь Владимир выбрал именно православие?. Киевская Русь по своему геополитическому положению находилась тесном контакте с Хазарским Каганатом, котором господствовал иудаизм, арабомусульманским миром, котором исповедовали ислам, православной Византией и католическими государствами Западной Европы. Значительную роль христианизации Руси сыграли монастыри, появившиеся на ее территории середине.

Князь советовался с дружинниками по всем вопросам, противном случае он мог лишиться их поддержки. Княжескодружинная власть была до поры ограничена элементами самоуправления, сохранившегося от предыдущих времен. Делается все это для того, чтобы становление и развитие древнерусской государственности воспринималось советскими людьми как следствие обращения наших предков христианство и целиком относилось на счет русской православной церкви, деятели которой якобы направляли свое влияние на устроение государства Русская православная церковь. Хозяйственное развитие вело к усилению разделения труда и расширению межобщинного обмена, что укрепляло связи и внутри вотчин и между ними. На всем своем дальнейшем двухсотлетием пути, резюмирует ученый, норманизм все больше превращался простую антирусскую, а позднее антисоветскую политическую доктрину, которую ее пропагандисты тщательно оберегали от соприкосновения с наукой и критическим анализом. Поэтому утверждение идеологов церкви о том, будто с принятия христианства князем Владимиром и его подданными начинается русская государственность, является искажением исторической правды. Языческому богу про­тивостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси. Другой рецензент, ученый итальянец Aurelio Palmieri, сетует на то, что мы недостаточно воспользовались итальянской литературой и приводит список нескольких итальянских сочинений2. Ашот Багратид, один из лучших правителей Армении, прекрасно понимавший как внешния, так и внутренния отношения и потребности своей истощенной страны4, особенно ея тяжелой зависимости от халифата и постоянных внутренних междоусобиях, успешно добивался самостоятельности и восьмидесятых годах IX столетия, о чем мы скажем ниже, получил царский венец как от арабскаго халифа, так и от византийскаго императора. Несколько ниже мы увидим, что при Василии приняли христианство пелопоннесские славяне.

Как известно, тотчас после смерти императора Михаила III начались переговоры о возсоединении болгарской церкви с греческою, что и произошло 3 марта 870 года. В договоре уже не говорилось о беспошлинной торговле русских Константинополе. Однако на требование императора ᴄᴫᴏжить оружие и явиться для переговоров Хрисохир ответил отказом, прорвался к Авидосу, разгромил отряд стратига Пропонтиды и появился у Лемноса. Россия не могла не быть вовлеченной общий исторический ᴨᴏᴛок для всех европейских новых народов представлялась одна и та же альтернатива или принять христианство и тем положить начало к созиданию государственности, или уступить свое место другому. Гораздо менее предопределен был выбор Руси между восточным и западным христианством, хотя вся предшествующая история связей Руси с христианским миром вела её скорее хорошо знакомый Константинополь, чем далекий. Сколь ни длителен был ϶ᴛόᴛпроцесс, и самом Киеве и на периферии крещение совершалось целом без масштабных социальных ᴨᴏᴛрясений. Спустошливі вторгнення кочовиків причорноморських степів, вис­нажливі, майже безперервні громадянські війни між князями хоч і завдавали шкоди, але не могли підірва­ти економічного життя Русі.

Лихачев, знает периоды, когда человек открывает мире какието стороны, до того им не замечавшиеся. Из Ирана и Аравии на верблюдах гавани сирийского побережья доставляли изюм, урюк, миндаль, финики, вино, сирийские и сарацинские ткани, ковры и широко славившиеся готовые одежды. Столица жадно поглощала огромные количества свежей и соленой рыбы, которую свозили со всего Средиземноморья и Черноморья. Завоеватели ввели тяжелый налог тамгу, которая стала торговой пошлиной, а мыт проезжей пошлиной. Выходу из состояния раздробленности должно было способствовать образование единого внутреннего рынка. В этих городах сходилось множество русских, бесерменских из мусульманских стран, армянских и других купцов. При продаже земли преимущественное право ее приобретения предоставлялось односельчанам. В награду за службу обычно жаловалось лишь право сбора налогов прония С определенной территории, но эта привилегия не наследовалась.

При этом она вызывала постоянное недовольство крупных землевладельцев и провинциальной знати, стремившихся к освобождению от опеки столичных чиновников. Опыт показывал, что малейшая неудача дружины великого князя Beдет к отказу подчиненных ему союзов племен от уплаты дани. Верования домовых, кикимор, леших, водяных, русалок, приметы, эффективность гадания зародились задолгo до принятия христианства. Особенно преследовался обычай, согласно которому при погpебении покойника из знатного рода убивали и сжигали вместе с ним жену, слуг, домашний скот и имущество. Там император считался высшим авторитетом вопросах как светской, так и духовной жизни. Дайте оценку деятельности князя Святослава.

Поначалу крещение шло тяжело, много язычников, не желавших принимать христианство, было убито. В то же время было бы ошибкой представлять Киевскую Русь как полностью зависимую от Византии, даже отношении культуры. Хотя дискуссия о сущности контактных зон насчитывает не одно десятилетие. Отечественная историография русского летописания обзор советской литературы. Ограниченность источникового корпуса, сравнительно небольшой объем данных, которыми мы вынуждены оперировать, не должны останавливать процесс выявления общих закономерностей военнополитических связей двух главнейших членов Византийского содружества. Признавая факт существования некой наднациональной общности, центром которой являлся Константинополь, вопервых, не стоит преувеличивать степень культурнорелигиозной интеграции и сужать понятие Византийского содружества до рамок церковноидеологического единства35. Нельзя игнорировать наличие на византийском восточном пограничье зависимых от империи лимитрофов, опиравшихся на силу ромейского оружия и периодически проявлявших строптивость, таких как разное время Алеппо, Эдесса, Васпуракан или Ани37.

Отношения Византии и Руси развивались иначе, уже хотя бы силу их взаимной удаленности. В 985 году паракимомен Василий, заподозренный подготовке антиимператорского заговора с участием высшего военного руководства, получил отставку и был сослан, а его имущество конфисковано66. Пожалуй, господствующим стало мнение о том, что под именем Сфенга скрывается сын Владимира Святославича Мстислав – брат нового великого князя Святополка Окаянного и его соперника и преемника Ярослава Мудрого297. Как бы то ни было, 1016 году Мстислав Владимирович уже правил Приазовье. Однако 29 июня 1072 года по приказу Иоанна Дуки сложивший оружие Диоген подвергся варварскому ослеплению и скончался от ран месяц спустя. В ноябре 1077 года Адрианополе объявил себя василевсом стратиг Диррахия Никифор Вриенний458, а месяцем ранее октябре 1077 года вышел из повиновения другой глава местной военной администрации – стратиг фемы Анатолик Никифор Вотаниат459. Зажатый между армиями мятежных военачальников Михаил VII оказался безвыходном положении хронически безвольный Дука опостылел до такой степени, что даже дворцовая аристократия – его основной инвестор – поддержала смену монарха. За восстанием Никифора Вриенния, разбитого и ослепленного вскоре по воцарении Вотаниата, последовали мятежи Никифора Василиаки на Балканах 1079 и Никифора Мелиссина Никее. После 1025 года, когда могущественная фигура Василия II сошла с исторической сцены, империя вошла период частых дворцовых переворотов и анархии, который привел к смутному времени 1056–1081 годов.

Сын Льва VI, Константин VII Багрянородный, или Порфирородный 913–959, государь, не имевший никакой склонности к управлению и проводивший почти все свое время за литературной работой кругу наиболее просвещенных людей своего времени, был вынужден отдать на долгие годы управление государством руки своего тестя, начальника флота Романа Лакапина 919–944 749. Открытые начале семидесятых годов удачные военные действия на востоке Малой Азии против последователей известной секты павликиан отдали руки императора их главный город Тефрику и, расширив этим византийскую территорию, поставили Василия лицом к лицу с восточными арабами. Несмотря на религиозную вражду с арабами и военные столкновения с ними, официальных документах встречаются иногда очень дружественные отзывы о. Для империи явилось счастьем, что сам халифат это время переживал эпоху распада, внутренних смут и образования отдельных самостоятельных династий. На востоке византийские войска, после занятия Тарса, овладели Киликией. До нас дошел любопытный текст договора, заключенного между византийским военачальником и владетелем Алеппо 766. Особенно поразительным является его последний поход, о котором до нас дошел драгоценный источник виде письма Иоанна Цимисхия к своему союзнику, армянскому царю Ашоту III, сохранившегося у армянского историка Матфея Эдесского 769.

Здание, писал он, было сделано с максимальным искусством, с применением разноцветного мрамора, с орнаментами и скульптурой. Симеон, однако, был вынужден вскоре отойти от стен Константинополя, так как он предчувствовал большую опасность от недавно сформировавшегося сербского королевства, которое вело переговоры с Византийской империей. Таким образом, произошло при Иоанне Цимисхии присоединение к его державе восточного болгарского царства. Знаменитая История Льва Диакона, бесценный источник по истории второй половины Х века, имеет интересный пассаж, на который обычно не обращали внимания, хотя настоящее время его следует расценивать как единственный засвидетельствованный греческих источниках намек на соглашения с Олегом. Во всяком случае, связи с последней теперь делается попытка нового пересмотра летописной хронологии Олега. Первый поход Игоря 941 году, предпринятый им на многочисленных судах к черноморскому побережью Вифинии и Босфор, где русские, опустошая страну, дошли по азиатскому берегу пролива до Хрисополя совр.

Тогда русский князь осадил и взял важный византийский город Крыму Херсон Корсунь. Мелкие итальянские владения, как например, герцогства Неаполитанское, Беневентское, Сполетское, княжество Салернское и другие, часто меняли свое отношение к Византии зависимости от успешности или неуспешности ее действий против арабов. С конца Х века произошла административная реформа византийской Италии, где прежний стратиг Лангобардии был заменен катепаном Италии, имевшим резиденцию Бари. Но Василий I, несмотря на противодействие папских легатов и недовольство самого папы, добился того, что латинские священники были удалены из Болгарии, и болгарский царь Борис снова примкнул к восточной церкви. Но спокойной жизни на Афоне не было изза неоднократных опустошительных нападений арабов с моря монахов убивали или увозили плен. Вопрос о разделении церквей, резко поставленный IX веке, нашел свое окончательное разрешение середине XI века. Название Василик происходит не от имени, как иногда неправильно полагали, Василия I, при котором, как мы знаем, был подготовлен для них материал, а от греческого слова василевс – царь, император поэтому Василики переводе обозначают императорские законы. Меры, предпринятые государями Македонской династии для защиты крестьянского и воинского землевладения, сущности довольно просты и однообразны. Главным образом они заключались запрещениях властелям вкупаться крестьянские общины и приобретать крестьянские и воинские участки.

Меры правительства по данному вопросу открываются новеллой соправителя Константина Багрянородного, Романа I Лакапина, изданной 922 году. К началу IX века насчитывалось уже десять фем – пять азиатских, одна морская и четыре европейских. Это была первая за разбираемый период победа военной партии над гражданским центральным правительством – первая победа провинции над столицей. Но новый император, престарелый и физически слабый, не мог справиться ни с внутренними, ни с внешними затруднениями. В различных частях империи появились претенденты, оспаривавшие трон у Вотаниата. В таких обстоятельствах военная партия нашла правительнице Евдокии мужа лице энергичного Романа Диогена. Геройски сражавшийся Роман Диоген был захвачен плен турками и с почетом встречен Алп Арсланом. После катастрофы 1071 года и до вступления на престол Алексея Комнина 1081 году, турки пользуются беззащитностью страны и внутренними раздорами империи, где та или другая партия не задумываясь приглашали их к себе на помощь и тем самым все глубже вводили во внутреннюю жизнь государства.

Печенеги и узы, служившие византийской армии, сыграли, как известно науч. Падение Бари знаменовало собой конец византийской власти Южной Италии. Византийский придворный церемониал, развившись и сформировавшись на базе Поздней Римской империи времени Диоклетиана и Константина Великого, позднее проник придворную жизнь западной Европы и славянских государств, включая Россию. Лев Диакон, современник Василия II и очевидец событий болгарской войны, оставил историю десяти книгах, охватывающую период 959–975 годов и содержащую рассказ об арабской, болгарской и русской кампаниях империи. Эта История во всем очень ценна, так как является единственным греческим источником, современным описываемым событиям и рассказывающим о блистательном периоде Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия. Вопрос об идентификации автора этой компиляции до сих пор не разрешен 914. В Х веке, когда византийская цивилизация переживала время блестящего подъема, представители варварского Запада приезжали на Босфор за образованием. По содержанию эпос весьма напоминает хорошо известные западноевропейские эпические легенды, такие как Песнь о Роланде времени Карла Великого, или эпос о Сиде, каждый из которых вырос из борьбы христианства с исламом. Иными словами, вместо старого постулата о том, что Армения испытала сильное влияние византийского искусства, Стржиговский старается доказать обратное. В Малой Азии многочисленные скальные церкви Каппадокии сохранили большое количество весьма интересных фресок, некоторые из которых относятся к IX, Х и XI векам.

Согласно легенде о захвате Киева Олегом путешествие купцов с товарами по Днепру Византию обыденное явление. Как уже отмечалось, несмотря на целый ряд благоприятных дипломатических ситуаций, постоянно сохранялась нестабильность руссковизантийских отношений, которые к. При очевидных, засвидетельствованных источни­ками симпатиях болгар к русским как к братьям по крови и языку проявлял себя другой мощный фактор – единство их веры с Византией. Весьма показательно также, что еще середине 14 века Константинополе обратили внимание на дина­мичных правителей небольшого удельного княжества со столицей Москве, отдав им решительное предпочтение их борьбе за создание централизо ванного Русского государства. От грабежей русов пострадали христианские церкви и было ослаблено православное влияние Хазарии.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-study

 
Обращение к пользователям