Период древнего царства в египте

Раннее царство Древнего Египта представляло собой начальный этап великой древнеегипетской цивилизации, просуществовавшей на берегах Нила 3 тысячи. Практиковались регулярные военные походы на Синайский полуостров, Южную Палестину и Нубию. В отличие от Двуречья, жрецыправители номов по мере укрепления их власти вступали ожесточенное соперничество друг с другом, результатом чего была постепенная концентрация власти руках наиболее удачли­вых из. При этом носитель светской власти считался важнее представителей власти духовной. Столь раннее объединение всей страны под началом единого царя, фараона, равного которому по объему власти то время еще не знало человечество, сыграло свою роль ускорении процесса институционализации власти, становления эффективной централизованной адми­нистрации, опиравшейся на мощный и разветвленный иерархическобюрократический аппарат. Столицей страны был основанный на стыке Верхнего и Нижнего Египта Мемфис. Существовал строгий ритуал поклонения им, была выработана прак­тика их захоронений. Именно эти соображения и легли основу строительства гигантских пирамид пирамиды фараонов 3й и 4й династий Джосера Джесера, Снофру Снефру, Хеопса Хуфу – 4я династия, Хефрена Хафра.

Фараоны вели достаточно активную внешнюю политику, совершая время от времени походы на северовосток Синай, на запад Ливию и на юг Нубию. Военная добыча и торговые экспедиции обеспечивали Египет немалым притоком золота, серебра, благовонных смол, слоновой кости, полу­драгоценных камней, строительного леса. В их же функции входила организация общественных работ на местах, особенно сфере водного хозяйства и строительства. Между царями двух соперничающих династий 10 и 11 происходит ряд военных столкновений, которые завершаются победой Фив, превратившихся столицу Египта. Они имели своих чиновников и воинов, нередко вели собственное летосчисление и успешно осуществляли наследственную передачу власти – ряде случаев брак наследников разных номархов вел к слиянию двух номов Как свидетельствуют пышные и богатые гробницы номархов, эта региональная знать процветала вплоть до правления Сенусерта III 12 династия, который считается фараоном, добившимся наивысшей степени цент­рализации, сравнимой с той, какой обладали властители Древнего царства. Лишь Сенусерт III и его преемники снова стали практиковать назначение сменяемых сановников центра качестве правителей но­мов, причем именно теперь перестали сооружать богатые гробницы номархов.

Именно при нем наи­более широко развернулось ирригационное строительство Фаюмском оазисе крупный искусственный резервуар, где был сооружен огромный храм, предназначенный для культа всего пантеона богов. Это становится особенно ясным, если учесть, что существенных изменений орудиях производства по сравнению с Ранним царством не произошло изменения были, повидимому, основном количественные. Только резкое увеличение производства медных орудий труда могло привести, например, к большим изменениям строительном деле началу невиданного доселе строительства из мягкого известняка. Многочисленные раскрашенные рельефы сплошь покрывают внутренние стены заупокойных вельможеских гробниц и снабжены краткими пояснительными надписями. Большое вельможеское хозяйство состояло из главной усадьбы и многочисленных владений дворов и селений, находящихся различных концах страны, как Верхнем, так и Нижнем Египте. Во всех ремесленных работах существовало Дробное разделение труда, над одним и тем же изделием на разных этапах его изготовления часто трудились несколько человек. Здесь шла бойкая торговля зерно, хлеб, овощи, рыбу обменивали на рыболовные крючки, обувь, зеркала, бусы, другие ремесленные изделия.

Наличие такого рынка можно объяснить существованием определенного избытка пищевых продуктов у части тружеников, а также, вероятно, и существованием ремесленном производстве урочной системы. В состав собственного дома вельможи входили земли и имущество, унаследованные от родителей. Древнее Царство считается продолжением истории раннединастической линии фараонов Древнего Египта. Пирамида Майдум повторяла очертания гробницы Снофру, первого короля IV династии. Древняя Нубия была богата сырьем и особенно золотом и представляла особый интерес для Египта. Это объясняет, почему памятники архитектуры того времени были менее технологичны, чем их предшественников основное внимание проектах строительства уделялось храмам и святилищам, чем самому зданию пирамиды. Гробницы, построенные вблизи усыпальницы царей, имели еще более сложную дорогостоящую отделку.

Некоторые зажиточные граждане имели возможность построить склеп не только вблизи некрополя Мемфиса, но и собственной провинции. Царям не хватило авторитета для предотвращения раскола, который начался во время 1го переходного периода. Фараоны периода Древнего Царства Египта начали терять свою власть, которая переходила к отдельным предводителям. В Нововавилонском царстве господствовала торговоростовщическая рабовладельческая верхушка, сосредоточившая своих руках обширную торговлю. Подобные башни зиккураты составляли непременную часть храма главного бога любого вавилонского города и строились три этажа, отражая мифические представления о построении мироздания небо, земля и подземные воды, или семь этажей—возможно, честь семи астральных божеств. В нововавилонский период усердно копировались и переписывались памятники древней письменности.

Нововавилонское искусство очень декоративно, но его образы лишены силы, таят себе признаки упадка. К середине V тысячелетия люди Египте жили родовыми общинами, начинают проводить самые примитивные оросительные работы, разводить мелкий и крупный рогатый скот. На рубеже V и IV тысячелетий появляются поселения, часто укрепленные стенами, что свидетельствует о все большем развитии ирригационного земледелия, способствовавшего упрочению оседлости египтян. Керамика украшается резными и расписными узорами, символические значки на ней некоторые исследователи трактуют как обозначения собственности сосуды из одного погребения имеют обыкновенно один и тот же знак. В середине IV тысячелетия, благодаря развитию орошения урожаи становятся все больше.

Это были небольшие номы — объединения нескольких поселений вокруг одного города, где располагалось святилище главного божества и жил вождь. Обусловленное всё теми же потребностями улучшения оросительной системы, объединение их было неизбежным. Одной из главных функций царской власти была организация оросительной системы Нильской долине и поддержания ее порядке, как следствие – все более развитая сельскохозяйственная деятельность, включавшая себя искусство возделывания винограда. Уже Архаическую эпоху Древний Египет обладал войском, находившемся, однако, зачаточном состоянии. Период истории Древнего Египта, охватывающий правление фараонов III—VI династий. В это время Египте сформировалось централизованное сильное рабовладельческое государство, наблюдается экономический, военнополитический и культурный расцвет страны. Хорошо было развито и садоводство сорта плодовых культур назывались по городам Нижнего Египта. В Верхнем Египте также было развито скотоводство на тучных пастбищах по берегам Нила. Египетские боги также почитались как создатели ремесел и искусств, письма и счета, науки и магии. Сооружение гигантских пирамидусыпальниц – яркое свидетельство того, насколько велика была Египте вера божественную силу царя, распространявшуюся на людей даже после его смерти.

В период создания единого государства упорядочиваются культы многочисленных богов Египта, идея единовластия привела к возвышению культов богов крупнейших религиозных и политических центров, вокруг которых формировались основные теологические концепции. Среднее царство — эпоха истории Древнего Египта между 2040 и 1783 или 1640. Победителями из этой схватки вышли Фивы, и при Ментухотепе I страна была объединена, хотя еще и не очень прочно. В целом XII им удалось стабилизировать положение страны и превратить Египет сильное государство, располагавшее мощным военным и экономическим потенциалом. Продолжалось освоение Файюма, например, среди этого болота построили дворец, известный грекам как Лабиринт. Большие успехи были сделаны освоении Нубии, где были открыты богатые золотые прииски. Многочисленное строительство крепостей, начало использования бронзы, возникновение производства стекла, создание большого водохранилища, новой оросительной системы, восстановление прежней силы сельского хозяйства, появление множества мелких и средних хозяйств. Главными создателями богатства страны являлись хемуу нисут – царские хемуу, лишенные прав собственности на оружие и средства производства они использовались царском, храмовом и частном хозяйстве. Возможно, что неортодоксальные идеи возникли гораздо раньше и были искусственно прикрыты другими официальными идеологиями и только времена смут обнаружили эти противоречивые тенденции египетской культуры, на фоне которых подъем культуры эпоху Среднего царства кажется особенно впечатляющим фиванские владыки во многом стремились возродить и продолжить традиции царей Древнего царства, но изменения, затронувшие уклад жизни, язык, искусство, религию и многое другое период распада страны, наложили неизгладимый отпечаток на культуру эпохи, и без них невозможно понять ни стремительного расцвета светской художественной среднеегипетской литературы и научных знаний, ни усиления поисков индивидуальных черт царской и частной скульптуре, ни переосмысления роли царя египетском обществе, который теперь не только божество, но конкретный человек.

Отделенный неизмеримой дистанцией от своих подданных, царь мог испытывать те же чувства, что и простой смертный приближенность царя к народу теперь выражалась вынесении за пределы заупокойных сооружений царских статуй, которые ранее были надежно скрыты от людей. На них изображены все ступени получения продуктов и предметов ремесла — от обработки почвы до сбора урожая и приготовления конечного продукта печеного хлеба, пива, медных изделий. Эта юридическая разница была номинальной, поскольку должности, как правило, передавались по наследству, так же как и родительская земля имущество. В письменных текстах их называют мерет или хемуу, то время как собственно рабов обозначали термином бак. Так, вграмоте фараона Пиопи II VI династия говорилось Мое величество не допускает, чтобы какойлибо человек храма Мина Коптосского Коптосском номе производил переноски и рытье или какуюлибо работу, производимую этом Верхнем Египте. Наряду с крупными хозяйствами царя, храмов, вельмож Египте Древнего царства существовали территориальные, или соседские, общины. Земли их обрабатывали общинники, которые обозначались термином царские люди, платили многочисленные подати царскую казну и исполняли различные повинности. Удачными были походы Снофру Нубию, после одного из них он взял плен 7. Высота пирамиды древности достигала 146, длина каждой стороны основания — 230 площадь основания — 52, 900. Предметом большой гордости для каждого египтянина было, если он мог своей надгробной надписи сказать о том, что никогда его не били присутствии какоголибо должностного лица.

Надписи времени Древнего Царства дают возможность восстановить характерные черты организации и деятельности особого военного ведомства. От него же до нас дошли первые сведения о путешествии египтян далекий загадочный Пунт. Из изложенного ясно, что египетское общество времени Древнего царства состояло из крупной рабовладельческой знати — вельмож, обладавших большими богатствами и эксплуатировавших большое количество людей из средних слоев свободных, включавших, числе прочих, мелких царских чиновников и должностных лиц хозяйства вельмож, низших жрецов, свободных ремесленников и общинников из людей, вовлеченных хозяйство царей, храмов и вельмож, а также из рабов собственном смысле слова. Главной рабочей силой при постройке пирамид были постоянные, строго упорядоченные и обученные рабочие отряды. Основателем IV династии египетский историк Манефон считает фараона Снофру. Другая пирамида Снофру, значительно большая по размерам и внушительности, возвышается теперь над всей Дашурской группой. Как считал Питри, для этого египтяне должны были…перейти от возвратнопоступательного резания к вращательному, как бы свернув пилу трубу проделав образовавшимся трубчатым сверлом кольцевые канавки и выломав оставшиеся стержникерны, они могли с минимальными затратами труда выбирать большое количество материала. Более того, если во времена Древнего царства только фараон отождествлялся с Осирисом, то во времена Среднего царства самом религиозном сознании Египтянина произошла революция!. И вызвали её совсем не инопланетяне. При последних представителях XI династии власть царствующего дома была твёрдо установлена во всём объединённом Египте.

Размещено на Он окончательно вернул столицу Мемфис и усилил царскую власть. Постепенно страна начала объединяться вокруг двух центров на Юге – Фивы, на Севере – Мемфис. Он излагал ее по династиям фараонов, которых, по его расчетам, со времен Менеса было тридцать. Пирамида следующего фараона, Хафры, или Хефрена, как называли его греки, была ниже на 10, ее высота. Историки считают окончанием Древнего царства последние годы правления царей VI династии.

Борьба с азиатами закалила войско гераклеопольцев, которое правители нома использовали и при решении внутренних проблем. За эти два с лишним столетия на престоле сменилось всего восемь фараонов, носивших имена Аменемхетов и Сёнусер тов Аменемхет I, Сенусерт I, Аменемхет II, Сенусерт II и III, Аменемхеты III. При XI династии активизировались южные номархи, которые стремились к столь же независимому положению, что и правители северных областей долины Нила. Тутмос, не желая прослыть у врагов трусом, вышел к войскам противника прямо, через ущелье, такое узкое, что воины и кони вынуждены были следовать по нему гуськом. Город Каркемиш на Евфрате, находящийся на стыке Сирии, Месопотамии и Малой Азии, был, повидимому, самым северным пунктом, который наведывался во время своих военных походов Тутмос. Во времена Тутанхамона отстраивались заброшенные храмы, юный фараон одаривал их рабами, продовольствием и сокровищами. Для преемников Аменхотепа IV вопрос о Сирии и Палестине был ключевым вопросом внешней политики. Если еще Рамсес III вынужден был ограждать городские храмы средней части Египта на случай ливийских вторжений, то конце XX династии даже самих Фивах работы на царском кладбище неоднократно прерывались изза неспокойного положения.

В составе имен этих царей, как и составе имени царя ХорАха, упоминался бог виде сокола Хор, покровитель большинства царей Раннего царства. Дошедшие до нас из погребений того времени полотна свидетельствуют о развитии льноводства и ткачества. Но если судить по роскошным для того времени погребениям знати, немногим отличающимся от царских погребений, знать эта, происходившая из номов и тесно с ними связанная, сохраняла большую экономическую самостоятельность и, вероятно, располагала еще значительными наследственными хозяйствами. Царь, позднее его стали называть фараон перао поегипетски дом большой распоряжался всем управлением страны он назначал вельмож, переводил номархов из одной области другую, устанавливал повинности, посылал войска соседние страны. Столь же замечательны тончайшие рельефные изображения и иероглифические надписи, высеченные на стенах гробниц. Очевидно, крестьяне меняли продукты сельского хозяйства на изделия ремесленников. Различные товары египтяне привозили из соседних областей Северной Африки, частности из Ливии — особое масло для умащений. Ha стенах гробниц часто изображаются представители этих селений, которые несут умершему продукты своей страны, ведут скот, несут на руках или сетях домашнюю птицу и рыбу. Египетские фараоны отправляют вслед за торговыми экспедициями свои войска, чтобы закрепить при помощи оружия свое господство соседних странах. Третья гизэхская пирамида, построенная фараоном Менкаура, достигает высоту лишь.

Фараоны считают, что они призваны править не только египтянами, но и ливийцами, и нубийцами, и народами Азии. Мы видим здесь и богиню истории, которая записывает число ливийских пленников, и богиню запада Аментит, передающую фараону власть над ливийскими племенами техену. Постепенно они освобождаются от опеки царской власти, что приводит к децентрализации управления страной. Недостаток ровных площадок окрестностях новой столицы — Фив — способствует развитию нового типа погребального строения — скальной гробницы, вырубленной склонах гор, вход которую обычно оформляется виде портика с несколькими колоннами. В эпоху Среднего царства расширяется строительство ирригационных сооружений каналы, плотины, дамбы, водохранилища районе Файюма, усиливается рост городов.

Особой поэтической свежестью и непосредственностью отличаются изображения второстепенных бытовых сцен, а также растений, зверей и птиц. В хозяйственную деятельность самих общин центральная власть практически не вмешивалась, ограничиваясь признанием за фараоном номинального права верховной собственности на землю фараон формально наделял общину и без того принадлежавшей ей фактически землёй, выступая таким образом качестве гаранта её прав. Своего пика централизация управления государством достигла при IV династии. С северной стороны был вход, который соединялся длинными коридорами с расположенной центре пирамиды погребальной камерой, где стоял саркофаг царя. Выше говорилось о статуях, составлявших неотъемлимую часть гробниц царей и знати, так же как и о религиозных представлениях, вызвавших появление скульптуры гробницах. Объединителем Севера становится один из номов запада Дельты с центром.

Рассматривая государственность Египта, отметим, что наиболее типичная древневосточная деспотия существовала именно Древнем Египте. В конце правления XX династии власть фараонов слабеет, она переходит к верховным жрецам главных святилищ Египта. Легендарное начало таких законов приписывалось богу Тоту Гермесу Тримегисту греческой традиции еще при основании государства древности он якобы вручил жрецам 42 священные книги, из которых книги 213 посвящались прерогативам царя и законам правления. Такие небольшие военнополицейские подразделения придавались сборщикам налогов, состояли при храмах, традиционно выполнявших функции судебноприсутственного места. Омельченко вообще уходит от рассмотрения данного вопроса, ограничиваясь одной фразой Основной категорией дел номовых судов были финансовые и налоговые. Относительное равноправие полов обусловило специфические для древневосточного общества нормы брачносемейного права. Этим объясняется, почему поселения Египте ютились большей частью на холмах. Жали правой рукой вплотную под левым кулаком, державшим пучок стеблей.

При часто практиковавшемся тогда смешанном посеве ячменя и эммера последний снимали недозрелым и сушили специальных печах. Вы можете скачать правильно отформатированную работу Скачать реферат. Наводнение достигает своей высшей точки августесентябре, когда уровень воды на юге страны повышается на 14, а на севере на 810 выше ординара. Египет превратился зеленый цветущий сад — недаром жители Нильской долины называли свою страну Черной плодородной и Любимой страной Тамери. Незначительные на наш взгляд цифры египетских армий той эпохи не должны нас смущать, так как они вполне соответствуют масштабу войн того времени.

В определенные годы глава каждой семьи должен был давать сведения о личном составе своей семьи и о принадлежащих ему людях. Применение довольно крупных воинских соединений до 10 000 воинов и переброска их к границам государства, а также на театры военных действий, расположенные иногда на территории соседних стран, требовали проведения специальных стратегических дорог. Некоторое значение имела также и форма ручки кинжала, так как от нее зависело удобство пользования кинжалом во время боя и тем самым эффективность его действия. В эпоху Среднего царства заостренный конец копья снабжается металлическим наконечником, значительно усиливающим прочность и ударную силу копья. Иногда копьем 95 пользовались, как метательным оружием, своего рода дротиком, и таком случае применялись копья значительно меньшего размера, ниже человеческого роста. Боевая эффективность лука значительной степени зависела от свойств стрелы, которая является, сущности, легким метательным копьем, приводимым движение при помощи лука.

Как видно из этого описания, личные боевые качества воина играли громадную роль исходе битвы того времени. Основное боевое значение бастионов заключается том, что они давали возможность с их верхней площадки обстреливать с двух флангов воинов, штурмовавших или осаждавших крепость. Надписи и сохранившиеся до настоящего времени развалины позволяют восстановить внешние формы целого ряда крепостей, построенных различных пунктах Египта как внутри страны, так и на ее границах. Граница от Хебену вплоть до Пути Гора покрыта городами и заселена людьми из числа самых избранных во всей стране для того, чтобы отразить руки азиатов. Очевидно, по этой важнейшей стратегической магистрали выступало поход египетское войско во главе с фараоном, почему эта дорога и получила название Пути Гора титул фараона.

Так, южная стена разделена на ряд вертикальных полос, которых горизонтальная кладка строго чередуется с вогнутой книзу кладкой кирпича. Следующим укрепленным пунктом был город Омбос, древняя столица Верхнего Египта. Наконец, третья линия наиболее мощных и наиболее важных для той эпохи крепостных сооружений. Внешняя стена была окружена значительно более широким рвом, ширину до. К тому же массивность постройки типична для египетской, частности, военной архитектуры. Я думаю, отдельные архитектурные детали указывают не на прогресс технике, а на стремление максимально использовать рельеф местности и особенно защитить наиболее уязвимые и важные места. При расширении крепости эта часть ее была превращена во внутреннюю цитадель, отчасти, может быть, связанную с косым выступом и спуском к реке. Для удобства защиты нижняя часть стен делалась пологой, а ворота, углы и уязвимые места снабжались бастионами.

Во всяком случае, размеры крепостей позволяли строить внутри главных стен особые помещения, среди которых, конечно, могли быть склады продуктов и вооружения. Такого эфиопа с господским мешком возможно, с одеждой и сандалиями мы видим гробнице одного из царевичей V династии. Зато руководство домах ткачих а руководители являлись знатоками данного дела было сплошь руках мужчин начальника, руководителя, писца последний, конечно, не был ткачом. Обмениваются съестные припасы зерно, овощи, хлеб, рыба и ремесленные изделия на предметы обстановки, обувь, бусы, зеркала, веера, палки, рыболовные крючки и, кроме того, умащения. Поэтому картина жизни трудового населения Египта времени Древнего царства остаётся лишь приблизительной. Многие рядовые жрецы храмов, будучи людьми не высокопоставленными, пользовались тем не менее за свою службу наделами из пашни бога и, повидимому, храмовыми людьми для их обработки. Именно резко противоположные друг другу общественные верхи рабовладельческая знать и низы определяли лицо общества. Начало Древнего царства принято считать со времени династии, период царствования которой имел место стремительный подъём каменного строительства.

На камнях царских и частных сооружений IV династии можно и поныне видеть нанесённые краской рабочие пометки, из которых следует, что во время постройки великих пирамид каменоломнях работало ограниченное число рабочих отрядов для времени Микерина их известно три, для времени Хеопса четыре, делившихся каждый на несколько подразделений. По словам Уны, это был особый знак благоволения государя к нему, и он старался хорошо управлять югом, чтобы показать себя достойным доверия своего повелителя. Мы мало знаем о том, как управлялась северная страна, то есть дельта. Одна из самых низших судебных должностей, которую часто занимали сыновья более высокопоставленных судей, называлась судья и начальник писцов. Сами начальники судей тоже были очень высокого мнения о своей должности Ментухотеп, верховный судья при Сенусерте I иначе звался Усертсен, а также Сесотрис, хвалился тем, что очаровал сердце царя сильнее, чем любой житель обеих стран, был любим друзьями царя и могуч против его врагов, могучим обоих царствах и первым долинах пустыни и обеих странах. Похоже, что после смерти этого номарха на восемнадцатом году правления Сенусерта I этот царь предпочел снова отделить эти два княжества одно от другого сын покойного, носивший имя Нахт, получил собственность своей семьи – город МенатХуфу, а Амони также, несомненно, сын покойного князя унаследовал ном Газели 102. На востоке ном Шакала должен был достичь середины реки, а на западе протянуться до. Все, что царский дом приказывал сделать его номе, проходило через руки Амони, и он показал себя особенно полезным при сборе доходов. Очень часто самые высокие должности по управлению имуществом крупного землевладельца давались его сыновьям. Естественно, эти князья и царские родственники желали передать потомству имена своих верных слуг и приказывали изображать крестьян, пастухов и ремесленников, которые работали их владениях.

Лишь спустя восемнадцать веков туман, окружавший страну фараонов, начал немного рассеиваться. Соответственно, далеко не все детали произошедшего, содержащиеся таких источниках, достоверны. Автор отмечает, что на протяжении большого количества времени историю древнего Востока изучали основном с точки зрения политических событий, наряду с этим изучалась культура и религия стран народов Востока. После ряда войн государство объединяется под верховенством Верхнего Египта. Так как само географическое местоположение Египта предполагает мореплавание.

В то время такие государства как Хеттское царство, Ассирия, Вавилония переживали не очень хорошие время. На юге ему вместе со своим войском удалось покорить племена до 4 го нильского порога. Теперь Египет представлял собой огромное государство протяженностью на 3200. Во второй половине четвертого тысячелетия гейзейский период больших успехов достигло земледелие основанное на системе искусственного орошения. Скорее всего объединение номов Верхнего Египта одно царство и Нижнего Египта другое крупное царство произошло IV тысячелетии. Процветание египетской экономики, богатство господствующего класса обеспечивалось жестокой эксплуатацией царских людей, рабов. Время приходится обозначать не столько по столетиям, сколько условно — по династиям. Он похоронен без всякого гроба, только саване, около него находилось несколько горшков. С начала I династии надписи величают царя обеими владычицами — знак соединения его лице богинь обеих половин царства, а с середины той же династии — принадлежащим к Тростинке и Пчеле первая знаменовала Верхний, а вторая Нижний Египет. Нет прямых данных о том, как практически были то время организованы работы по орошению, но несомненно, что верховное руководство находилось руках государства.

Также и слово судья можно прочитать на печатях ещё середины I династии. Так, надписях одного из них на посуде упоминаются поочередно Верхний и Нижний Египет. Темой многих сцен было горе родных и друзей, оплакивающих смерть близкого человека, ужас бегущих от египетских колесниц врагов, нежная взаимная любовь членов семьи. Фигуры неразрывно связаны с блоком, из которого высечены, что подчеркивается сохранением части этого блока виде фона. И, наконец, не следует забывать о чрезвычайной длительности древнеегипетской культуры. В этих школах царила строгая дисциплина, которая поддерживалась применением телесных наказаний и внушалась особыми Поучениями. Некоторые из них носят явный отпечаток фольклора, например сказка о двух братьях, другие представляют собой результат творчества талантливых и опытных авторов, имена которых нам неизвестны сказка о потерпевшем кораблекрушение. Кроме того, имеется большое количество нелитературных письменных материалов, как, например, математические, медицинские, магические, правовые тексты, а также деловые документы.

Все эти виды египетского письма возникли и развились Египте самостоятельно. Египетская культура и литература, воспринимавшие иноземные элементы, адаптировали их к себе, не теряя при этом своего самобытного облика. Шлют могущественным царям Египта дары и независимые правители Нижней Месопотамии. Некоторые культурные растения, не встречавшиеся ранее Египте, стали культивировать нем эпоху Нового царства. Но не только полезные ископаемые — сырье, зерно и скот хлынули Египет с начала Нового царства. Известно также об использовании этих людей храмовом хозяйстве — там они работали ремесленных и ткацких мастерских, привлекались на строительные работы, образовывали целые отряды пастухов.

Памятники Нового царства — летописи египетских царей, выбитые на стенах воздвигнутых ими храмов, биографии воинов, сохранившиеся на поминальных плитах, более поздние литературные тексты, поэтической форме отразившие воспоминания о минувших днях, — запечатлели яркие эпизоды бесчисленных военных походов, столь характерных особенно для начального периода этой эпохи. Велика была еще и сила самой местной номовой администрации, укрепившей свои позиции предшествующий смутный период. Естественно, что, начиная борьбу с гиксосами, фиванские цари могли рассчитывать на поддержку египетского жречества. Многое достается египетскому войску, щедро дарует ему царь боевые награды, землю, пленных. Вначале, однако, ход событий был несколько замедлен нововведения, оказавшие вскоре огромное влияние на все сферы египетской жизни, нарастали постепенно. Условное египтологическое произношение имени должно быть Итен, а древнее было, видимо, Йати, почитаемого образе солнечного диска с отходящими от него лучамируками, дарующими стране все блага жизни, ни коей мере не означало упразднения древнего египетского многобожия, и первый храм, посвященный новому божеству, был возведен царем Фивах, вблизи святилищ АмонаРа. Повидимому, на 6м году царствования Аменхетепа IV борьба резко обостряется и вскоре достигает апогея. Создается впечатление, что противники реформ Аменхотепа IV торжествуют полную победу кажется, что новый царский двор круто изменил свою общественную ориентацию. Компромисс между ними, достигнутый после открытого столкновения при царереформаторе, очевидно, оказался непрочным. В этой критической обстановке Сетхнехту удалось наконец подавить мятеж, восстановить авторитет центральной власти.

После смерти Рамсеса III при последних восьми царях XX династии, которые все носили личные имена Рамсесов, внутренняя стабильность и внешнеполитические позиции Египта оказались окончательно подорванными. После смерти последнего царя XX династии власть на юге страны переходит к Херихору, однако Нижний Египет не признал верховной власти фиванского правителя единое египетское государство Нового царства прекращает свое существование. Домоправитель был главным, ответственным управляющим дома, иначе хозяйства вельможи. Никогда более за время своей истории власть царя Египте не была столь сильна и государство не отличалось такой централизацией и сплоченностью вокруг культа фараона. Материальная культура Древнего царства хорошо сохранилась и дает богатые сведения историкам. Эти пирамиды уже древнем мире были признаны одним из чудес света и свидетельствовали о мощи Египетского государства, о высоком уровне культуры, науки и искусства. Полихромное декоративное оформление интерьеров храма довершали раскрашенные рельефы на его стенах. Искусство Египта имеет жесткие религиозные рамки и каноны, но они не стесняют его, а дают волю к творчеству. И это удивительно, как мастера умели одухотворить канон, делать будь то рельеф или круглую скульптуру не официально застывшей и мертвенной, а истинно вечной, внутренне живой с неповторимыми характерными особенностями. Далее он захватил Сирию, Палестину и вышел к берегам Средиземного моря.

Ассирия превратилась мощное государство, и ШамшиАдад I присвоил себе титул „царя множеств. К этому периоду относится формирование религиозномифологических представлений заупокойного культа и культа обожествленного правителя, а также начало изготовления папируса и распространения письменности. Именно из числа этих божеств выдвинулся и стал общеегипетским бог Ра, который разное время отождествлялся с другими богами Атумом, Амоном, Гором. При выполнении рельефов скульптурных изображений на плоскости и настенных росписей египтяне использовали традиционный прием плоскостного изображения фигуры ее ноги и лицо изображались профиль, глаз анфас, а плечи и нижняя часть туловища трехчетвертном развороте. Широкую известность получила История Синухета, дошедшая до нас во многих списках.

Фараоны XVIII династии установили свое господство над многими соседними странами Эфиопия, Палестина, Сирия. Имя и изображения верховного фиванского бога Амона повсеместно уничтожались, что, по представлениям египтян, должно было свести на нет его мощь и само его существование. Редкий камень лазурит доставлялся посредством обмена с азиатскими племенами. Единственная отрасль раннеегипетского зодчества – это гробницы царей, знати. В Нижнем Египте было много пахотной земли была известна нижнеегипетская разновидность ячменя, однако полеводство было отличительной чертой тамошнего хозяйства. Во времена Раннего и Древнего царств египтяне накопили известную сумму знаний. Взяв под свой контроль важнейшие торговые пути внутри страны, фараоны династии еще более укрепили свои позиции.

Это были как бы вторые передники из плиссированной ткани, надетые поверх обычной набедренной повязки. Костюм женщины Древнего царства состоял из длинной прямой рубашки калазирис на одной или двух бретелях, оставляющих грудь открытой. В Новом царстве рабами владели даже люди со сравнительно скромным общественным положением пастухи, ремесленники, мелкие жрецы. Новое царство характеризуется дальнейшим совершенствованием искусства рельефа, росписи, пластики. Слово бог заменяется словом властитель, а знак бога – знаком, обозначавшим фараона Солнце – Атон религиозная реформа. До нас дошла гробница Априя как каменный чертог с колоннами виде финиковых пальм.

Наибольшую помощь написании работы оказала книга ученого египтолога Барбары Мертц Древний Египет. Здесь есть и официальные версии тех или иных событий, но есть и ее собственные фантазии, как она их определяет. Она очень доступной и популярной форме описывает быт, нравы древних египтян, их верования, обычаи фараонов и простых людей, касается вопросов культа и военного дела. Святостью своей личности он словно наследовал власть богов над Египтом, что, по тогдашним меркам, было равнозначно власти над всем миром. Не мучили ни ребенка рядом с его матерью, ни горожанина рядом с его женой 18. Власть их распространялась по меньшей мере на Средний Египет, а одно время и на всю страну. С этого времени начинается их небывалый подъем и расцвет и дальнейшее неслыханное возвышение великого бога Амона.

Другим результатом было влияние громадных богатств, притекавших Египет с севера и. Уже при царях I династии египтяне стали продвигаться за пределы своей страны. Здесь, как и во всякой другой цивилизованной культуре, были свои периоды подъема, благоденствия, затем слома и упадка, а также редкие периоды социальных потрясений. Полоска плодородной земли вдоль Нила едва достигала 8 км, а мертвая земля простиралась дальше до Красного моря 110 км и на запад, до атлантического побережья Африки 4 800. Именно с ним решил связать свою религиозную реформу фараон Аменхотеп. Во время бальзамирования все внутренние органы убирались, но сердце извлекалось и хоронилось вместе с умершим особом сосуде. Умерший вступает этот чертог, где заседает загробный суд полном составе во главе с великим богом. Тысячи рук рабов и подвластных фараону египтян были заняты тяжелым и бесполезным трудом созданием огромной каменной горы, которая должна была скрыть своих недрах мертвое тело египетского царя.

Началось возведение грандиозных пирамид гигантских надгробий, символизирующих деспотическую власть обожествленного царя, представления египтян о загробной жизни и связанный с ними заупокойный культ. Естественно, что царь и рабовладельческая знать, игравшие главную роль этих культах, уделяли особое внимание обеспечению себе посмертной “вечной жизни”, а следовательно сооружению прочных гробниц уже очень рано для их сооружения стал применяться наиболее прочный из имевшихся у древних зодчих материал камень. Недостаток знаний восполнялся магией и колдовством, которые тоже нередко оказывались полезными по крайне мере, психологически. Первое государство возникло пределах небольших номов, которые охватывали несколько поселений, объединенных вокруг городского центра, где находились резиденция вождя и святилище, почитаемого здесь божества. Судя по ним, летописи перечислялись египе6тские цари и от времени их царствования имелись погодные записи. Средством платежа фараонам служило золото, которое добывали копях Нубии. Вероятно, эти орудия изготовлялись при помощи медных инструментов, сошник плуга и мотыга были деревянными, серп, судя по его изображениям, остался деревянным, со вставным лезвием из кремня.

Хотя предметы меняют один на другой, однако оценивают их обычно зерне, служившем, повидимому, наряду с металлическими деньгами не имевшими, однако, ещё монетной формы мерилом стоимости, поэтому на рынок частенько брали с собой четверик зерна вместо кошелька. Впоследствии он был обожествлен и почитался Египте как покровитель наук и искусств. Сами же египтяне называли свою страну Та Кемет Черная Земля по цвету местной почвы. Новых высот достигает ткацкое искусство Египта грекоримский и особенно коптский периоды развития Древнего Египетского Царства. Имхотеп являлся не только архитектором, но и ученым, писателем и целителем. Рядом с заупокойным храмом пирамиды Хафра находится гигантский сфинкс 57 длины образе льва с портретной головой, возможно, самого Хафра или другого фараона. Египтяне начинают применять железо, широко используют соху, вертикальный ткацкий станок, ножные мехи металлургии, осваивают коневодство. В Новом царстве расцветает искусство рельефа, достигая классических форм и непревзойденного совершенства. От эпохи Нармера дошла знаменитая палетка Нармера – шиферная пластинка, на которой вырезан сюжет, связанный с объединением Египта путем завоевания Нижнего Египта правителем Верхнего Египта. Как правило, ремесленники входили число царских людей и работали под контролем чиновников.

Так решали две главные задачи возвеличить фараонабога и обессмертить его. В этот период зарождаются доктрины, которые мифологической форме объясняли окружающий. Отражением упавшего авторитета власти живого бога стало повальное ограбление гробниц фараонов период смуты. Достижения науки отразили найденные математические задачники, которые показывают способность египетских математиков вычислять объемы сложных геометрических фигур, оперировать числом пи. Эти религиозные новации отражали соперничество между северной и южной частями страны, которое конце концов способствовало распаду Нового царства. По некоторым надписям видно, что сановники мечтали не только о добром погребении и сытных жертвах, но и о плавании, подобно фараону, по небу и восхождении к большому богу.

Чтобы продолжать вести жизнь гробнице и вне её, тело мертвеца должно было быть сохранено. Двойник считался духовным началом человека, соединение с ним означало жизнь. Так называемая табличка Нармера, одного из последних додинастических правителей из Верхнего Египта, найденная при раскопках Иераконполя, повествует символической форме о победе этого царя над жителями Нижнего Египта. Естественно предположить, что кроме царского хозяйства — дома царя и дома царицы — должны были существовать и нецарские хозяйства, однако сведения о них практически отсутствуют. Из гробниц Древнего царства до нас дошло большое количество различных медных орудий и их маленьких моделей, но попрежнему применялись разнообразные каменные орудия, деревянные мотыги, серпы с кремневыми зубьями, первобытный деревянный плуг. И ремесленной мастерской все сродства производства принадлежали владельцу всего хозяйства изделия, изготовленные мастерами, поступали вельможные склады. От второй половины Древнего царства до нас дошли многочисленные погребения, порой весьма богатые, принадлежащие представителям именно этих средних слоев населения. Термин, обозначающий раба бак, известен еще со времен Раннего царства. Все значительные мероприятия стране и за ее пределами производились от имени фараона — большие ирригационные и строительные работы, разработка ископаемых и камня окрестных пустынях, войны и торговые экспедиции, проведение больших религиозных и династийных праздников. Каждый царь новой династии возводит честь бога Ра солнечные храмы с огромным обелиском внутри окруженного оградой двора.

Обелиск, жертвенник и часть окружающего пространства были обнесены стеной, покрытой внутри и снаружи разнообразными изображениями. Описание походов Тутмоса 3 и история его восшествия на престол, рассказ и поэма о битве Рамсеса 2 с хеттами при Кадеше, списки царей Египта все это и многое другое сохранили нам здания Карнакского храма. Численность, влиятельность и богатство клира зависило от котировки конкретного божества. В знаменитом Поучении Птахотепа, дошедшем до нас редакции Среднего царства, но составленного еще эпоху Древнего царства, Птахотеп говорит сыну Если ты начальник, отдающий распоряжение многим людям, стремись ко всякому добру, чтобы распоряжениях твоих не было. В этих сказаниях имеются неегипетские литературные моменты, и можно допустить здесь влияние Илиады Тот факт, что знакомство с Илиадой наложило какойто отпечаток на цикл о Петубасте, свидетельствует вместе с тем, что впечатление от Илиады было воспринято поегипетски, как всегда бывает при взаимовлиянии двух больших литератур.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-study

 
Обращение к пользователям