Своды законов до хаммурапи

Кодекс Хаммурапи или Законы Хаммурапи – это один из древнейших сводов законов, дошедших до наших времен. Законы охватывали все правовые сферы от имущественных преступлений до порядка наследования, от врачевания больных до усыновления детей. Так, если собака задирала ногу на человека, это считалось верным признаком несчастья, предотвратить которое можно было, лишь вылепив из глины фигурку этого животного и зашвырнув ее реку, непрестанно бормоча заклинания известен тем, что за годы своего правления покорил почти всё Междуречье и создал сильное Вавилонское царство. Стела, на которой отображены законы царя Хаммурапи, представляет собой каменный монумент, изготовленный из чёрного диорита. Текст представляет собой столбцы, написанные клинописью на аккадском языке. В данном случае наказания за преступления базировались на принципе талиона. Это означает, что если преступник отрубил человеку руку, то, соответственно, и преступнику рубят руку. Если обратиться к конкретике, то за ложное обвинение убийстве полагалась смертная казнь.

А вот если обвинение колдовстве подтверждалась, то тогда обвинителю отдавали дом колдуна. Подозреваемого бросали реку, и если он тонул, то считался виновным, так как бог реки покарал. Храмовые суды рассматривали только те дела, которые касались божьего суда. А вот если кража осуществлялась вне территории храма овца, корова, свинья, то предусматривалось 30кратное возмещение. Если при пожаре доме, принадлежащем человеку, состоящему на службе царском дворце, случалась кража, то вора можно было смело бросать огонь. Воин же храбро воевавший, но попавший плен, не утрачивал право на собственность. Если воин бросал свой надел и уходил, но отсутствовал не более года, то сохранял все права на данную собственность. Выкупом занимались специальные вавилонские купцы, которые считались царскими людьми. Если чужое поле потравил скот, то пастух должен был выплатить штраф виде конкретных мер зерна.

Последние подразделялись на удар по щеке, повреждение глаз, переломы, выбивание зубов. Последний раздел законов царя Хаммурапи относился к операциям с движимым имуществом. Если у того выявлялось тяжёлое заболевание, то продавец должен был забрать раба обратно и вернуть деньги. Хаммурапи законы — Свод законов Хаммурапи или Кодекс Хаммурапи, созданный приблизительно. Найден археологической экспедицией Жака де Моргана ходе раскопок 1901 1902 годах Сузах … Википедия. Право собственности как юридическая категория не было четко определено. Кодексом по договору займа были определены проценты 20% при займе денег и 30% при займе зерна. Должник мог заложить кредитору любого члена семьи или самого себя, что называется долговой кабалой. Она могла добиться развода, если докажет прелюбодеяние мужа или его дурное обращение с. В области имущественных отношений жена имела значительную самостоятельность. В Вавилоне эпохи Хаммурапи институт наследования знал и ту и другую форму.

Закон делал различие между детьми от первого и второго законных браков. Первые делили между собой две третьи наследственной массы, а вторые только одну треть. Дети, рожденные от рабыниналожницы, наследуют том случае, если отец признал их своими детьми. Если при этом загублена жизнь, община и ра бианум старейшина должны отвесить одну мину серебра его убитого родственникам. На представителей имущих классов за многие преступления налагались денежные штрафы. Таким образом наказывался человек, не имевший никакого отношения к строительству дома.

Уголовному праву еще не были известны стадии преступления приготовление, покушение, равно как и формы соучастия подстрекательство, укрывательство. Для рассмотрения государственных преступлений, посягающих на существующий порядок или наносивших оскорбление царю, созывались специальные суды. К числу наиболее распространенных средств, с помощью которых и проводилось испытание, были захват рукой раскаленное железо, поединок на мечах, погружение руки кипящую воду. Исключение составляли дела о преступлениях государственных и религиозных. Сказывалась постоянная борьба за власть между царями и влиятельным жречеством. Персидское господство Вавилоне окончилось с вторжением нового завоевателя, которому была оказана восторженная встреча. Однако честолюбивым планам молодого царя и надеждам вавилонян не суждено было осуществиться 13 июня. Во времена Александра Македонского и его преемников установились тесные контакты Месопотамии с Грецией. Какието из них способны привести нас к успеху, а другие, напротив, гарантируют неизбежны. Свод Хаммурапи представлял собой черный базальтовый столб с вырезанными на нем 282 закона.

В верхней части столба изображен сам Хаммурапи, получающий законы из рук бога солнца Шамаша. В центре внимания законов хозяйственные, экономические и семейные отношения. Ограничиваются и регламентируются частнособственнические отношения, утверждается государственный контроль над хозяйственной жизнью. Рассматриваются вопросы о формах и условия заключения брака, возможные условия многоженства, развода, имущественные и личные отношения супругов, предусмотрены различные преступления против семьи, регулируются вопросы наследования имущества умерших. Если человек обвинит другого человека колдовстве, но не докажет этого, то обвиняемый должен пойти к Реке и броситься воду. Если судья будет рассматривать судебное дело, примет решение, изготовит документы с печатью, а затем свое решение изменит, то этого судью следует изобличить изменении решения, и он должен уплатить сумму иска этом судебном деле 12кратном размере, а также должна быть на собрании поднят со своего судебного места и не должен возвращаться и заседать с судьями суде. Если человек украдет достояние бога или дворца, то этого человека нужно убить, а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить. Если человек поймает степи беглого раба или рабыню и доставит его господину его, то хозяин раба должен дать ему два сикля сикль 1 60 мины единица веса, равная 8, 4 серебра. Если она оставит этого раба своем доме, а потом раб будет схвачен его руках, то этого человека надо убить.

Если раб сбежит из рук того, кто его поймал, то этот человек должен поклясться перед богом раба и будет свободным от ответственности. Если человек сделает пролом доме, то перед этим проломом его должно убить и зарыть. Если редум или баирум изза бремени своей повинности бросит свое поле, сад и дом и будет отсутствовать, и после него другой возьмет его поле, сад и дом и будет нести его повинность течение трех лет, то если он вернется и потребует свое поле, сад и дом, не надо отдавать их. Если декум или лубуттум декум или лубуттум командирские должности армии примет пожитки редума, повлечет ущерб редуму отдаст редума аренду, передаст редума на суде более сильному или возьмет себе подарок, который дал редуму царь, то этого декума или лубуттума надо убить. Если человек купит у редума крупных или мелких животных, которых дал ему царь, то он теряет свое серебро. Надитум надитум жрица, тамкар тамкар торговец или ростовщик, находящегося на службе у царя или обязанный другой повинностью могут отдать свое поле, свой сад, свой дом за серебро. Если она не обработает поле и бросит его, то он должен отдать хозяину поля хлеб, как ее соседи, а поле, которое она забросила, должна вспахать, заборонуваты и вернуть хозяину поля. Если человек проявит лень и не закрепит гать своего поля и, как следствие того, что поле не было запружено ней, ее гатци произойдет прорыв, а водой будет затоплена землю общины, то человек, гатци которой произошел прорыв, должен возместить хлеб, который она потеряла. Если она не может возместить хлеб, то надо отдать ее движимое имущество за серебро, и это серебро должны разделить между собой люди возделанной земли общины, хлеб которых снесла вода. Если шамаллум возьмет тамкара серебро и отрицать об этом перед своим тамкаром, то этот тамкар должен разоблачить шамаллума перед богом и свидетелями получении серебра и шамаллум должен отдать тамкару серебро, которое он взял, тройном размере.

Если человек за человеком долг хлебом или серебром и без ведома хозяина хлеба возьмет хлеб из кладовой или току, то этого человека должно изобличить том, что она взяла хлеб из кладовой или тока без ведома хозяина хлеба, и она должна вернуть все взят хлеб, а также теряет все, данное им долг. Если человек, у которого ничего не пропало, скажет У меня пропало нечто, и опозорит своих соседей, то ее соседи должны, клянясь, разоблачить его перед богом том, что у нее ничего не пропало, и она должна отдать своим соседям двойном размере то, что она посягала. Если мужчина изнасилует женщину, которая не познала мужчину и живет доме своего отца, и ляжет на ее лоно, а его схватят, то этого человека должно убить эта женщина освобождается от ответственности. Если жена разрешит умертвить своего мужа изза другого мужчины, то эту жену надо посадить на. Если она выбьет зуб у мушкенума, то он должен отвесить 1 3 мины серебра. Если он ударит рабыню человека и приводить выдворение ее плода, то он должен отвесить два сикля серебра.

В случае, если этот раб не назвал хозяина, то поймавший его человек обязан привести его во дворец. Главной заботой наместников было поддержание порядке ирригационных сооружений и прорытие новых каналов, для чего они могли привлекать на работы местное население. Законник говорил о найме работника на срок до 1 года, а также о других видах найма найме домов, судов, повозок. Закон решительно защищал частную собственность вору грозила смертная казнь, если он не состоянии был уплатить установленные законом огромные штрафы. В Законнике Хаммурапи была сформулирована основная цель уголовной политики вавилонского государства Искоренить зло, преступников, безбожников и злодеев. Однако данный принцип осуществляется только отношении людей одинакового общественного положения. Если же он причинит смерть сыну хозяина дома должно убить сына строителя. Для этого подсудимый должен был погрузить руку кипящую воду или захватить рукой раскаленное железо. За одно и то же преступление авилуму, мушкену и рабу назначались различные наказания. Довольно подробно законах говорится о различного рода членовредительствах о повреждении глаза, зуба, кости.

Некоторые статьи Законника наводят на мысль, что немаловажной причиной кодификационной деятельности Хаммурапи было желание смягчить социальные противоречия вавилонского общества, вызванные крайними формами эксплуатации деревни богатыми землевладельцамиарендодателями и ростовщиками. В основе уголовноправовых представлений авторов Законника находится идея талиона наказание есть возмездие за вину, и потому оно должно быть равным преступлению. Именно стремлению зафиксировать различные нововведения правление царя Хаммурапи и обязаны своим появлением Законы Хаммурапи XVIII. Вообще цена за покупаемую вещь могла назначаться пересчете на серебро, хлеб или любое движимое имущество Для договоров денежного займа устанавливался предельный размер процентов – 20% серебре или 33, 5% пересчете на хлеб при превышении нормы заимодавец обыкновенно специальный торговый агент – тамкар терял все даденное взаймы. Сильно повреждённый документ был написан на шумерском языке и насчитывал около 1200 строк, из которых настоящее время можно разобрать не более трети — пролог, примерно 40 статей и часть эпилога.

В Законах практически не применяется характерный как для более ранних документов, так и для позднейших Законов Хаммурапи принцип талиона. Следовательно, сам Хаммурапи был одним из четырех восточных царей, взявших при счастливом набеге на Палестину плен Лота — племянника Авраама. Свергнув чужеземное иго и объединив разрозненные силы Вавилонии, он решился и на расширение территории своего царства за счет соседних государств. В результате военных походов Хаммурапи объединил своих державных руках большую часть тогдашнего цивилизованного мира распространил свое влияние почти на всю территорию Месопотамии и Элама, на Ассирию и даже Сирию. Если ктонибудь, укрыв своем доме беглого раба, принадлежащего дворцу или вольноотпущеннику, не выдаст его на требование нагира, то этого домохозяина должно предать смерти.

Если ктонибудь сделает пролом доме, то его убивают и зарывают перед этим проломом. За это время Вавилон превратился самый большой и богатый город во всей Месопотамии. Это письмо Хаммурапи продиктовал писцу, который был специально приставлен к нему и писал под его диктовку распоряжения наместникам царя. И вместо податей, поступающих Вавилон на 25й день месяца Тишри, пусть поступает подать на 25й день второго Элула. Откуда взялся второй Элул.

Зато раба за малейшую провинность подвергали болезненной и мучительной казни — ему отрезали. Он ведет общее хозяйство семьи, представляет ее деловых отношениях, ему принадлежит право распоряжения женой и детьми. Если человек вывел за городские ворота либо дворцового раба, либо дворцовую рабыню, либо раба мушкенума, либо рабыню мушкенума, то он должен быть убит. Несмотря на то, что кaмень был разбит на три фрагмента, основная его часть восстановлена и теперь находится парижском Лувре. Библейские критики часто указывают на принцип равного возмездия Кодексе. Потому сознании Авраама усыновление ребёнка, рождённого от одной из его рабынь, представлялось приемлемым его культуре решением того Божьего обетования, которое было записано Бытие. Из записанного этом Кодексе становится очевидным, что данная практика была распространена ещё до Хаммурапи, а законы Хаммурапи просто защищали права всех вовлечённых эти отношения сторон. Законы УрНамму начинаются с пролога, содержащего сведения об исторических событиях, добрых деяниях царя, установившего стране справедливость, изгнавшего зло и раздоры.

Так же законы являлись отражение закрепленного социального неравенства и взаимоотношений древнемесопотамском обществе. Изучая их, мы можем сделать выводы обо всех сферах жизни Вавилонского царства. Кредитор мог забрать за долги только то имущество воина, которое тот сам приобрёл, но не надел, пожалованный ему царём. Целый ряд статей кодекса Хаммурапи указывает на то, что вдова не имела права отчуждать своё имущество после смерти мужа, ибо это имущество считалось наследством детей, среди которых старший сын имел право на получение преимущественной доли наследства. Займы натурой предоставлялись под условием роста одну треть, а займы серебром — одну пятую основной суммы, как правило, на короткий срок — до урожая. Вместе с тем вавилонские юристы еще испытывали затруднения при формулировке важнейших общих принципов и понятий права, хотя определенное представление о них имели, поэтому они выражали их казуистически. Такие действия привели бы к быстрому упадку страны, так как люди успели привыкнуть к самостоятельности, относительной свободе, доходам от рыночной торговли. В 1901 году французские археологи обнаружили во время раскопок Сузах, столице древнего Элама, большой черный базальтовый столб с изображением царя Хаммурапи и текстом его законов, написанных клинописью. Но мужу разрешалось иметь побочную жену, если законная жена его была бесплодна.

В ряде случаев обвиняемым уголовном преступлении или ответчикам по гражданским искам было достаточно принести клятву богам, чтобы считаться невиновными и быть свободными от ответственности при неумышленной потере или случайной гибели чужого имущества, доверенного ответчику, а также о сбривании по неведению рабского знака у чужого раба обвинённая мужем, но не уличённая измене жена также должна была поклясться своей невиновности, и была признаваема таковой это же относилось к человеку, обвинённому непреднамеренном убийстве или нанесении раны драке. Описанная выше водная ордалия считалась необходимой нескольких случаях при обвинении чародействе, при обвинении женщины третьим лицом измене мужу, если она не была уличена этом. Хаммурапи введении к своим законам говорит …Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей. Хотя тексте Законов Хаммурапи нет прямого упоминания того, что царь являлся кассационной или апелляционной инстанцией, одной из статей 129 1 проскальзывает намёк на традиционное царское право помилования если муж пощадит свою прелюбодейкужену, то царь автоматически дарует помилование любовнику кроме того, трудно сомневаться, что царь при желании мог казнить, кого хотел. Свод законов Хаммурапи барометр, зафиксировавший изначальные ценности человеческого общества и показывающий, куда они сдвинулись спустя 4 тысячи. Это светский документ, поэтому его нельзя заклеймить как фикцию некоего божества. Он представляет собой письменную кодификацию принципов социального общежития, практиковавшихся вавилонской цивилизацией 4 тысячи лет тому назад. Анализ, который мы можем провести сегодня, свидетельствует на то, на что люди 4 тысячи лет назад смотрели как на нормальное, сегодня смотрят как на ненормальное. Современные софисты с презрением смотрят на социальное взаимодействие и общежитие наших предшественников, живших за тысячи лет до. Судьи должны рассмотреть их дело, а свидетели, при которых отдана покупная плата, и свидетели, знающие потерянную вещь, должны рассказать перед богом то, что они знают.

Выросшие саду финики должен взять садовладелец и удовлетворить тамкара серебром, с процентами на него согласно своему документу, а остальные финики, выросшие саду, должен взять только садовладелец. Если ее дети станут притеснять ее, чтобы выгнать ее из дома ее мужа, то судьи должны расследовать ее дело и наказать детей, а эта женщина не обязана оставлять дом своего мужа. В современной, прежде всего западной историографии государства и права трудно выделить какиелибо внутренне направления невозможны изза обширности накопленного за два века исторического материала. Становление демократической системы Принципы будущей демократической организации были заложены во второй половине. Суд древнейшем праве еще недалеко стоял от традиционной для догосударственных юридических порядков саморасправы обиженного или заинтересованного лица. Номинально суд постоянных комиссий продолжал существовать до начала. Одним из самых древних известных вассалитетов считается факт отдачи покровительство королю франков герц.

Государственная организация Венеции основывалась, вопервых, на функциональном различии институтов власти это было типично для всех коммунальных республик, вовторых – на значительно более оформл. Вестготское королевство и отдельные раннефеодальные объединения ранней эпохи перестали существовать. Государственная организация эпохи феодализма не исчерпывала полностью потребности обществ административном и даже политическом регулировании для этого она была еще слишком неразвита. Рождение городского самоуправления исторически было связано с сословным и политическим обособлением горожан от других классов феодального общества и с превращением городов особые общественные. Его предписания были не только юридическими, но и религиозными, этическими правила. На основании сохранившихся следов можно установить, что на выскобленном месте было начертано 35 статей, а всего памятнике насчитывается 282 статьи. Следующие статьи, содержавшиеся разрушенных столбцах надписи, были посвящены отчасти вопросам владения домами и строительными участками, отчасти различным видам ростовщичества. Законодательство Хаммурапи, как и законодательство Исина, Ларсы и Эшнунны, не содержит указаний на вмешательство богов. Важный политический, экономический и культурный центр Древнего мира, один из крупнейших городов истории человечества, первый мегаполис.

В случае членовредительства последовательно проводится принцип талиона око за око, хотя если социальный статус виновного выше, чем у пострадавшего, наказание значительно мягче. До нас дошли много документов о продаже домов, полей, садов, рабов. По законам нижнего мира их сестра Эрешкигаль не могла подняться из своего царства к ним на небо. Текст частично поврежден часть лицевой стороны столба была выскоблена. Когда высокий Ану, царь ануннаков, и Эллиль, владыка небес и земли, определяющий судьбу страны, определили Мардуку, первейшему сыну Эа, владычество дословно энлильство над всеми людьми, возвеличили его среди игигов, Вавилон назвали его высоким именем, сделали его могучим среди частей света и утвердили нем вечную царственность, основание которой прочно, как небеса и земля тогда меня, Хаммурапи, заботливого государя, богобоязненного, чтобы дать сиять справедливости стране, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы подобно Шамашу восходить над черноголовыми и озарять страну, Ану и Эллиль призвали меня для благоденствия населения дословно для плоти людей. Если человек бросил на человека обвинение колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и Реку погрузиться если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его. Если человек поймал степи беглого раба или рабыню и привел его к его хозяину, то хозяин раба должен дать ему два сикля серебра. Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убит. Редумы получали от царя улучшенное обеспечение не только землю, но и скот 35, но, с другой стороны, были и мирное время административно и юридически подчинены офицерам.

Если сотник или десятник забрал добро редума, притеснил редума, отдал редума наем, предал редума сильному суде или забрал подарок, который царь дал редуму, то этот сотник или десятник должен быть убит. Молчание о баируме объясняется, очевидно, тем, что применительно к нему возможность таких злоупотреблений не возникала вообще. Напомним, что храмы при Хаммурапи входят состав государственного хозяйства. Если человек открыл воду, и вода затопила работу, произведенную на поле его соседа, то он должен отмерить по 10 гуров зерна за каждый бур площади. Тамкар вручает шамаллуму определенный капитал, который тот должен вернуть ему с процентами. Если шинкарка не принимала зерно качестве платы за сикеру или принимала серебро большой гирей, или уменьшала отношение стоимости сикеры к зерну, то эту шинкарку должно изобличить и бросить ее воду.

Наконец, подчеркнем, что Законы говорят лишь о продаже рабство человеком членов его семьи, но не о самопродаже человека рабство, несомненно, широко распространенной. Если жену человека ее муж обвинит, но она не была схвачена при лежании с другим мужчиной, то она может произнести клятву богом и вернуться свой. Если человек был взят плен, а его доме нет пропитания, и его жена вступит дом другого, то эта женщина не имеет вины. Если человек взял жену, и она родила ему сына, а потом эта женщина умерла, и после нее он взял жены другую женщину, и она родила сыновей, то после того как отец умрет, сыновья не должны делиться по своим матерям, они могут забрать только приданое своих матерей, а имущество, что доме их отца, они должны делить поровну. Если отец не дал приданого своей дочери живущей обители надитум или же зикрум, то после того, как отец умрет, она должна получить долю имуществе, что доме ее отца, как один наследник и может пользоваться ею пока жива после ее смерти это принадлежит только ее братьям. Если раб человека ударил по щеке сына человека, то ему должны отрезать. Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен. Если человек нанял вола и выколол ему глаз, то он должен заплатить хозяину вола половину его покупной цены серебром. Если на скотном дворе появилась эпидемия или же лев побил скот, то пастух должен очиститься перед богом, а падеж на скотном дворе должен принять на себя хозяин скотного двора.

Если они сыны другой страны, то покупатель должен сказать перед богом количество серебра, которое он отвесил, а хозяин раба или рабыни может отдать тамкару серебро, которое тот отвесил, и выкупить своего раба или свою рабыню. Документы основном следующего тысячелетия богато илллюстрируют такого рода судебные дела, неизменно заканчивающиеся победой господина. С помощью моей богини покровительницы они стали преуспевать, я привел их к благополучию и укрыл их своей мудростью. Пусть Адад владыка изобилия, ороситель небес и земли, мой помощник лишит его дождей из небес и половодья из источников пусть погубит его страну голодом и нуждой пусть он яростно гремит над его городом и превратит его страну наносный холм потопа. Он получил это прозвище очень давно и совершенно незаслуженно, так как он просто составляет прогнозы, а не пророчествует. Если человек, у которого ничего не пропало, скажет У меня пропало нечто, и опозорит своих соседей, то ее соседи должны, клянясь, разоблачить его перед богом том, что у нее ничего не пропало, и она должна отдать своим соседям двойном размере то, что она посягала. Несколько месяцев Хаммурапи вел упорную борьбу за обладание Северным Междуречьем. Статьи Законника Хаммурапи составлены совсем другой манере, чем это принято сейчас.

Например Если человек выбьет зуб равного себе по общественному положению, то должно выбить его. К моменту создания Законов международная торговля Месопотамии имела уже тысячелетние традиции и четкие организационные формы, что и нашло своё отражение тексте Законов. Если тамкар даст шамаллуму серебра для продажи и покупки и пошлет его путешествие, а шамаллум путешествии будет умножать доверенное ему серебро, то если там, куда он отправится, шамаллум наживет прибыль, то он должен подсчитать проценты на все серебро, сколько взял, и затем должен сосчитать свои дни и удовлетворить тамкара. Наличие этих статей кодексе можно объяснить тем, что построить какоенибудь, хотя бы маломальски пригодное судно те времена было делом хлопотным и достаточно дорогим и позволить это себе мог не каждый, но тоже время транспортных средствах для осуществления торговых операций нуждались многие, поэтому суда приходилось нанимать. Еще одним объектом из движимого имущества, часто бравшимся аренду был скот. Закон об освобождении заложника на четвертый год тоже не решал никаких проблем заложник уходил от кредитора тем же неимущим. Если же муж при жизни не оставил супруге вдовьей доли, то она получала из наследства долю, подобную доле одного наследника. Отец также мог признать детей от рабыни своими собственными детьми, со всеми вытекающими отсюда правами. Позднее, отделившись от религии, закон создает собственную юридическую сферу.

Законодательные разделы, включающие аподиктические законы Декалог и казуистические, прецедентные судебники. Однако это мнение не имеет основания самой Библии, и оно почти полностью оставлено современным библейским богословием. Все его десять заповедей умещались на двух каменных плитах – скрижалях. Статьи 196, 198, 200 кодекса Хаммурапи соответствуют ветхозаветному принципу уголовного наказания глаз за глаз, зуб за зуб 21 34, статьи 250 – 251 сходны с правилами о бодливом быке Исх 21 28 – 29 много общего имеют брачные законы Хаммурапи и законы Моисеевы, а также этическая направленность обоих кодексов. В Декалоге верность Богу и служение Ему неотделимы от принципов человечности из 10 заповедей 5 касаются отношений между людьми. Дальше царь перечисляет деяния, совершенные им на благо всему государству и отдельным его городам. Отличительной особенностью законов Хаммурапи является частое применение смертной казни. Вавилонию подчинил себе Элам, и место касситского царя занял эламский ставленник. Вдовы и сироты особенно выделялись, так как они относились к категории наиболее уязвимых людей.

Законы… оказали немалое влияние на становление современной юриспруденции и претерпели множество изданий и редакций. Около двух тысячелетий, несмотря на погромы и попытки уничтожения Синахериб, Ксеркс, несмотря на превратности политических условий, оставался этот город метрополией Азии, что наиболее красноречиво засвидетельствовал Александр Великий, сделав его столицей новой империи, призванной примирить Восток и Запад. Самая северная – Babil, по следам гидравлических сооружений, колодцев и водопроводов, находившихся сообщении с Евфратом, и по положению – под всем городом, должна была заключать себе дворец Навуходоносора с висячими садами и парками. По ту сторону Евфрата, напротив дворца и Эсагилы, лежал, окруженный с запада стеной, другой царский дворец. Вверху текста помещено изображение Хаммурапи, предстоящего богу солнца и правды Шамашу и от него поучающегося правосудию. Земледелие было интенсивным, существовала частная земельная собственность, даже иммунитеты земледельцы или сами обрабатывали свою землю через рабов и рабочих, или отдавали внаймы. Если усыновленный, будучи сыном иеродулы или проститутки, захотел бы искать своих родителей, то подвергался жестокому наказанию у него выкалывали глаз.

Допустивший, по небрежности или злой воле, неисправность или разрыв плотины подвергается ответственности и обязывается возместить соседу убыток. При отсутствии документов на данный товар или квитанции на полученные деньги, купец платил штраф, шесть раз превышавший стоимость, а комиссионер – три раза. Из документов мы узнаем о существовании платежей переводом и о таких сложных операциях, как займы нескольких лиц сразу, превращении покупной цены заем, пользовании данным на хранение. Так, Херихор был визирем Рамсеса XI и сумел узурпировать власть и поделить Египет со Смендесом. А жрецы, свою очередь, служители храма и хранители его имущества, вели учет храмового имущества, осуществляли контроль за возделыванием храмовых полей и снабжением продуктами. Еще период Древнего царства ном представлял собой небольшие сельские общины и сельские поселения номы, во главе которых стояли общинные старосты и советы — джаджаты. В верхней части лицевой стороны столба изображен Хаммурапи, стоящий молитвенной позе перед сидящим богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим ему законы.

Если он не может возместить ущерб за хлеб, то должен отдать себя или серебро, полученное от продажи своего движимого имущества, и это серебро должны разделить между собой люди из общины, которая возделывала хлеб, погибший под водой. Поэтому как предполагается, Закон защищал ремесленника от конкурентов. Однако величина торговой прибыли была, видимо, очень значительной, ибо Шамаллум обязан был любом случае вернуть Тамкару удвоенный капитал о чем говорится. Шамаллум должен получить документ с печатью о серебре, которое он. Известными имущественными правами пользовалась также и вдова она получала свое приданное и вдовью долю, если муж дал ее. Смертной казнью он карался лишь том случае, если соблазнил жену свободного человека, хотя если муж этой женщины хотел простить ее, то ему тоже могли сохранить жизнь. Поэтому принесение такой клятвы считалось достаточным основанием для оправдания, а отказ доказательством справедливости обвинения. В вавилонском случае, например, это их так сказать “ бюрократизм. Впоследствии недостающие статьи были восстановлены на основе фрагментов дубликатов, найденных Сузах, библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала 669 около.

Он начинался с апреля а надо сказать, что отличие от Египта, разливы далеко не всегда выпадали на одно и то же число, поэтому это создавало некоторые дополнительные трудности для земледельцев, когда обе реки достаточно широко разливались, и продолжался до начала или середины июля, после чего наступал общий спад. Если учесть, что оружие вещь достаточно долгохранящаяся, то заказывать новое оружие можно было не всякий раз, когда затевалась война. Очевидно, что торговая прибыль подсчитывалась после того, как отложат основной капитал и проценты на него. Если означенный исследователь прав, то, с филологической точки зрения, нельзя ничего возразить и против отожествления этого имени с библейским Amraphel, к которому так склонны многие исследователи, начиная со Шрадера. Мейера, исследовавших весь этот хронографический материал и сопоставивших его с хронологическими данными древневавилонских контрактов, время царствования Хаммурапи падает приблизительно на 1958–1916 годы. Современное первой вавилонской династии политическое состояние Вавилонии предуказывало представителям этой династии две главные задачи – свержение тяготевшего на ней эламского ига и объединение разрозненных, политически обособленных одна от другой частей страны под одною властью со столицею Вавилони.

Действительно, ею и воспользовались эламитяне, уже задолго до времени Хаммурапи начавшие проявлять свои завоевательные стремления по отношению к Вавилонии. Это объединение, разумеется, не обошлось без войн, но, к сожалению, подробности их неизвестны, и только немногие отрывочные современные известия проливают на них некоторый свет, упоминая о борьбе вавилонских царей с соперниками, восстаниях самозванцев и проч. Было бы, несомненно, высокой степени интересно и полезно целях лучшего представления такой крупной исторической личности, какою был Хаммурапи, ознакомиться с годами его детства и юности и проследить, как природные свойства царя и обстановка его воспитания результате соединенного влияния выработали из него тип просвещенного деспота, каким он выступает пред нами своей деятельности. Не мало заботливого внимания Хаммурапи было посвящено восстановлению разоренных городов и заселению. Некоторые же, повидимому, наиболее важные, с государственной точки зрения, классы жрецов, как, например, предсказатели, находились непосредственном ведении самого царя. Сидящая фигура, как видно из приданных ей атрибутов, представляет Шамаша, вавилонского бога солнца, света, справедливости и оракулов. Одетый подобранную у поясницы длинную гладкую тунику с вертикально расположенными складками, шапке, окаймленной полосками наподобие ободка, с протянутою ко рту правою рукой, царь стоит пред богом положении смиренного и благоговейного богомольца. Всего вероятнее, что целью публичного выставления надписи было только торжественное заявление пред подданными о вступлении силу содержащегося ней законодательства, а не предоставление ее для всеобщего употребления. Правда, до нас не дошло таких плиток из эпохи первой династии, когда кодекс имел широкое применение, но зато значительное количество обломков их мы имеем из поздневавилонского времени.

Законы Хаммурап, которые известные настоящее время созданы конце правления шестого царя первой вавилонской династии Хаммурапи. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем — покровителем суда. Но вавилонские юристы подобного различия не делали, это разделение не было принято древней системе права. Параграф закрывающий этот раздел посвящен пртивоправному завладению чужим имуществом. Садоводство было одной из отраслей сельского хозяйства Мессопотамии. Когда владелец земли умирал его земля не переходила по наследству. Цель такого брака — рождение детей, которые унаследывали семейное имущество и продолжение рода. Законы Хаммурапи подробно рассматривают вопрос об имущественных отношениях между супругами о приданом и брачном выкупе.

Хозяйство Вавилоне было царским или храмовым, а торговые операции осуществлялись специальными торговыми агентами. Первой частью является обширное введение, котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, чтобы сильный не притеснял слабого. Хаммурапи всячески поощрял подачу ему жалоб всеми желающими по любым вопросам, но каждую жалобу он, соответствии с обычаями, положениями и законами передавал на рассмотрение определённые административные ил судебные органы и если он даже и высказывал при этом свои соображения, то не о желательности того или иного решения по данному конкретному делу, а только о применимости этом деле тех или иных существующих норм. Правление царя Хаммурапи 17921750 ознаменовано созданием сборника законов. Ассирийцы хорошо относились к Вавилону благодаря его положению священного города, и город обычно поддерживал их борьбе против племен.

И хотя его преемник постарался исправить этот акт святотатства, с того времени вавилоняне склонялись к объединению с врагами Ассирии. Нововавилонское царство внезапно прекратило свое существование. В странах Древнего Востока право, как и государство, возникло раньше, чем античном мире, но их развитие шло гораздо медленнее. С появлением письменности эти нормы получают закрепление первых законах верховной власти, которые были ориентированы прежде всего на защиту собственности, личности знати и ее неприкосновенности, власти высших каст или сословий над низшими, рабовладельца над рабом или наемным работником. Так происходил процесс становления правового порядка Египте результате покорения Верхним царством IV тыс Среднего и Нижнего, Шумере и Аккаде с установлением династии Саргона III тыс Первый дошедший до нас текст законов — Законы Шульги прежнее название — Законы УрНамму недавно было установлено, что их действительным автором является сын и преемник УрНамму, Шульги. Религии Древнего Востока сберегали, хранили многие нормы общечеловеческой нравственности, том числе уважение к достоинству человека, осуждали злобность, зависть, самодовольство, спесивость, безволие, безответственность, мрак. Прелюбодеяние со стороны мужа не считалось преступлением, если только он не соблазнил жену свободного человека. Социальная структура и правовое положение основных групп населения по Законам Хаммурапи. Если раб человека ударит по щеке коголибо из людей, то должно отрезать ему. Если сын его малолетен и не может нести повинность своего отца, то должно отдать треть поля и сада его матери, и мать вырастит.

Только для неразумного они — пустое, но мудрому они созданы для соблюдения. Этот важнейший памятник рабовладельческого права хранится сейчас Лувре. Издревле янтарь наделялся магическими свойствами кормилицам и младенцам вешали янтарные ожерелья от дурного глаза, молодых, дабы их жизнь была долгой и безбедной, окуривали янтарным дымом, римские гладиаторы украшали янтарем боевые копья, полагаясь на его защитную силу. Даже зеркала не выдержали и треснули пополам, свечи канделябрах погасли, а узорчатый паркет вздыбился волнами, словно море шторм. Язычник ни под каким видом не должен был говорить я — такойто, ведь он не мог быть до конца твердо уверен, что его новый знакомый заслуживает полного доверия, что он вообще человек, а не злой. Прохладная весна сменяет там лето, и яркое солнце круглый год непрерывно согревает землю.

В тот же крещенский вечер парни и девушки устраивали другое соревнование кто выпилит поле наибольший куб из снега и кто сумеет опустить его целым колодец. Но теперь победитель Куликова поля знал — жизнь просто подходила к концу. Законный владелец уроженец Амбуаза, завещал реликвию на хранение музей почты, где соответствии с профилем написано на табличке Пистолет, которым был убит Александр Пушкин автор повести Станционный смотритель. Случались и горести, и несчастья, наводившие на мысль о злых сверхъестественных существах, стоящих за ними. Чистый понедельник — день после проводов Масленицы — считался днем очищения от греха и скоромной пищи. Поскольку основную массу населения вавилонского общества составляли мелкие производители и мелкие собственники, дававшие казну значительные налоговые поступления и обеспечивавшие военную мощь государства, законах нашли отражение и их права. Вот некоторые примеры законодательных установок кодексе Хаммурапи посягнувший на чужую собственность, том числе на раба, карается обращением рабство либо смертной казнью за несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане более не лишаются своих земельных налогов срок долгового рабства кого бы то ни было не должен превышать трех лет, а сам долг отменяется по отбытии срока наказания предел процента денежной ссуды не может превышать 20%, натуральной 33% от ее первоначальной суммы. Кроме названных, законодательство Хаммурапи знает договоры хранения поклажи, товарищества, мены, поручения. В 19011902 годах экспедицией, под руководством француза Жака де Моргана, был найден каменный предмет, на котором высечены законы Хаммурапи. Охрана личной собственности царя, приближенных к царю, и храмов, установление ответственности при захвате чужой собственности, за кражу полагалась смерть 625 пункты.

Идет перечень и описание всех вавилонских богов, которые также наложат всевозможные проклятия на человека и весь его. После принятия законов должник или любой из членов его семьи становился рабом на три года. Единым владельцем всей земли Вавилоне был царь, который выдавал землю аренду воинам и земледельцам. Храмы полностью подчинялись царю, происхождение которого считалось божественным. Базальтовый столб был перевезен Лувр, где надписи на нем расшифровал и перевел профессор ассирологии. Установление и поддержание справедливых законов, которые и воплотились кодекс Хаммурапи. Иногда телесные наказания могли быть заменены штрафом, особенно если речь шла о причинении вреда рабу. Когда все три обломка приложили друг к другу, из них составилась стела высотой 2, 25 метра, а ширина ее равнялась от 1, 65 метра вверху до 1, 9 метра внизу. Если же этот человек не будет соблюдать мои слова, написанные мною на моем памятнике, не обратит внимание на мое проклятие, не побоится проклятия богов, отменит данное мною законодательство, исказит мои слова, изменит мои начертания… то будет ли это царь или вельможа, или наместник, или простолюдин, или другое лицо, каким бы именем оно ни называлось, — пусть великий Ану, отец богов, призвавший меня царствовать, лишит его царского величия, сломает его жезл, проклянет его судьбу.

Если чьемнибудь доме вспыхнет огонь, и ктонибудь, пришедши тушить его, обратит свой взор на чтонибудь из имущества домохозяина и присвоит себе чтонибудь из имущества домохозяина, то этого человека бросают этот же огонь. Если на пути неприятель отнимет у него все, что он вез, то шамаллум должен поклясться богом и быть свободным от ответственности. Чтобы сельскохозяйственные работы не отвлекали воина от службы, существовал институт подсобников воин брал товарищество другое лицо, обычно воина же, младшего по чину или сроку службы они по очереди занимались и сельским хозяйством, и повседневными воинскими обязанностями. Правда эти законы о супружеской неверности распространялись только на женщин, муж же, наоборот мог сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей признавать своими законными детьми. Если человек, у кого пропало чтолибо, схватит пропавшую вещь руках другого человека, и тот, чьих руках будет схвачена пропавшая вещь, скажет Мне, мол, продал продавец, я купил, мол, при свидетелях, а хозяин пропавшей вещи скажет Я, мол, представлю свидетелей, знающих мою пропавшую вещь, то покупатель должен привести продавца, продавшего ему вещь и свидетелей, при ком он купил также и хозяин пропавшей вещи должен привести свидетелей, знающих его пропавшую вещь. Так, например, строитель, построивший дом, который обвалился, убив хозяина дома, подлежал смерти. Наказание очень строгое— Если человек обвинил другого человека и возвел на него обвинение убийстве, но не уличил его, обвинитель его должен быть убит.

Наказание— 20 гуров зерна за каждый бур площади, если это произошло ранней весной, или 60 гуров зерна, если летом или осенью, причём урожай с испорченного поля должен собрать сам пастух. Законы Хаммурапи почти не говорят о государственных преступлениях Главный девиз вавилонских литературных памятников Другой литературный памятник Вавилона, так называемая Исповедьзаклинание, указывает и на другие преступления на оскорбление богов, согрешение против предка. Взаконах Хаммурапи имеется ряд статей, регулировавших аренду земли, которая играла, очевидно, большую роль земельных отношениях того времени. Сузы Эламе к востоку от Вавилона, обнаружила базальᴛᴏʙый столб, со всех сторон покрытый клинописью. Но вот её окончание Если же он причинит смерть сыну домохозяина должно убить сына строителя. В иных случаях понятие трех поколений толковалось расширительно, и тогда наказанию подвергались также родственники по линии жены виновного. Орадура, расстрелы заложников, уничтожение тысяч людей отместку за действие партизан. Своеобразным выражением талиона Законнике Хаммурапи служило правило, согласно которому всякий ложный обвинитель клеветник должен был нести ответственность той мере, которая грозила обвиненному кто неосновательно обвинил другого убийстве, должен умереть. На смену мести приходит выкуп, сначала натуральный, ᴨᴏᴛом денежный штраф. Законник Хаммурапи знает только денежный штраф строго определенных размерах.

Кража скота или лодки каралась огромным штрафом 1030 раз больше стоимости украденного. Следует учесть, что Хаммурапи, существенно усилив роль государства общественной и хозяйственной жизни страны впоследствии частично утраченную, не изменил основ этой жизни, как они ᴄᴫᴏжились начале тысячелетия и сохранялись вплоть до его конца, а частично и позже. Среди преступлений против личности хаммурапи законы называют неосторожное убийство об умышленном ничего не говорится к таким преступления относятся, например, действия построившего дом, который обвалился и причинил смерть хозяину. Названы преступления ми действия, подрывающие отцовскую власть сын, ударивший своего отца, лишается руки. Средством доказывания служили свидетельские показания, клятвы, ордалий хаммурапи законы упоминают испытание водой.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-study

 
Обращение к пользователям