Высшими государственными органами римской республики были

Оно принимало или отменяло законы, объявляло войну и заключало мир, было верховной судебной инстанцией, разбиравшей апелляции и протесты на решения судебных органов. Магистраты и сенат пользовались фактически всей полнотой государственной власти Римской республике, которая получила 1ярко выраженный аристократический характер. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домо владыки. Трибутные собрания зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианскоплебейские. В Древнем Риме существовало два вида народных собраний центуриатные и трибутные. Центуриатные собрания утверждали законы и избирали всех основных начальников магистратов республики консулов, преторов, V цензоров. На трибутных собраниях избирали V своих конкурентов ко второму разряду 75. Спор между богатством и знатностью происхождения окончился пользу богатства. На протяжении последующих пяти веков существования республики размеры государства значительно увеличились.

Это отразилось полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Главную роль играпи центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. Народные собрания Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другой день. Магистратуры делились на ординарные обычные и экстра ординарные, чрезвычаййые. Кроме того, к их компетенцииотносилось наблюдение за нравственностью и издание соответствующих эдиктов. Квесторы, бывшие сначала помощниками консулов без специальной компетенции, со временем стали ведать подконтролем сената финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных. Затем, по мере увеличения роли сената, активность плебейских трибунов пошла на убыль, а попытка ГаяГракха во.

Тогда же появилась выборная плебейская должность плебейский трибун, являвшийся предводителем и руководителем плебса. Римское гражданство приобреталось, прежде всего, рождением от брака римских граждан или от римской гражданки, не состоящей браке. По общему правилу из нобилей выбирались магистраты и комплектовался сенат. Каждые пять лет список сенаторов пересматривался, причем лишь отдельных случаях цензор не вносил прежних сенаторов новый список. Сенат мог издавать общие постановления, касающиеся благоустройства и общественной безопасности. Однако на деле, крестьяне не имели возможности являться на собрания, происходившие неизменно Риме, а потому и не могли влиять на голосование. Раскинувшееся на огромные пространства государство перерастает формы, установленные для государствагорода. Юридически магистратом мог быть любой римский гражданин, но фактически должности магистратов замещались почти исключительно представителями нобилитета. По общему правилу каждый магистрат избирается на один год, причем на каждую должность кроме диктатора выбирается несколько.

Однако любой его коллега а равно магистрат более высокого ранга может аннулировать отданное распоряжение. Курульные эдилы, избиравшиеся числе двух, ведали порядком Риме, надзором за рынками, организацией зрелищ. Главным источником рабства был военный плен, а к концу республиканского периода полу чила распространение самопродажа рабство. Неэффективность рабского труда привела конце республиканского периода к массовому отпуску рабов на волю. Однако развитие этого процесса период, когда рабовладельческий строй еще развивался, противоречило общим интересам господствующего класса, и поэтому во 2 году. По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граж дан и иностранцев перегринов. Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане.

Жители Италии, не входившие римскую общину латины, вначале не пользовались всеми правами римских граждан. По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства определении положения римского гражданина. Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие приня тие решений преобладающих аристократических и богатых кругов ра бовладельцев. Кро ме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с. Раз пять лет цензоры специальные долж ностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам со ставляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат орга ном, независимым от воли большинства свободных граждан. Хотя сенат формально был совещательным органом, его полномо чия входили функции. В таких обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении диктатуры. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистра. Все граждане с 18 до 60 лет как патриции, так и плебеи, обладавшие имущественным цензом, были обязаны нести воинскую повинность и участвовать военных действиях причем клиенты могли выполнять военные обязанности вместо своего патронов.

Важнейшим явлением социальноэкономической и политической жизни Древнего Рима во. Реформаторскую деятельность Тиберия продолжил его брат Гай Гракх, избранный трибуном. Через короткий промежуток времени после диктатуры Суллы власть захватывает первый триумвират Помпеи, Красс, Цезарь. После него устанавливается диктатура Цезаря, получившего 45 году. Естественно, что такое положение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя.

Сенаторы вначале их было 300, по числу патрицианских родов, позже число сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900 не избирались. Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатусконсульты. В Римской республике существовали три вида народных собраний — центуриатные, трибутные и куриатные. Второй вид народных собраний представляли трибутные собрания, которые зависимости от состава жителей триб, участвовавших них, делились на плебейские и патрицианскоплебейские. Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Экстраординарные магистратуры создавались только чрезвычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству обстоятельствах — тяжелая война, большое восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. Воины поход должны были являться со своим оружием и продовольствием. Длительность и частота войн превращает армию постоянную организацию. Армия профессионализировалась, превратилась постоянную и становилась самостоятельной политической силой, а полководец, от успехов которого зависело благосостояние легионеров, — крупной политической фигурой. Восточная Римская империя со столицей Константинополе существовала еще около 1000 лет под названием Византии.

Судебный процесс по делам, не затрагивающим государственные интересы, был по­строен на состязательных началах и состоял из двух актов ин юре и ин юдицио. Появились новые способы приобретения права собственности манципация ритуаль­ный обряд с участием свидетелей и весовщика и ин юре цессио приобретение вещных прав присутствии должностного лица государства. Дети обре­тали самостоятельность после смерти отца, случае утраты им римского гражданства и свободы или результате эманципации троекратной продажи. Судопроизводство, как и прежде, состояло из 2 стадий ин юре и ин юдицио. Главой исламского государства стал Мухаммед, совместивший своем лице функ­ции религиозного и политического лидера.

К другим должностным лицам провинций относились амир начальник войска, мутасиб началь­ник полиции и амил гражданский правитель. В багдадский период завершилось формирование централизованной общегосударст­венной администрации Халифата, сократилось количество завоевательных войн, наблю­дался расцвет культуры и юриспруденции. Древний Рим как государство к концу республики уже представлял собой могущественную державу Средиземноморья, куда входили территории покоренных Македонии, Карфагена, Сирии, Сицилии и многих других государств. В период республики превратился постоянно действующий высший орган управления. В систему магистратур входили должностные лица, уполномоченные представлять Римское государство и от его имени принимать судебные и управленческие решения. На трибутных собраниях избирали плебейских трибунов, обсуждали некоторые законопроекты, местные дела. Повседневная исполнительнораспорядительная власть находилась руках магистратов. С упадком крупнейших эллинистических государств державы Селевкидов и Египта. Однако попрежнему решающее слово было за центуриями первых двух классов.

Наиболее существенной чертой всей системы римских магистратур была их коллегиальность все должностные лица избирались попарно или более числом с равными должностными правами каждого, причем любой имел право возражать против решений и действий своего коллеги. Цензоров избирали на 5 лет, затем их власть сокращена была до полутора. Строй Римской республики отличался несколькими важными свойствами, которые закрепили совершенно особый политический уровень взаимодействия общественных интересов гражданина с интересами всего сообщества. В отличие от рабовладельческой демократии Афинах, Рим­ской республике сочетались аристократические и демократиче­ские черты, при существенном преобладании первых, обеспечи­вавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики консу­лов, преторов, цензоров, объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни. Гракхи стреми­лись ограничить крупное землевладение знати и за счет этого со­здать земельный фонд для наделения землей мелких землевла­дельцев, а также ослабить власть оплота знати — сената и восста­новить потерявшую былое значение власть народного соб рания и народного трибуна. На протяжении последующих пяти веков существования республики размеры государства значительно увеличились. Но специфика коллегиальности Риме заключалась том, что каждый магистрат имел право самостоятельно принимать решение. Необходимо отметить и еще одно существенное отличие римской магистратуры иерархию должностей право вышестоящего магистрата отменить решение нижестоящего.

Квесторы, бывшие сначала помощниками консулов без специальной компетенции, со временем стали ведать под контролем сената финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных. После реформ Сервия Туллия значительную роль стали играть центуриатные комиции – собрания воинов по центуриям. Исполнительная власть была сосредоточена руках магистратов – должностных. Должность народных трибунов, защищавших интересы плебса, предусматривала важнейшее право, которым не обладали все другие магистраты, – право вето опротестования, запрета распоряжений должностных лиц, сената и даже комиций. К числу низших ординарных магистратур относились должности эдилов и квесторов. Вопервых, к этому времени завершилось государственнополитическое становление римского полиса, и римская государственность опиралась на развитую систему институтов власти и управления, закрепленных праве и политических традициях.

Двух консулов избирали центуриатные комиции на 1 год, должность свою они исполняли попеременно случае войны один брал на свое попечение город, а другой – армию. Поэтому преторы получили новое название консулы обсуждать, совещаться. В территориальную трибу зачислялись все граждане, жившие данном округе. Назначали заседания сената и председательствовали них высшие магистраты консулы, преторы, а с середины. Законы, принятые центуриатными и трибутными собраниями требовали для своей действительности утверждения сената. Однако на деле, крестьяне не имели возможности являться на собрания, происходившие неизменно Риме, а потому и не могли влиять на голосование. Народные собрания созывались магистратом обычно консулом или претором, причем заранее указывались вопросы, подлежащие решению. В руках магистратов, формально выбираемых народными собраниями, а по существу назначаемых сенатом, сосредоточивались функции управления, военная и административная власть.

В частном праве она давала право вступать римский брак и участвовать имущественных правоотношениях. Большое значение как источник рабства имела широко развивавшаяся работорговля покупка рабов за границей. Впервые римская армия вошла Рим, хотя по древней традиции ношение оружия и появление войск городе запрещалось. Но это не отразилось на структуре высших органов государства, попрежнему находившихся Риме и осуществлявших централизованное управление громадными территориями. Важную роль государственном механизме Римской республики играл Сенат. Только лицо, обладав­шее всеми этими статусами, имело полную правоспособность. В публичном праве она означала право участвовать народном соб­рании и занимать государственные должности. Если начале римской истории, период патриархального рабства, они входили состав семей римских граждан и, целиком подчиняясь домовладыке, все же пользовались некоторой защитой сакрального свя­щенного, основанного на религиозных верованиях права, то пе­риод расцвета республики эксплуатация труда рабов резко интен­сифицировалась.

Особенно тяжелым было положение рабов крупных рабовла­дельческих латифундиях. Такой формой стал пекулий часть имущест­ва хозяина земельный участок, ремесленная мастерская и др, ко­торую он предоставлял рабу для самостоятельного ведения хозяй­ства и получения части дохода от него. По мере расширения пределов Римского государства число свободных пополнялось за счет жителей Апеннинского полуостро­ва полностью завоеванного к середине. Как отмечалось выше, каждый разряд имущих граж­дан выставлял определенное число центурий, объединявшихся легионы. Опираясь на верные ему легионы, Сулла заста­вил сенат назначить его диктатором на неопределенное время. С установлением республики сенат, наряду с магистратами и народными собраниями комициями стал существенным элементом общественной жизни. Специальные должностные лица – цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз пять лет составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные должности. Важнейшими этапами борьбы между плебеями и патрициями стали учреждение. Консулу принадлежал большой империум majus imperium – право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован центуриатном собрании, если он был вынесен городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за пределами города.

По заранее составленным спискам подозрительных были уничтожены тысячи республиканцев. Одной из основных точек этого кризиса были 60тые годы, на которые пришлось консульство Цицерона. Отдельная армия, поручаемая консулу, а равно театр военных действий, пределах которого осуществлялась единоличная консульская власть, назывались провинцией. Сенат направлял распоряжение консула специальное лицо, квестора, целях контроля за расходованием средств, отпущенных для нужд войны. Продолжительность древней диктатуры ограничивается сроком 6 месяцев NE AMPLIUS SEX MENSES — не более шести месяцев, а Сулла был облечён диктаторскими полномочиями на неопределённый срок. Исследователями это указание понимается таким образом, что начальник конницы являлся заместителем диктатора тех местах, где он диктатор по какимлибо причинам не мог присутствовать. В случае принятии закона, его текст вырезывался на медной или каменной доске и выставлялся ніа площади. Значительно позднее, то есть период принципата, различались LEGES PERFECTAE — законы совершенного вида, предусматривающие недействительность ничтожность запрещённого акта LEGES MINUS QM PERFECTAE — законы менее чем совершенного вида, устанавливающие наказание штраф за нарушение, но не лишающие противозаконный акт силы LEGES IMPERFECTAE законы несовершенного вида, не грозившие какойлибо санкцией за нарушение. Римской республике правительственная власть складывалась из некоторого числа коллегий.

Фактически принципат был монархией, поскольку при сохранении старых республиканских учреждений власть была со­средоточена руках одного человека первого сенатора, то есть принцепса. Императорпринцепс соединял своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур диктатора, консула, претора, народного трибуна. Экономической основой нобилитета были огромные земельные владе­ния, обрабатываемые рабами и зависимыми крестьянамипекулиантами нобилитет превратил­ся сенаторское сословие, пополняемое за счет сановников, выдвинувшихся на государственной службе. Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей домовладыки. Он, контролировал законодательную деятельность центуриатных а затем и плебейских собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая законопроекты.

Как и Афинах, все магистратуры были коллегиальными на одну должность избиралосьнесколько человек диктатор назначался один. Дик татор имел высочайший империум яыттпыт трепыт, вклю чавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию. Период Древнего царства Первым выдающимся лицом Древнего царства был Джосер основатель III династии. Единство свободных граждан Рима квиритов некоторое время поддерживалось существованием их коллективной собственности на землю и рабов, принадлежавших государству, пока, наконец, аграрный закон 3 года. Несмотря на гарантии прощения, был проведен суд над уцелевшими участниками процесса над Карлом I и вынесено 29 смертных приговоров.

В деятельности вигского парламента проявилось очень важное, с точки зрения формирования будущего английского парламентаризма, стремление к политическому контролю парламента за правительством. Целые регионы были охвачены социальными и национальноосвободительными революциями, результате крушения колониальных империй возникли новые государства, шел трудный процесс смены социального и государственноправового строя, ряде стран возникла социалистическая государственность. Вместе с этим, несмотря на глубокую противоречивость современного мира, он становится все более взаимосвязанным. Это было время волнений крестьян, солдатских мятежей, вторжения соседских племен. Управление империей сосредоточено нескольких ведомствах государственный совет при императоре – орган, подготавливающий законопроекты, и военное и финансовое ведомства. Магистратуры замещались по следующим принципам выборность все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриатными или трибутными собраниями срочность один год за исключением диктатора коллегиальность безвозмездность ответственность. Уже царский период общее собрание римского народа было и войсковым собранием, смотром военной силы Рима оно строилось и голосовало по подразделениям куриатным комициям.

Второй категорией свободных, не имевших прав римских граждан, были перегрины. Имеются, однако, указания на то, что первоначально цари избирались, были всего лишь племенными вождями. Утченко, все эти прерогативы верховного властителя, которыми, очевидно, обладали последние римские цари. Осуществлялось ли при этом движение к республике или монархии, можно судить по широким правам рекса и конечному результату подлинной царской власти. Римский народ был разделен на три племени, каждом из которых имелось десять курий, курия делилась на десять родов. Следует при этом отметить, что и нарушение межи тоже считалось религиозным преступлением. Так, государственное право закрепляет развитую республиканскую форму правления. Ранним видом народных собраний были собрания по объединениям римских родов куриатные собрания. Каждую должность занимало два или более лица, каждый из них имел право наложить запрет veto на решение коллегии.

В отличие от Афин, отправление магистратских обязанностей Риме не оплачивалось. Лишь период кризиса Римской республики, как переход к империи, появляются пожизненные диктаторы. В период расцвета Римской республики особое значение приобрела должность плебейского народного трибуна. Гай Марий, будучи избранным на консульскую должность, немедленно стал набирать войско, записывая число солдат вопреки существующим законам и обычаям массу бедных граждан и рабов, тогда как прежние полководцы не принимали их войско. Так, Август был избираем консулом, трибуном, как первый сенатор он признавался руководителем сената, был верховным понтификом. Римские юристы определили правовое положение императора формуле Что угодно принцепсу, имеет силу закона. Дворцовое и общегосударственные ведомства не отделялись друг от друга, а гражданская администрация не была четко отграничена от военной. Бюрократический аппарат при доминате это целая армия чиновников, которые получали жалованье от государства, наделялись громкими титулами, особыми привилегиями, имели специальную форму одежды.

При Августе завершился процесс создания постоянной профессионалъной армии. Это его право не получило отражения законе, установилось лишь обыкновение, согласно которому кандидаты цезаря голосуются вне очереди. Сначала ценз исчислялся на основании только владения недвижимостью и свободного происхождения, потом центурии были допущены вольноотпущенники. В трибутных комициях участвовали все гражданесобственники, а также вольноотпущенники по территориальным округамтрибам. Потом он вел предвыборную агитацию встречались массовые подкупы, но закон предусматривал строгую ответственность за предвыборную коррупцию. Оно состояло из четырех легионов по 4 200 воинов позднее – до шести тысяч. Они служили для ночлега или для убежища случае отступления, а также являлись опорным пунктом во всех военных операциях. Уже само создание центуриатных собраний, составлявших из вооруженных воинов, означало признание роли военной силы возникшем государстве.

А женщины Римской республике были лишены политических прав, к какому бы сословию они ни относились, и они обладали урезанной гражданской правоспособностью. К компетенции сената относились управление провинциями, наблюдение за государственным имуществом формирование и утверждение бюджета, монетное дело, строительство дорог, военное дело, дела культов. Народные собрания комиции Риме были двух видов центуриатные и трибутные. Также предлагалось создать особую комиссию из 3 человек и провести этот закон жизнь. Наиболее распространена была версия, которую приводит Ливий основателем Рима был потомок троянца Энея, приехавшего Италию.

С имущественной дифференциацией социальная структура общины усложняется. Появляются плебеибогатые ремесленники и торговцы, которые начинают играть все возрастающую роль экономике Рима. Положение осложнялось и тем, что римляне были вынуждены привлекать плебеев к участию военных походах. Эти законы свидетельствуют о почти полном уравнении плебеев с патрициями гражданских правах — само слово плебей, судя по дошедшему до нас изложению текста Законов. Период республики — период интенсивного восходящего развития производства, Приведшего к значительным социальным сдвигам, нашедшим отражение изменении правового положения отдельных групп населения. В высшее сословие нобили входили самые знатные патрицианские и богатые плебейские роды. Однако рассматриваемый период колонат, как и пекулий, еще не получил большого распространения. Государственные должности и замещения Магистратурами Риме именовались государственные должности. Оно же показало, что попытки приспособить старую государственную форму к новым историческим условиям обречены на неудачу реформы Суллы был и отменены Помпеем и Крассом. Дик татор имел высочайший империум яыттпыт трепыт, вклю чавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию.

Вокруг города была построена крепостная стена, остатки которой сохранились до нашего времени. Последний римский царь Тарквиний Гордый изображается римской традицией как жестокий тиран, правление которого вызывало всеобщее недовольство. Плебеи, вынужденные силу ограничения их доступа к общественной земле заниматься преимущественно ремеслом и торговлей, выступали за динамичное развитие римской экономики, за ликвидацию родовых отношений, за формирование демократических институтов управления общиной. Результатом стало появление законов XII таблиц, названных так потому, что они были выбиты на 12ти медных досках, выставленных впоследствии для всеобщего обозрения. Термину республика был придан новый оттенок, позже сформулированный Цицероном общее дело стало восприниматься как общее достояние, что определяло не столько форму правления, сколько отношение граждан к цивитас. Центуриатные комиции, собиравшиеся по принципу имущественного ценза, принимали законы, которые нуждались последующем одобрении сенатом осуществляли выборы высших должностных лиц, решали вопросы войны и мира и рассматривали апелляции по уголовным делам. Надо отметить, что функции между различными видами народных собрании не были строго разграничены, как не существовало и строгого регламента их работы. Рим одержал двух изнурительных Пунических войнах победу над крупной рабовладельческой державой Карфагеном. Каковы были ближайшие результаты и последствия этого этапа римских завоеваний?. Обливаясь кровью диктатор упал к подножию статуи своего главного противника Помпея.

Республика продолжала переживать кризис, и убийство диктатора смогло лишь ненадолго продлить ее существование. В ходе этой войны были разгромлены республиканцы, и после столкновений между различными политическими силами победителем оказался внучатый племянник Юлия Цезаря Октавиан. При этом он торжественно объявил о восстановлении старой республики и попросил сенат освободить его от всех обязанностей. Иногда Август дополнение ко всем перечисленным полномочиям брал на себя временные функции по проведению ценза и по обеспечению Рима продовольствием. Исключение составляли лишь рабы, отношении которых Август принял довольно строгие законы, хотя, одновременно, он старался и несколько ограничить злоупотребления со стороны хозяев, чтобы не доводить рабов до отчаяния. В этих условиях монархическая власть Августа с сохранением республиканских учреждений имела тенденцию к лавированию. С административной точки зрения Римская империя делилась на Рим, Италию и систему провинций. Было издано распоряжение, обязывавшее каждого сенатора вложить треть своего состояния италийские земли. Эти противоречия проявились и экономике, и социальных отношениях, и политике.

Наиболее ярко кризис проявился расстройстве финансов и всей системы товарноденежных отношений. Поэтому III век вошел историю и как эпоха гонений на христиан со стороны императорской власти. Его правление 284305 ознаменовало начало эпохи Поздней Римской империей. В целях финансового оздоровления был издан и эдикт о ценах, который представлял собой первую и заведомо неудачную попытку государственного регулирования обращения путем установления максимальных цен и минимальной заработной платы. Относительно устойчивое положение Римской империи целом сохранялось на протяжении почти всего IV века, котором наблюдался некоторый экономический подъем и сохранялась относительная, по сравнению с. Христианство выработало основные модели взаимоотношений с императорской властью новых условиях, и церковь стала неотъемлемым и существенным элементом государственной и общественной жизни.

Императоры были бессильны привести их к повиновению и сохраняли лишь видимость существования Западной Римской империи, которой варварские королевства формально считались лишь составными частями. Они лишь формально вводили должность лиц, избранных другими собраниями лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другой день. В Римской республике существовали три вида народных со­браний — центуриатные, трибутные и куриатные. Точно таким же образом кон­тролировалось избрание народными собраниями должностных лиц вначале утверждением избранных, а впоследствии — кандидатур. Особенно су­щественными были военные полномочия консулов набор армию и командование ею, назначение военачальников.

С имущественной дифференциацией усложняется социальная структу ра общины. Клиенты обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или при шлые жители, будучи лично свободными, но ограниченными пра вах, находились под покровительством патронов из патрициев, получа ли от них земельные наделы, а также их родовое имя, за что должны были нести их пользу разные повинности, прежде всего воинскую. Она закончилась победой, разрушившей замкнутую римскую родовую организацию и расчистившей тем самым путь к образованию государства. Первая часть реформы деление всего свободного населения Рима на шесть имущественных разрядов и на сотни центурии. Включив плебеев состав римского народа, допустив их к участию центуриатном и трибутном народных собраниях, она способствовала консолидации свободных, обеспечивала их господство над рабами. К ней примыкали римские и неримские владельцы ремесленных мастерских, судовладельцы и торговцы. Декурионы, состоявшие из средних землевладельцев, осуще ствляли управление городами империи. Римское право отражало и закрепляло сложившиеся римском рабов ладельческом обществе социальноэкономические и политические по рядки.

Власть главы семьи над детьми также постепенно ослабевала убийство детей было признано преступлением, сыновьям еще при жизни отца могло предоставляться особое имущество, был упрощен порядок усы новления внебрачных детей. Особенностью римского права являются нормы, ограничивающие сво боду завещательных распоряжений. Судья сам производил дознание, выступал обвинителем и вы носил приговор. Высшей апелляционной инстанцией по судебным делам был император, а практически эту функцию исполняла его канцелярия. Большое значение как источник рабства имела широко развившаяся работорговля покупка раВнбов за границей. В силу тяжелого положения рабов меньшее знаВнчение имело их естественное воспроизводство. Рабовладельческие отношения определяли общую незаинтеВнресованность рабов результатах своего труда, что свою очеВнредь заставляло рабовладельцев искать более эффективные форВнмы эксплуатации.

К ним относились свободные жители проВнвинций стран, находящихся вне Италии и завоеванных Римом. Естественно, что такое поВнложение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики консуВнлов, преторов, цензоров, объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни. К ординарным магистратурам отноВнсились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов. Рим стремился прежде всего к конфискации земель, так как рост населения треВнбовал расширения земельных владений. Значительная масса раВнбов эксплуатируется государственыных и крупных частных землеВнвладельческих латифундиях с крайне тяжелыми условиями труда и существования и жестоким террористическим режимом. Закон ограничил максимальный размер земли получаемый от гоВнсударства. Консулу принадлежал большой империум majus imperium право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован центуриатном собрании, если он был вынесен городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за пределами города. Провал законопроекта о предоставлении прав римских граждан свободным жителям Италии, считавшимся союзниками Рима, вызвал крайнее недовольство союзников.

Успешные завоевательные войны превратили Рим из небольшого государства города столицу огромного государства, к управлению которым старая государственная форма полиса была совершенно неприспособлена. Плебеи класс лично свободных, но не полноправных граждан, занимавшихся земледелием, скотоводством, ремеслами и торговлей, имевших право собственности, но не право участия управлении общиной, хотя обложенных податью на ее нужды. Таким образом, царский период оставил Республике необходимые основы государства и общины центральную власть с ее органами магистратурой, общину с ее исторически необходимым делением на сословия, с организацией военного и гражданского быта и с правительствующими собраниями лице Сената и комиций. Но уже очень рано, вероятно, с начала республики, сенате начали появляться и плебеи. Магистраты приходили и уходили, сменяясь, как правило, ежегодно, а сенат был постоянно действующим органом, состав которого основном оставался неизменным массовое пополнение сената новыми членами было очень редким явлением. Право объявлять войну, заключать мир и союзные договоры принадлежало народу, но сенат вел для этого всю подготовительную работу. Оба крупных сословных класса предшествующего периода, патриции и плебеи, продолжали существовать и теперь, и их взаимная борьба за политические права была наиболее характерным явлением жизни римской общины периода Республики. Уже при Сервии Туллии, по преданию, плебеи, первоначально бесправные, получили некоторые права, например право землевладения, право законного брака и коммерции между собой, ограниченное право на судебное разбирательство, право голоса и отбывания воинской повинности. Они, таким образом, стали из бесправных неполноправными гражданами, и стремление к полному правовому равенству с патрициями, особенно праве занимать высшие государственные должности, привело к усилению борьбы их с патрициями, до полного уравнения правах плебеи получили доступ к высшим светским, а по закону Огульны 300 и к высшим духовным должностям, кроме полученного еще ранее права на законный брак с патрициями.

Причина падения республики том, что она была государственной формой, которая сложилась на базе городагосударства и которая не могла обеспечить интересы широких кругов рабовладельцев рамках обширной империи. Все разнородные области объединялись политической властью и удерживались его военной мощью. Монархическая реформа Августа как бы замкнула собой круг развития государственного устройства Рима монархия республика монархия. В качестве верховного понтифика и члена всех главнейших жреческих коллегий император имел верховный надзор за культом и за имуществом духовных коллегий и храмов. Из последних особенно были важны префект города градоначальник и городской судья префект преторианцев начальник преторианцев, весьма влиятельный сановник после императора префект, заведовавший провиантской частью Рима Чины эти обычно получали содержание из императорской казны и назначались нередко из сенаторов или всадников, иногда низшие должности из императорских отпущенников. Сенату предоставлено было попрежнему наблюдение за культом, заведование казной государственной.

Однако фактически постановления Сената были нередко лишь утверждением воли императора. Далее римская община развивается Республику у некоторых слоев появляются права, например право землевладения, право законного брака и коммерции между собой, ограниченное право на судебное разбирательство, право голоса и отбывания воинской повинности. Дик­татор имел высочайший империум summum imperium, вклю­чавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию. Только лицо, обладав шее всеми этими статусами, имело полную правоспособность. Большое значение как источник рабства имела широко развившаяся работорговля покупка ра бов за границей. В высшее сословие нобили входили самые знатные патрици анские и богатые плебейские роды. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики консу лов, преторов, цензоров, объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Важную роль государственном механизме Римской респуб лики играл сенат. Дик татор имел высочайший империум summum imperium, вклю чавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию. Экстраординарные магистратуры создавались только чрез вычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству об стоятельствах тяжелая война, большое восстание рабов, серьез ные внутренние беспорядки. Включе ние союзников римские трибуны привело к тому, что комиции перестали быть органами римского народа. Знаменитый римский сенат состоял из бывших высших должностных лиц государства, которые после окончания срока пребывания на высшей государственной должности автоматически зачислялись сенаторы при отсутствии компрометирующих обстоятельств, и глав старейшин традиционных римских родов. Существовали специальные требования к сенаторам знатен, богат и кодекс чести. Казахское население было освобождено от рекрутчины, тяжким гнетом давившей русских крестьян. Государство и право Древнего Рима Крупнейшим государством древности являлось Римское государство. Проблемы совершенствования правового регулирования общественной безопасности практике конституционного суда Республики КарелияПроблема обеспечения общественной безопасности имеет комплексный, многогранный характер можно говорить об экономических, политических, организационных аспектах обеспечения общественной безопасности.

Такой обмен широко практикуется во время личных и коллективных деловых контактов, а также ходе туристических поездок. Государство – это самый сложный союз, и Конституция является основной схемой и программой его функционирования. Класс рабов также делился на отдельные группы рабы, занятые сельском хозяйстве, ремесле, рабы — “служащие” государственного аппарата. Период республики — период интенсив­ного восходящего развития производства, приведшего к значитель­ным социальным сдвигам, нашедшим отражение изменении пра­вового положения отдельных групп населения. Им были проведены законы, ослаблявшие политическое влияние знати, — введение тайного голосования народном собрании, право народного трибуна избираться на следующий срок.

Если трибы возникли результате объединения трех племен, то стройность организации общины носит на себе явный отпечаток сознательной деятельности, вызванной потребностью замкнуть общину условиях ограниченности ее земельного фонда и необходимости его расширения военным путем.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-study

 
Обращение к пользователям