Современная психология мотивации леонтьев д а

Это – потребности достижения успехов, аффилиация, агрессия, потребности независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения внимания, избежания вредных воздействий, избежания неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия, осмысления, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания. Однако Скинер полагал, что целом поведение животных и человека нельзя объяснять терминах классического обусловливания. Тип поведения, который предполагает, что организм активно воздействует на окружение с целью изменить события какимто образом, Скинер определил, как оперантное поведение. Юдиной Московском Институте психотерапии и клинической психологии, программа. Формируется целый ряд отечественных школ гуманитарной направленности, развивающих идеи неклассической психологии. Здесь же можно упомянуть и искажение целей гуманистической психиатрии, развивающей альтернативные подходы к лечению и реабилитации больных, возникающее саентологической антипсихиатрии, с её агрессивным движением против психиатров и традиционных методов лечения. Эта глава также опубликована сборнике Экзистенциальногуманистический подход психотерапии. Анализ феномена христианской психологии контексте современной церковной истории и психологической науки и практики. Маслоу выдвинул теорию, согласно которой потребности каждого человека объединены 5 групп. Потребность самоуважении – самоуважение, автономия, достижение успеха, признание, внимание.

Потребнсоть роста Р побуждают человека к реализации своих способностей самоутверждении, самовыражении. Временные параметры выполнения задания Организационные ресурсы Организационная среда Ожидание или уверенность подчиненного будет, что успешное выполнение задания будет должным образом вознаграждено. По мнению, МакГрегора, такой подход открытой или замаскированной форме наиболее распространен среди менеджеров. По мнению Херцберга, факторы, вызывающие удовлетворенность и неудовлетворенность работой, не являются противоположными одном и том же измерении. Если человек редко или никогда не демонстрирует желательного поведения, может быть использован метод, получивший названия шейпинга. Необходимо определить и детализировать то поведение, которое правильно и желательно на рабочем месте. Удовлетворение актуальной потребности не является единственным условием возникновения положительного отношения к труду. Следовательно, цели это не только желательные ориентир для будущих достижений, они предполагают также определенное поведение и выделение ресурсов, необходимых для воплощения целей жизнь. Поведение направляется и руководствуется целями и этом состоит подлинное значение процесса постановки целей с точки зрения мотивации и повышения результативности и производительности.

Рассматривая трудовую деятельность условиях социалистического строя, Леонтьев указывает на то, что она общественно мотивирована и хотя управляется также с помощью материального вознаграждения, но смысл труда для рабочего порождается общественными или смыслообразующими мотивами, то есть теми, которые придают деятельности личностный смысл. Что же касается материального вознаграждения, то этот мотив тоже выступает для рабочего качестве побудительного, но лишь функции стимулирования, и условно называется мотивомстимулом, который лишен главной функции труда смыслообразования. Психологическое слияние единое действие отдельных частных действий представляет собой превращение последних операции. То, что обычно анализ структуры деятельности предшествует анализу структуры сознания, связано с генетическим подходом. Необходимо поэтому особо остановиться на проблеме связи структуры деятельности со структурой сознания. Но нем есть то, что соотнесено с объективными связями, отношениями, взаимодействиями, что входит общественное сознание и закреплено языке, и то, что зависит от отношения именно данного субъекта к отраженному предмету. Появляются внутренние действия, а впоследствии формирующиеся по общему закону сдвига мотивов внутренняя деятельность и внутренние операции. Но к числу не до конца разработанных проблем, относится, частности, проблема мотива само это понятие осталось у Леонтьева внутренне несогласованным, хотя оно не было противоречивым.

Название этой статьи не случайно напоминает об известных свое время работах видного философа и методолога. Действительно, если осмыслить идею саморегуляции как общеметодологический объяснительный принцип, окажется, что ее нельзя понимать поразному — могут быть альтернативные исследовательские программы, но не может быть альтернативного понимания самого принципа саморегуляции. Понятия регуляции и саморегуляции применительно к любой динамической системе или процессу означает управление параметрами процесса соответствии с заданными критериями на основе информации о текущих параметрах системы и окружения, с которым система взаимодействует, регулярно поступающей реальном времени. Таким образом, именно понятии регуляции такие функции как поддержание стабильности, самосохранение системы, с одной стороны, и ее адаптация к внешним условиям, с другой, оказываются объединены, выступают как две тесно взаимосвязанные стороны единого процесса. Воспринятое отклонение между фактическим результатом и желаемым результатом приводит к тому, что активность вносятся коррективы, направленные на уменьшение этого расхождения. Кеннон своей концепции гомеостаза отмечает, что почти все поведение вегетативной нервной системы животных объясняется приспособленностью ее к цели поддержания значений некоторых существенных переменных внутри физиологически допустимых границ.

Понятие черты личности позволяло найти ответ на один вопрос, который считался наиболее важным как объяснить и измерить неизменность, самотождественность личности, ее равенство самой себе. Зейгарник пришла к выводу о решающей роли нарушений саморегуляции развитии психической патологии. В анонимном английском стихотворении говорится “The road to wisdom – well, it’s plain and simple to express err, and err, and err again, but less, and less, and less…” В переводе автора Дороги познанья несложно понять, я их такими вижу мимо, и мимо, и мимо опять, но ближе, и ближе и ближе. Для того, чтобы осуществить переход от способности к самоконтролю к самодисциплине, нужна временная перспектива, способность к антиципации будущих событий, которая формируется постепенно процессе развития. Мишелем со своими сотрудниками начале 1970х годов, способность ребенка отсрочить непосредственное удовлетворение потребности служит лучшим предиктором его личностной зрелости. Ценятся только положительные обратные связи, поддерживающие принимаемые решения, но не корректирующие их как отмечалось выше, информационная ценность положительных обратных связей любой системе крайне низка и искусственное их насаждение приводит лишь к потере реальных ориентиров.

Разные школы, конечно, представляют, предлагают и проверяют альтернативные взгляды, но эти альтернативные взгляды касаются уже сравнительно частных вопросов — они могут быть глобальны по масштабу, но основная часть общепринятого поля знаний не зависит от расхождений этих вопросах. Естественным наукам потребовалось достаточно много времени, чтобы к этому состоянию прийти. Уже 1960 годы начались довольно активные процессы взаимодействия школ и попытки синтеза на границе разных направлений пытались объединить психоанализ с теорией информации, бихевиоризм с гуманизмом и многое другое. Некоторое отличие состоит, правда, том, что четкая структура школ психологии, существовавшая у нас до 70 годов, стала размываться не только и не столько за счет внутренних процессов, сколько за счет взаимодействия с зарубежными подходами — внешняя конкуренция оказывается намного сильнее внутренней. По мере нашего развития мы усваиваем эти содержания из окружающего культурного мира через взаимодействие с этим миром, опосредованное взаимодействием со взрослыми. Эти прорывы не случайно все они оказались так синхронны привели к развитию и становлению нового взгляда на человека, который можно назвать неклассическим широком смысле слова. Таким образом, объективно одни и те же характеристики совершенно поразному рассматриваются, объясняются и оцениваются разных социальных контекстах. Например, у слепоглухонемых врожденной ориентировочноисследовательской потребности не оказалось.

Традиционная психология детерминизма бессильна помочь человеку, который должен принимать решение отсутствие детерминант, один на один с миром, как и противоположной ситуации, когда у человека все великолепно, но ему надо еще чтото, и он к чемуто страстно стремится без явственной необходимости. Выготский русле своего подхода к развитию как процессу, имеющему не столько естественную природу, сколько направляемому обучением, то есть целенаправленно организованной деятельностью, или взаимодействием, вышел на психотехническую парадигму исследования. Жизненный мир человека и проблема потребностей Психологический журнал. И там и там налицо разграничение отчуждение индивидуального и социального, внутреннего и внешнего, а также психологии и наук об обществе. Преодоление пансоциальной парадигмы советской психологии выразилось развертывании с начала 70х. Качественный аспект включенности индивида те или иные группы выражается понятием социальная идентичность личности.

Клакхон отвечает Потому что без них жизнь общества была бы невозможна функционирование социальной системы не могло бы сохранять направленность на достижение групповых целей индивиды не могли бы получить от других то, что им нужно плане личных и эмоциональных отношений они бы также не чувствовали себе необходимую меру порядка и общности целей Kluckhohn, 1951 Механизм становления личностных отношений уже давно был описан понятиях интериоризации личностью социальных ценностей Донцов Ряд авторов Додонов, 1978 Кюрегян, 1979 отмечают, что осознание некоторого предмета как общественной ценности предшествует превращению его личностную ценность регулятор индивидуального поведения. Гуманитарная неклассическая психология изучает человека его возможных, а не необходимых аспектах, как существо недетерминированное. Эти режимы размещены на шкале от полностью детерминированного человека до полностью свободного, или самодетерминируемого. Однако самореализация здесь — это не реализация того, что заложено наследственностью или средой, но путь свободных, не детерминированных средой и наследственностью решений и выборов самого человека. Искусство и эмоции материалы международного научного симпозиума под. Motivation through personal sense Activity theory perspective Nenniger. Рокмузыка социальные функции и психологические механизмы восприятия Искусство контексте информационной культуры под. The beginning of the new psychology Vygotsky’s psychology of art.

Произведение искусства и личность психологическая структура взаимодействия Художественное творчество и психология под. Деятельность и потребность Деятельностный подход психологии проблемы и перспективы под. Значение и личностный смысл две стороны одной медали Психологический журнал, 1996 Ценность как междисциплинарное понятие опыт многомерной реконструкции Вопросы философии, 1996 Выбор как деятельность личностные детерминанты и возможности формирования Вопросы психологии, 1995 Этогенический подход к изучению социальных отклонений Иностранная психология Психология искусства и психологическая методология ранних работах. Aesthetic petence as a personality variable Эмоции, творчество и искусство. Психосемантический подход к экспертизе рекламных клипов Тезисы докладов участников Первой Всероссийской конференции Психология рекламе. Internalization of values and value regulation developmental aspect Book of Abstracts. Личностный смысл и смысловая установка как механизмы регуляции деятельности Гагаринские чтения по авиации и космонавтике. Индивидуальность личности и индивидуальность характера Психологические проблемы индивидуальности.

Индивидуальный стиль деятельности Краткий психологический словарь. Рубинштейна 1973, как область общей психологии, изучающую детерминацию конкретных поведенческих актов и их последовательностей, опосредованную психическими процессами. Этот период отмечен новым расхождением психологии мотивации и психологии личности психология мотивации изменила психологии личности с когнитивной психологией, результатом чего явились хорошо известные теории. Фестингера и других когнитивистов, а также когнитивистские версии бихевиористского подхода к мотивации. К этому, ситуационодинамическому этапу середина 1950х – конец 1960х. На первый план выступают проблемы, ранее поставленные экзистенциальной философии и психологии и долгое время игнорировавшиеся главными направлениями академической психологии — проблемы выбора, свободы, воли, контроля над мотивацией, жизненных целей, перспективы будущего, саморегуляции широком смысле слова, возможностей, автономии и самодетерминации.

Арестовой поставлена и экспериментально исследована проблема негативного влияния мотивации на познавательные процессы. В современных условиях, когда под влиянием внешних обсто­ятельств человек часто теряет возможность выбора или попросту отказывается от него, особенно актуально понимание того, ка­кой степени возможно сохранять устойчивость к этому давлению, самостоятельно выбирать и направлять собственную активность. Редкая зарубежная психоло­гическая методика является изначально пригодной для работы с отечественными респондентами. Программа курса лекций и семинарских занятий по общей психологии раздел. Когнитивный диссонанс, каузальная атрибуция, ожидания и привлекательность структуре мотивации. Об оценке коротко и деталях Психология мотивации и эмоций под. Современные представления о переживании Психология мотивации и эмоций под.

Есть еще пара удручающих попыток учебников по этой теме, хоть и написанных совсем недавно, но отражающих эту область том виде, который она имела лет 40 назад – как свет далекой звезды, приносящий нам ее образ многолетней давности. Налицо обилие частных эмпирических исследований, дефицит общетеоретических идей и отсутствие обобщающих книг после того же Хекхаузена. Четвертый и пока последний этап психологии мотивации, который удается вычленить на сегодняшний день, опять соединяет психологию мотивации с психологией личности, но несколько иначе. Книга выходит свет уже после завершения конференции, что позволяет констатировать, что исследования ведущих отечественных специалистов этой области качественном отношении не уступают мировым, сочетая, с одной стороны, высокий уровень компетентности и осведомленности проводящихся во всем мире исследованиях, и использование творческих концептуальных подходов, разработанных отечественной психологической традиции, – с другой. Смыслова обращаются к одному из наиболее оригинальных подходов современной психологии мотивации – теории потока. Патяева на основании различения заданного внешними требованиями и самоопределяемого поведения проводит детальный мотивационный анализ ситуации школьного обучения, формулируя убедительную альтернативу традиционной модели принудительного учения. Гольдштейн противопоставляет идею самоактуализации как единственной потребности живого организма постулированию многих частных так называемых потребностей.

В более поздних работах Гольдштейн перемещает акценты с биологической актуализации на сущностную реализацию человека. Существование индивида отождествляется с реализацией его сущности intrinsic. Это стремление к автономии, к усилению контроля над событиями. Стремление к актуализации присуще каждому индивиду и готово проявиться при наступлении благоприятных условий. Вместе с тем Роджерс вводит одно важное различение, отсутствующее у Гольдштейна. Вместе с тем, прошлое и будущее интегрированы у таких людей с настоящим, присутствуют нем, образуя его фон и придавая ему смысл Shostrom. Большинство же людей мотивировано своем поведении не самоактуализацией, а мотивами более низкого уровня, описываемыми рамках традиционных подходов. Исходным пунктом теории мотивации Маслоу выступает анализ понятия инстинкта, приводящий к заключению о необходимости его пересмотра. В частности, Маслоу описывает комплекс Ионы – синдром страха перед собственными возможностями, перед собственной самоактуализацией, который ограничивает возможности нашего собственного развития. Возобладание подобных регрессивных тенденций является признаком личностной патологии и частой причиной невроза.

Каждый человек, – пишет Маслоу, – каждом пиковом переживании временно приобретает многие из тех характеристик, которые я обнаружил у самоактуализирующихся личностей, другими словами, он на какоето время становится самоактуализирующимся. Однако он видит лишь одну альтернативу этому – признание их аспектами биологии человека, имеющими инстинктоидную природу и транскультурный характер. Я теперь воспринимаю под углом зрения вечности обычные вещи и вижу них мифическое, поэтическое и символическое. Маслоу тесно связывает платопереживания с трансценденцией, вводящей человека реальность Бытия. Назовем лишь некоторые из них для трансцендентов пиковые переживания и платопереживания являются самым главным жизни они воспринимают все под углом зрения вечности они более чувствительны к красоте они выглядят более таинственными, неземными. Одновременно активизировалась критика адрес различных аспектов гуманистического подхода, том числе адрес концепций самоактуализации. Человек, – пишет он, – всегда направлен вовне себя на чтото, что не является им самим, – на чтото или на когото на смысл, который человек реализует, или на сочеловека, с которым он вступает контакт. C потенциализмом неразрывно связано положение о предзаданности развития человека, о том, что сущность человека предшествует его существованию. Лишь обществе, где не господствует отчуждение, самоактуализация может стать обычным явлением.

Колимор, признавая наличие потенциала самоактуализации у каждого, Маслоу во многом связывал большее или меньшее развитие этого потенциала с биологическими причинами и считал, что люди, у которых этот потенциал развит большей степени, заслуживают наибольшего уважения. Аристократическая же позиция выражается стремлении Маслоу к иерархизации всего – идей, ценностей, людей, организаций и обществ. Приведем еще одну цитату из дневников Маслоу, служащую серьезным основанием для последнего вывода Взрослый человек, фиксированный на уровне потребности безопасности или любви – это неполный или усеченный diminished человек и с ним нужно соответственно обращаться и соответственно говорить он может понять и прочувствовать лишь обращение на языке соответствующего уровня. Я бы сказал, что неполный человек обладает меньшими правами, чем самоактуализирующийся человек. Маслоу употребляет даже термин высшая животность для характеристики духовной жизни человека. Сущность человека Маслоу сводит к его природе, а природу – к биологической природе.

В данной работе особо выделена эволюция его взглядов на самоактуализацию. Девятая аксиома говорит о повышенной чувствительности самоактуализирующихся людей к добру и злу, к ценностям целом. Стернберг, долгое время изучавший возможности предсказания успеха разного рода деятельностях учебной, профессиональной, с помощью тестов интеллекта приходит к выводу, что уровень мотивации является лучшим предиктором успеха, чем интеллект. Мотивация есть объяснительный конструкт, используемый для объяснения причин поведения людей того, почему они ведут себя так, а не иначе, его направленности и механизмов осуществления. Поднимать свое самоуважение благодаря успешному упражнению своего таланта способностей. Стернберг, описывая причины, мешающие людям с высоким уровнем интеллекта достигать высоких результатов и добиваться успеха, качестве основной причины указывает на недостаток мотивации Практически любой окружающей обстановке …… мотивация имеет не меньшую роль достижении успеха, чем умственные способности Sternberg. К связанным между собой когнитивным конструктам, рассматривающимся качестве предикторов мотивации достижения, относятся такие понятия как локус контроля, каузальные атрибуции, выученная беспомощность, самоэффективность, тип представлений о способностях. Каковы уровни экстринсивной внешней мотивации и от каких внутренних и внешних условий зависит успешное функционирование внутренней мотивации достижения.

Работы Вайнера способствовали новому возрождению данной области, позволив исследовать глубокие и важные мотивационные процессы строгим и точным образом. Эксперименты, проводимые Роттером, и наблюдения, сделанные им во время клинической практики, дали ему возможность предположить, что некоторым людям присуще постоянное чувство, что все, что происходит с ними, определяется внешними силами того или иного рода, то время как другие считают происходящее с ними значительной степени результатом их собственных усилий и способностей. Связь между показателями локуса контроля и мотивацией достижения а также самими достижениями, например, учебной деятельности также не была подтверждена. Чувства контроля связаны со стремлением субъекта продолжать заниматься данной деятельностью, проявлять усилия и настойчивость при решении трудных задач, а также с достижениями. Несмотря на то, что согласно работам Вайнера и его коллег люди действительно имеют тенденцию приписывать успехи и неудачи выделенным причинам, они иногда поразному понимают их сущность. Обнаружилось, что более половины испытуемых рассматривают способности как нестабильный фактор. Однако оказалось, что способности могут восприниматься человеком как нестабильные, сродни усилиям. Связь между каузальными атрибуциями и такими показателями мотивации как настойчивость, уровень усилий, выбор задач и постановка целей остается неясной. Следующее отличие теории Селигмана от модели Вайнера касается используемых им каузальных параметров.

Селигман также исследовал источники стиля объяснения у детей, такие как стиль объяснения матери, критика со стороны взрослых родителей и учителей и неблагоприятные события и кризисы жизни ребенка. Напротив, объяснения неудач ребенка, даваемые другим учителем, могут иметь постоянный и широкий характер Ты слабовата математике Ты никогда не проверяешь свою работу Ты вечно сдаешь неряшливую работу. Напротив, студенты с теорией приращения заполнили ее обратным соотношением 65%. Первый паттерн, названный Двек ориентацией на овладение masteryoriented pattern, проявляется увеличении настойчивости и продуцировании эффективных стратегий решения задач при столкновении с трудностями, а также стремлением к трудностям challenge и удовольствием позитивным настроем от встречи с ними. Эмоциональные и когнитивные реакции этих детей на неудачи не ведут к ухудшению решения ими задач, поскольку дети делают вывод, что смогут достичь лучших результатов будущем, интенсифицируя усилия или избегая неблагоприятных внешних обстоятельств. Таким образом, этот паттерн реакций является адаптивным, поскольку он позволяет индивиду оставаться преданным ценимым им целям и конечном счете увеличивает вероятность их достижения.

Шроу, представления о способностях не связаны не коррелируют с поведенческими показателями мотивации достижения частности, с реакциями студентов колледжа на трудности. Вайнер ввел параметр контроля контекст исследований мотивации достижения. Самым большим влиянием на самоэффективность обладает собственный опыт успехов и неудач попытке достичь желаемых результатов. Например, школьники могут продемонстрировать более низкое чувство эффективности при обучении соревновательной среде по сравнению со средой, поддерживающей сотрудничество и кооперацию. Наконец, отличие от каузальных атрибуций, являющихся объяснением прошлых событий, представления о самоэффективности являются ожиданиями личного мастерства решении будущих продуктивных задач. Опираясь на идеи гуманистических психологов прежде всего на иерархию потребностей. Наконец, потребность связанности relatedness включает установление надежной и удовлетворяющей индивида связи с другими людьми. Кроме того, возможно подкрепление, активизирующее внутреннюю мотивацию. В качестве факторов, подрывающих внутреннюю мотивацию, также могут выступать соревновательная ситуация, сроки окончания деятельности, навязанные цели, контролирующий стиль обучения и воспитания, отрицательная обратная связь, а также полное отсутствие обратной связи.

В частности, к ним относятся возможность выбора например, типа задачи, уровня ее трудности, времени решения, положительная обратная связь, основанная на результате деятельности, а также характеристики самой деятельности оптимальный уровень ее сложности и ситуации ее реализации информирующий стиль обучения. В отличие от экстринсивного и интроецированного регуляторных стилей, при идентификации наблюдается отсутствие корреляции или негативная корреляция со школьной тревожностью, обнаруженные на самых разных выборках. За последние 2 года вышли или сданы печать и выйдут ближайшие месяцы коллективная монография Современная психология мотивации под. Фактически психологические структуры и процессы чисто мотивационной природы, такие как желания, стремления, хотения, не вычленимы из множества когнитивных механизмов, которые управляют, направляют, трансформируют, связывают между собой. Один из крупнейших европейских психологов, работавших 1950—1980е годы, Жозеф Нюттен, автор одной из сильных на сегодняшний день школ области психологии мотивации, привел очень простой пример студент может хорошо учится и получать хорошие оценки для того, чтобы его родители были им довольны, но может и наоборот, стараться, чтобы его родители были довольны, ради того, чтобы они дали ему возможность учиться Nuttin Поразному переставив два элемента, получаем две совершенно разных структуры.

Научные центры, коллективы, конечно, разрабатывают свои теории, но та сфера, которой эти теории предлагают какието взаимоисключающие альтернативные объяснения, гораздо меньше, чем та сфера достоверного знания, о котором физики или биологи всех стран говорят на одном языке. Сейчас стоит вопрос, существует ли мотивация как отдельная область общей психологии у меня есть этом серьезные сомнения. Влияет на протекание действия довольно много разных факторов, и внешних, и внутренних. Третье — это индивидуальные особенности субъекта деятельности, то, что ему дано, к чему он может относиться как к средству, как к инструменту. Но такого рода теории обычно остаются на периферии, не входят основное направление движения, им предпочитают более простые модели. А когда мы говорим, скажем, о ценностях, их иерархия отнюдь не динамическая. Внутренний мир сложен, поэтому могут быть разные, как устойчивые, так и динамические соотношения его элементов. Сначала мы рассмотрим разные подходы к источникам мотивации, потом обратимся к процессам, влияющим на выбор направленности деятельности конкретной ситуации, потом обратимся к регуляторам, таким как эмоции, установки, целеполагание. И последнее, что важно помнить — разные авторы одни и те же слова вкладывают часто совершенно разный смысл.

Проблема причин поведения человека – фундаментальная проблема психологии. Иметь представление об основных фактах, феноменах и закономерностях функционирования потребностномотивационной сферы человека. Мотивация достижения Понятие мотивации достижения Когнитивный подход к мотивации достижения Атрибутивный подход к мотивации достижения Системная модель процесса мотивации достижения. Мотивация учения Базовые парадигмы понимания мотивации Мотивация самоопределяемого действия Феномен заданных действий Заданное учение Сила и слабость стихийного учения Самоопределяемое учение Ответственность взрослого. Эстетическая потребность как побудительное начало создания и освоения эстетических ценностей. Сила и слабость стихийного учения, самоопределяемое учение, ответственность взрослого. Таким образом, психологический анализ потребностей неизбежно преобразуется анализ мотивов. Распределение функций смыслообразования и побуждения между мотивами одной и той же деятельности позволяет понять главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности, – иерархию мотивов. Пока потребность не удовлетворена, она активирует деятельность и влияет на. Потребность и давление содержательно соответствуют друг другу, их взаимодействие называется темой, которая представляется Мюрреем как подлинная единица анализа активности человека. В этих случаях неосознанное поведение прерывается и начинают действовать сознательные механизмы объективизации.

В ее основе лежит глубокая и устойчивая потребность этой деятельности, стремление ней совершенствоваться. Склонности обычно являются предпосылкой развития соответствующих способностей, хотя возможны случаи несовпадения склонностей и способностей. Теория автомата объясняет на иррационалистнческой основе поведение животного. Термины потребность, инстинкт, рефлекс и другие прочно заняли своё место научном аппарате. По своему существу первыми крайней биологизаторскими теориями стали теории инстинкта. Взять, к примеру, инстинкт самоунижения понятна его биологическая роль предотвращение агрессивных действий отношении себя, понятно когда запускается этот механизм если человек прогнозирует акт агрессии отношении себя, при этом агрессор заведомо сильнее. Согласно его концепции, мотивационная сфера человека имеет свои источники практической деятельности.

Индивидуальные особенности поведения ситуации хронического неуспеха при работе с компьютером Вестник Московского университета. В заключение наметим ряд теоретических гипотез и частных проблем, образующих составные части общей проблемы самодетерминации. Для нашего столетия характерно осознание новой разновидности детерминизма – детерминации сознания и поведения объективными условиями существования, социальным и культурным окружением, общественным бытием. Нет безальтернативных ситуаций то же время необходимым условием построения изначально неочевидных альтернатив является работа по рефлексивному осознанию ситуации. Свобода кумулятивна выбор, включающий себя элементы свободы, расширяет возможность свободы для последующего выбора. Он выделяет шесть основных аспектов, требующих осознания 1 что хорошо, а что плохо 2 способ действия данной ситуации, ведущий к поставленной цели 3 собственные неосознанные желания 4 реальные возможности, заключенные ситуации 5 последствия каждого из возможных решений 6 недостаточность осознания, необходимо также желание действовать вопреки ожидаемым негативным последствиям. Франкл говорит о свободе человека по отношению к влечениям, наследственности и внешней среде. Свобода к внешним обстоятельствам тоже существует, хоть она конечна и не беспредельна, она выражается возможности занять по отношению к ним ту или иную позицию.

Свобода заключается не способности быть все время чистым субъектом, а способности выбирать либо один, либо другой вид существования, переживать себя либо одном, либо другом качестве и диалектически двигаться от одного к другому. Свобода есть круг внутри более широкого круга детерминизма, который, свою очередь, находится внутри еще более широкого круга свободы, и так далее до бесконечности. По мере того как я все больше и больше включаю поле осознания подсознательные глубины моей личности или вершины, если я постепенно осознаю ранее скрытые или нереализованные потенции, растет моя психологическая свобода там же Easterbrook 31, уделяющий специальное внимание контролю над базовыми потребностями и тревогой, рождающейся отношениях с внешним миром. Свобода формируется онтогенезе процессе обретения личностью внутреннего права на активность и ценностных ориентиров. Психологически неблагоприятные условия развития личности онтогенезе, связанные с нестабильным самоотношением и отсутствием права на собственную активность, напротив, приводят к переживанию жизни как всецело обусловленной внешними требованиями, ожиданиями и обстоятельствами. Свобода подразумевает возможность преодоления всех форм и видов детерминации активности личности, внешних по отношению к действующему экзистенциальному Я. Свобода заключается тем самым подъеме на более высокий уровень регуляции, на котором преодолеваются остальные.

Но речь идет об осознании не только того, что есть, но и того, чего пока еще нет, – осознании имеющихся возможностей, а также предвосхищении вариантов будущего. Maddi 40, который выделяет наряду с биологическими и социальными потребностями группу так называемых психологических потребностей – воображении, суждении и символизации. Психическое здоровье как способ бытия мире от объяснения к переживанию Психология с человеческим лицом гуманистическая перспектива постсоветской психологии Под. Хорни, экзистенциальной психологии понимание личности узком смысле слова – как особой реальности, несводимой ни к психическим процессам, том числе и специфически человеческим, ни к социальному человеке, ни к индивидуальным свойствам и особенностям Хорни, 1950 1997, Рубинштейн, 1976. Впервые собраны единую систему многочисленные накопленные психологии и смежных науках данные о процессах социокультурного мотивирования человеческого поведения, надстраивающихся над потребностными механизмами побуждения, принципиально общими для человека и животных. Выготского и анализ высших форм мотивации его учениками и последователями, но и некоторые принципиально важные вехи развития культурноисторического подхода к мотивации дореволюционном российском человекознании. Разработана психологическая программа обучения самоопределению старшеклассников, помогающая научиться решать психологические задачи всех трёх типов.

Программа сочетает тренинговые занятия с включением школьников процесс принятия решений различных учебных ситуациях. Рассмотрены проблемы внутренней и внешней мотивации, целей и целеполагания, настойчивости, атрибуции успехов и неудач, пессимистичного и оптимистичного стилей объяснения, паттернов реагирования на неудачу, а также психического здоровья, депрессии. Адлера, во многом предвосхитившую современное понимание личности, обладающей адаптивным здоровым, неневротичным мотивационным паттерном. Практическая значимость теории Маслоу13 Заключение31 Список литературы32. Чем более высокое место занимают потребности иерархии, тем для меньшего числа людей они становятся реальными мотиваторами поведения. Принести на основе индивидуальных качеств, задатков, способностей, знаний, умений, навыков, нравственных и мировоззренческих ценностей, определяющих масштаб личности. Только результате такого обнаружения потребность приобретает предметность, а воспринимаемый представляемый, мыслимый предмет — побудительную и направляющую деятельность функции, сообщающую ему статус мотива. Исследователь пишет Даже когда все эти потребности удовлетворяются, мы все же часто можем ожидать, что если индивид не занимается тем, для чего он предназначен, то вскоре возникнут новые неудовлетворенность и беспокойство.

Виды и особенности памяти Являясь одной из самых сложных психических функций человека, память имеет разные виды и формы. Что общего и к чему сводятся различия между воображением и мышлением? Сущность мышления как познавательного процесса Процесс познания человеком окружающей действительности осуществляется единстве и взаимосвязи его ступеней — чувственной и логической. Защитные механизмы личности Термин защитные механизмы был предложен. Возрастные кризисы личности Понятие кризиса Опираясь на представления. Важным параметром характеристики группы является положение группе индивида качестве ее члена. Тенденции современной социокультурной ситуации Выделяют следующие важнейшие мировые социокультурные тенденции, которые определяют направления развития образования, науки, культуры любой стране тенденция к смене типа культурноисто.

Возрастание внимания к этой проблеме связано с представлением об ее определяющей роли развитии личности современного человека, профессионала, творца своего жизненного пути. Вопрос самореализации тесно связан с проблемой использования человеческого потенциала и является одним из наиболее значимых факторов человеческого прогресса. Самореализация теории психологической науки рассматривается как необходимое условие развития отдельной личности и общества целом. Егорычева указывает на то, что проблема самореализации человека, являясь сегодня особо важной, она так или иначе связывается с самоосуществлением человека, признается ее полидисциплинарный характер. И действительно, достаточно часто понятия самоактуализации и самореализации используются как взаимозаменяемые синонимы. Каждый акт самоактуализации завершается специфической эмоциональной реакцией пиковым переживанием, положительным случае успеха, и отрицательным боль, разочарование – случае неудачи. Исходя из целей нашего исследования, были выбраны следующие две фразы. Результаты нашего исследования показали, что, несмотря на то, что большинство испытуемых продемонстрировало стремление к самореализации, оно имеет, основном, неконкретный, социальностандартный характер – добиться успеха – добиться желаемого. Вторая трактовка более продуктивна вместе с тем она унаследовала от изучения со­циальных установок проблему расхождения между декларируемы­ми и реальными ценностями.

Наконец рассмотрим форму переживания и субъективной ре­презентации потребностей и личностных ценностей. Поэтому точнее было бы вместо слова идеал, описывающего личностную ценность со стороны ее субъективной феноменальной репрезентации, воспользоваться поня­тием модель должного по аналогии с понятием модель потреб­ного будущего. Однако реальном развитии мы имеем движе­ние, завершающееся усвоением ценностей социальных общностей и их трансформацией личностные ценности. Важным этапным шагом развитии представлений о структур­ной организации личности стало представление об иерархии струк­турных элементов. Ядова, описывающая четыре уровня диспозиций направленность интересов, ценностные ориен­тации, генерализованные социальные установки и ситуативные со­циальные установки Саморегуляция. Анализ этой структуры позволяет дать развернутую качественную характеристику некоторых сторон мировоззрения личности и наглядно свидетель­ствует о структурном членении мировоззрения на единицы, легко интерпретируемые как большей или меньшей степени пересекаю­щиеся между собой. Как мы, впрочем, унидим дальше, отождествление значения и смысла и сегодня еще 01нюдь не стало достоянием истории. Ясперс — говорит о смысле преимущественно как о понятии, характеризующем взаимо­связь психических явлений душевной жизни человека, его лич­ностном мире.

Уже одной из ранних феноменологических работ, посвящен­ной образности, Сартр говорит об аффективном смысле как о чув­стве, возникающем процессе восприятия некоторого объекта и проецируемом на этот объект, приклеивающемся к нему. Сартр выводит этот смысл из создаваемого индивидом про­екта своего бытия мире. Тиллих, оказавший большое влияние на американс­кую гуманистическую психологию 1950—1960е годы, своей наи­более известной работе Мужество быть отмечает, что человек есть человек лишь потому, что он обладает способностью понимать и формировать свой мир и самого себя соответствии со смыслами и ценностями Тиллих, 1995 Человек живет внутри смыслов, внутри того, что имеет логическую, эстетическую, этическую, религиозную зна­чимость там же Отношение к смыслам или интенциональность — направленность на осмысленные содержания — прямо связана с витальностью, жизненной и творческой силой человека.

Я живу — мыслю, чувствую, поступаю — смысловом ряду своей жизни Бахтин, 1979 Бахтин противопоставляет смысловую организа­цию жизни организации ее во времени, указывая, что смысл дает человеку непосредственную вневременную опору там же Совокупность всех смысловых значимостей, направленностей жиз­ни, актов исхождения из себя там же Как духовное образование, смысл есть нечто внешнее по отношению к моему сознанию, он противостоит мне субъектив­ное переживание есть отношение к смыслу и предмету, след смыс­ла бытии, хотя смысл подчиняется ценности индивидуального бытия, смертной плоти переживания там же Бахтину, есть преимущественно смысловая категория осознавать себя самого активно — значит освещать себя предстоящим смыслом там же Смысловое будущее чуже­родно, враждебно настоящему и прошлому, ибо для него принци­пиальна незавершенность. Смыслы делают нас актив­ными, психически здоровыми, но если они не обновляются посто­янно соответствии с меняющейся ситуацией Быть — это значит иметь способность облекаться новые смыслы — там же 235, они могут играть и негативную роль — угнетать, подавлять, догма­тизировать человека. Тот поиск смыслов, который ведет личность, приводит ее к соприкосновению с предельной реальностью Мира. Интересна трактовка двух теорий психоанализа через призму герменевтики, данная. То же относится1 к нашим целям и действиям их единственный смысл — смысл.

Дере­во означает дерево его отношении к человечеству, а камень означает камень, как он может быть включен человеческую жизнь. Ценности творчества являются наиболее есте­ственными и важными, но не необходимыми. Правильной постановкой вопроса, однако, является, согласно Франклу, не вопрос о смысле жизни вообще, а вопрос о конкрет. Результатом подобной ин­капсуляции является неудача нахождении смысла вследствие неудовлетворительности и ограниченности субъективной картины мира. Стремиться к изменениям — значит пытаться повысить осмысленность переживания, делая его более волнующим, менее скучным. Пьюдженталя Bugental, 1981 также отличается от всех рассмотрен­ных выше. Феникс понимает смысл как нечто чисто объективное, существу­ющее мире, но уникальное и единственное для каждого субъек­та Ройс — как субъективное видение, накладываемое на мир, а Бьюдженталь — как продукт взаимодействия субъекта с миром или как глубинное внутреннее чувство. По­этому те подходы, которых смысл выступает как высшая интегративная основа личности, характеризующая ее сущность, не могут помочь нам определении того, что есть смысл, хотя отвечают на целый ряд вопросов, касающихся влияния смысла на поведение и развитие личности.

Ведь жизнь представляет собой существование разъятое никакая живая система как отдельность не может поддержать своей внутренней динамической равновесности и не способна развиваться, если она выключена из взаимодействия, образующего более широкую систему, которая включает себя также элементы, внешние по отношению к данной живой системе, отделенные от. Собственно потребность, это потребность чёмто, что лежит вне организма последнее и является ее предметом. Как и все идеаторные явления, эмоции могут обобщаться и коммуницироваться у человека существует не только индивидуальный эмоциональный опыт, но и эмоциональный опыт, который им усвоен процессах коммуникации эмоций. Возникающая передо мною цель воспринимается мною ее объективном значении я понимаю eе o6ycловленность, представляю себе средства ее достижения и отдалеиные результаты, к которым она ведёт вместе с тем я испытываю стремление, желание действовать направлении данной цели или, наоборот, негативные переживания, препятствующие этому. Что, однако, скрывается за этими сигналами, что они отражают? Однако случаи амбивалентных переживаний наиболее часто возникают результате несовпадения устойчивого эмоционального отношения, к объекту, и эмоциональной реакции на сложившуюся переходящую ситуацию например, глубоко любимый человек может определенной ситуации вызвать преходящую эмоцию неудовольствия, даже гнева.

Вопрос о том, каким образом возникают эти количественные изменения, остается открытым. Обычно эти изменения прогрессируют и накапливаются, приводя к усилению организации и усложнению функций. Личность проявляется деятельности, которая является ее причиной, но формирование личности – ее следствие, а как фактор ее формирования – причина. Переживание – не эпифеномен, приуроченный исключительно ко внутренним, душевным процессам. Не любое требование среды вызывает стресс, а лишь то, которое оценивается как угрожающее. Ученый рассматривал человеческую мотивацию как целостный системный процесс, нарождающийся на стыке субъекта и объекта индивид – среда, личность – психологическое окружение. Анализ индивидуального сознания позволяет сделать вывод, что сознание представляет собой целостную систему познавательных, эмоциональных и волевых элементов. Каждый из уровней выполняет свои функции и при решении различных жизненных задач может доминировать либо один, либо другой. Первое, что роднит представления Гольдштейна и Роджерса о самоактуализации, – атрибутирование ее организму как биологической целостности.

Самоактуализация как движущая сила личностного развития историкокритический анализ. Судьба понятия самоактуализации какойто степени повторяет судьбу таких понятий как либидо или архетип — будучи введено как объяснительное понятие конкретнонаучном контексте, оно пошло народ и влилось повседневную речь, оказывая мощное влияние на обыденное сознание людей. Часто мы бежим от ответственности, которую диктует или, скорее, предлагает нам наша природа, судьба, порой даже случай, подобно тому, как Иона пытался — тщетно! Шостромом с соавторами, является формирование у клиентов, наряду со стремлением к актуализации, способности смириться со своими слабостями, ограниченностью и недоразвитостью отдельных сферах жизнедеятельности. Специально анализирующие проблему эгоцентризма различных теориях личности.

Маслоудемократ, по их мнению, выражает психологический вариант экономического индивидуализма условиях общества свободного предпринимательства Там же Личностные ресурсы концепции Маслоу предстают как аналог материальных ресурсов экономике, которые должны развиваться, то есть, данном случае, актуализироваться Там же Маслоуаристократ, с другой стороны, защищает существование сильной экономической и политической элиты иерархически стратифицированном обществе Там же Приведем еще одну цитату из дневников Маслоу, служащую серьезным основанием для последнего вывода Взрослый человек, фиксированный на уровне потребности безопасности или любви — это неполный или усеченный diminished человек и с ним нужно соответственно обращаться и соответственно говорить он может понять и прочувствовать лишь обращение на языке соответствующего уровня. Седьмое допущение говорит о пиковых переживаниях, однако Маслоу честно признается, что нет объективных критериев, позволяющих отличить здоровые пиковые переживания от маниакальных приступов — только ретроспективный анализ делает это возможным. Они реально включены работу, которую они любят слово труд здесь даже не подходит Maslow, 1996 Деятельность самоактуализирующихся людей служит для них средством выражения вечных, высших ценностей таких, как истина, добро, красота или справедливость повседневной жизни — этим они отличаются от остальных людей.

Самореализация и сущностные силы человека Психология с человеческим лицом гуманистическая перспектива постсоветской психологии Под. Самореализация Человек философскоэнциклопедический словарь Под. Humanistic Psychology and metapsychology Humanistic Psychology Concepts and Criticisms J. Проблема социальной обусловленности сознания во французской социологической школе. Теория ДжемсаЛанге и ее роль развитии представлений об эмоциях позитивистской психологии. Экспериментальные исследования влияния эмоций на познавательные процессы. Концепция двойной детерминации развития личности и ее методологические предпосылки. Схема периодизации психического развития личности детском возрасте.

Виды образов фосфен, послеобраз, эйдетический образ, фантом, синестезия, галлюцинация, псевдогаллюцинация Двойственная природа образов восприятия восприятие как отражение объективного мира и форма представления знаний субъекта о. Основные подходы к объяснения механизмов восприятия объектноориентированный и субъектноориентированный. Проблема врожденного и приобретенного восприятии нативистическая и эмпиристическая точки зрения. Способы искажения сетчаточных изображений инверсия, реверсия, смещение пространстве и во времени, изменение цветности, знака диспаратности. Основные методы, методики и процедуры экспериментальных исследований мышления. Промежуточные переменные регуляции мышления – цели, планы, значения, когнитивные схемы. Экспериментальное изучение условий возникновения инсайта с применением метода подсказки.

Основные процессуальные формы мышления анализ, синтез, анализ через синтез, обобщение. Построение когнитивных навыков и умений как процесс формирования и модификации схем. Полярное представление о внимании структурной психологии Титченера внимание как атрибут процессов сознания. Внимание как функция умственного контроля определение и представления о развитии внимания по Гальперину. Исследовательский аналитический и конструктивнотехнологический подходы к созданию методов стимуляции творчества. Таинственная энергия любви Социологические исследования, 1991 Предисловие к антологии Природа человека Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-study

 
Обращение к пользователям