Истина понятие критерии и виды

По полученным результатам различают практику созидательную конструктивную и разрушительную деструктивную По содержанию и назначению практика бывает стандартизованной стереотипной и поисковой При этом любая практика имеет социальный характер В процессе практики изменяется как преобразуемая человеком действительность, так и сам человек. Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт пости жения объекта сразу полном объеме. Разница между абсолютной и относительной истинами или абсолютным и относительным объективной истине степени точности и полноты отражения действительности Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами. Истина есть адекватное верное, правильное отражение дей ствительности сознании человека. Противоположностью истине являются заблуждение и ложь За блуждение содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное, то есть неосознанное искажение дей ствительности Чтобы один человек открыл плодотворную истину, надо, чтобы сто человек испепелили свою жизнь неудачных поис ках и печальных ошибках Писарев В отличие от заблуждения ложь это сознательное искажение истины Русская философия вме сто категории истина использует понятие правды сознательно го утверждения истины, борьбы за. Не все нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения Например, произведения искусства С точки зрения фи лософии, ее основные категории принципиально различны. А Объективность истины обозначает то, что она существует действительности, независимо от сознания людей, от познающего субъекта Знание о движении Земли вокруг Солнца содержательно определяется объектом познания взаимодействием Земли и Солнца, а не субъектом человеком.

А Абсолютная истина это полное, исчерпывающее, точное, окончательное знание об объекте исследования Абсолютная истина вечна, ней воплощается бесконечность нашего познания мира, пре дел, к которому стремится наше знание Она существует, скорее, как цель познания, а не как реально достигаемый результат. Для точных наук важнейшим является такой критерий истины как согласованность или формальнологическая непротиворечивость зна ния, стройное логически выстроенное доказательство например, теоремы. А Определения культуры Культура одно из самых многозначных понятий Культуру изучает наука культурология, которой насчи тывается около 400 определений культуры Слово культура проис ходит от лат cultura возделывание почвы В широком смысле, под культурой понимается все, что создано человеком материальном, духовном и социальном мире, то есть все надприродное вторая природа Культура совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека, а также результат этой деятельности, включая преобразование человеком самого себя Но настоящая К должна способствовать духовному совершенствованию человека, этим она отличается от антикультуры концентрационные лагеря, орудия пыток В узком смысле и обыден ной жизни мы привыкли использовать понятие К значении процес са активной творческой деятельности, ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности. Б Функции культуры Культура выполняет обществе множество функций адаптивную, регулятивную, социализации, аксеологиче скую ценностную, информационную, знаковую, познавательную, коммуникативную, интегративную, релаксационную рекреацион ную, гуманистическую, творческую Однако К не просто служит чемуто, она обладает самоценностью является единственно воз можным способом существования человека В целом роль культуры том, что она сохраняет и передает различную информацию Такая трансляция опыта осуществляется ходе двух параллельных процес сов преемственности и новаторства. Духовная культура, существующая исключительно сознании лю дей знания, вера, чувства, стремления, мысли, интересы, способно сти называется духовным миром человека Духовная жизнь лично сти проявляется обществе как духовная сфера общественной жиз ни Ее основные элементы право, мораль, философия, наука, искус ство, религия. Одни виды искусства могут принадлежать разным видам культу ры Например, народная, популярная и классическая музыка Но есть жанры, только массовые например, цирк, детективы, комиксы, телесериалы, мультфильмы. А Существенно отличается от других видов познания мифологи ческого, обыденного, художественного Основные особенности. Противоположностью истины, но при определенных условиях нее переходя щее и из нее возникающее, является заблуждение. Представление о том, что наука оперирует только истинами, не соответствует действительности Заблуждение является органичной частью истины и стимулирует про цесс познания целом С одной стороны, заблуждения уводят сторону от истины, поэтому ученый, как правило, не выдвигает сознательно заведомо неверные предположения Но с другой стороны, заблуждения нередко способствуют созданию проблемных ситуаций, стимулируя развитие науки.

Отделение истины от заблуждения невозможно без ре шения вопроса о том, что является критерием истины. Э Кассирер критерием истины является внутренняя непротиворечивость самого мышления. Прагматизм У Джеймс истинность знаний проявляется их способности быть полезными для достижения той или иной цели истина это польза Тезис все полезное истинно спорен, к пользу способна приносить и ложь. Таким образом, интеллектуальные различия между полами хотя и имеются, но они несравнимо малы по отношению к индивидуальным различиям пределах каждого пола. Так, И Кант допускал только формальнологический критерий истины, соответствии с которым познание должно согласовываться со всеобщими формальными законами рассудка и разума Но и опора на логику не избавила от трудностей поисках критерия истины Оказалось не такто просто преодолеть внутреннюю непротиворечивость самого мышления, выяснилось, что порой невозможно добиться и формальнологической согласованности суждений, выработанных наукой, с исходными или вновь вводимыми утверждениями конвенциализм. Имеются и альтернативные трактовки истинности Так, религии говорится о сверхразумной истине, основанием которой является Священное Писание Многие современные течения например, постмодернизм вообще отрицают существование какойлибо объективной истины.

Познание получение человеком сведений и знаний об окружающем мире Человек познает с помощью слуха, обоняния, осязания, зрения. Второе крупное направление понимании истины связано с учениями, которые обычно называют объек тивным идеализмом Его суть выражена концепции древнегреческого философа Платона Платон считал, что существует мир объективных идей эйдосов, а наша повседневная жизнь лишь его тень, неполное отобра жение Идеи Красоты, Справедливости, Любви и составляют истинное бытие Они есть истина, ядро, об разец для всего остального. Наконец, огромную эвристическую способствующую познанию ценность составляют представления немецкого философа XVII века Иммануила Канта Кант развивал идею активности сознания и познания Он считал нашу познавательную способность сложным инструментом, с помощью которой образ мира последовательно конструируется нами самими Но материал, из которого познавательная спо собность создает этот образ, берется из внеш него мира мира самого по себе Образы мира, су ществующие нашей голове, не отражают, по Канту внечеловеческих реалий, и мы не знаем и никогда не узнаем, как выглядит действительность вне человечес кого взгляда, но всетаки познание было бы невозмож но без опоры на объективность Материал, из которого сознание лепит свою картину, не зависит от самого сознания Таким образом, истина оказывается субъек тивнообъективной, включающей и моменты, идущие от самого мира, и формы человеческого восприятия. В истории мысли можно выделить два противоположных представления об истине Один взгляд сводится к то му, что истина объективна, не зависит ни от каких частных мнений и потому абсолютна Абсолютность истины это знание полном объеме, содержание которого полностью соответствует действительности и не может быть изменено ходе дальнейшего развития науки Это оз начает, что эта истина нигде, никем и никогда не может быть опровергнута Она все та же для всех времен и наро дов с момента ее открытия И не только для людей, но и для любых разумных существ абсолютные исти ны остаются одними и теми. Другая точка зрения на истину, исповедуемая скеп тиками, гласит, что ничего абсолютного наших зна ниях нет все релятивно, текуче, изменчиво Под относительной истиной они понимают такое знание, которое при всем своем объективном содержании не обладает завершенностью и является неполным, рано или поздно подвергается уточнению Каж дая эпоха и каждый день несут свои новые взгляды, нередко прямо отметающие предыдущие. Неправомерно утверждение и тех, кто мерилом истинности считал точность и строгость, ясность и очевидность История не пощадила и эти взгляды весь XX проходит под знаком определенной девальвации математической точности и формальнологической строгости связи с обнаружением парадоксов теории множеств и логики, так что точность так называемых описательных, обычных наук оказалась некотором смысле более прочной, чем точность самых точных наук математики и формальной логики. Неопределенность, относительность практики как критерия истины находится единстве с ее противоположностью определенностью, абсолютностью итоге, принципе, тенденции Таким образом, относительность практики как критерия истины соответствует относительной истине, характеру знаний, которыми человечество располагает на данном этапе своего исторического развития. Материалисты и идеалисты понятие действительности, реальности отождествляют с понятием объективного мира, то есть с тем, что существует вне и независимо от человека и человечества Однако и сам человек часть объективного мира Поэтому, не учитывая этого обстоятельства, прояснить вопрос об истине просто невозможно С учетом имеющихся философии направлений, принимая во внимание своеобразие индивидуальных высказываний, выражающих субъективное мнение того или иного ученого, истину можно определить как адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, ходе которого познаваемый предмет воспроизводится так, как он существует вне и независимо от сознания Следовательно, истина входит объективное содержание человеческого знания. Чтобы заполнить нишу критериев, указывают на такие новомодные понятия, как прогрессизм или нетривиальность, достоверность, критицизм, оправданность Выделяемые прежде критерии, среди которых на первых местах оказываются предметнопрактическая деятельность, объективность, а на вторых логическая непротиворечивость, а также простота и эстетическая организованность, также корреспондируются список критериев истинного знания. В качестве критерия истины таким условиям удовлетворяет практика Она обладает достоинством объективности, независимости от человеческого сознания Практика соединяет человека с объективной реальностью В ней люди изменяют вещи Что бы не думал человек о вещах, ходе предметной деятельности он может заставить их изменяться только согласно их собственной природе.

Но значение практики нельзя абсолютизировать В каждый конкретный момент практика ограничена по своим возможностям Человек не всегда может осуществить на практике какието процессы силу неразвитости технических средств, неспособности управлять какимилибо природными явлениями Поэтому всегда существуют научные теории, которые не могут быть проверены практикой данный момент. Для понимания ограниченности практики следует учесть и сложную, многоуровневую организацию научного знания В нем существуют фундаментальные теории, которые, как правило, не удается проверить на практике На основе этих теорий развиваются прикладные исследования На их основе проводятся конструкторские расчеты И практика главным образом удостоверяет ложность или истинность конструкторских расчетов. Однако плане запрета практика действует более жестким и определенным образом Если конкретная практика не подтверждает истинность знаний, положенных основу ее, то это означает, что нашем знании какието его элементы обязательно являются ложными. Вопервых, во все периоды истории, начиная с глубокой древности, существовало направление скептицизма или иначе, релятивизм Скептики считают, что поиск единой для всех истины дело безрезультатное и неблагодарное Практически по любому вопросу, будь то природа или мораль, можно сформулировать два прямо противоположных мнения, и оба они будут равно обоснованы Это ярко видно на философских утверждениях о мире целом Положения мир конечен мир бесконечен, Бог есть Бога нет, свобода существует свободы нет и все необходимо собирают равносильную аргументацию и для утверждения, и для отрицания Поэтому, полагают скептики, нечего биться противоречии, и лучше всего воздерживаться от суждений об истине Тот, кто считает, что владеет истиной, боится лишиться ее Тот, кто не нашел истины, страдает от того, что не обладает ею Только мудрец не мечется бесплодных поисках, он невозмутим и с ироничной улыбкой наблюдает за людьми, вообразившими, будто знают суть вещей. Наконец, огромную эвристическую способствующую познанию ценность составляют представления немецкого философа XVII века Иммануила Канта Кант развивал идею активности сознания и познания Он считал нашу познавательную способность сложным инструментом, с помощью которой образ мира последовательно конструируется нами самими Но материал, из которого познавательная способность создает этот образ, берется из внешнего мира мира самого по себе Образы мира, существующие нашей голове, не отражают, по Канту внечеловеческих реалий, и мы не знаем и никогда не узнаем, как выглядит действительность вне человеческого взгляда, но всетаки познание было бы невозможно без опоры на объективность Материал, из которого сознание лепит свою картину, не зависит от самого сознания Таким образом, истина оказывается субъективнообъективной, включающей и моменты, идущие от самого мира, и формы человеческого восприятия. На этом положении, восходящем к Канту, сходятся сегодня самые разнообразные философские школы Знание это наша модель мира Субъективное и объективное создают здесь своеобразное единство Объективным знанием, истиной называют поэтому хорошо проверенные опытом теоретические представления, разделяемые абсолютным большинством ученыхспециалистов Значит, истинное знание это такая логическая модель, которая считается наиболее удачным на данный момент выражением объективного положения вещей, настолько, насколько это вообще возможно рамках человеческого познания.

Кто же прав, сторонники абсолютной истины или релятивисты Думается, ни те, и ни другие Истинное знание это развивающаяся модель действительности, поэтому оно несет себе как черты устойчивости, так и изменчивости. Понятие абсолютной объективной истины Диалектичность практики как критерия истины Истина и пространство архитектуре Общее понятие пространства математике Истина и истинность как результаты познавательной деятельности, человеческого опыта. Современная трактовка истины, которую разделяет большинство философов, сводится к следующему определению истина это соответствие, адекватность наших знаний содержанию объекта познания Это соответствие имеет ряд характеристик Вопервых характерной чертой истины является наличие ней объективной и субъективной сторон Истина достигается противоречивом взаимодействии субъекта и объекта Поэтому результат этого взаимодействия содержит влияние как субъекта, так и объекта Истина по определению субъекте, но она же и вне субъекта, В истине, таким образам, отражается единство объективной и субъективной составляющей познавательного процесса без объекта знание теряет своя содержательность, а без субъекта нет самого звания По своему источнику и содержанию истина объективна Это значит, что истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека, ни от человечества По своей форме истина всегда субъективна, так как во взаимодействии объекта и субъекта всегда участвует сознание Когда мы говорим, что истина субъективна, это значит, что она не существует помимо человека Здесь необходимо уточнить различие между понятиями объективная истина и объективная реальность Объективная реальность, мир существует независимо от сознания субъекта, а истина всегда существует сознании Истина есть знание о реальности, а не сама реальность Истина, таким образом, объективна по содержанию, и субъективна по форме. Реальный процесс познания выводит нас на подлинную диалектику абсолютной и относительной истины Их взаимосвязь отражает динамический характер достижения истины науке Абсолютная истина складывается из относительных истин В свою очередь, относительные истины непрерывном процессе познания уточняются и обогащаются, устремляясь к абсолютной истине как к своему пределу Вместе с тем, эти же относительные истины оказываются частями абсолютной истины, каждой относительной истине всегда есть некоторое зерно, частичка истины абсолютной Пределы нашего познания исторически ограничены, но по мере развития и совершенствования практики человечество все время приближается к абсолютной истине, никогда не исчерпывая ее до конца И абсолютная и относительная истины по своему содержанию являются объективными истинами. Познание не свободно от заблуждений Заблуждение знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним Будучи неадекватной формой знания, заблуждение главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественной практики и самого познания Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных его сторон.

Оценочный аспект характерен для понятий правда и ложь Под правдой понимают социальную истину, содержащую нравственную оценку Ложь преднамеренное искажение знания с целью введения заблуждение тех, для кого она предназначена Субъект, формирующий и распространяющий ложное знание, знает истину, но по какимлибо причинам скрывает. Понятие истины сложно и противоречиво У разных философов, разных религиях оно свое Первое определение истины дал Аристотель, и оно стало общепринятым истина это единство мышления и бытия Расшифрую если ты о чемто думаешь, и твои мысли соответствуют действительности, то это истина. Эмпирическая истина это все знание, основанное на накопленном опыте человечества Автор Френсис Бэкон. Сенсуалистическая Юм истину можно познать только сенситивно, ощущением, восприятием, созерцанием. Скептическая Монтень ничто не истинно, человек не способен на получение скольконибудь достоверных знаний о мире. Критерии истины это те параметры, которые помогают отличить истину от лжи или заблуждения. В современном мире практика как совокупность накопленного поколениями опыта, результаты различных экспериментов и результаты материального производства первый по значимости критерий истины. Абсолютная истина истина, доказанная наукой и неподлежащая сомнению Например, молекула состоит из атомов.

Относительная истина то, что является истиной определенный период истории или с определенной точки зрения До конца XIX века атом считался наименьшей неделимой частью вещества, и это было истиной, пока ученые не открыли протоны, нейтроны и электроны И этот момент истина изменилась А потом ученые открыли, что протоны и нейтроны состоят из кварков Далее, думаю, можно не продолжать Получается, что относительная истина какойто период времени была абсолютной Как убедили нас создатели Секретных материалов, Истина гдето рядом И все же. Приведу еще один пример Увидев фотографию пирамиды Хеопса со спутника под определенным углом, можно утверждать, что это квадрат А фото сделанное под определенным углом с поверхности Земли, убедит, что это треугольник На самом же деле это пирамида Но с точки зрения двумерной геометрии планиметрии, первые два утверждения истина. Истина никогда не даётся сразу и целиком Существуют понятия абсолютной и относительной истины Абсолютная истина это знание, совпадающее с отображающим объектом Достижение абсолютной истины это идеал, а не реальный результат Относительная истина это знание, характеризующееся относительным соответствием своему объекту Относительная истина представляет собой более или менее истинное знание Относительная истина может уточняться и дополняться процессе познания, поэтому она выступает как знание, подлежащее изменению Абсолютная истина знание неизменное В ней нечего менять, так как её элементы соответствуют самому объекту. Наука развивается неравномерно Существуют две тенденции её развития дифференциация и интеграция Дифф деление и размножение научных направлений Инт объединение научных направлений Наука развивается путём постановки проблем, и всякая проблема ограничивает поле исследования Непознаваемость означает недоступность познания, а ограниченность научного познания, что объект высвечивается определённом ракурсе. Проблема характера соответствия мыслей реальности Классическая концепция истины ее наивной форме рассматривает это соответствие как простое копирование реальности мыслями Исследования соответствия знаний действительности показывают, однако, что это соответствие не является простым и однозначным Ведь всегда есть свойства предмета, которые, возможно, люди просто не могут понять непосредственно Наши знания о таких свойствах сводятся лишь к показанию приборов, но разве это является абсолютным копированием реальности Значит, такой очевидности, о которой говорят приверженцы классической теории, может и не быть. Относительность и абсолютность истины По моему мнению, каждый человек своём суждении об истине всё же сугубо субъективен, и поэтому необходимо разграничивать понятие общей, иными словами, абсолютной истины от понятия истины каждого конкретного индивида А классической теории такое разграничение фактически отсутствует. Научная истина Научная истина это знание, которое отвечает двойному требованию вопервых, оно соответствует действительности вовторых, оно удовлетворяет ряду критериев научности К этим критериям относится логическая стройность эмпирическая проверяемость, том числе проверка временем возможность предсказывать на основе этих знаний новые факты непротиворечивость тем знаниям, чья истинность уже достоверно установлена и прочее Эти критерии, разумеется, не следует рассматривать как нечто неизменное и раз навсегда данное Они являются продуктом исторического развития науки и будущем могут пополняться Такое понимание истины вообще необыкновенно важно для развития науки, так как, если данные, полученные с помощью конкретной науки, соответствуют всем вышеперечисленным критериям, можно сделать вывод о полезности таких данных То есть появляется стимул для дальнейшего развития науки.

Проблема критерия истины Эта проблема сыграла исключительно важную роль развитии классической концепции Отчасти она связана с первой проблемой Если человек непосредственно контактирует не с миром себе, а с чувственно воспринятым и концептуализированным миром, то спрашивается каким образом он может проверить, соответствуют ли его утверждения самому миру. Классическая концепция том ее варианте, котором истина рассматривается как соответствие не только объективной, но и любой другой действительности, приводит к логическому противоречию, получившему название парадокс лжеца Это парадокс, известий еще древним грекам Эпименид, Эвбулид состоит следующем. Диамат соединяет воедино такие стороны знаний, как истинность и изменчивость Этот синтез находит свое воплощение понятии относительной истины. Третий этап развития представлений об атоме модель Резенфорда Бора согласно которой атом состоит из атомного ядра и вращающихся вокруг него электронов В этой модели, целом более точной, чем предшествующие, имелись новые элементы абсолютной истины Такими моментами являлись представления о малых размерах ядра и электронов сравнительно с размером атома, об излучении света как результате перехода электронов с одного энергетического уровня на другой и Отменить эти утверждения последующее развитие науки не может, поскольку они абсолютно точно отобразили определенные стороны строения атома Но и теории Бора содержались и элементы заблуждения Например, заимствованное из классической механики представление об электронах как только частицах весьма неточно и поэтому определенном смысле также неверно Сам Бор от этого представления охотно отказался, как только была создана квантовая механика. Хочу подвести итог сказанному Относительный и абсолютный моменты истине неразрывно взаимосвязаны с одной стороны, относительной истине всегда есть элементы истины абсолютной частной, с другой стороны, процессе развития человеческих знаний из истин относительных складывается абсолютная общая истина. Эти критерии, разумеется, не следует рассматривать как нечто неизменное и раз навсегда данное Они являются продуктом исторического развития науки и будущем могут изменяться. Знание языковой форме не сводится к материальному воплощению Оно лишь выступает качестве материального кода идеального содержания мысленных объектов, которые репрезентуют объекты материального мира Совершенно иным является материальное воплощение знаний практике Здесь материальное выступает уже не качестве кода, фиксирующее идеальное содержание, а как реализация этого содержания По существу, знание здесь утрачивает статус идеального явления Оно становится явлением материального мира Технические и технологические процедуры человеческой деятельности становятся основной формой, реализующей знания. И еще коечто Агностики утверждают, что человек никогда не сможет познать действительную структуру мира, ибо он человек имеет дело только с чувственным опытом, но не с объективным миром самим по себе Б Рассел писал своей книге Человеческое познание, его сфера и границы Я не познаю непосредственно столы и стулья, а познаю только определенные действия, которые они производят во мне Он почти дословно повторил Юма который рассуждал примерно так Все то, что я имею, это чувственные восприятия, а откуда эти чувственные восприятия появились, я не знаю и не могу знать Возможно, за чувственными восприятиями скрываются вещи, как уверяют материалисты Но возможно и другое эти восприятия возбуждает во мне бог, как уверяют идеалисты Эта аргументация может показаться неуязвимой Действительно, человек обречен иметь дело только с миром, данным ему ощущениях Поэтому его знания, казалось бы, могут относиться не к объективному миру, а только к чувственному опыту Однако человек не просто созерцает внешний мир Своей деятельностью, которой воплощены его знания о мире, он входит объективный мир, становится частью последнего И законы этого мира контролируют правильность его представлений о мире, на основе которых строится его деятельность Именно тот факт, что за вся свою длительную историю человек сумел приспособиться к внешнему миру, выстоять борьбе за существование, выжить биологически, свидетельствует о правильности выработанных им представлений о мире Эта оценка была вынесена самими законами внешнего мира и получить ее человек смог только через свою материальную деятельность практику. Истина есть процесс адекватного верного, правильного отражения действительности сознании человека Истина едина, но ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые свою очередь можно рассматривать как относительно самостоятельные истины.

Понятие истины и ее критерии раздел Философия, Философия как вид познания Специфика фил знания Соц функции фил Аристотель Автор Классической Концепции Истины Сущность Истины Как Соответст. Аристотель автор классической концепции истины сущность истины как соответствие знания об объекте объективному содержанию этого объекта Именно с Аристотеля истина как отношение, а не как самостоятельная сущность S O то это истина, если между S и O нет тождества заблуждение Нормативное традиционное понимание истины исходит из установки, что O и S познания находятся жесткофиксированном состоянии и относятся к разным полюсам, отсюда познаваемое жестко отделяется от познающего субъекта Такой подход имеет отрицательные черты 1 Сковывает широту поиска познающего Творчеству познанию нового места нет 2 Есть признание зеркальности наших познавательных усилий Идея нормативной истины прижилась марксизме В современности Корреспондентская концепция истины Корреспонденция предполагает простую информацию о событии Референтная реферативная концепция истины точный слепок событий или познающего объекта Прагматическая концепция истины прагма действие знание, с помощью которого можно добиться поставленных результатов Конвенции Рассел Истинно то, что принято считать истиной договорная Проблема разнообразия истины Классически истина может быть только одна Истина понятие однозначное Истина объективно может быть разнообразна Впервые удар был нанесен естественными науками убрали грань между О и S Знание может быть разнообразно, к S процессе познания получает субъективные знания само положение субъекта может влиять на получение знания вспышка на Солнце и Земле При познании О мы не просто должны включать знание S, мы не можем исключить субъекта из результата знания Нр, изучение электрона камере Вильсона электрон не ведет себя естественно, к соприкасается с газом, истина искажена прибором Сам факт многообразия истины подводит нас к многомерности истины одна истина может иметь множество измерений толкований Нр, рац число изображаем на оси пределах от и до, пределы разные, но все толкования истинны Но истина должна быть однозначной Истина не определяется фиксированным набором познавательных актов Истина не результат а Истина процесс Очень близко к пониманию истины примыкает понимание плюрализма множественности истины Именно плюрализм позволяет ввести научный оборот мнение как содержательный компонент истинного знания Истина и правда Правда не ложь, но правда не есть истина Правда подразумевает первую очередь правду жизни, ее находят искусстве Правда как отражение мира, но особой форме В науке добытое знание выражается понятиях, а искусстве образах Правда художественного произведения заключается том, что если художник поэт, музыкант и зафиксировал свои чувства и мы это переживаем, то это художественная правда Критерии истины делятся на внешниеивнутренние Внешние Истинность знания, теории Проверять теорию на истинность необходимо за пределами этой теории на практике Но практика не достаточный критерий истинности Некоторые теории практически проверить просто нельзя измерить расстояние от Земли до Солнца, и практика сама постоянно меняется Что было прежде истинно, теперь ложно Если внешних критериев недостаточно, то мы говорим о вторичных внутренних критериях Внутренние 1 Критерий логики по свойству непротиворечивости изучив логический квадрат, можно делать выводы о об истинности данной теории, не имея знаний данной области 2 Эстетический критерий 3 Экономности мыслей 4 Симметричности 5 Научной рациональности Проблема научного и философского понимания истины Наука определяет истину как отношение Эта точка зрения получила распространение и нашей философии Истина сама по себе может являться сущностью Вот это истинный человек это высказывание не метафора, а сущность С точки зрения философской концепции истины истина то, чем предмет должен стать а не есть. Социальнофилософские взгляды Платона и Аристотеля Платон ученик Сократа, основатель собственной философской школы Академии, основоположник идеалистического направления философии субъективного идеализма внешний мир от сознан. Бог, человек, и мир средневековой христьянской философии Патристика объеденение соц философствования христьянства с выводами античной философии Августин автор ограде земном и граде божем Исповедь или о душевных глубинах основатель. Мировоззрение целостное восприятие природы, общества, человека, оказывающее воздействие на формирование системы ценностей и идеалов, которой руководствуется личность, социальная группа, общество Различают обыденное, или житейское мировоззрение, религиозное и научное.

Основные формы мировоззрения мифология эмоциональносимволическая форма общественного сознания, сочетающая фантастическое и реалистическое восприятие окружающего мира религия форма мировоззрения, основанная на вере людей сверхъестественное Включает комплекс моральных норм и типов поведения, обряды, культовые действия и предусматривает объединение людей рамках религиозных организаций философия особая форма познания мира, основанная на системе научнотеоретических знаний о всеобщих законах и принципах бытия. Выделяют следующие виды знаний обыденное житейское формируется ходе повседневной жизнедеятельности, определяет характер взаимоотношений людей между собой и с окружающим миром народная мудрость накопленный поколениями людей опыт жизнедеятельности народа научное выражается законах развития природы и общества, сформулированных учёными, основывается на эмпирической полученной путём опытов, наблюдений или теоретической посредством абстрактных умозаключений доказательной базе мифологическое религиозное образной форме отражает представления людей о мире, человеке, сверхъестественном, не требует доказательной базы паранаучное знания о тайных силах природы и психики человека, а также отношениях, которые наука пока ещё затрудняется объяснить Это телепатия, ясновидение, психокинез и Все виды знаний имеют отличия друг от друга как по форме, так и по содержанию, иначе говоря, существуют относительно независимо. Абсолютная истина целостное, постоянное знание о любом предмете либо явлении В реальности она является малодостижимой Критерий истины это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить её от заблуждения. Потребность состояние неудовлетворённости, нужды, которое человек старается преодолеть Потребности людей можно систематизировать, объединив их несколько групп. Свобода это наличие у человека или процесса возможности выбора варианта и реализации обеспечения исхода события Общество, которое может предоставить возможность такого выбора, называется свободным. Социальные нормы правила поведения, которые складывались соответствии с потребностями общества Именно они показывают, какие поступки общество одобряет, а какие не одобряет.

Социальные институты сформировавшиеся с течением времени устойчивые формы организации совместной деятельности, регулирующиеся с помощью норм, обычаев, традиций Их цель удовлетворение первостепенных жизненных потребностей Главными социальными институтами современного общества являются. Материальная культура сфера материальнопрактической деятельности человека, выраженная объективнопредметной форме и включающая себя культуру производства, быта, физического бытия человека. На протяжении всего существования человеческого общества формировались, развивались и затухали разнообразные культуры В современном мире наблюдается взаимопроникновение культур, их интернационализация, создание единого культурного пространства для разных наций и народов Особую ценность имеет народная культура Она представляет собой наиболее устойчивую часть национальной культуры, своеобразный источник развития и хранилище традиций народа Важным этапом развитии духовной культуры стало её деление на массовую и элитарную. Функции науки современном обществе познавательнообъяснительная, мировоззренческая, прогностическая, социальная, производственная Типологически научные исследования подразделяют на теоретические и эмпирические осуществляемые опытным путём. К основным методам научного познания относят эмпирические наблюдение, эксперимент, классификация, измерение Больше применяются естественных науках и технознании теоретические единство исторического и логического, от общего к частному и наоборот, формализация, математизация Характерны для социальногуманитарного цикла универсальные, или общенаучные анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование. Образование результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, условие подготовки человека к жизни. В качестве одного из основных регуляторов духовной жизни человека выступает религия. Религия особая форма осознания мира, основанная на вере сверхъестественное Она включает комплекс моральных норм и поведенческих типов, а также обряды, культовые действия Для последователей той или иной религии характерно объединение организации церкви, религиозные общины. Искусство это форма человеческой деятельности, художественное творчество, которое может проявляться различных жанрах живопись, архитектура, скульптура, литература, музыка, танцы, кинематограф и пр Особенностями искусства является доминирование чувственного начала при восприятии окружающего мира, его субъективность восприятие того или иного явления сквозь призму творца и образность. Мораль от лат moralis нравственный совокупность правил поведения, возникших на основе представлений людей о таких категориях как добро и зло, справедливость и несправедливость, хорошее и плохое Выбор и следование данным категориям предопределяется как внутренними убеждениями человека, так и воздействием на него мнения окружающих.

Основные функции экономической науки гносеологическая познавательная практическая прогностическая формирования мировоззрения. Труд это процесс целесообразной деятельности людей по преобразованию природных ресурсов, способных удовлетворить свои потребности. Объективная сторона показывает нам истину той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует объективной реальности Объективная сторона истины является предпосылкой такой ее черты, как конкретность Конкретность истины это зависимость получаемого знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, которых они существуют и развиваются. Принято выделять истину абсолютную и истину относительную Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком либо предмете или явлении Однако реальности подобное практически недостижимо В большинстве случаев мы имеем дело с относительной истиной или истинами, представляющей собой неполное, ограниченное, верное лишь определенных условиях знание, которым обладает человек человечество на данном этапе своего развития. По полученным результатам различают практику созидательную конструктивную и разрушительную деструктивную По содержанию и назначению практика бывает стандартизованной стереотипно механической, сопряженной с многократным воспроизведением одного и того же результата, и поисковой, нацеленной на получение новой, познавательной информации В зависимости от субъекта деятельности практика подразделяется на индивидуальную, микрогрупповую, практику социального слоя, клас са, нации народности, государства, общества Любая практика всегда имеет социальный общественный характер. Существуют разные формы истины Они подразделяются по характеру отражаемого познаваемого объекта, по видам предметной реальности, по степени полноты освоения объекта и. Рационализм философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей Р Декарт, Б Спиноза, Г В Лейбниц. Чувственное и рациональное познание нельзя противопоставлять, абсолютизировать, так как они дополняют друг друга С помощью воображения создаются гипотезы Наличие воображения позволяет человеку осуществлять творчество.

Интуиция является специфическим компонентом связи чувственного и рационального познания Интуиция способность человеческого сознания некоторых случаях чутьем, догадкой улавливать истину, опираясь на прежний опыт, на приобретенные ранее знания проницательность непосредственное познание, познавательное предчувствие, познавательное озарение сверхбыстрый мыслительный процесс Виды интуиции 1 чувственная, 2 интеллектуальная, 3 мистическая. Мораль является не только личностной формой регуляции поведения человека, но и особой формой познания Мораль необходимо познавать, а ее наличие говорит о духовной развитости человека. Заблуждение содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину Источники заблуждений погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта Ложь сознательное искажение образа объекта Дезинформация это подмена из корыстных соображений достоверного недостоверным, истинного ложным. Критерий истины зависит от формы и метода познания Он может быть эмпирическим, опытным науке рационалистическим науке и философии практическим науке, социальной практике умозрительным философии и религии В социологии основным критерием истины является практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний. Категорию истина, наряду с понятиями добро и красота, можно отнести к основным ценностям общества Истинным можно считать знание, которое точно выражает сущность и свойства рассматриваемого предмета. Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт Ограниченность эмпиризма сегодня достаточно очевидна Вопервых, как уже отмечалось, на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний, кроме того, наш чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности Вовторых, многие теоретические постулаты, лежащие основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем. Абсолютная истина это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания Можно ли считать им, например, утверждение, что сумма внутренних углов треугольника всегда равна 180 Да, для евклидовой геометрии это бесспорное утверждение Однако других геометрических системах оно ошибочно Кроме того, претензия на абсолютное знание противоречит установке на критичность необходимую черту научного познания Ведь знание предполагает активную работу мысли, а думать значит сомневаться.

Практика целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся определённом социокультурном контексте Формы практики материальнопроизводственная материальное производство труд, преобразование природы общественнополитическая социальное действие реформа, революция, война и и научноэкспериментальная. Критерий истины пока какоето положение, высказанное виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится практике, оно останется всего лишь гипотезой предположением. Мифологические религиозные знания еще один вид человеческих знаний Миф образной форме фиксирует представления людей о мире, человеке, сверхестественном. Целью познания является истина Под истиной понимается соответствие знания предмету познания Само понятие истина русском языке неотделимо от понятия правда. В то же время знание о какомто объекте действительности может быть исчерпывающим Такое знание понимается учеными как абсолютная истина Абсолютная и относительная истина служат моментами истины объективной.

Ученые отмечают также конкретность истины, знания об объектах определяются конкретными обстоятельствами местом, временем и. Развитие практики и самого познания показывает, что те или иные заблуждения рано или поздно преодолеваются либо сходят со сцены как, например, учение о вечном двигателе, либо превращаются истинные знания превращение алхимии химию Важнейшие предпосылки преодоления заблуждений изменение и совершен ствование породивших их социальных условий, зрелость общественноисторической практики, совершенствование наблюдений и экспериментов, развитие и углубление зна ний и методов его получения. Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и полном объеме Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного выражающей устойчивое, неизменное явлениях и относительного отражающей изменчивое, преходящее Абсолютная и относительная истина это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания Они выражают разные ступени, стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полноте его отражения Между ними нет китайской стены Это не отдельные знания, а одно, хотя каждая яз данных сторон, моментов имеет свою специфику. В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова Запишите таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова. Во втором увидим многообразие подходов к критерию истины, рассмотрим критерий практики, её структуру, социальные формы, формы военной практики. В третьем вопросе определим границы научного познания, рассмотрим диалектику веры и знания. Первое положение, согласно которому Истина есть знание, соответствующее своему предмету. Относительная истина относительное объективной истине это неполное, приблизительное, незавершённое знание о действительности, которое углубляется и уточняется по мере развития практики и познания. Диалектика абсолютной и относительной истин ставит вопрос о конкретности истины Это означает, что любое истинное знание определяется.

Такими свойствами обладает практика, но во всём её объёме и историческом развитии При этом практику, дополняют и другие критерии общезначимость то, что признаётся многими людьми, прагматизм то, что признают полезным, что приводит к успеху когерентность взаимосоответствие суждений конвенционализм то, что соответствует соглашению.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-study

 
Обращение к пользователям