Понятие деятельности в психологии кратко

Так как окружающем мире сущт закономерности, это позволяет нам предвосхищать поведение предметов изменяющихся условиях. При рассмотрении деятельности динамическом плане выдся механизмы, обеспечивающие движение деятельности. Наиболее продуктивной является деятельность, кот приобретает личностный смысл. Они различаются 1 по конечным результатам 2 по организации 3 по особенностям мотивации. В ней на достигнутом ребенком уровне психического развития происходит освоение объективного мира взрослых. Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Внутренняя психическая природа человека, на его взгляд, проявляется только по отношению к какомулибо объекту внешнего мира. Развитие детских игр способствует этапам развития всего человеческого общества. На данном этапе происходит окончательное формирование и развитие умственных и физических способностей человека, освоение профессии, формируются культурные и материальные ценности.

понятие деятельности в психологии кратко

Он помогает сформировать личность ребенка, его волевые черты характера, направленность, способности. Деятельность это сознательное, целенаправленное отношение человека к миру. Различие между животными и человеком состоит здесь лишь том, что животные способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, то время как деятельность человека силу развития коллективного труда и общения может основываться и на символических формах представления предметных взаимоотношений. Категория деятельности психологии Одной из главнейших способностей человека является способность его к деятельности. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или качестве инструментов, или качестве предметов удовлетворения потребностей, или качестве средств собственного развития. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма у человека — на создание условий, наибольшей степени этому способствующих. Изменения скорости движущихся объектов автоматически воспроизводятся ускорениях и замедлениях сокращений определенных групп мышц, и это обучает органы чувств восприятию скорости. С другой стороны, ни один из названных психических процессов не протекает как чисто внутренний и обязательно включает какиелибо внешние, обычно двигательные, звенья. Главное управлении умениями заключается том, чтобы обеспечить безошибочность каждого действия, его достаточную гибкость.

понятие деятельности в психологии кратко

Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и процессе их сохранения. Цели и мотивы деятельности человека определяются общественными условиями жизни, производственными, учебными, игровыми отношениями. В психическом развитии ребенка игра выступает прежде всего как средство овладения миром взрослых. В игре, таким образом, огрубленно имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности. В функциональной игре перед ребенком раскрываются неизвестные для него свойства предметов и способы действия с ними. Свойство субъектности деятельности выражается ее обусловленности всем прошлым опытом человека, его потребностями, его целями и мотивами, которые определяют направленность и избирательность деятельности. Деятельность специфически человеческая, регулируемая сознанием как высшей инстанцией внутренняя и внешняя активность, порождаемая потребностью. Противостоит идеалистическим воззрениям на природу и функции психического. Выготского, всякая форма человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем результате интериоризации становится компонентом психики человека. Выполнение действия без непосредственной опоры на внешние предметы или их заменители.

Рубинштейн сформулировал принцип единства сознании и деятельности, согласно которому сознание не управляет деятельностью извне, а составляет с ней неразрывное единство, будучи как предпосылкой мотивы, цели, так и результатом образы, состояния, навыки. Смирнов, анализируя содержание этого понятия, указывает, что движение от полюса пассивности к полюсу активности связано с нарастанием показателей по трем параметрам. Так, инженерной психологии широко используется термин профессиональная деформация. Уровень операций поддерживается свою очередь психофизическими функциями организма. В специально организованных им экспериментальных ситуациях, где испытуемый мог применять либо нейтральные, либо рискованные стратегии угроза получения неприятного разряда током или порицания наблюдались регулярные попытки рискованных решений, хотя предпочтение рискованных выборов нейтральным не давало испытуемому какихлибо видимых преимуществ. И культурноисторический, и деятельностный подходы воплощают парадигму романтической научности, базируются на общих принципах. Включение ребенка игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка. Психическая активность имеет различные формы инстинктивное поведение, выполнение навыков, ручное мышление мышление процессе манипулирования с предметами, ориентировочное поведение.

Что касается способов осуществления деятельности, то большинство из них, как правило, регулируются помимо сознания. Вплоть до 20 века исследования речи было посвящено глобальным проблемами, обсуждению воп Функции языка и речи жизнедеятельности человека Функции языка. Сложность изучения способностей связана с тем, что способности не даны Проблематика исследования способностей Первая проблема касается особенностей развития способностей и факторов, обуславливающих это развитие. Математика, физика, история и другие предметы формируют систему понятий, знаний, закладывают основы мировоззрения. Производство ставит перед тружеником огромное количество проблемных ситуаций, задач, которые могут быть решены лишь при творческом подходе к делу. В настоящее время некоторые положения павловского учения уточнены, развиты, а отдельные из них пересмотрены. Этот вид торможения вызывает прекращение ранее выработанных реакций, если они новых условиях становятся бесполезными. Выготского Категория деятельности занимает важное место творчестве Выготского и психологическая теория Выготского может рассматриваться как полноценное направление русле деятельностного подхода. Движение этой границы вниз означает, наоборот, превращение операции действие. Под общей целью понимается идеально представленный будущий результат, котрого стремится достигнуть.

Чтобы преобразовать предмет труда продукт, человек должен не только представлять себе будущее состояние этого предмета, но и получить текущую информацию его изменениях процессе преобразования. Уже на относительно ранних стадиях филогенеза возникает психическая реальность, представленная деятельности ориентировочноисследовательской, призванная обслуживать такое взаимодействие. Специфика предметной определенности деятельности том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъекта непосредственно, но лишь будучи преобразованы ходе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения сознании. В принципе использование понятия деятельность качестве содержательнобазовой категории свойственно именно отечественной психологии, что во многом обусловлено течение многих десятилетий безраздельным господством советской науке марксистсколенинской методологии. Как мы уже отметили, цели всегда осознаются человеком, но сами мотивы могут быть разделены на два больших класса осознаваемые и неосознаваемые мотивы деятельности. В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Таким образом, эмоции выступают качестве первичных регуляторов деятельности человека. Существует несколько типов игр индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами.

понятие деятельности в психологии кратко

Благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. В связи с этим психологии существует понятие ведущем виде деятельности. Можно провести классификацию групп с точки зрения специфики распространения информации и организации взаимодействия между членами группы. Свободно происходит смена ролей, присуща эмоциональная открытость, усиливается неформальное общение людей группа синхронного типа, когда все люди находятся разных местах, но все двигаются одном направлении, так как все знают, что надо делать, у всех один образ, одна модель, и хотя каждый двигается сам, но все синхронно одном направлении, даже без обсуждения и согласования. Коллектив лучше функционирует, если его члены отличаются друг от друга по возрасту и полу. Наиболее полное и развернутое описание способа представлено теорией поэтапного формирования умственных действий. Усвоение знаний данном случае происходит более уверенно, с полным пониманием содержания материала и четким различением существенных и несущественных признаков. При таком типе учения обеспечивается быстрое, эффективное и безошибочное усвоение действия, предполагающее формирование всех его основных качеств. Это понятие характеризует факт приобретения субъектом новых психических свойств и качеств вследствие обучения, учения и других видов активности.

Через импринтинг формируются инстинкты, генетически запрограммированные и мало поддающиеся изменению. Это подготовит скоординированные движения его рук и ног и соответствующих групп мышц. Психологическая готовность ребенка к обучению школе Формирование и совершенствование познавательных процессов и личностных качеств ребенка дошкольном детстве обеспечивают не только его развитие, но и подготовку к учению школе. Кроме умения читать, от поступающего школу ребенка требуются знания об окружающем мире, позволяющие ему ориентироваться повседневной жизни. Младшие школьники еще не умеют рационально организовывать свой труд, этом им необходима помощь взрослых. Кроме учебных интересов, подростки уже заметно отличаются друг от друга по ценностным ориентациям. Для достижения какойлибо цели во многих случаях требуется решение не одной, а нескольких задач. В качестве примера такого сдвига мотива на цель и превращения цели самостоятельный мотив можно привести следующее школьник может поразному относиться к процессу решения учебной задачи. К репродуктивным относятся воспроизводящие действия, осуществляемые по заданным критериям, шаблонным способом. Действия целеобразования, преобразования, создания нового, выполняемые по самостоятельно сформированным критериям, рассматриваются как продуктивные.

В силах педагога сделать наглядным любой учебный материал, позаботившись связи предметной, изобразительной включая символическую и словесной наглядности. Рубинштейн выделял следующие стадии усвоения 1 первичное ознакомление с материалом, или его восприятие широком смысле слова 2 его осмысление 3 специальную работу по его закреплению 4 овладение материалом смысле возможности оперировать им различных условиях, применяя его на практике 25 Особо следует отметить то, что и среди компонентов, и среди стадий усвоения осмысление материала идет раньше его запоминания. Лучше усваивается то, что включено деятельность и нацелено на использование будущей практике. Таким образом, по Сеченову действия и поступки обусловлены внешними воздействиями Первоначальная причина всякого поступка лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна. Если психология развивалась рамках философии, то педагогика изначально формировалась как самостоятельная наука. Так, наличие чувствительности позволяет животному реагировать на имеющий для него смысл объект до непосредственного контакта с. Сознание высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественноисторическому существу. Восприятие целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Речь имеет три функции Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных.

Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность, с другой стороны, исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Активное воображение включает себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Установки как неосознанная готовность воспринимать окружающее под определенным углом зрения и реагировать определенным, заранее сформировавшимся образом, без полного объективного анализа конкретной ситуации, формируются как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей. Простые человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Существование данных подходов обусловлено биосоциальной природой человека. Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут стать его тело, способности, социальные отношения и множество других личностных проявлений. Надо помнить, что именно коммуникативные компоненты деятельности учителя большинстве случаев являются причиной отклонений результатах обучения.

К специальным педагогическим способностям относят педагогический такт, способности к воспитанию детей и педагогическому общению. Взаимодействие учителя с учащимися один из важнейших путей воспитательного влияния взрослых. Первая общая система межличностных нравственнопсихологических отношений, охватывающая весь педагогический коллектив. Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, не с отдельными участками мозга, а с организованными совокупностями таких процессов психика это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Развитие психики филогенезе Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика антропсихизм Декарт психика присуща только человеку панпсихизм французские материалисты всеобщая одухотворенность природы, всей природе, всему миру присуща психика и камню том числе биопсихизм психика — это свойство живой природы присуще и растениям нейропсихизм. И поскольку здесь среда общая для всех индивидов, проживающих данной части света, то и психобиологические особенности, образующиеся процессе приспособления к среде, являются общими для всех индивидов данной группы.

Если эту артерию ввести наркотизирующее средство, то получившее его полушарие быстро заснет, а другое, прежде чем присоединится к первому, успеет проявить свою сущность. В то же время современное психологическое знание деятельности как сложном, многомерном, многоуровневом, динамически развивающемся системном явлении и развивающемся субъекте деятельности представлено во многих учебных пособиях недостаточно полно. Взаимосвязь категорий деятельности и личности раскрывается ряде исследований. В настоящее время проблема деятельности интенсивно разрабатывается усилиями различных специалистов. Познавательный характер учебной деятельности ее существенная характеристика. Учитель это человек, который выполняет контролирующие и регулирующие функции, обеспечивая координацию деятельности ученика, пока тот не сможет это делать самостоятельно. Однако данный вопрос кроме теоретического имеет и практическое значение. Ребенок ведет себя как активный субъект познания, реализуясь как уникальная личность. Этого можно достигнуть только случае понимания обучения как личностноопосредованного процесса взаимодействия учителя и ученика рамках самоактуализации и сотрудничества.

Однако роль учителя сводится к созданию условий, которые способствуют созданию у ученика потребности поиске нового знания. Затем они самостоятельно или по группам анализируют инцидент формулируют проблему и принимают решение. Бехтерева и строящаяся на использовании эмоциональных механизмов некритичного восприятия информации. Если же жить вопросом что было, данный процесс является совершенно бессмысленным. Структура возраста включает себя характеристику социальной ситуации развития ребенка, ведущего типа деятельности и основных психологических новообразований возраста. Фельдштейна, закономерная смена ведущих типов деятельности задает общие границы периодов психического развития ребенка, его становления как личности. Ребенок этот период ориентирован на установление социальных контактов. Вокруг основного, или центрального, новообразования данного возраста располагаются и группируются все остальные частные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам личности ребенка, и процессы развития, связанные с новообразованиями предшествующих возрастов. Развивая взгляд на возрастные кризисы как на формы отклонения психического развития от нормального пути, некоторые зарубежные психологи приходили к выводу том, что кризисов развитии может и не быть. Так, позитивное значение кризиса одного года связано с теми положительными приобретениями, которые делает ребенок, становясь на ноги и овладевая речью.

Переход к высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности. Таким образом, на первом этапе психология понималась как наука душе. Каждый период онтогенетического развития характеризуется определенными возрастными особенностями. Благодаря открытию механизма образования условного рефлекса были сформированы многие психологические концепции и даже направления, том числе бихевиоризм. С другой стороны, ограничение исследуемых вопросов только рамками изучения соответствующих мозговых процессов приводило к невозможности раскрыть особенности собственно психических явлений. Современная психология не отрицает значимости самонаблюдения, но отводит ему вспомогательную роль. Наиболее широко известны и популярны личностные тесты, направленные на определение уровня интеллектуального развития личности. Психические состояния достаточно продолжительны, хотя при изменении условий или вследствие адаптации они могут быстро меняться например, такое состояние, как настроение. Вовторых, хорошая теория строится на добротных, компактных и действенных постулатах. В определенных условиях одно из состояний может укрепиться и определить некоторые особенности его характера возбудимый, застенчивый, депрессивный.

Психические свойства образуются из психических процессов, функционирующих на фоне психических состояний. Иными словами, возникшая перед индивидом проблемная ситуация требует от него потребности познания объективации. Одни из них помогают новому навыку, другие мешают, третьи его видоизменяют. С помощью зрения мы можем получить информацию движении объекта двумя различными способами при фиксированном взоре и с помощью прослеживающих движений глаз. К процессам памяти относят запоминание закрепление, сохранение, воспроизведение актуализация, возобновление, забывание. При этом повторное прохождение нервных импульсов по тем же самым нервным путям облегчается. Так же как и случае с непроизвольной памятью, при кратковременной памяти не используются специальные мнемические приемы. По мере продвижения к конечному результату конкретный отработанный материал может забываться. Аналогичное явление можно наблюдать при выполнении любого более или менее сложного действия. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. С этим видом воображения сталкиваются тогда, когда читают описание географических мест или исторических событий, а также когда читают описание литературных героев.

Как правило, их можно разделить на две основные группы процессы, связанные с недостаточностью критичности или недостаточностью аналитичности восприятия, и процессы произвольные Образ кентавра, вероятно, появился, когда условиях недостаточной видимости скачущий на лошади человек воспринимался как некое невиданное животное. Агглютинация может осуществляться и с помощью включения уже известных образов новый контекст. Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости образов воображения. С другой стороны, существуют разногласия том, к какому классу психических явлений следует относить внимание. Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, изза отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым данный момент занят человек. Помощь и руководство со стороны педагога состоят не устранении этих трудностей, а том, чтобы готовить учащегося к их преодолению. Иногда выделяют и так называемые нейтральные чувства, например любознательность. В различных конкретных условиях проявляемые волевые усилия будут различаться по интенсивности. В первом случае анализируются такие проявления взаимодействия, которые способствуют организации совместной деятельности Во вторую группу попадают взаимодействия, представляющие собой определенного рода препятствия для совместной деятельности.

Иногда разочарования при выявлении несоответствия складывающихся отношений с идеалом дружбы порождают ссоры между подростками. Теплов, не могут существовать иначе как постоянном процессе развития. Эти специфически человеческие способности принято разделять на общие и специальные высшие интеллектуальные способности. Например, существенной предпосылкой для развития музыкальных способностей является тонкий слух. Однако человек может спустя длительное время после того, как он воспринимал какойлибо предмет, вызвать случайно или намеренно образ этого предмета снова. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление. Поэтому принято выделять следующие виды представлений зрительные, слуховые, двигательные кинестетические, осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические. В результате схематизации представление теряет постепенно ряд частных индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние.

Крайним проявлением данной позиции является утверждение том, что психического как самостоятельного явления природе не существует, поскольку все психические явления можно описать или объяснить с помощью биологических физиологических понятий. Вторая версия всеми нелюбимому лектору по истории философии Леонтьев прилюдно задал вопрос, как следует относиться к буржуазному философу Уоллесу, биологизатору и вообще антимарксисту. Однако уже сентябре Генеральный штаб отзывает его для выполнения специальных оборонных заданий. Опредмечивание наших представлений, создание предмета по заранее разработанному плану примеры экстериоризации. Операции это преобразованные действия, действия, ставшие способами осуществления других, более сложных действий. Общение это сложный и многогранный процесс, который может выступать одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга. Но общение не может быть приравнено ни к передаче сообщений, ни даже к обмену информацией. Разные общественные условия, разные пути развития порождают разную лексику, разный строй языка. Ряд исследований этой области связан с изучением специфических наборов пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций. Такое общение имеет важное значение работе юристов, что мы будем обсуждать на семинарских занятиях.

Конфликты, основе которых лежит противоречие между многогранными обязанностями и стремлением к профессиональной карьере. И этом плане идентификация выступает качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Сенсомоторные процессы это процессы, которых осуществляют связь восприятия и движения. Через введение психологию мышления категории деятельности было преодолено противопоставление теоретического и практического интеллекта, субъекта и объекта познания. Этот термин означает, что совершаемое субъектом движение каждый раз строится здесь и теперь зависимости от изменяющихся условий и не повторяет предыдущее. Выготскому, единица сознания, представляющая собой обобщенное отражение наиболее существенных свойств мира. Лонгитюдный метод — систематическое изучение одних и тех же испытуемых течение весьма долгого времени например, течение нескольких лет или даже десятилетий. Распредмечивание — присвоение зафиксированных предмете значений и смыслов деятельности создавшего его человека другим человеком процессе использования данного предмета.

Леонтьеву, третья стадия психического развития филогенезе, когда образе мира субъекта отражаются прежде всего межпредметные связи. И если по какимлибо причинам происходит торможение развития, то это ведет к его замедлению будущем. Они смотрят на новорожденного, показывают ему разные предметы, разговаривают с ним, активизируя таким образом его ориентировочные реакции. Так происходит общение со взрослым, которое считается проявлением первой социальной потребности ребенка. Выготский назвал речь младенца автономной, так как она сильно отличается от речи взрослого человека, хотя по своему звучанию иногда напоминает взрослые слова. Показать это младенцу это невозможно, поэтому взрослому приходится конструировать предметы самому.

Когда мать приходит на помощь ребенку и осмысливает его движение как указание, ситуация существенно изменяется. Он считал, что рост производительности труда возможен лишь путем стандартизации методов, приемов, орудий труда. Разработанный таким образом способ выполнения трудовой задачи становился стандартным и на его основе определялся урок. В административной концепции Анри Файоля выделяются 14 максим принципов, которым должен следовать предприниматель 1 широкое разделение труда 2 полномочия и ответственность где даются полномочия, там возникает ответственность 3 дисциплина 4 единоначалие работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника 5 единство направления все группы и подразделения объединены общей целью 6 подчиненность личных интересов общим 7 вознаграждение персонала справедливая оплата за труд и инициативу 8 централизация оптимальная пропорция между централизацией власти и ее децентрализацией зависимости от конкретных условий 9 скалярная цепь иерархичность управления 10 порядок каждый на своем месте 11 справедливость сочетание доброты и правосудия 12 стабильность рабочего места для персонала борьба с текучестью 13 инициатива разработка перспективного плана и его выполнение как условие энергии и силы организации 14 корпоративный дух организации. Он разработал системы тестов для профессионального отбора телефонистов, вагоновожатых, морских штурманов, предпослав своим рекомендациям тщательный анализ этих профессий.

Эффективность исследования определяется правильной взаимосвязью методологии, методов исследования и методик. Выготский писал об этом так Единство всех процессов, входящих состав высшей формы, образуется на основе двух моментов вопервых, единства задачи, стоящей перед человеком, и, вовторых, тех средств, которые диктуют всю структуру процесса поведения. Предполагается выделение из реальной деятельности отдельных элементов, которые затем и подвергаются наблюдению, составление четкой программы и плана наблюдения, фиксация его результатов. Критическим инцидент становится том случае, если цель деятельности четко представлена наблюдателю и определены последствия трудового поведения успешные, неуспешные. В отечественной психодиагностике предлагается три основных подхода к изучению психологических особенностей субъекта и, соответственно, три группы тестов объективный, субъективный и проективный. Пиаже, полемизируя с Кедровым, поставил психологию центр треугольника, подчеркивая ее глобальную роль целостном познании мира и многостороннюю связь с совокупностью всех научных дисциплин.

Так, если вводятся новые требования к человекуработнику, это обязательно необходимо компенсировать других элементах эргатической системы, например улучшить условия труда или модернизировать средства труда. Замечу сразу только не из любви к теоретизированию. Вместе с тем психофизиологическая проблема имеет для психологии совершенно конкретный и высшей степени деловой смысл, потому что психолог должен постоянно иметь виду работу морфофизиологических механизмов. Поэтому я хочу воспользоваться возможностью сказать предисловии том, что на страницах этой книги является, на мой взгляд, главным. Соображение это тоже возникает из методологического недоразумения, которое во многом зависит от неоднозначности самого понятия личность. Язык, замечает Маркс и Энгельс, есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание. При этом само предметное бытие человеческой деятельности Маркс говорит промышленности, поясняя, что вся человеческая деятельность была до сих пор трудом промышленностью выступает качестве чувственно представшей перед нами человеческой психологией22. Деятельность восприятия и является одной из форм, которой осуществляется этот процесс. В этом процессе и осуществляется их познание человеком, превосходящее возможности непосредственночувственного отражения.

С тех пор психология прошла полувековой путь, на протяжении которого ее конкретнонаучные представления развивались и изменялись однако главное подход к психике как субъективному образу объективной реальности оставалось и остается ней незыблемым. Он состоит, вопервых, том, что его содержание не является застывшим. Как известно, кибернетический подход с самого начала имплицитно распространялся и на психическую деятельность35. Иначе говоря, чувственный психический образ обнаруживает свойство предметной отнесенности уже момент своего становления. В действительности же никто, конечно, не принимает свечение, возникающее результате электрического раздражения глаза, за реальный свет, и только Мюнхаузену могла прийти голову идея поджечь порох на полке ружья искрами, сыплющимися из глаз. Но главный интерес опытов с псевдоскопом заключается том, что видимый псевдоскопический образ возникает только том случае, если он правдоподобен гипсовая маска лица столь же правдоподобна с точки зрения реальности, как и его гипсовое выпуклое скульптурное изображение, или случае, если тем или иным способом удается заблокировать включение видимого псевдоскопического образа сложившуюся у человека картину реального мира. Известно, что если заменить голову человека, сделанную из гипса, головой реального человека, то псевдоскопический эффект вообще не возникает. Ближайшие проблемы, которые встают на этом пути, суть проблемы деятельности, проблема психологии сознания, психологии личности.

Произошло как бы их второе рождение психологии обстоятельство, создавшее у некоторых энтузиастов кибернетического подхода впечатление, что найдены наконец новые методологические основы всеобъемлющей психологической теории. Очень скоро, однако, обнаружилось, что кибернетический подход психологии также имеет свои границы, перейти которые можно только ценой подмены научной кибернетики некоей кибернетической мифологией подлинно же психологические реальности, такие, как психический образ, сознание, мотивация и целеобразование, фактически оказались утраченными. В первом же случае потребность выступает лишь как состояние нужды организма, которое само по себе не способно вызывать никакой определенно направленной деятельности ее функция ограничивается активацией соответствующих биологических отправлений и общим возбуждением двигательной сферы, проявляющимся ненаправленных поисковых движениях. Положение том, что внутренним умственным действиям генетически предшествуют внешние, стало едва ли не общепризнанным. Оно необходимо предполагает существование постоянно происходящих переходов также и противоположном направлении, от внутренней к внешней деятельности. На этой основе и возникла та странная теория психических теней, которая любом из ее вариантов, по сути, означала собой отказ от решения проблемы.

Продолжая эту совершенно условную, разумеется, аналогию, можно сказать, что и психофизиологическая высшая физиологическая проблематика порождается развитием психологических знаний что даже такое фундаментальное для физиологии понятие, как понятие условного рефлекса, родилось психических, как их первоначально назвал. Дело том, что мы вообще ничего не можем сказать восприятии, не апеллируя к этим особенностям. Деятельность является отнюдь не просто выразителем и переносчиком психического образа, который объективизируется ее продукте. Теоретическая несостоятельность такого допущения очевидна88 к тому же оно находится явном противоречии с фактами, которые свидетельствуют том, что психический образ с самого начала уже отнесен к внешней по отношению к мозгу субъекта реальности и что он не проецируется во внешний мир, а, скорее вычерпывается из него89. Но и сказанного достаточно, чтобы поставить вопрос, центральный для дальнейшего анализа рассматриваемой проблемы. Наемный рабочий, конечно, отдает себе отчет производимом им продукте, иначе говоря, он выступает перед ним его объективном значении, по крайней мере пределах, необходимых для того, чтобы он мог разумно выполнять свои трудовые функции. Ведь никакая система знаний тотальном объекте не дает нам его действительного понимания, если ней отсутствует одна из существенных специфических его характеристик.

Метод исследования, развиваемый этим направлением, состоит, как известно, изучении статистических связей между отдельными чертами личности ее свойствами, способностями или поведениями, выявляемыми посредством их тестирования. Если идти путем перебора и сопоставления отдельных психологических и иных особенностей, то такой критерий вообще не может быть найден. В одном случае они выступают как безразличные, другом те же особенности существенно входят ее характеристику. Последнее обстоятельство делает особенно очевидным то, что вопреки широко распространенным взглядам никакое эмпирическое дифференциальное исследование не способно дать решения психологической проблемы личности что, напротив, само дифференциальное исследование возможно только на основе общепсихологической теории личности. Кажущаяся непреодолимость теории двух факторов приводит к тому, что споры ведутся главным образом вокруг вопроса значении каждого их этих факторов одни настаивают на том, что главной детерминантой является наследственность и что внешняя среда, социальные воздействия обусловливают лишь возможности и формы проявления той программы, с которой родится человек другие выводят важнейшие особенности личности непосредственно из особенностей социальной среды, из социокультурных матриц.

Выделенное им либидо представляет собой не только биоэнергетический источник активности, но и особую инстанцию личности оно, противостоящую я и сверхя генетические и функциональные связи между этими инстанциями, осуществляемые посредством специальных механизмов вытеснения, цензуры, символизации, сублимации, и образуют структуру личности. Последнее и стало сейчас чуть ли не центральным социальной психологии личности. Источником подобных схем личности является представление развитии личности как результате наслаивания прижизненных приобретений на некий предсуществующих метапсихологический базис. Как произошло, как случилось, что переписывание казенных бумаг заняло центральное место его личности, стало смыслом его жизни? До своего первого удовлетворения потребность не знает своего предмета, он еще должен быть обнаружен. В отличие от развития потребностей у животных, которые зависит от расширения круга потребляемых ими природных предметов, потребности человека порождаются развитием производства. Итак, перед нами две принципиальные схемы, выражающие связь между потребностью и деятельностью. Это приходится специально подчеркивать, так как классические концепции человеческих эмоций как рудиментов, идущие от Дарвина, рассматривают их трансформацию у человека как их инволюцию, что и порождает ложный идеал воспитания, сводящийся к требованию подчинять чувства холодному рассудку.

Что же касается формы, какой выступают мотивы, то сложных обстоятельствах волевой деятельности очень ясно обнаруживается, что только идеальный мотив мотив, лежащий вне векторов внешнего поля, способен подчинять себе действия с противоположно направленными внешними мотивами. Реальная психологическая ситуация, порождаемая перекрещивающимися связями субъекта с миром, которые независимо от него вовлекаются каждое его действие и каждый акт его общения с другими людьми, требует от него ориентировки системе этих связей. Но если взглянуть на него как бы с некоторого удалении, то переход, знаменующий собой подлинное рождение личности, выступает как событие, изменяющее ход всего последующего психического развития. Уничтожение объективных условий, образующих преграду для возвращения человеку его действительной сущности для всестороннего и гармонического его личности, делает эту перспективу впервые реальной, но вовсе не перестраивает личность автоматически. Хотя вопросы дифференциальной психологии не входят мою задачу, анализ формирования личности тем не менее приводит к проблеме общего подхода исследовании этих вопросов. Мотивационная сфера человека даже наивысшем ее развитии никогда не напоминает застывшую пирамидуА. Иная структура психологического профиля личности создается рядоположенностью жизненных мотивов, часто сочетающейся с возникновением мнимых вершин, образуемых только знаемыми мотивами стереотипами идеалов, лишенных личностного смысла.

Так, исторически возникшее отделение внутренней теоретической деятельности от практической порождает не только односторонность развития личности, но может вести к психологическому разладу, к расщеплению личности на две посторонние друг другу сферы сферу ее проявлений реальной жизни и сферу ее проявлений жизни, которая существует только иллюзорно, только аутистическом мышлении. Она начинается с того, что субъект действует ради поддержания своего существования оно приводит к тому, что субъект поддерживает свое существование ради того, чтобы действовать делать дело своей жизни, осуществлять свое человеческое назначение. Ему свойственно внутреннее движения, отражающее движение самой реальной жизни субъекта, которую оно опосредствует мы уже видели, что только этом движении знания обретают свою отнесенность к объективному миру и свою действенность. Нужно, однако, думать, что не иначе обстоит дело и с той связью, которая существует между социальным и психологическим уровнями. В настоящее время психологии все еще не существует единого представления норме, связи с чем задача анализа и сопоставления существующих взглядов продолжает оставаться актуальной. Это когда человек уме проигрывает, то что он последствии будет делать понастоящему. Узнадзе и его школой разработана общепсихологическая теория установки. Теория установки Узнадзе появилась и выработана как теория, описывающая одну из форм неосознаваемой нервной деятельности.

Но существует множество возможно даже исключающих друг друга установок по отношению к этому индивиду для различных конкретных ситуаций. Второе это готовность к экстренной реализации имеющейся программы действия ответ на появление определенного сигнала. Сделаем иначе и просто попробуем выявить, восстановить этот иной и, как мне кажется, более широкий контекст, что полезно любом случае. При этом следует обратить внимание на то, что действие — это движение, взаимосвязаное с сознанием. Таким образом, сегодня существуют две теории, рассматривающие развитие психических явпений через практическую деятельность. Теперь перейдем к третьему, самому нижнему уровню структуры деятельности — психофизиологическим функциям. Поскольку деятельность человека характеризуется полимотивированностью, то мы можем говорить существовании системы мотивов. В реальной жизни постоянно происходит обратный про цесс, — ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности. Вовторых, внутренняя деятельность произошла из внешней, практической путем процесса интериоризации Следует отметить, что через понятие внутренней деятельности авторы теории деятельности вышли на проблему сознания и анализ психических процессов. По его мнению, первичным элементом психомоторной деятельности человека является двигательное действие, представляющее собой двигательное решение элементарной задачи, или, иными словами, достижение элементарной осознанной цели одним или несколькими движениями.

С данным типом реакции мы сталкиваемся тогда, когда вынуждены не только наблюдать за изменениями сенсорного поля, но и реагировать на них значительным количеством сложных и разнонаправленных движений. В сенсоречевых реакциях восприятие связано с речевым ответом на воспринятое. Существующее настоящее время психологии представление физиологии движений было сформулировано и экспериментально обосновано выдающимся российским ученым. Рассматривая данную схему, необходимо обратить внимание на одну интересную деталь. На этом уровне перерабатываются сигналы основном от мышечносуставных рецепторов, которые сообщают взаимном положении и движении частей тела. Интересен тот факт, что необходимый блок может быть извлечен из движения, совершенно не похожего на осваиваемое. Если предположить, что центральная программа представлена организме виде механизма реализации активности, то необходимо сделать вывод принцип активности конкретнофизиологическом выражении и признание механизма кольцевого управления движением — это прочно связанные между собой теоретические постулаты. Когда функционирует рефлекторное кольцо, блок сличения принимает сигнал сразу двух уровней от внешней среды и от программы. Но на человека постоянно воздействует очень большое количество стимулов, а двигательная реакция проявляется только отношении лишь некоторых из. В ходе такой реализации организм неизбежно преодолевает различные препятствия.

Выготского, произвольная регуляция носит распределенный характер взрослый задает словесную инструкцию, которой определена отрефлексированная цель движения, а ребенок ее выполняет. Очевидно, что индивид обладает доступными чувственному восприятию свойствами теле сностью, индивидуальными особенностями поведения, речи, мимики, жестами, вообще, характеризуется своим поведением и внешностью. Но при более детальном анализе выявилось, что способы включения конкретных личностей разные виды общественных отношений раз личны различна также степень их реализации жизни каждой личности. Юнг впервые предложил две психологические установки, или ориентации личности экстраверсия и интроверсия. В этих формах направленности личности проявляются и отношения и моральные качества личности, и различные потребности.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-study

 
Обращение к пользователям