Понятие и институты прямой демократии

Проблема видов институтов непосредственной демократии и мас штабов их применения существует любом государстве, претендую щем на то, чтобы считаться демократическим В России это связано еще и с проблемой формирования гражданского общества, поскольку многие институты народовластия, непосредственной демократии связаны с развитием государства и общества По большому счету воз никает глобальный вопрос о том, как должны соотноситься правле ние народа и правление органов. В науке конституционного права принято делить институты Н на две группы императивного и консультативного характера. Многие авторы, разъясняя, что такое демократия, понятие, признаки этого института характеризуют по определенной системе В первую очередь, указывают на принадлежность к государственному режиму Это проявляется делегировании населением своих полномочий госорганам Граждане участвуют управлении делами непосредственно или через выборные структуры Население не может реализовывать самостоятельно всю власть, которая ему принадлежит Поэтому часть своих полномочий оно передает госорганам Выборность уполномоченных структур еще одно проявление государственного характера демократии Кроме этого, он выражается способности власти влиять на деятельность и поведение граждан, подчинять их для управления социальной сферой. Разъясняя понятие демократии, отдельно необходимо сказать о задачах, которые реализует данный институт Функциями выступают ключевые направления воздействия на социальные отношения Их целью выступает повышение активности населения управлении государственными делами Понятие демократии связывается не со статическим, а с динамическим состоянием социума В этой связи, функции института те или иные периоды исторического развития претерпевали определенные изменения В настоящее время исследователи разделяют их на две группы Первые раскрывают связь с социальными отношениями, вторые выражают внутренние задачи государства Среди наиболее значимых функций института следует выделить. Понятие представительная демократия связывается с возможностью населения формировать органы госвласти и территориального самоуправления Это осуществляется путем проведения голосования Выборы демократическом государстве тайные, всеобщие, равные и прямые Обеспечение работы госорганов рамках их компетенции соответствии с предписаниями законодательства осуществляется посредством реализации контрольной функции Она также предполагает подотчетность всех звеньев аппарата управления страной Одной из ключевых считается охранительная функция демократии Она предполагает обеспечение госорганами безопасности, защиты достоинства и чести, свобод и прав личности, форм собственности, пресечение и предупреждение нарушений закона. Они представляют собой те принципы, на которых базируется демократический режим Признание их международным сообществом обуславливается стремлением укрепить антитоталитарную позицию В качестве ключевых принципов выступают. Свобода выбора социального строя и способа правления Народ имеет право изменять и определять конституционный строй Первичное значение имеет свобода.

Разделение властей Оно предполагает взаимную зависимость и ограничение разных направлений судебного, исполнительного, законодательного Это препятствует превращению власти инструмент подавления равенства и свободы. Участие граждан управлении социальными и государственными делами Оно реализуется через представительную демократию В этом случае власть осуществляется посредством выявления воли уполномоченных народом лиц выборных органах Граждане могут участвовать управлении и непосредственно через референдум, например. Они представляют собой легальные и легитимные компоненты системы, непосредственно формирующие демократический режим через реализацию исходных требований В качестве предпосылки для законности любого института выступает его юридическое оформление Легитимность обеспечивается признанием общественности и организационной структурой Институты могут различаться по исходному назначению при решении актуальных государственных задач В частности, выделяют. Императивные Они обладают общеобязательным, окончательным значением для должностных лиц, госорганов, граждан Такими институтами являются законодательные и конституционные референдумы, избирательные наказы, выборы и так далее. Оно основывается на самостоятельном регулировании, организации и деятельности участников гражданских отношений Население устанавливает определенные правила и нормы поведения, осуществляет организационные действия Народ обладает правом принимать решения и реализовывать их В рамках самоуправления субъект и объект деятельности совпадают Это означает, что участники признают власть только собственного объединения Самоуправление базируется на принципах равенства, свободы, участия администрировании Этот термин, как правило, используется относительно нескольких уровней объединения людей. В качестве названия данной сферы народовластия советские ученые использовали термины прямая демократия и непосредственная демократия В своих работах эти понятия они рассматривали как синонимы друг другу. На наш взгляд, определения первой группы заслуживают особого внимания и настоящее время Они, несмотря на определённую скудость содержательной стороны и сужение рамок прямого народовластия нельзя ограничиваться указанием только на волеизъявление граждан при принятии различных решений более адекватны требованиям современной правовой системы В связи со сказанным заслуживает внимания позиция Котока В Ф понимавшего под непосредственной демократией инициативу и самодеятельность народных масс управлении государством, их прямое волеизъявление при выработке и принятии государственных решений. В ряде работ отмечается, что целом прямая демократия представляет собой особую форму осуществления власти народа непосредственно самим народом И А Старостина уточняет, что под непосредственной демократией понимают прямое осуществление государственной власти её носителями посредством реализации политических прав и свобод. Исходя из парадигмы настоящего исследования, вполне оправданным представляется первый подход к определению прямой демократии Проведя анализ существующих современной юридической науке определений, В Н Руденко предложил понимать под прямой демократией способ осуществления публичной власти непосредственно самим народом путём принятия им публично властных решений По нашему мнению, данном определении нашли отражения положения, являющиеся исходными для всех существующих определений прямой демократии Это определение достаточно адекватно современной отечественной правовой системе, хотя нём и не находит отражение императивный характер институтов прямой демократии, и даёт возможность, учитывая хронологические рамки исследования, комплексного рассмотрения развития институтов прямой демократии 30е гг.

Референдум и выборы это институты прямой демократии, кото рые сходны по целям и субъектам, но различаются по объектам и ре зультату Цель у них одна выражение воли народа Субъектный со став также одинаков граждане, которые имеют право принимать учас тие референдуме, могут участвовать и выборах. По территориальному признаку референдумы подразделяются на референдум Российской Федерации, референдум субъекта Россий ской Федерации и местный референдум. Конституционное право России Лекции Под ред В Т Кабышева и Е В Ко лесникова Саратов, 1995. Три поколения прав человека и гражданина Исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод граж дан их обычно подразделяют на три поколения 1 Первое поколение включает провозглашенные буржуазными ре волюциями XVII XVIII. Конституционное право граждан на свободу и личную неприкосновенность Свобода понимается как отсутствие принуждения, какихлибо ограничений по отношению к личности, а также как свобода выбора, способность человека к достижению своих целей Государство. Конституционное право граждан на образование Право на образование, закрепленное ст 26 Всеобщей декларации прав человека, ст 28 Конвенции о правах ребенка, являясь одним из естественных прав человека, имеет целью удовлетв. Этапы развития современного российского федерализма Современную историю российского федерализма можно условно разделить на несколько этапов Первый с июня 1990 по август 1991 носит условное назва ние Революция. Национальнокультурная автономия Российской Федерации Одним из институтов самоопределения является национальнокультурная автономия, позволяющая гражданам Российской Федера ции, принадлежащим к различным этническим общностям, том.

Понятие и принципы административнотерриториального устройства Административнотерриториальное устройство разделение территорий государства на определенные части районы, города и др, соответствии с которыми строится и функционирует систе. Государственной власти России В юридической литературе термин избирательное право приме няется двух смыслах объективном и субъективном Объективное избирательное право это система правовых норм. Избирательный процесс, его основные стадии Избирательный процесс это урегулированная конституционны ми и законодательными нормами деятельность органов и групп изби рателей по подготовке и проведению выборов государственные орга ны и. Понятие местного самоуправления Действующая Конституция Российской Федерации впервые про возгласила местное самоуправление второй после государственной деятельности формой осуществления публичной власти. Выборы это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого соответствии с федеральным и региональным законодательством, уставами муниципальных образований целях формирования органов государственной власти, органов местного самоуправления или наделения полномочиями должностных. Понятие выборов широком смысле, как конституционноправовой институт часто отождествляют с понятием избирательного права, которое можно определить как институт конституционного права, совокупность правовых норм, регулирующих процесс избрания кандидатов представительные органы власти и на выборные должности. В институте избирательного права можно выделить группы правовых норм, регулирующие следующие вопросы. В то же время закон предусматривает вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум. В соответствии с Конституцией Российской Федерации ст 130 местное самоуправление осуществляется населением муниципальных образований различных организационных формах путем форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Благодаря институтам непосредственной демократии усиливается контроль граждан за деятельностью органов местного самоуправления Павлушкин А В Регулирование институтов непосредственной демократии уставах краев и областей Журнал Российского права 1998 12.

Участие граждан непосредственном решении вопросов местного значения должно осуществляться самых разнообразных формах, которые закреплены Федеральном законе Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации от 21 октября 2003 В целом этот акт имеет прогрессивное значение, устанавливая модель российского самоуправления с учетом мирового опыта и требований Европейской хартии Местного самоуправления Васильев В И Местное самоуправление сегодня и завтра Журнал российского права, 1997 8 С 10 Основными из них являются местный референдум, муниципальные выборы, народная правотворческая инициатива, общие собрания сходы граждан, обращения граждан органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления и Все их перечислить попросту невозможно, так как федеральное законодательство практически не ограничивает творчество и инициативу населения муниципальных образований поиске и использовании форм прямого волеизъявления граждан решении вопросов местного самоуправления. Выборы депутатов, членов выборных органов, выборных должностных лиц органов местного самоуправления самая распространенная форма народного волеизъявления Они осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных законом избирательных прав граждан Баглай М В Указ соч. Если законодательным представительным органом субъекта Российской Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального образования муниципальном образовании отсутствует представительный орган местного самоуправления полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными органами государственной власти законом субъекта Российской Федерации не установлен порядок образования, объединения, преобразования и управления муниципальных образований истекли установленные сроки полномочий выборных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, то применяется Федеральный закон от 26 ноября 1996 Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными органы местного самоуправления См Собрание законодательства Российской Федерации 1996 49 Ст 5497 Он применяется для защиты прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными органы местного самоуправления части, не урегулированной законами субъектов Российской Федерации и принятыми соответствии с уставами муниципальных образований нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Обеспечивая гражданам возможность сочетания коллективного обсуждения вопросов и принятия решений с их личной активностью и инициативой, выражающихся их вопросах, выступлениях, участии голосовании Собрания сходы играют важную роль системе местного самоуправления, служат формой привлечения граждан к осуществлению самых разнообразных функций. С муниципальными выборами тесно связана такая форма прямого волеизъявления граждан, как отзыв депутата представительного органа местного самоуправления или выборного должностного лица Под ним, как правило, понимается, установленная законодательстве возможность досрочного прекращения полномочий депутата или выборного должностного лица по инициативе избирателей. В настоящее время во многих краях Алтайский, Ставропольский и др и областях Белгородская, Воронежская, Калининская приняты законы о порядке отзыва избирателями депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления В них достаточно подробно оговариваются основания, условия проведения и процедуры отзыва, а также определяются его юридические последствия Князев С Д Хрусталев Е Н Указ соч С 69 Указанные выборные лица соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут быть отозваны случае, если они не оправдали утратили доверие избирателей результате невыполнения своих обязанностей, требований Конституции Российской Федерации, Федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации, устава муниципального образования или совершения действий, порочащих звание депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица. Важное значение непосредственном осуществлении гражданами права на местное самоуправление имеет закрепленная Конституцией Российской Федерации ст 33 и Федеральным Законом Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации ст 26 возможность обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления Обращения граждан носят различный характер, содержат неодинаковую информацию, не совпадают по общественной направленности могут содержать как индивидуальные жалобы на нарушение прав и свобод, так и коллективные, поднимающие вопросы, представляющие общественно значимый интерес Действующее законодательство практически не ограничивает возможности граждан выборе форм и способов его реализации Это могут быть заявления, предложения, жалобы, информационные письма.

Таким образом, можно сделать вывод, то институты прямой демократии, основной базой, источником которых является Конституция Российской Федерации, и перечисленные Федеральном законе Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации являются формой осуществления своей власти многонационального народа Российской Федерации ст 3 Фор мами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения осуществлении местного самоуправления являются местный референдум ст 22, муниципальные выборы ст 23, голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования ст 24 сход граждан ст 25, правотворческая инициатива граждан ст 26, территориальное общественное самоуправление ст 27, собрание граждан ст 29, конференция граждан ст 30, опрос граждан ст 31, публичные слушания ст 28 и другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения осуществлении. Избирательные права граждан Голосование граждан по наиболее важным вопросам местного самоуправления Понятие института прямой демократии и формы его проявления Формы прямого волеизъявления обязательного характера Участие местном референдуме. Изучение понятия референдума и его значения российском законодательстве Анализ особенностей правового регулирования местных референдумов Предметные и временные ограничения конституционного права граждан Российской Федерации на участие референдуме. Термин демократия появился Древней Греции и буквальном переводе означает власть народа В современной науке под демократией понимается режим, основанный на призвании народа источником и субъектом власти, однако иногда, говоря о демократии, могут иметь виду и политическую систему, и даже форму государственнополитического устройства. Возможность принятия главных решений всему свободными гражданами полиса большинством голосов. Но не следует отождествлять античную демократию с ее современными формами, поскольку реальная власть принадлежала не большинству населения, а только гражданамсобственникам земли полиса, составляющим меньшинство Кроме того, отсутствовала идея автономной личности с защищенными от произвола большинства правами и свободами, лежащая основе современной теории демократии. Высокий уровень социальноэкономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достичь общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов. Равноправие граждан правда, только формальноюридическое, равное участие граждан политической жизни.

Система разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры. Развитая система органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и компетентных решении местных проблем. Для того чтобы вышеперечисленные признаки могли быть воплощены жизнь, необходимо существование всеобщих институтов демократии. Институтами прямой демократии, рамках которой народ непосредственно принимает политические решения и осуществляет свою власть, являются выборы и референдумы К ним же можно отнести собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, обращения органы власти и народное обсуждение важнейших вопросов Поэтому все институты непосредственной демократии можно разделить. Власть народа народовластие есть выражение фактической и юридической принадлежности всей власти народа. Власть присуща всякой общности людей Общение между людьми является необходимым для социального существования человечества Чтобы регулировать это общение, и необходима власть.

Народ осуществляет свою власть через различные формы демократии и систему органов публичной власти В зависимости от формы волеизъявления народа различают представительную и непосредственную прямую демократию. Публичные слушания как форма контакта органов публичной власти с населением. Глава государства избирается по всей территории и для его избрания необходимо большинство голосов. Право участсовать референдуме отнесено к числу основных прав граждан как возможность управления делами государства непосредственно 2. Суть и значение референдума обусловлены тремя исходными моментами волеизъявление народа, голосование, результаты. II Помимо всероссийских референдумов могут проводиться республиканские республик составе Российской Федерации, региональные и местные референдумы по наиболее важным вопросам жизни республики, региона и. Референдум не проводится условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, либо на части этой территории, а также течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Депутаты, выборные должностные лица учитывают своей работе пожелания избирателей, однако не связаны какимилибо обязательными инструкциями, поручениями избирателей. При этом выявляются разные позиции по сути проблемы, целом отношение к ней Ожидаются предложения граждан, их групп и объединений, органов гос власти и. Специфической формой выражения общественного мнения являются коллективные обращения граждан по вопросам общественного значения.

Отдельным институтом непосредственной демократии ее консультативных формах является народная правотворческая инициатива. В капиталистических парламентах победила концепция свободного мандата, там наказы не применяются. Независимость общества от государства позволяет избежать того, что государство подомнет под себя всё большее число дел, возникающих обществе. Тема Конституционные институты прямой демократии Российской Федерации. Государство гарантирует свободные волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права. Равное избирательное право трактуется Федеральном законе как участие граждан на выборах на равных основаниях, то есть когда все избиратели имеют равные права и обязанности.

В советские времена было все немножко иначе Прежде всего нормы советских конституций, закрепляющие институты прямого народовластия, являлись конституционноправовыми гарантиями власти народа. Организация избирательных округов с приблизительно равным числом избирателей. Чтобы не допустить получение мандатов карликовыми партиями, некоторых странах введен так называемый процентный барьер списки, совокупности не набравшие определенного числа голосов как правило 5, отстраняются от распределения мандатов, собранные ими голоса не учитываются при проведении итогов. Референдум Украине не допускается отношении законопроектов по вопросам налогов, бюджета и амнистии Как уже указывалось, исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы об изменении территории Украины. Референдум Российской Федерации как демократический и конституционноправовой институт История проведения референдумов России Понятие и виды референдумов Правовое регулирование референдума Российской Федерации. Референдум не проводится случае военного или чрезвычайного положения, течение трех месяцев после отмены этого положения, также последние 12 месяцев полномочий Президента и ГосДумы, запрещается вынесение вопроса на повторный референдум течение 2 лет со дня официальных результатов. Законодательства развитых западных государств закрепляют ряд принципов, которыми должен гарантироваться политический плюрализм 1 общее право голоса 2 равенство при выборах. Поскольку демократия не статическое, а динамическое состояние общества, ее функции различные исторические периоды изменялись, обогащались, углублялись. Признание международным сообществом основных принципов демократии объясняется стремлением укрепить международную антитоталитарную политику. Виды демократии классифицируют по сферам общественной жизни экономическая социальная политическая культурнодуховная.

Предпосылкой легитимности института демократии является его организационное оформление к признание общественностью предпосылкой легальности его юридическое оформление, узаконение. Мажоритарная система система определения результатов выборов, согласно которой депутатские мандаты от избирательного округа получают только кандидаты, получившие установленное большинство голосов. Самоуправление сфере производства находит проявление экономике многих стран, где существует самоуправленческий сектор, куда входят предприятия, выкупленные и управляемые трудовыми коллективами Здесь производственная демократия выражается соучастии работников управлении предприятиями совместно с администрацией На началах самоуправления действуют кооперативы, индивидуальные и семейные предприятия. Таким образом, демократия это не только проявление воли большинства, но и гарантия права меньшинства на критику и свободное выражение своих взглядов конструктивных, а не разрушительных Право говорить и быть услышанным Право быть оспоренным, но не угнетенным Власть может стоять прочно только тогда, когда она ощущает сопротивление со стороны оппозиции политического меньшинства Это заставляет её постоянно подтверждать свое право управлять обществом и государством. Согласно пролетарской теории К Маркс, Ф Энгельс, В И Ленин демократия и свобода предусматриваются только для трудящихся масс, прежде всего для пролетариата В центре внимания поставлена политическая свобода, а о гражданской свободе нет и речи Провозглашалась диктатура одного класса пролетариата отношении другого буржуазии, союз рабочего класса и крестьянства, направленный против свергнутых эксплуататорских классов Акцентировалось внимание на руководящей роли рабочего класса Пролетарская теория игнорировала общегражданский консенсус и развивала классовую конфронтацию.

Теория элтарной демократии возникла 7080 гг XX на основе соединения элементов теории элит и теории плюралистической демократии С Келлер, О Штаммер, Д Рисмен. Теория партисипаторной демократии демократии участия Дж Вольф, К Макферсон, Дж Менсбридж опирается на реформистские концепции неолибералов и социалдемократов В целом оставаясь на позициях приверженности институтам и ценностям либеральнодемократической модели общества сторонники теории демократии участия негативно относятся к теориям плюралистической и элитарной демократии Они ставят своей задачей достичь более действенной свободы и равенства, чем это есть действительности и чем это записано других либеральнодемократических концепциях Отвергая взгляды о неспособности масс к конструктивным политическим действиям, сторонники демократии участия ведут активный поиск каналов эффективного вовлечения граждан процесс принятия политических решений В качестве стимулирования политической активности низших слоев общества предлагается поднятие их общего образовательного уровня, приобщение к основам политической культуры. Всеобщее избирательное право это право на участие выборах всех граждан, достигших определенного возраста как правило, 18 лет, независимо от пола, расы, национальности и других факторов Допускается лишь ценз оседлости В Российской Федерации не могут участвовать выборах лица, признанные недееспособными по решению суда, и лица, содержащиеся местах лишения свободы по приговору суда. Комиссия принимает решение о регистрации группы с извещением соответствующих должностных лиц либо отказывает регистрации Группа считается созданной с момента выдачи Регистрационного свидетельства и выдает подписные листы установленного образца Это свидетельство действует течение определенного срока, течение которого группа имеет право собирать подписи. Теория плюралистической демократии была наиболее влиятельной 6070 гг XX Р Аллен, Р Даль, М Дюверже, Р Дарендорф, Д Рисмен, хотя термин плюрализм введен политический оборот 1915 английским социалистом Г Ласки Согласно этой теории классы современном буржуазном обществе исчезли Современное буржуазное общество состоит из разных взаимодействующих страт слоев Они возникают результате общности тех или иных интересов профессиональных, возрастных, материальных, духовых, религиозных и др Поскольку эти интересы не антагонистичны, то и отношения между стратами лишены антагонизма.

Таким образом, к субъектам непосредственной демо кратии следует отнести отдельную личность прежде всего гражда нина различного рода объединения граждан общественные орга низации, инициативные группы, собрания граждан, проживаю щих на территории одного субъекта Российской Федерации, обла дающих избирательным правом весь многонациональный народ Российской Федерации. Особое внимание мировой общественности фокусировалось 8090х годах на референдумах, проводившихся Канаде Они касались политического и правового статуса провинции Квебек Вопрос, по существу, затрагивал будущее всей федерации, поскольку на повестку дня правительством провинции очередной раз после обсуждения на выборах 1976 была поставлена проблема предоставления субъектам канадской федерации права на самоопределение вплоть до отделения. Парламентаризм особая система государственного руководства обществом, характеризующаяся разделением труда, законодательного и исполнительного, при привилегированном положении парламента. Если сопоставить метод формирования верхних палат с объемом их компетенции и правовым статусом, то можно сделать вывод чем дальше процесс формирования этих палат отстоит от избирательного корпуса, тем меньше объем их компетенции. Голосование является равным том смысле, что каждый избиратель обладает только одним голосом При осуществлении избирательного права каждому гражданину должны быть гарантированы свобода и тайна голосования. Таким образом, демократия это не только проявление воли большинства, но и гарантия права меньшинства на критику и свободное выражение своих взглядов конструктивных, а не разрушительных Право говорить и быть услышанным Право быть оспоренным, но не угнетенным Власть может стоять прочно только тогда, когда она ощущает сопротивление со стороны оппозиции политического меньшинства Это заставляет её постоянно подтверждать свое право управлять обществом и государством. В заключении отметим, что слово демократия употребляется разном значении. В зависимости от того, каким путем прямым или косвенным выражаются эта воля и интересы общества и народа, различают две разновидности форм демократии Это формы представительной демократии выборные органы государственной власти, выборные партийные и общественные органы, с помощью которых народ осуществляет власть через своих представителей, и формы непосредственной демократии референдум, плебисцит, собрания, сельские сходы и пр, с помощью которых основные вопросы государственной и общественной жизни народом решаются непосредственно. Так, упомянутой ст 75 Конституции Италии говорится, частности, что вынесенное на референдум предложение считается принятым, если голосовании принимало участие большинство имеющих на это право и если предложение собрало большинство голосов, признанных действительными.

По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы В первой главе работы рассматривается понятие непосредственной демократии целом, ее формы на примере законодательств нескольких стран. Референдумы могут проводиться либо по инициативе высших законодательных органов например, Швейцария, Норвегия, Дания, Болгария, либо по инициативе президента Франция, Греция. Второй раздел закона посвящен народной инициативе и устанавливает, что на ограниченной территории со взаимосвязанными населенными пунктами и экономикой, если ее отдельные части находятся нескольких землях, а население составляет не менее одного миллиона человек, может быть осуществлена процедура народной инициативы При этом народная инициатива направлена на то, чтобы территория нового районирования приобрела единую земельную принадлежность. Отличие этих форм друг от друга состоит том, что формы первой группы являются обязательными Так, выборы с определенной периодичностью обязательно проводятся муниципальном образовании для того, чтобы сформировать представительный орган или выбрать должностное лицо Референдум по Закону определенных случаях также является обязательным, как и установленных Законом случаях обязательным является голосование о досрочном отзыве должностного лица. Следствием сказанного является слабая структурированность, неразвитость местных сообществ, отсутствие корпоративного сознания В таком обществе слабы элементы самоорганизации В результате во многих субъектах Российской Федерации происходит укрепление авторитарных режимов, которые способны концентрировать своих руках власть, но не могут эффективно решать существующие проблемы региона и местного сообщества. Создание целостной концепции субъекта непосредственной демократии могло бы стать средством совершенствования механизма правового регулирования отношений, складывающихся сфере осуществления непосредственной демократии, строительства правового демократического государства Российской Федерации Без выявления круга субъектов непосредственной демократии, определения правового статуса каждого из них не возможно достичь эффективного правового регулирования властеотношений. По мнению Е И Козловой, к институтам непосредственной демократии помимо выборов, референдумов и обсуждений законопроектов, следует отнести также участие управлении делами общества и государства через общественные организации, общие собрания трудовых коллективов, органы общественной самодеятельности.

Для того, чтобы определить понятие и содержание категории субъект непосредственной демократии, полагаем целесообразным, вначале, установить, что представляет собой вообще субъект права и какие теории его определения существуют правовой науке. Сама идея демократического властвования предполагает ответ на два ключевых вопроса кто и как должен осуществлять власть демократическом государстве И если вопрос о том, как или каким образом происходит осуществление властвования по демократическим принципам, уже давно находится центре внимания ученыхправоведов, политологов, социологов, то проблема того, кто же является активным деятелем этого процесса, зачастую остается тени. Как показывает политический опыт Запада, для политической демократии первоочередное значение имеет развитие отношений конкуренции Именно отношения соперничества обеспечивают развитие и устойчивость западных демократий, отсюда аксиоматичным для правительства является терпимость по отношению к оппозиции Подавление оппозиции опасно тем, что уменьшаются возможности существования конкурентоспособной политической системы и возрастает вероятность сползания к авторитарному правлению Основу демократии как политического режима, отличающего ее от других режимов, составляют семь реально функционирующих институтов 1 Выборные должностные лица Контроль за решениями правительства относительно политического курса конституционально закреплен за избираемыми должностными лицами 2 Свободные и честные выборы, исключающие применение методов принуждения З Всеобщее голосование Практически вce взрослое население обладает правом голоса 4 Право претендовать на выборные должности правительстве всего взрослого населения 5 Свобода слова Гpaждане имеют право выражать свое мнение, не опасаясь наказания по самому широкому кругу политических вопросов, включая критику должностных лиц, социальноэкономического строя и идеологии правительства 6 Существование альтернативных источников информации, которые охраняются законом 7 Свобода самоорганизации, право граждан создавать относительно независимые от государства ассоциаций или организаций, том числе оппозиционные партии, группы по интересам Все эти права и институты, составляющие реальную основу режима демократии, не просто декларируются, а являются реально действующими. Модель демократии Руссо политической практике никогда не была полностью реализована Попытки ее осуществления неизбежно приводили к подавлению свободы личности, массовому террору Оказалось, что власть народа и даже большинства не может быть реальной без гарантированной индивидуальной свободы и других основополагающих прав человека Поэтому современной политической науке наибольшее распространение получили различные репрезентативные представительные концепции демократии, которые, несмотря на их различия, противоположность коллективистским концепциям можно охарактеризовать как конкурентные. С позиции партиципаторной демократии не только политические элиты, но и все граждане должны участвовать разработке политических решений Поэтому нужна полная и всесторонняя информированность общества, которое тогда сможет влиять на процесс понятия решений и осуществлять эффективный контроль за действиями правящей элиты Чем больше граждан непосредственно участвуют политическом процессе, тем выше интеллектуальный потенциал для принятия политических решений, а следовательно, меньше вероятность ошибочных решений Главной целью демократии участия является всесторонняя демократизация общества Демократический способ организации и управления должен быть везде семье, воспитательных и учебных учреждениях, на производстве, по месту жительства, партиях и других общественных структурах, государстве и Таким образом, сторонники концепции демократии участия выступают за расширение роли прямой, непосредственной демократии политической жизни общества, не отрицая при этом необходимость сохранения институтов представительной демократии. Свобода слова, обеспечивающая возможность выражать свое мнение, включая и критику правительства, правящие режимы, господствующей идеологии Существуют альтернативные и часто конкурирующие между собой источники информации и убеждений, выведенные изпод правительственного контроля.

Социалистическая модель демократии строится на принципах не индивидуализма, а коллективизма Коллективистскую демократию часто называют идентитарной, исходящей из наличия целостности народа класса, нации, идентичности его воли и действий представи тельной власти Виднейшими теоретиками коллективистской демокра тии были Ж Ж Руссо, К Маркс, В Ленин Первым наиболее ярко ее принципы выразил и обосновал Ж Ж Руссо Он подверг кри тике либеральное разделение общества на публичное и частное, считая, что утверждаемые либеральными мыслителями индивидуализм и эгоизм разрушительны для гражданских добродетелей и самого об щества Идеал гражданина демократической республики для Руссо это не ушедший частную жизнь индивидуалист, а активный член общества, основа жизни единого общественного тела. У К Маркса демократия выступает не только как форма госу дарства антипод анархии, но и как форма ассоциации, где достигает ся свободное развитие личности, где коллективность является факто ром развития задатков человека По Марксу, демократия это такой принцип организации политической власти, который противоположен бюрократии В И Ленин считал пролетарскую демократию во 100 крат демократичнее буржуазной демократии, ибо это демократия для большинства Он явно отрицательно относился к чистой демокра тии, демократии для всего народа, писал, что такой демократии не бывает Ленин считал, что социализм призван унаследовать все луч шие демократические формы и институты, завоеванные народными массами на основе ликвидации эксплуатации человека человеком, утвердить реальное равноправие людей, создать условия для всесто роннего развития личности. Таким образом, анализ различных подходов также показывает, что демократизация представляет собой сложное и многогранное понятие, которое является предметом спора исследователей и требует дальнейшей доработки. Хотя процесс демократизации стал одним из важнейших на правлений политической жизни на планете, но до сих пор условиях демократии живет еще меньшинство населения Земли Во многих стра нах, том числе и России, демократия служит прикрытием для пре имущественно авторитарной власти Часто демократические формы правления оказываются недееспособными и терпят крах. Существующие наши дни демократические системы ведут свое начало от форм правления, возникших конце XVIIIXIX под прямым и разносторонним влиянием либерализма Заслуги либерализма развитии политической и демократической мысли чрезвычайно велики Это идейное и политическое течение выступило под знаменем свободы личности, ограждения ее от государственной тирании. Необходимым условием укрепления и развития государственной власти являются законность, единообразное и неуклонное исполнение законов которые издаются органами и должностными лицами государства, а также гражданами и общественными организациями Таким образом, государственная власть относится к числу необходимых и специальных средств для управления страной, принятия и приведение жизнь законов, предназначенных для урегулирования отношений как самом государстве, так и на международном уровне. Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и рамках закона Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную.

В последнее десятилетие процесс формирования государственных и представительных органов России, порядок организации и проведения выборов, привлекают внимание юристов, политиков, политологов, социологов, представителей иных гуманитарных профессий. Народовластие означает принадлежность всей власти народу, а так же свободное осуществление этой власти полном соответствии сего суверенной волей и коренными интересами. В А Кряжков говорит о необходимости выработки новых, качественных характеристик институтов непосредственной демократии Считает необходимым своеобразное вкрапление её форм представительную систему Использование всех форм непосредственной демократии, прошедших апробацию не только нашей стране, но и других странах Максимальный учёт разнообразного опыта обогащает политическую жизнь, способствует её прогрессу широкое применение институтов непосредственной демократии на всех уровнях представительных органов власти, работе депутатов, постоянных комиссий, президиумов превращение институтов непосредственной демократии повседневный, стабильный элемент практики государственного строительства В этой и многих других работах идёт речь о сочетании непосредственного непосредственного и представительного правления. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Немалую роль предвыборных избирательных компаниях стали играть средства массовой информации Они умело формируют мнение граждан, подстегивают их к поддержке того или иного кандидата партии Контроль за центральными средствами массовой информации обеспечивает победу на выборах Осквернение чести и достоинства возможных конкурентов компроматы использование госаппарата и государственных средств массовой информации сугубо одностороннем порядке для выражения своих интересов, это стало обычным делом. Чтобы имел возможность и желание выполнять обязательства отправлять обязанности, какие она на него налагает.

Суверенитет народа относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической конституции, хотя, казалось бы, наше время цивилизованном мире ее уже никто не оспаривает Исторически она возникла ходе революционной борьбы народов против феодального абсолютизма XVII XVIII вв и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную власть как на мандат, якобы полученный свыше Таким образом, понятие суверенитета, разработанное еще XVI веке Ж Боденом Франция, для обоснования безраздельности государственной власти, было использовано новом значении для утверждения демократической концепции государства и народовластия Конституционный принцип суверенитета народа и сегодня напоминает всем властителям о том, от кого они получили власть, а следовательно, во имя кого эту власть обязаны употреблять Суверенитет народа это первоисточник власти Воля народа, выраженная юридически релевантных формах, является подлинным и единственным базисом государства, от нее исходит мандат на устройство и любые изменения формы государственной власти Суверенитет народа неразрывно связан с правами и свободами человека и гражданина В этом его гуманистическая сущность Народ никогда не бывает един своих целях, ибо различны интересы его социальных групп, поэтому отличить реализацию суверенитета народа от эгоистических устремлений к власти опытных демагогов часто бывает очень трудно, юридические принципы здесь помогают лишь небольшой степени Отсюда исключительна важность правовой детализации принципа суверенитета народа, создание надежных гарантий для реализации этого принципа жизни Развитие и защита прав и свобод человека и гражданина самое важная их этих гарантий. Ф Котоком, который под непосредствен ной демократией социалистическом обществе понимал инициа тиву и самодеятельность народных масс управлении государст вом, их прямое волеизъявление при выработке и принятии госу дарственных решений, а также прямое участие проведении этих решений, осуществлении народного контроля. Каждому человеку небезразлично, каком обществе он живет, какие возможности оно ему предоставляет для удовлетворения его потребностей и интересов, насколько он сам может влиять на окружающие его условия общественной жизни, приспосабливая их для своих нужд.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-study

 
Обращение к пользователям