Понятие мышление по выготскому это

Однако качестве таких признаков зачастую берутся совершенно случайные, не существенные признаки предметов. Пиаже, что свидетельствует о двух важных вещах вопервых — о том, что оба психолога выявили одинаковые возрастном аспекте стадии развития мышления у детей, и вовторых — о том, что развитие мышления по стадиям идет комплексно, то есть нем одновременно развиваются и операции мышления, и понятия. Первые понятия формируются на основе житейского опыта, не подкрепленного научно. Может быть сокращенной, идиоматической и предикатной намечает, что утверждается, и опускает само собой разумеющееся, известное о чем идет речь. Этот перевод также осуществляется с помощью скрытого процесса, связанного с работой артикуляционного аппарата. Подросток, переходя к адекватному освоению такого содержания, которое может быть представлено во всей полноте и глубине только понятиях, начинает активно и творчески участвовать различных сферах культурной жизни, которые раскрываются перед.

понятие мышление по выготскому это

Но понятие не только приводит систему и служит основным средством познания внешней действительности. Только понятиях подросток впервые систематизирует и постигает мир общественного сознания. Оно обладает специфическими по сравнению с природными формами мышления и речи свойствами. Уотсона, Торндайка и других, а также теоретическое и экспериментальное исследование, произведенное Выготским вместе с группой его сотрудников. На основании своих наблюдений Выготский пришел к схеме развития, противоположной схеме Пиаже уже первоначальная речь ребенка многофункциональна и содержит себе, между прочим, социальную функцию. Третья ступень, выработка настоящих понятий, опирается на два генетических корня на комплексное мышление и на способность к абстракции.

понятие мышление по выготскому это

Поэтому Блейлер предложил сейчас называть аутистическое мышление ирреалистическим, противополагая его реалистическому, рациональному мышлению. Так как реалистическое мышление, функция реальности, удовлетворение сложных потребностей действительности нарушается под влиянием болезни гораздо легче, нежели аутистическое мышление, которое выдвигается вследствие болезненного процесса на первый алан, то французские психологи во главе. Таким образом, психология животных за исключением немногих наблюдений над высокостоящими животными знает только реальную функцию. Допустить изначальность принципа удовольствия развитии мышления значит с самого начала сделать биологически необъяснимым процесс возникновения той новой психологической функции, которую мы называем интеллектом или мышлением. Вопервых, указании на относительно позднее возникновение аутистической функции и, вовторых, указании на биологическую несостоятельность представления о первичности и изначальности аутизма. Развитие способности к символической деятельности и овладение знаком является основным компонентом опосредованности. Исследование произвольного внимания когда предмет сам не бросается глаза. Давыдову указано, что необходимым средством фиксации эмпирических знаний являются В статье. Амонашвили, не Возрастом психологии называется период развития человека, характеризующийся Вопросы онтогенетического развития психики разрабатываются рамках Гипотезу. Выготский внёс вклад общую методологию науки, разработав представление.

Образование неоформленного и неупорядоченного множества, выделение кучи какихлибо предметов, объединяемой без достаточного внутреннего основания предполагает диффузное, ненаправленное распространение значения слова или заменяющего его знака на ряд внешне связанных во впечатлении ребенка, но внутренне не объединенных между собой элементов. Признак, ассоциативно объединяющий отдельные конкретные элементы и комплексы, как бы диффундирует, становится неопределенным, разлитым, смутным, результате чего образуется комплекс, объединяющий с помощью диффузных, неопределенных связей наглядноконкретные группы образов или предметов. Все это говорит о том, что житейские и научные понятия отличаются не только по происхождению, но и по психологической структуре. Все это приводит Выготского к последнему положению анализируемого труда. В связи с этим, а также связи с резкой критикой, которой тогда же подверглись основные положения культурноисторической теории, Выготский считал необходимым ясно эксплицировать основные положения своей теории. При использовании спонтанных понятий ребёнок долгое время до 1112 лет осознаёт только предмет, на который они указывают, но не сами понятия, не их значение. Так, он сформулировал важнейший принцип, согласно которому сохранность и своевременное созревание структур мозга есть необходимое, но недостаточное условие развития высших психических функций.

Выготский, по всей видимости, первым психологии подошёл к рассмотрению психологического кризиса как необходимой стадии развития психики человека, раскрыв его позитивный смысл. Диффузный комплекс возникает на основе единого признака, однако для него характерна неопределенность такой комплекс чаще всего возникает по отношению к вещам, выходящим за пределы практического опыта ребенка обобщение совершается уже по единому основанию, но оно еще не отделено от чувственно данной картины вещей, не поднимается над входящими нее элементами, сливается ними. Мышление — это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных нее действий и операций ориентировочноисследовательского, преобразовательного и познавательного характера. В значительной мере благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека, не ограничиваясь личным опытом, собственными наблюдениями, через посредство языка питается и обогащается результатами общественного опыта наблюдения и знания всех людей становятся или могут благодаря речи стать достоянием каждого. Слова, как наглядные образы, звуковые или зрительные, сами по себе еще не составляют речи. Мы иногда ищем и не находим слова или выражения для уже имеющейся и еще словесно не оформленной мысли мы часто чувствуем, что сказанное нами не выражает того, что мы думаем мы отбрасываем подвернувшееся нам слово, как неадекватное нашей мысли идейное содержание нашей мысли регулирует ее словесное выражение.

В тех случаях, когда мышление совершается основном не форме речи специфическом смысле слова, а форме образов, эти образы по существу выполняют мышлении функцию речи, поскольку их чувственное содержание функционирует мышлении качестве носителя его смыслового содержания. Испытуемый должен установить тип связи причинаследствие, родвид, частьцелое для пар понятий местьподжог. Существенным вкладом педагогическую психологию является введённое Выготским понятие зона ближайшего развития. Говоря о существовании натуральных и высших психических функций, Выготский приходит к выводу о том, что главное различие между ними состоит уровне произвольности. Общение ребенка со взрослым, отнюдь, не формальный момент концепции Выготского. Поскольку мир не может быть познан непосредственно, а лишь с помощью этих логических операций, то наше знание представляет собой конструкцию. Пиаже выполнял двойственную функцию, увязывая его ранние религиознометафизические убеждения и более поздние научные. Тестируя ребёнка, стоит внимательно следить за его речью целом, а не только обращать внимание на правильность сравнения или обобщения Дети дошкольного и младшего школьного возраста склонны первую очередь уделять внимание различиям. Умение испытуемого вычленить из списка несравнимые понятия иногда оказывается очень показательным для обнаружения расстройств мышления. Выготский своих исследованиях показывал, что дело обстоит как раз наоборот.

понятие мышление по выготскому это

Изза своей ранней смерти он не успел закончить разработку этих идей, но на их основе крупные отечественные психологи создавали собственные концепции развития личности. Невозможно представить себе ученого, математика, философа, не обладающего хорошим понятийным аппаратом. Именно способность к осмысленной речи, как способность передавать свои мысли другим помогла человечеству стать высокоорганизованным обществом и выделиться из общей массы других животных. Язык также озвучивает их и от того, насколько мысли сформированы, человек способен ясно выражать какуюто идею. После революции он писал рецензии на театральные постановки и преподавал своём родном городе Гомеле, подготовил несколько работ о драме Шекспира и разрабатывал основы психологии искусства. Все противоборствующие школы, развитие которых бурно происходит первой четверти века, можно разделить на две части — естественнонаучную и идеалистическую. Что же наиболее общего у всех явлений, изучаемых психологией, что делает психологическими фактами самые разнообразные явления — от выделения слюны у собаки и до наслаждения трагедией, что есть общего бреде сумасшедшего и строжайших выкладках математика? Человека принципиально отличает то, что он пользуется сознанием и знаками — а именно это психология до тех пор игнорировала бихевиоризм и рефлексология, рассматривала отрыве от социальной практики феноменология или подменяла бессознательными процессами психоанализ.

В это время Выготский лежит больнице Захарьино, куда он был срочно госпиталирован связи обострением туберкулёза. Значение фигур постоянно меняется, и ребёнок не приходит к какомуто устойчивому решению. Ребёнку это нравится — сам процесс приносит ему удовольствие, а результат не имеет значения. В первой версии игры знаки не определяют поведение ребёнка — им движет спонтанное течение фантазии. Средоточием этих споров стал вопрос о том, применим ли эволюционный подход к изучению психологической природы человека? Способ восприятия откладывает отпечаток и на самый способ употребления слова. Выготского 1, трудах которого нашли разрешение те противоречивые воззрения на биогенетическую концепцию, которые разделяли ученых прежние времена на противоборствующие стороны. Но их идеи о внутренней связи между языковыми элементами и установлении закона, который был бы одинаково применим ко всем лингвистическим явлениям, были больше на уровне теоретических построений и интуитивных прозрений.

По мнению старых авторов, это характеризует ранний этап психического развития, как этап детского мифологизма. Так, по Гумбольдту, американские аборигены помещают небесные светила один грамматический класс с людьми и животными, явно видя светилах самодвижущиеся существа, наделенные личностным началом, и, возможно, управляющие со своей высоты человеческими судьбами 4 Из самоописания Флоренского мы видим, что связи, которые устанавливает ребенок между разными предметами, также находят свое соответствие с формами систематизации, которые характерны для примитивного мышления. Полученные им выводы о непостоянстве и изменчивости значений слов и их развитии, как он считал, составляют главное и основное открытие, которое одно только и может вывести из тупика все учение о мышлении и речи. Понятие определяется через его подчинение родовому понятию и через его специфическое отличие от других соподчиненных тому же самому родовому понятию терминов. Выготский предположил, что развитие спонтанных и научных понятий идёт противоположных направлениях спонтанных к постепенному осознанию их значения, научных обратном направлении, ибо как раз той сфере, где понятие брат оказывается сильным понятием, то есть сфере спонтанного употребления, применения его к бесчисленному множеству конкретных ситуаций, богатства его эмпирического содержания и связи с личным опытом, научное понятие школьника обнаруживает свою слабость.

Вместе с системой возникают отношения понятий к понятиям, опосредствованное отношение понятий к объектам через их отношение к другим понятиям, возникает вообще иное отношение понятий к объекту понятиях становятся возможными надэмпирические связи. Выготский оказался, похоже, первооткрывателем, это тезис об активности ребенка. Рост и развитие личности различными исследователями и психологическими школами описывается очень различно. Выйти замуж не напасть, как бы замужем не пропасть! Метод определения оперирует исключительно словом, забывая, что понятий, а особенно для ребенка, связано с тем чувственным материалом, из восприятия и переработки которого оно рождается чувствительный материал и слово является необходимыми моментами процесса образования понятий, а слово переводит весь процесс определения понятия чисто вербальный план не свойственный ребенку. Самое существенное для понятия отношение к его действительности остается при этом неизученным.

Но, по мнению некоторых психологов, ребенок уже возрасте 3х лет обладает всеми интеллектуальными операциями, из которых складывается мышление подростка. Он заключается том, что развитие научных понятий уме ребенка, проходящего школьное обучение, ничем не отличается от развития всех остальных понятий, которые формируются процессе собственного опыта ребенка. Оно является начале обобщением самого элементарного типа, и только по мере своего развития ребенок переходит от обобщения элементарного к более и более высоким типам обобщения, завершая процесс образования подлинных понятий. Каким образом ребенок достигает осознания и овладения собственной мыслью? Побочный продукт складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включены действие, но не существенны с точки зрения его цели 139 В исследованиях взаимоотношения прямого и побочного продуктов действия проведена конкретизация представлений о мышлении как ориентировке, с которой связано выделение собственно психологического аспекта исследования. Было установлено, что нахождение принципа решения задачи имеет две фазы сначала — выделение приблизительной области, где может быть найден принцип решения, затем — нахождение этого принципа. Разработка стратегии, и тактики такого воздействия — одно из проявлений мыслительной деятельности тех, кто осуществляет это воздействие. Проблеме филогенеза мышления и речи посвящены исследования интеллекта и речи человекообразных обезьян.

Синтез мысленное соединение свойств, признаков, сторон предмета и явления, мысленное представление любой вещи на основе описания их свойств удельный вес, фотосинтез. Такие методики называются эвристиками и составляют значительную область исследований искусственного интеллекта. Основные достижения этого периода включают образование скоординированных движений, соответствующих такой материальной структуре, как группировка, конструирование репрезентаций и интенциональность. Может, он и строится по какомулибо личному субъективному признаку, но объективно этот признак не определяется. Малыш уже активно общается с окружающими с помощью жестов, с удовольствием играет куку и ладушки. Ребёнок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без.

Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом, который называется мышлением. Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. Если при словесном объяснении ребенок не всегда может понять, скажем, некоторые первичные математические действия, звуковой состав слова, то с опорой на модель он это сделает легко. Простое накопление знаний не приводит автоматически к развитию мышления. На этой стадии дети, как известно всем детским психологам, впервые начинают овладевать языком и использовать его для общен Стадия интуитивного наглядного мышления. Согласно общепринятой классификации процессы запоминания разделяются на произвольные и непроизвольные процессы.

В качестве стимульного материала он, как Модели внимания Дональда Бродбента описание и эмпирическое обоснование. Разделим объект привычные с Эмоциональный фактор Все формы творческого воображения заключают себе аффективные элементы. Пиаже с большим уважением относился к Выготскому и, по его собственному признанию, весьма сожалел о том, что не смог вступить диалог с ним, своевременно ознакомиться с его критикой и представить доводы пользу своей концепции. В работах начала 20х голов Речь и мышление ребенка, Суждение и умозаключение у ребенка. Первоначально до двух лет детская мысль содержится предметных действиях затем от двух до семи лет они интериоризируются переходит из внешних во внутренние, становятся предоперациями действиями ума на третьей стадии от 7 до 11 лет возникают конкретные операции на четвертой от 11 до 15 лет формальные операции, когда мысль ребенка способна строить логически обоснованные гипотезы, из которых делаются дедуктивные от общего к частному умозаключения. Позже он признал исходным моментом развитии детской психики реальные внешние действия ребенка сенсомоторный интеллект элементы мысли, данные движениях, которые регулируются чувственными впечатлениями. С тех пор центральная задача Пиаже состояла том, чтобы изучить психологические механизмы логических операций, установить постепенное возникновение стабильных логических целостных структур интеллекта.

У ребёнка появляются особые познавательные структуры, называемые группировками например, классификация, благодаря которым ребёнок приобретает способность совершать операции с классами и устанавливать логические отношения между классами, объединяя их иерархии, тогда как раньше его возможности были ограничены трансдукцией и установлением ассоциативных связей. Операции логически структурируют совершаемые внешние действия, но аналогичным образом структурировать словесное рассуждение они ещё не могут. Таким образом, по Пиаже созревание, развитие идет впереди обучения. Он пишет о том, что история развития дефективного ребенка позволяет увидеть и понять обходные пути культурного развития, то есть пути построения специальных форм для овладения человеком собственным поведением. Выготский говорит о том, что этой ситуации упрощенной, идеальной форме представлена вся проблема его исследования — проблема стимулареакции. Понятие об опосредующей деятельности, понятие об употреблении орудий и понятие об употреблении знаков для Выготского — способ мышления, логическая схема для анализа культурного развития человека как целостности, как общего потока его жизни.

Основой реального расхождения поведении человека линии употребления знаков и линии употребления орудий является их различная направленность. Знак ничего не изменяет объекте, с которым связан, он — средство психологического воздействия на поведение — чужое или свое. Роль стимуловзнаков показана экспериментах Выготского и его сотрудников с применением методики опосредованного выбора, или, как ее называют, методики двойной стимуляции. Механистический взгляд рассматривает высшие формы поведения исключительно с точки зрения его исполнительного механизма как качества приспособления, качества адаптации. Хотя у него нет единого текста о целостной картине мира или сущности жизни человека, но системный анализ, какой разворачивается на каждой странице его работ, приводит к необходимости целостной философской позиции, как писал. При первом типе вращивания возникает необходимость создания промежуточного средства, соединяющего стимул и реакцию. Сегодня можно говорить об основном подходе Выготского к этой проблеме. Он осознавал, что эти понятия — личность и мировоззрение — не являются точными научными терминами, они требуют работы не только по уточнению их содержания, но и по сопоставлению и ограничению от сходных понятий. Культурное развитие новорожденного проявляется овладении орудиями, оно разворачивается как движение от инстинктов к условным рефлексам и простейшим формам мышления.

Эти идеи имеют непосредственное отношение к одному из центральных моментов социальной жизни человека — к обучению, которое организуют для него другие люди. Разница между уровнем задач, решаемых с помощью взрослого, и задачами, решаемыми самостоятельно, составляет зону ближайшего развития. Только подростковом возрасте, по данным Выготского, создается ситуация, когда ребенок уже пользуется понятием, но не осознает. Одну из фигур открывают, и ребенку предлагают выбрать все фигуры, которые обозначаются этим же словом. Для него обобщение и значение слова — синонимы, то есть оно одновременно и речевой, и интеллектуальный феномен. Выготский говорит о том, что этой ситуации упрощенной, идеальной форме представлена вся проблема его исследования проблема стимулареакции. Механистический взгляд рас сматривает высшие формы поведения исключительно с точки зрения его исполнительного механизма как качества приспособления, качества адаптации. Выготского является его фраза многократно повторяемая различных текстах о том, что отношения между высшими психическими функциями были некогда реальными отношениями между людьми. В этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных, по словам. Выготский говорил о том, что мировоззрение у ребенка отсутствует довольно долго вплоть до поры полового созревания. Основным фактом, характеризующим влияние обучения на развитие, для.

Значение слова есть феномен мышления лишь той мере, какой мысль связана со словом и воплощена слова и обратно оно есть феномен речи лишь той мере, какой речь связана с мыслью и освещена ее светом. Фейербаха, он говорит о том, что слово и есть сознании то, что абсолютно невозможно для одного человека и возможно для двоих. Нужно было после прослушивания пересказать одно сообщение, игнорируя другое или воспроизвести все услышанное из обоих ушей, или отслеживать ключевые слова, которые могут быть любом ухе. Существует блок среди блоков переработки информации с ограниченной пропускной способностью, который может перерабатывать инфю только по одному каналу. Забывчивость оператора и будет служить предупредительным сигналом осторожно, внимание на исходе!. Увеличение диаметра зрачка свидетельствует об увеличении вкладываемой решение задачи энергии. У воспринимающего голове имеется конечный, сконструированный им продукт, что мы видим какието внутренние представления, а не реальные предметы. Ведь моделях селекции именно ограниченная емкость системы является главным оправданием необходимости фильтра. Нельзя это сделать и при одномоментном контакте, который дает, хоть и не всегда точно, представление лишь о внешнем виде объекта.

В качестве такого критерия часто используется логика, которая надличностна и представляет собой кристаллизацию опыта многих поколений. В продуктивном мышлении полно проявляются интеллектуальные способности человека, его творческий потенциал. На основе этого вида мышления осуществляется решение задач знакомой школьнику структуры. Все это делает практическое мышление подчас еще более сложным, чем мышление теоретическое. Иррациональное мышление — бессвязное мышление, течению мыслей вне логики и цели. Критическое мышление проверяет открытия, решения, усовершенствования, находит них недостатки, дефекты и дальнейшие возможности применения. С этого момента можно манипулировать не только внешними предметами, но и своими образами. Сахарова обычно модифицированная, а также результаты их экспериментов часто произвольно интерпретируемые ложатся основу диагностических методик, адресованных практическим психологам, и называются уже тестом развития понятийного мышления Выготского — Сахарова. Очевидно, что здесь можно зафиксировать сходство с оппозицией значение — смысл, на которую опираются современные лингвистические исследования.

Выготского о том, что высшие формы знакового опосредствования имеют свою историю развития, конкретизировался им следующим образом Объективное наблюдение показало, что между чисто натуральным слоем элементарного функционирования психических процессов и высшим слоем опосредствованных форм поведения лежит огромная область переходных психологических систем между натуральным и культурным истории поведения лежит область примитивного. Эти соображения подтверждаются, частности, исследованиями русле концепции поэтапного формирования умственных действий, где выяснилось фундаментальное значение предметного содержания действия, параметров анализа объекта действия. Выготский, необходимо было экспериментально проследить изменение функциональной роли знака по мере овладения его значением, причем сделать это на материале вербального мышления При исследовании вербального мышления качестве объекта традиционно выступало понятие. Сахаров приводит методику Эвелинга, который впервые при изучении содержания переживаний процессе мышления методом интроспекции использовал не слова естественного языка, а созданные эксперименте искусственные слова. Этот экспериментальный прием с введением как предметов, так и искусственных, поначалу бессмысленных, слов представлял собой ту инновацию, которая получила свое развитие методике. Функциональный аспект формирования понятий, другими словами, реальная связь действий испытуемого с конкретной задачей, был весьма существенен для.

Аха не дает такой возможности более того, хотя его эксперименты показывают, что предметная отнесенность знака по мере образования понятия изменяется, из них никак не следует, что эти изменения обусловлены структурой группы предметов, подбираемой ребенком к бессмысленному слову, и что вообще эта группа имеет устойчивую, закономерную структуру. Инструкция на классификацию давалась различных вариантах, зависимости от реакции испытуемого — от глухой, приведенной выше, до прямого задания критерия. Результаты эксперимента показывают, что метод прямого называния не приводит к формированию понятия предметное содержание той или иной группы не становится значением бессмысленного слова. Субъективность как будто несколько более объективирована том смысле, что принцип объединения имеет больше отношения к самим предметам, чем раньше. Выготский, отношения, лежащие основе синкретов, также являются фактическими реально существующими, как, например, пространственновременные отношения между предметами. Д дело, что они являются случайными и не принадлежат самим предметам как таковым. Выготский, характерно для детей определенного возраста, для представителей традициональных культур, при шизофрении оно обнаруживается и у взрослых. Эта динамика и это направление предстали перед нами столь явном виде лишь после того, как мы рассмотрели структуру комплексов с точки зрения связи общих признаков и их значений.

Случается, что задачи, с которыми человек столкнулся, не могут быть решены с помощью уже известных человечеству методов. Крутецкий структуру творческого мышления математике представляет следующим образом способность к восприятию математического материала, схватывание формальной структуры задач способность к логическому мышлению сфере количественных и качественных отношений, числовой и знаковой символики, способность мыслить математическими символами способность к совершенствованию процесса математических рассуждений и системы соответствующих действий, способность мыслить свернутыми структурами способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключение с прямого на обратный ход мысли математическая память обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы перехода к ним Так же к творческому мышлению. Однако изучение истории техники и изобретений, творческой жизни выдающихся ученых, изобретателей показывает, что все они обладали наряду с высоким уровнем фундаментальных знаний еще и особым складом или алгоритмом мышления, а также особыми знаниями, представляющими эвристические методы и приемы. Но именно потому, что предмет может быть реализован, наполнен содержанием, овеществлен, и через слово же ему будет сообщен также смысл, он и есть формальное образующее этого смысла.

Опуская соображения Шпета о синтаксисе, находим у него указание, что слово есть не только знак и своем поведении определяется не только значимым. Значение может принадлежать только знаку, оно есть функция знака, чистое отношение. Изучая человека, мы повсюду ищем и находим знаки и стараемся понять их значение. Иванов 1973 полностью игнорирует как бахтинское понимание смысла, так и его теорию поступка впрочем, тогда большая часть рукописей Бахтина еще не была опубликована. Оно также заключается во внутренних изменениях того, что дано природой естественном развитии поведения Выготский. Последнее звено этой формулы означает, что труд повторяет движениях рук и изменениях материала то, что прежде проделано представлении работника как бы с моделями этих же движений и этого же материала там. А именно знак не просто психологическое орудие он влияет на изменение процессов мышления и обобщения не одним лишь своим присутствием, а и своей сущностью. Кроме того, нам придется обратиться к некоторым другим работам, частности к лекции Выготского об игре. Через движения смысловом поле, не связанные видимым полем, реальными вещами, которые подчиняют себе все реальные вещи и реальные действия.

Именно значение слова освобождает действия ребенка и приводит к возникновению предметности орудия. Вместе с тем развитие этого способа невозможно без практики, без опоры на реальные свойства вещей. Система языка соответствует системе значений не совпадая с этой системой. Психическая деятельность опосредствована отражением психических свойств действительности, объективно связанных с теми свойствами действительности, которые непосредственно определяют жизнь, существование. Это развитие происходит на основе появления общественного отношения к действительности и связи с появлением значений. Все теоретические и практические выводы делаются на основании полученной сенсорной информации, отражающей бытие всего того, что непосредственно связанно с используемыми данными. По его мнению знаки языка способны изменить не только физический мир, но и сознание субъекта, оперирующего.

Систематическая экспериментальная разработка этой проблемы, сколько нам известно, вообще не предпринималась еще никем из исследователей. Сообразно с этой основной задачей определилась программа нашего исследования и настоящей работы. Не право и не обязанность автора, разумеется, входить оценку значения и истинности этих фактов и этих теорий. Из этого, конечно, вытекало, что межфункциональные связи представляют собой нечто такое, что может быть вынесено за скобки качестве общего множителя и что может не приниматься расчет при производстве исследовательских операций над оставшимися внутри скобок отдельными и изолированными функциями. Это не могло не отозваться самым тяжким образом и на проблеме мышления и речи. До деталей тщательно изученная история детской фонетики, с одной стороны, оказалась совершенно не состоянии объединить, хотя бы самом элементарном виде, проблему относящихся сюда явлений. Она должна найти эти неразложимые, сохраняющие свойства, присущие данному целому как единству, единицы, которых противоположном виде представлены эти свойства, и с помощью такого анализа пытаться разрешить встающие перед ними конкретные вопросы. Значение слова так же растворялось море всех прочих представлений нашего сознания или всех прочих актов нашей мысли, как звук, оторванный от значения, растворялся море всех остальных существующих природе звуков.

Эта функция речи обычно также анализе, разлагающем на элементы, отрывалась от интеллектуальной функции, и обе функции приписывались речи как бы параллельно и независимо друг от друга. Я могу дать ему понять это с помощью ряда выразительных движений, но действительное понимание и сообщение будет иметь место только тогда, когда я сумею обобщить и назвать то, что я переживаю отнести переживаемое мною чувство холода к известному классу состояний, знакомых моему собеседнику. Так же точно, кто оторвал мышление от аффекта, тот наперед сделал невозможным изучение обратного влияния мышления на аффективную, волевую сторону психической жизни, ибо детерминистическое рассмотрение психической жизни исключает как приписывание мышлению магической силы определить поведение человека одной своей собственной системой, так и превращение мысли ненужный придаток поведения, его бессильную и бесполезную тень. Современная психология почти на каждом шагу являет печальнейшее зрелище того, как новейшие и важнейшие открытия, составляющие гордость и последнее слово науки, положительно вязнут донаучных представлениях, которые обволакивают их созданные полуметафизические теории и системы. Фактическое должно нас занимать лишь постольку, поскольку оно поддерживает теорию или конкретизирует методологию исследования.

Таким образом, и нам предстоит раньше всего посмотреть, чем заключается этот эгоцентрический характер детского мышления и какой связи он стоит со всеми остальными особенностями, составляющими совокупности качественное своеобразие детской мысли по сравнению с мыслью взрослого человека. Рассмотрение этих моментов снова приводит к тому выводу, который составляет основную гипотезу Пиаже, что мысль ребенка более эгоцентрична, чем наша, и что она представляет собой средину между аутизмом строгом смысле слова и социализированной мыслью. Фрейд, как известно, показал, что сновидении действуют две основные функции, управляющие возникновением образов сновидения сгущение, которое заставляет сливаться несколько различных образов один, и перемещение, которое переносит с одного предмета на другой принадлежащие первому признаки. Ради этого последнего сравнения мы и остановились на примере синкретизма. Исходной, основной идеей всей его концепции развития мышления целом и источником генетического определения детского эгоцентризма является положение, заимствуемое им из теории психоанализа, именно положение о том, что первичной, обусловленной самой психологической природой ребенка формой мышления является аутистическая форма реалистическое же мышление является поздним продуктом, как бы навязываемым ребенку извне с помощью длительного и систематического принуждения, которое оказывает на него окружающая его социальная среда.

Чем более сложным и более дифференцированным становится образование понятий и логическое мышление, тем более точным становится, с одной стороны, их приспособление к реальности и тем большей становится возможность освобождения от влияния аффективности. Ответ на этот вопрос Блейлера мы находим, между прочим, том, что развитие речи создает высшей степени благоприятные условия для аутистического мышления, с другой стороны, как отмечает сам Блейлер, аутизм представляет благодарную почву для упражнения мыслительной способности. Пиаже прямо говорит, что для упрощения можно сказать, что взрослый думает социализированно, когда он один, а ребенок моложе 7 лет мыслит и говорит эгоцентрично даже тогда, когда он обществе. В наши задачи не может входить разбор всех отдельных исследований, составляющих богатейшее содержание книг Пиаже, или даже главнейших из них, хотя бы даже самых сжатых чертах. Основное содержание учения Пиаже об эгоцентрической речи, если оставить стороне чисто фактическую часть вопроса, достаточно ясно изложенную его книге, и сосредоточить внимание на теоретическом освещении, заключается следующем. Это речь для себя, для собственного удовлетворения, которой могло бы и не быть, результате чего ничто существенно не изменилось бы детской деятельности. Он совершается путем разделения функций речи, путем обособления эгоцентрической речи, путем ее постепенного сокращения и, наконец, путем ее превращения во внутреннюю речь.

Эгоцентрическая речь и есть переходная форма от речи внешней к речи внутренней вот почему она представляет такой огромный теоретический интерес. Мы можем подвести итоги нашему несколько затянувшемуся рассмотрению концепции детского эгоцентризма теории Пиаже. Это достаточно банально, это трюизм, который какимто непонятным образом упускается из виду рассматриваемой нами теории. Если идти по этому пути, едва ли может остаться сомнение том, что аутизм должен быть помещен не начале развития детского мышления, что он представляет позднее образование, что он поляризуется как одна из противоположностей, включенных развитие мысли. Но мы видели, что реальной ситуации, там, где эгоцентрическая речь ребенка связана с его практической деятельностью, там, где она связана с мышлением ребенка, вещи действительно обрабатывают ум ребенка. Это рассмотрение привело нас к выводу о видимой несостоятельности, теоретической и фактической, этой основной концепции, к выводу относительно того, что ход детского развития представлен извращенном виде этой теории.

Он упускает здесь из виду тот получивший блестящую формулировку у Гёте принцип, что восхождение от действия к причине есть простое историческое познание. Это центральное и решающее для всей методологии Пиаже утверждение, которое проливает свет на само понятие социального фактора развитии детского мышления, как он рассматривается Пиаже. В предисловии к русскому изданию Пиаже прямо пишет, что это составляет основную идею его работы. Работа, производимая нижней плоскости первые годы жизни, гораздо важнее. Очевидно, уделом детской мысли должна явиться не только раздвоенная, расколотая действительность, но и составленная из несоединимых, абсолютно разнородных и принципиально враждебных кусков ткани, которые вопиют, когда их хотят объединить. С той же логической неизбежностью возникает вопрос какой из двух станков, на которых ткет мысль ребенка, важнее, какой из двух тканей его мысли принадлежит первенство? Поэтому связи с вопросом о детском эгоцентризме Пиаже ставит другой вопрос Не существует ли для ребенка особой действительности, являющейся пробным камнем для всех других, или зависимости от состояния эгоцентризма или социализации ребенок будет находиться присутствии двух миров, одинаково реальных, из которых ни одному не удастся вытеснить другой? Рассматривая представление о мире, которое ребенок усваивает через речь, он приходит к выводу, что все это не соответствует детской природе, что оно противоположно той целостности, которую мы видим игре и рисунках ребенка.

Нельзя проще и прямее выразить ту мысль, что оригинальность умственной организации заложена самом существе ребенка, а не возникает процессе развития. В последнее время детская психология устами Фолькельта воспела примитивные целостности, выделяющие нормальную психическую жизнь ребенка среди других человеческих типов и составляющие самую сущность и ценность вечнодетского. Ребенок силу этой тенденции открывает путем чисто логической операции значение языка. Но Штерн отклоняет этот генетический, следовательно, единственно возможный с научной точки зрения путь объяснения того, как возникает процессе развития интенция, осмысленность речи, как направленность на известный смысл возникает из направленности указательного знака жеста, первого слова на какойнибудь предмет, конечном счете, следовательно, из аффективной направленности на объект. Возвращаясь к развитию, следует сказать прежде всего, что мышление и речь имеют генетически совершенно различные корни. Их голосовой аппарат развит и функционирует не хуже человеческого, но у них отсутствует тенденция имитировать звуки. Нам нет надобности критически проверять сейчас, насколько верна психологическая аналогия между задачей применения орудия и задачей осмысленного употребления речи. Второй эмоциональные состояния, и особенно аффективные, представляют у шимпанзе сферу поведения, богатую речевыми проявлениями и крайне неблагоприятную для функционирования интеллектуальных реакций.

Отмечая это, Бюлер пишет Говорили, что начале становления человека стоит речь может быть, но до него есть еще инструментальное мышление. Доинтеллектуальные корни речи развитии ребенка были установлены очень давно. Уотсон, отождествляющий мышление с внутренней речью, со всей справедливостью констатирует, что мы не знаем, на какой точке организации своей речи дети совершают переход от открытой речи к шепоту и потом к скрытой речи, так как этот вопрос исследовался лишь случайно 24 Но нам представляется свете наших экспериментов и наблюдений, а также из того, что мы знаем о развитии речи ребенка вообще самая постановка вопроса, применяемая Уотсоном, корне неправильной. И это мы видим с наибольшей отчетливостью области внутренней речи, которая, как установил. Ребенок, рассматривающий слово как свойство вещи ряду ее других свойств, находится именно этой стадии своего речевого развития. Главнейшим затруднением области исследования понятий являлась до последнего времени неразработанность экспериментальной методики, с помощью которой можно было бы проникнуть глубь процесса образования понятий и исследовать его психологическую природу. Огромным шагом вперед деле изучения понятий было создание такой экспериментальной методики, которая попыталась адекватно отобразить процесс образования понятий, включающий себя оба эти момента материал, на основе которого вырабатывается понятие, и слово, с помощью которого оно возникает.

Мышление понятиях, отрешенное от наглядных моментов, предъявляет к ребенку требования, которые превосходят его психические возможности до 12го года жизни 30 Мы не станем останавливаться ни на способе проведения этого исследования, ни на других теоретических выводах и результатах, к которым оно приводит автора. До Аха психологи различали две основные тенденции, которым подчинено течение наших представлений репродуктивную, или ассоциативную, тенденцию и персеверативную тенденцию. Само по себе заучивание слов и связывание их с предметами не приводит к образованию понятия нужно, чтобы перед испытуемым возникла задача, которая не может быть решена иначе, как с помощью образования понятий, для того чтобы возник и этот процесс. Если мы примем положение, что значение знака языка заключено только том, что связано с ним непосредственно, нам придется сказать, что значение ряда знаков языка заключено других знаках. Из всего этого следует, что различные знаки слов имеют различного рода связь с объективным содержанием, зависимости от того, каково это содержание и как оно было выявлено. Выделение и исследование логической структуры знания как такового и процессов познания как таковых предполагает выработку особых абстракций и введение особой символики для их выражения. В этой связи должно быть уточнено то положение о взаимоотношении языка и мышления, которое мы выдвинули раньше.

Чтобы дать более точное определение мышления, надо охарактеризовать его со стороны составляющих специфических процессов и их результатов — понятий как мы уже сказали, надо исследовать логическую структуру понятий и образующих их процессов. На основе этой обобщенной теории можно будет, повидимому, построить теорию рациональной языковой системы, наиболее приспособленной к процессам отражения и коммуникации. Исследуя речевое мышление Выготский поновому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Наиболее убедительная модель опосредованной активности характеризующая проявление и реализацию высших психических функций — ситуация буриданова осла. Так например эксперименты Кёлера обнаружившие способности шимпанзе к решению сложных задач показали что человекоподобный интеллект и экспрессивная речь отсутствующая у обезьян функционируют независимо. Возникающее результате такого слияния речевое мышление — не природная а общественноисторическая форма поведения. Культурноисторическая теория Выготского породила крупнейшую советской психологии школу из которой вышли. Говоря о существовании натуральных и высших психических функций Выготский приходит к выводу о том что главное различие между ними состоит уровне произвольности. Иными словами отличие от натуральных психических процессов которые не поддаются регуляции со стороны человека высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять.

Анализ современного состояния теории и методики раннего обучения иностранному языку дошкольных учреждениях позволяет утверждать обоснованность, позитивное влияние данной образовательной услуги на интеллектуальное развитие ребенка. Основным моментом этого кризиса стала либерализация социальной психологии и освобождение ее от искусственности лабораторного опыта. Описывая возрастные особенности культурного развития ребенка целом Приобретенные речью младенца социальные функции направленность на другого человека и выход за пределы естественных возможностей организма через употребление орудий составляют основу его дальнейшего культурного развития. Речь становится универсальным средством воздействия на мир, даже на вещи ребенок пытается воздействовать через слова. В период подросткового возраста происходят две крупные перемены жизни органическая половое созревание, культурное открытие своего Я, оформление личности и мировоззрения. Выготский также подходил к подростковому периоду как к историческому образованию. Однако самой важной особенностью фантазии переходном возрасте является ее раздвоение на субъективное и объективное воображение.

Развитие рефлексии у подростка, писал он, не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Наши первоначальные потенциальные понятия, говорит он, доинтеллектуальны. Эти потенциальные понятия часто так и остаются на данной стадии своего развития, не переходя истинные понятия. Это выразительные движения, жесты, мимика, отражающие внутренние состояния живого существа, но не являющиеся знаком или обобщением. Таким образом, группа объектов объединяется единое целое по разным основаниям. Он приходит к заключению, что понимании сущности аномального развития необходимо выделять и учитывать первичный дефект, вторичный, третичный и последующие наслоения над. Выготский писал …еще недавно наиболее распространенными психологическими методами исследования ненормального ребенка дефектологии основывались на чисто количественной концепции детского развития, осложненного дефектом. Многое из того, что присуще нормальному развитию, исчезает или свертывается изза дефекта. Сам термин мышление кажется здесь несколько неудачным, поскольку собственно мыслей у ребёнка ещё. Высот своего развития сенсомоторное мышление достигает у выдающихся спортсменов и эквилибристов. Это уже речевое или символическое мышление, так как наглядные образы и действия с предметами имеют названия, а это начало понятия, мысли.

Но если он видит этих мальчиков хотя бы на картинке, то решает такую задачу без особого труда. Представления обладают столь отчётливыми свойствами наглядности, объективности, что дети не всегда различают свои фантазии с реальностью. Некоторые профессии тесно связаны именно с таким мышлением — это профессии, когда индивиду приходится основном думать руками. В своём мышлении художник руководствуется силой творческого воображения, он, по словам. Достоевским по глубине и реалистичности намного превосходят всё то, на что оказались способными самые известные психологи и спустя десятилетия после него.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-study

 
Обращение к пользователям