Понятие объекта и предмета в психологии

Все о психологии, скачать книги, статьи, лекции, психологические тесты, литература, блог, видео, психологический словарь Сайт постоянно обновляется. Понятие мотива Мотив это основание какоголибо поступка или действия, это побуждения к деятельности, вызывающие активность личности Мотив имеет сложную внутреннюю. Установки и фрустрации Установки и фрустации возникают естественным путем они и неосознанны, и определяют поведение человека во многих ситуациях Установка неосознанная. Методы обучения 16 1 Понятие педагогических технологий Слово технология произошло от греческих techne мастерство, искусство и logos обучение, учение. Педагогические технологии управления Педагогические технологии управления включают себя два аспекта управление деятельностью и управление поведением, общением, мотивацией обучающихся Педагогические технологии управления. Уровни усвоения Уровни усвоения Характеристика Степень овладения знаниями и умениями 1 Ученический.

Тема 3 Познавательная сфера человека Психические познавательные процессы Целостность системы познания Уровни познания и психические познавательные процессы Ощущения и восприятие Общая характеристика и анатомофизиологические механизмы ощущений Виды и свойст. Тема 6 Психология личности Проблема личности психологии Личность как социокультурная реальность Соотношение понятий индивид, индивидуальность, личность Психическое развитие личности факторы, периодизация, выбор. Тема 13 Современные стратегии и модели образования Функциональноориен тированная и личностноориенти рованная стратегии развития образования Основные модели образова ния традиционная, культурноориентированная, личностнодеятельностная Критерии. Есть такой класс явлений, которые определяют процесс протекания деятельности человека, задают его исполнительский репертуар Это умения, навыки, привычки, стиль индивидуальный почерк деятельности, темперамент Все вместе эти процессы составляют инструментальную сферу человека. Существуют также такие интегральные явления характеристики, которые имеют дело с целостным человеком, его индивидуальными особенностями и которые выражаются его взаимоотношениях с миром, регулируют его общение с людьми Их называют психическими свойствами и состояниями К ним относят 1 волю 2 чувства 3 эмоции. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от. В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эмпирическими данными Для психологии исследование поведения не самоцель, а средство, путь познания законов, по которым строится внутренняя картина мира.

Следующая методологическая проблема, которую мы рассмотрим, это предмет и объект психологии как науки В чем состоят особенность и специфика выделения предмета и объекта психологии как науки и научного исследования частности. Как можно заметить, наиболее близки по своей трактовке предмета психологии позиции авторов с первой по четвертую Мы также разделяем данный подход и считаем, что предмет психологии это закономерные, сущностные взаимосвязи и механизмы возникновения, развития и функционирования психики и мира психических феноменов. Итак, часть отечественных авторов, которые широко трактуют психологию как науку, придерживаются позиции, что предметом психологии выступают закономерности, сущностные взаимосвязи, характеристики, особенности и механизмы возникновения, развития и функционирования психики и всего мира психических феноменов, присущих своим вполне определенным материальным носителям Данное определение соответствует и нашему пониманию предмета психологии. Проанализируем эти подходы и обоснованность данных точек зрения на объект психологии как науки. Но вполне ли методологически верно обоснован данный подход Дело том, что определять объект психологии, психологического исследования подобным образом не так уж безобидно, как это может показаться на первый взгляд Ибо тогда из психологии, теоретикоприкладного психологического исследования выхолащивается методологическая основа, исключается специфика объекта психологического исследования. В свое время Б Г Ананьев назвал свою знаменитую монографию Человек как предмет познания 3, и, видимо, неспроста, вкладывая это название столь глубокий смысл. Прежде чем ответить на эти вопросы, обратимся к мыслям классиков отечественной психологии по проблеме предмета и объекта психологии Еще С Л Рубинштейн книге Основы общей психологии 86 писал Специфический круг явлений, который изучает психология, выделяется отчетливо и ясно это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, намерения, желания и т все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что качестве переживания как будто непосредственно нам дано. Такова же позиция по данной проблеме Б Г Ананьева, когда он определяет человека как предмет познания для всех наук о человеке и человечестве, каждая из которых качестве предмета исследует те или иные закономерности, а качестве объекта стороны человека и различные области его жизнедеятельности. Идеи Р Декарта получили дальнейшее развитие, трудах английского философа Джона Локка, которые способствовали становлению метода интроспекции букв смотрю внутрь, долгое время считавшегося единственным методом психологии Основная его посылка знания сами по себе не могут возникнуть, врожденных идей нет, все идеи и понятия проистекают из опыта.

Оформление бихевиоризма как научного направления связано также с работами Э Толмена, Э Торндайка, благодаря которым психология была поставлена на естественнонаучный путь развития Укрепить позиции бихевиоризма удалось Эдварду Чейсу Толмену 18861959, американскому психологу Он усилил формулу еще одной составляющей промежуточной переменной и придал ей следующий вид S I R где I индивид как носитель когнитивной карты Когнитивная карта это образ знакомого пространственного окружения, она создается и видоизменяется результате активного взаимодействия субъекта со средой. Э Толмен отличие от Д Уотсона уже не игнорировал индивидуальные личностные проявления, но и свел их к созданию мозге человека карты окружающей среды Когнитивные карты формируются мозге генетически, но большей мере на основании приобретенного опыта и представляют собой целостный образ конкретных внешних ситуаций Толмен понимает поведение не как сумму реакций, а как целостный феномен. Специфика психического отражения состоит том, что психические явления это субъективные отражения объективной действительности Субъективное отражение неизбежно связано с преобразованием информации, поступающей извне, соответствии с той позицией, которую занимает данный человек каждый акт отражения включается накопленный им опыт, как бы спрессованный специфический путь его индивидуального развития. Изучая психику, современная научная психология круг своего рассмотрения включает как собственно психические явления, так и психологические факты К психическим явлениям относят субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта психические процессы, состояния и свойства Под психологическими фактами понимаются различные проявления психики акты поведения, телесные и неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, продукты деятельности людей и др Психические явления принято разделять на три большие группы психические процессы, психические состояния и психические свойства Они взаимосвязаны между собою, переходят один другой, оказывают друг на друга взаимное влияние. Психология как наука развивается условиях крайнего плюрализма, при наличии разных точек зрения по поводу многих фундаментальных вопросов, и проблемы предмета психологии Тем не менее, для обозначения явлений, изучением которых вы будете заниматься, необходимо дать общее определение Психология многоотраслевая область научного знания, предметом изучения которой являются закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку Она представлена ему виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей. Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, биологической природе человека, с другой его индивидуальном опыте, с третьей законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество В последнем Случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места занимаемого им обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет обществе, от видов деятельности, которых непосредственно участвует. Наряду с математизацией и технизацией исследований психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул.

Свободный опрос разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. Имеются две основные разновидности эксперимента естественный и лабораторный Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей условиях, отдаленных или приближенных к действительности Естественный эксперимент организуется и проводится обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается ход происходящих событий, фиксируя их том виде, как они разворачиваются сами по себе Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. В связи с обсуждением вопроса о субстанции, античности обозначились различные мнения во взглядах на душу, ее материальность и идеальность. По Платону, мир живое существо, душа его не нем, а окутывает его Мировая душа одушевляет том числе звезды и планеты они живые божественные существа Душа человека родствена мировой душе Первоначально она обитает на звезде, затем переселяется тело человека и теряет гармоничность задача человека вернуть гармонию через познание Строго говоря, мы, по Платону, не столько познаем, сколько вспоминаем то, что душа уже знала своем совершенном состоянии. Человеческая душа направляется разумом, подобно тому, как колесница направляется возничим при правильном управлении душа возвышается и приближается к исходной гармонии При ином исходе душа не успевает очиститься и по принципу нравственного подобия может, например, переселяться тела животных и птиц Душа бессмертна, полагал Платон Цель души постижение идей, поэтому душа подобна идее Размышление такое ее состояние, когда она беспрепятственно направляется к высшему, вечному, уподобляясь идее но, отличие от нее, душа подвижна По составу, утверждал Платон, душа трояка он выделяет ум его местонахождение голове, аффективное, страстное, эмоциональное начало оно располагается груди и вожделения живут печени. Ни у Демокрита, ни у Платона не было специальных больших трудов, посвященных душе Первый такой труд принадлежит Аристотелю, чей трактат О душе стал первым собственно психологическим трудом но еще рамках донаучной психологии, а сам Аристотель 384 322 гг до связи с этим считается основателем психологии.

Аристотель систематизировал предшествовавшие и современные ему идеи относительно души и выдвинул несколько важных положений, нашедших обоснование его трактате. Теперь мы минуем много столетий и обратимся к Новому времени, к европейскому XVII веку Конечно, это не означает, что ученые средневековья и раннего Возрождения не размышляли о природе души однако именно XVII веке, работах ведущих философов сложились концепции нового типа, пытавшиеся рационально, на основе разума и веры его могущество сформулировать представления о мире и человеке к этому же времени принадлежат и развернутые попытки создания системы обоснованных не только на уровне формальной логики правил, методов рассуждения науке. Первым из них мы назовем Рене Декарта 1596 1650, французского мыслителя, автора таких важных для психологии работ, как Страсти души и Рассуждение о методе для хорошо направленного разума и отыскания истины науках. Тело, согласно его представлениям, действует по законам механики, примерно по тем же принципам, по которым двигались механические фигуры созданных то время фонтанов Фонтенбло Процессы жизни у животных своего рода заранее готовые ответы на внешние воздействия то, что Аристотель называл растительной и животной душами, для Декарта лишь тонкие и подвижные вещества, называемые животными духами Так же механически протекают нервные процессы у человека нервы это трубочки, передающие животные духи как газ или ветер Общая схема такова от органов чувств по чувствительным нервам сейчас их называют центростремительными или афферентными нервными путями воздействие поступает головной мозг, откуда по двигательным нервам центробежным, эфферентным путям животные духи поступают к мышцам, заставляя их напрягаться, что вызывает ответное движение В этой схеме предвосхищена идея рефлекса, возникшая науке позже, связи с чем Декарта часто называют отцом физиологической психологии. Таковы представления Декарта о соотношении душевного и телесного Напомним, душа связывается Декартом с мышлением Но что такое мышление Это усмотрение идеи и установление связи, отношения между идеями абсолютно ясное, отчетливое осознание называется у Декарта интуицией, оно критерий истинности очевидное истинно Каковы же источники, из которых возникают идеи. Кроме того, Декарт повлиял на психологию как методолог, мыслитель, пытавшийся определить правильные методы рассуждений Из многочисленных предложенных им правил выделим два, наиболее интересные с точки зрения развития психологии.

Согласно Локку, идеи ощущений ходе развития предшествуют идеям рефлексии простые идеи, ассоциируясь, складываются сложные. Идеи Д Локка активно развивались ассоцианизме XVIII и XIX вв психология все еще донаучная основное внимание сосредоточивает на изучении умственной деятельности, познания, объясняемого на основе принципа ассоциации, выделения типов ассоциаций и их взаимодействий. Душа понимается как сознание его познавательном аспекте первую очередь. Более сложные образования возникают как сложение более простых на основе принципа ассоциации. Отметим еще одну важную деталь на этом этапе человек хотя это и не оговаривалось прямо понимается по сути как одиночка, живущий среди других наподобие Робинзона его внутренний мир явно или неявно противопоставлен всему остальному между миром субъекта и остальным миром как бы обозначена, жесткая граница Таким образом, можно говорить об индивидуализме не этическом смысле как о черте ассоцианизма. Вместе с тем рассмотрение ассоциации как универсального объяснительного принципа со временем оказывалось явно недостаточным Так, принцип этот не позволял исчерпывающе объяснять, например, феномен творчества, сопротивлялись объяснению на основе идеи элементаризма феномены воли, человеческой активности Бурное развитие естественных наук, прежде всего физиологии и медицины, рамках которых разрабатывались объективные методы исследования, все более остро ставило вопрос о возможности объективного психологического исследования ряд открытий прежде всего психиатрии подтвердил наличие у человека бессознательной психической жизни. И сточник развития психики противоречие между действиями субъекта и отражением им внешней среды.

Гуманистическая психология сформировалась как течение начале 60х гг XX противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми глубинными влечениями и комплексами. Основной областью практического приложения Гуманистической психологии выступает психотерапевтическая практика, которой зародились и были развиты многие из идей, образующих сегодня теоретический фундамент Гуманистической психологии В трудах А Маслоу, С Джурарда, Ф Бэррона, К Роджерса разработаны представления о психологически здоровой, полноценно функционирующей личности Недирективная психотерапия К Роджерса и логотерапия В Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем. Отказ от взгляда на мышление человека как на источник и движущую силу его деятельности, признание потребностей исходной причиной человеческих поступков представляет начало подлинно научного объяснения целенаправленного поведения людей По словам Ф Энгельса, люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей Влияние потребностей на наши поступки показал Маркс никто не может сделать чтонибудь, не делая этого вместе с тем ради какойлибо из своих потребностей Поскольку именно потребности и производные от них трансформации мотивы, интересы, убеждения, стремления, влечения, желания, ценностные ориентации и представляют основу и движущую силу человеческого поведения, его побуждение и цель, эти потребности следует, по мнению психологов С Л Рубинштейн, П В Симонов, рассматривать как ядро индивидуальности, как самую существенную ее характеристику Любой анализ индивидуальности окажется частным и второстепенным при абстрагировании от мотивационной сферы Характеристика ее начинается с уяснения и анализа потребностей человека. Чтобы разобраться сущности мотивационной сферы, необходимо рассмотреть ее состав состав потребностей, мотивов и целей Попробуйте назвать какиелибо свои потребности Хочу спать, хочу есть, не хочу сидеть на лекции, не хочу быть хуже других, хочу побыть один и Как видим, наши потребности представляют не что иное, как желание действовать определенным образом, то есть потребность требует выполнения действий, результате которых она удовлетворяется насыщается Потребность является источником активности человека он всегда действует, чтобы удовлетворить потребность По действиям человека можно судить о его потребностях Например, на уроке ктото слушает рассказ учителя, ктото разговаривает с соседом, ктото читает детектив, то есть каждый удовлетворяет разные потребности Деятельность, удовлетворяющая потребность, составляет процессуальную ее сторону Предмет, на который направлена потребность продукт, котором испытывается недостаток, называется нуждой или содержательной стороной потребности. Следовательно, потребность, как правило, имеет две стороны процессуальную и содержательную Но некоторые потребности могут быть и без нужды, беспредметные Например, потребность размышлять, общаться болтать, учиться всему и ничему дилетанты, потребность много спать, решать кроссворды, головоломки Здесь нет объективной нужды есть потребность самой деятельности Самая значимая из этих потребностей интеллектуальная Но мало кто из людей пользуется этой потребностью для своего развития Не многие думают чаще, чем два или три раза год Я добился мировой известности благодаря тому, что думаю раз или два неделю Дж Бернард. Человек не только чтото желает хочет, но еще и осознает свои желания, то есть обозначает свои потребности словом, обозначает словах смысл своего желания идею потребности Идея, овладевшая человеком, определяет его поведение, деятельность Следовательно, чтобы управлять или изменять поведение, необходимо помочь человеку осознать смысл потребности, помочь понять ему то, что он хочет. Итак, наши потребности осознаются виде конкретных побуждений мотивов к конкретным объектам, обстоятельствам и деятельности, которых они удовлетворяются Эти мотивы образуют мотивацию потребности, то есть некоторое устойчивое множество мотивов, которые черпают свою энергию из удовлетворения данной потребности и ее предвосхищения Таким образом, каждой потребности может соответствовать определенное множество мотивов, которые питаются энергией этой потребности Такие потребности называются фундаментальными. Второй уровень потребности безопасности стабильности, уверенности, защищенности, свободы от страха, тревоги и хаоса, порядке, законности и Наиболее ярко проявляются у детей У взрослых периоды конфликтных ситуаций конфликты семье, на работе, при росте безработицы, разгуле преступности, катастрофах, войнах и При регулярном удовлетворении они перестают управлять поведением. Четвертый уровень потребность уважении достойной жизни, стабильной и достаточно высокой и прочной самооценке, самоуважении и уважении со стороны других Удовлетворение этих потребностей вызывает чувство собственного достоинства Оно проявляется уверенности, мастерстве, компетентности, независимости и самостоятельности желании иметь определенную репутацию, престиж, имидж, известность, признание Неудовлетворение потребности самоуважении ведет к конфликтам, неврозам. Пятый уровень потребность самоактуализации человек должен быть тем, кем может быть, к чему у него есть призвание, задатки и способности Она проявляется самовыражении, стремлении реализовать все свои способности Это потребность роста, проектирования себя как человека Маслоу утверждал, что тенденция к самовыражению, самореализации, к самоосуществлению человека составляет его сущность, ядро индивидуальности.

Метажалобы касаются фрустрации метапотребностей, таких, как потребности совершенстве, справедливости, красоте и истине Этот уровень жалоб хороший показатель того, что всё обстоит сравнительно благополучно Когда люди жалуются на неэстетичносгь среды, это означает, что отношении более фундаментальных потребностей они более или менее удовлетворены Маслоу полагает, что жалобам не может быть конца, можно надеяться лишь на повышение их уровня Жалобы на несовершенство мира, отсутствие совершенной справедливости и это здоровые указания на то, что, несмотря на довольно высокий уровень фундаментальной удовлетворенности, люди стремятся к дальнейшему совершенствованию и росту Фактически Маслоу полагает, что уровень жалоб может служить показателем просвещенности общества. Под мотивацией достижения понимается такая система целей, потребностей потребность достижении цели и страх неудачи и мотивов стремление к познанию при достижении учебных целей, потребность самоутверждении, стремление к вознаграждению при достижении целей, которые побуждают школьника стремиться к достижению целей учебной деятельности и быть активным их достижении Мотивация достижения выполняет определенные функции по отношению к мотивации учения познавательную отражает стремление ученика к приобретению необходимых знаний, эмоциональную отражает влияние эмоций на учебную деятельность, интегративную отражает систему самооценок деятельности и достигнутого результата. В связи с неизученностью рассматриваемых явлений педагогике и психологии и непредставленностью их понятиях, считаем необходимым ввести следующие понятия мотивация конфликта связанные с конфликтной ситуацией побуждения, позволяющие индивиду избежать конфликта или вовлекающие его конфликтное взаимодействие, способствующие эффективному разрешению конфликта конфликтогенность совокупность признаков свойств мотивации основных сферах индивида уровни конфликтогенности степень сформированности признаков конфликтогенности основных сферах индивида деструктивная мотивация конфликта низкий уровень развития конфликтогенности разрушающая конфликтная деятельность непродуктивная мотивация конфликта средний уровень развития конфликтогенности продуктивная конфликтная деятельность отсутствует конструктивная мотивация конфликта высокий уровень развития конфликтогенности конфликтная деятельность направляется на предупреждение эмоционального конфликта, создание и разрешение делового конфликта. Когнитивный диссонанс мотивирует, требует своего уменьшения, приводит к изменению отношений, а итоге к изменению поведения Рассмотрим два наиболее известных эффекта, связанных с возникновением и снятием когнитивного диссонанса См дополнительный иллюстративный материал Один из них возникает ситуации поведения, противоречащего оценочному отношению человека к чемулибо аттитюду Если человек добровольно без принуждения соглашается сделать чтолибо, несколько не соответствующее его убеждениям, мнению, и если это поведение не имеет достаточного внешнего оправдания скажем, вознаграждения, то дальнейшем убеждения и мнения меняются сторону большего соответствия поведению Если, например, человек согласился на поведение, идущее несколько вразрез с его нравственными установками, то следствием этого будет диссонанс между знанием о поведении и нравственными установками, а дальнейшем последние изменятся сторону понижения нравственности См дополнительный иллюстративный материал Другой хорошо изученный эффект, полученный исследованиях когнитивного диссонанса, диссонанс после трудного решения Трудным решением называется тот случай, когда альтернативные варианты, из которых необходимо сделать выбор, близки по привлекательности В таких случаях, как правило, после принятия решения, после того, как выбор сделан, человек переживает когнитивный диссонанс, являющийся результатом следующих противоречий с одной стороны, избранном варианте есть негативные черты, а с другой стороны, отвергнутом варианте есть нечто положительное Принятое частично плохо, но оно принято Отвергнутое частично хорошо, но оно отвергнуто См дополнительный иллюстративный материал Экспериментальные исследования последствий трудного решения показали, что после принятия такого решения со временем повышается субъективная привлекательность избранного варианта и понижается субъективная привлекательность отвергнутого Человек, таким образом, избавляется от когнитивного диссонанса он убеждает себя том, что выбранное не просто слегка лучше отвергнутого, а значительно лучше, он как бы раздвигает альтернативные варианты избранное тянет вверх по шкале привлекательности, отвергнутое вниз Исходя из этого, можно полагать, что трудные решения увеличивают вероятность поведения, соответствующего избранному варианту Например, если человек долго мучился выбором между автомобилями А и Б, а итоге предпочел Б, то дальнейшем вероятность выбора автомобилей типа Б будет выше, чем до покупки, так как относительная привлекательность последних вырастет. В последние годы психологию мотивации импортируется все больше концепций, рожденных недрах когнитивной психологии Например, понятие сценарий, впервые использованное Р Шенком и Р Абельсоном Schank R С Abelsoh R 1977 для обозначения информации, отражающей некоторую обычную, привычную последовательность событий, все шире применяется для объяснения процессов мотивации поведения При этом предполагается, что человек не только усваивает сценарии готовом виде, но создает их сам, представляя будущий ход событий Сценарий же, свою очередь, может играть регулятивную функцию по отношению к поведению Есть некоторое соответствие между поведением и сценарием если я детально и последовательно представил себе ссору с некоторым человеком, то вероятность возникновения ссоры этом случае будет больше, чем если бы я вообще не формировал голове подобного сценария мысленное проигрывание сценария успешного выступления на собрании способствует успеху будущего выступления Одним из экспериментально обоснованных воплощений идеи сценария психологии мотивации является концепция функциональной роли контрфактического мышления, или контрфактов Контрфактами называются представления об альтернативном реальности исходе события Это мышление сослагательном наклонении по типу если бы, то Например, после того как студент сдал экзамен на три, он думает Если бы я не болтался по дискотекам, то я бы вполне мог сдать этот экзамен на четыре или даже пять, или Если бы я вообще не заглянул конспект, то мне бы и тройки не видать Легко видеть, что первом случае наш нерадивый студент конструирует альтернативный сценарий событий, который привел бы к лучшему по сравнению с реальностью исходу Иначе говоря, это означает, что он рассматривает нынешнее свое положение как худшее по сравнению с тем, что могло бы быть Такого рода контрфакты называются идущими вверх Во втором случае, наоборот, нынешнее положение воспринимается как относительно хорошее, так как могло бы быть и хуже Это контрфакт, идущий вниз В исследовании Н Роса Roese N J 1994 убедительно показано, что идущие вверх контрфакты ухудшают эмоциональное состояние, однако положительно влияют на будущую деятельность, и наоборот, контрфакты, идущие вниз, улучшают эмоциональное состояние, зато приводят к относительному ухудшению последующей деятельности по сравнению с контрольной группой, не получившей инструкцию на контрфактическое мышление Таким образом, стиль направление контрфактического мышления оказывает влияние на последующую деятельность и эмоциональное состояние, что открывает возможности для регуляции поведения с помощью самоинструкции или внешнего педагогического воздействия. По происхождению термин педагогика дословном переводе детовождение В России исторически понятия воспитатель, воспитание были аналогичны понятиям педагог и педагогика. Рассмотрим некоторые имеющиеся точки зрения, чтобы иметь возможность выделить общую позицию авторов и то, что их подходах является специфическим.

Психология это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития 39 Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни 69 В самом общем виде психология человека это наука о человеческой психике, закономерностях ее строения, функционирования, развития и изменения 59 Психология наука о строении и закономерностях возникновения, развития и функционирования психики различных ее формах, том числе сознания как высшей формы психического отражения 88, с. Наблюдая за явлениями природы, человек превращает их научные факты, которые исследует с помощью определенных методов научного познания, пытаясь выявить закономерные, сущностные связи происходящего Это главное отличие научного познания от житейского наблюдения и опыта. Однако нет и не будет науки, которая бы занималась всем Каждая наука исследует какуюлибо область объективной реальности Для психологии такой реальностью выступает психика и весь мир психических феноменов, с ней связанный. Иными словами, законы психологии, вопервых, носят статистический характер, вероятностный, и выступают как законытенденции, поскольку любое психическое явление обусловлено множеством факторов, действие которых и силу влияния, а также постоянно меняющееся сочетание полностью учесть невозможно Вовторых, поведение и деятельность, все отношения человека с миром, с другими людьми и с собой, с одной стороны, подчинены как общим для психологии человека закономерностям, так и факторам индивидуальности данного конкретного человека направляются всем содержанием внутреннего мира личности, хранящего личную историю человека Они несут на себе отпечаток уникальности понимаемого, переживаемого и реализуемого личностного смысла каждого понятия, каждой вещи и событий окружающего мира Эта уникальность принципиально непознаваема до конца, поэтому реакции, отношения, поступки, поведение человека всегда лишь относительно предсказуемы По этим причинам психологические закономерности не всегда проявляются с желаемой точностью и постоянством, а действуют как тенденции Почти каждое правило психологии дополнено многими ограничениями, уточнениями и поправками. Но знание закономерных связей само по себе не раскрывает конкретных механизмов, посредством которых закономерность может проявиться Поэтому задачу психологии входит, наряду с исследованием психических явлений, психологических фактов и закономерностей, установление и выявление механизмов психической деятельности. Психология это наука о закономерностях, сущностных взаимосвязях и механизмах возникновения, развития и функционирования психики и мира психических феноменов, присущих своим материальным носителям. Следующая методологическая проблема, которую мы рассмотрим, это предмет и объект психологии как науки В чем состоят особенность и специфика выделения предмета и объекта психологии как науки и научного исследования частности. Подводя итог вышесказанному, мы определяем психологию как пауку о закономерностях, сущностных взаимосвязях и механизмах возникновения, развития и функционирования психики и всего мира психических феноменов, присущих своим материальным носителям Данное определение указывает широком плане как на предмет, так на объект науки Предметом психологии как науки выступает выявление закономерностей, сущностных особенностей и механизмов психики Объектная область психологии объект науки охватывает психику и весь мир психических феноменов присущих конкретным материальным носителям. Слово психология переводе на русский язык буквально означает наука о душе В наше время вместо понятия душа используется понятие психика, хотя языке сохранилось много слов и выражений, производных от слова душа бездушный, душевный, одушевлённый, задушевный разговор, С лингвистической точки зрения душа и психика это одно и то же Однако с развитием науки и культуры значения этих понятий стали различаться Некоторые исследователи предлагают вернуться к понятию душа, однако понимая его научном смысле, как потребностноэмоциональноинформационную субстанцию В Д Шадриков.

Для анализа научной деятельности соответствующих разделах методологии введен и разработан ряд специальных понятий Наиболее общим из них является понятие познавательной ситуации Юдин Э. Предмет исследования включает себя объект изучения, исследовательскую задачу, систему методологических средств и последовательность их применения. Объект исследования это та область наблюдаемой реальности, для которой выявлены устойчивые и необходимые связи между отдельными ее составляющими и закреплены системе научных абстракций. Исходя из данного расчленения научного знания можно обрисовать последовательные этапы исследовательского движения, открывающиеся сквозь призму нормативнометодологического анализа В качестве таких этапов выделяются постановка проблемы, построение и обоснование предмета исследования, построение теории и проверка полученных результатов. Работа по построению и обоснованию предмета исследования также является преимущественно методологической, ходе нее осуществляется развертывание проблемы, включение ее систему существующего знания Здесь именно и происходит слияние методологии с содержательной стороной процесса познания Методология на этом этапе выполняет скорее конструктивную, нежели критическую функцию, корректируя работу исследователя На стадии построения предмета исследования чаще всего и вводятся новые понятия, методы обработки данных и другие средства, пригодные для решения поставленной задачи. Психолог М С Роговин отмечает, что письменных источниках донаучная или житейская психология прямо отражена двух жанрах характерологических сочинениях трактат Теофраста Этические характеры, работа Аристотеля Риторика и др и жанре моральных афоризмов М Монтень, Ф Ларошфуко, Ж Лабрюйер, Г Лихтенберг и другие И, конечно же, жизненная психология пронизывает все виды искусства Для многих людей произведения живописи, художественные произведения, театральные постановки являются основным способом познания внутреннего мира человека. Буквальное значение слова гуманитарный относящийся к познанию человека Различают широкое и узкое понимание термина гуманитарный Широкое понимание термина вбирает себя всю проблематику человека его общественное бытие, культуру, самого человека В соответствии с этим некоторые из естественных наук должны относиться к классу гуманитарных, так как они изучают человека например, медицина. Как способ общения с собеседником и его познания, эмпатическое слушание представляет собой определенную технику поведения субъектаисследователя психотерапевта, адвоката, следователя и субъектаисследуемого клиента, подзащитного, подозреваемого Это близкая дистанция между сидящими друг против друга собеседниками, контакт глаз, полная поглощенность собеседником центрированность на нем, эмоциональное сопереживание содержанию высказываемого и Подобное поведение способствует установлению психологического контакта беседе, максимальной открытости и откровенности общении Поэтому использование данного метода, по К Роджерсу, требует определенного мастерства, и эмпатическое понимание заключается проникновении чужой мир, умении релевантно войти феноменологическое поле другого человека, внутрь его личного мира значений и увидеть, правильно ли мое понимание. В группах танцевальной терапии танец служит коммуникацией посредством движения Назначение танцевальной терапии многопланово использование возможностей тела для повышения физического и эмоционального здоровья, повышение самооценки путем развития более положительного образа тела, совершенствование посредством группового опыта социальных умений, первую очередь коммуникативных, терапевтическое освобождение сдерживаемых чувств, приобретение опыта групповой работы Танцевальный терапевт создает группе благоприятную эмоциональную среду для исследования себя и других и работает над отражением спонтанных движений членов группы и расширением репертуара движений Терапевт применяет специальные упражнения на расслабление, дыхание, размещение, управление и движение пространстве Фундаментальным для танцевальной терапии являются взаимоотношения между телом и разумом, спонтанными движениями и сознанием, а также убежденность том, что движение отражает личность.

Рис 1 Общие понятия, с помощью которых описываются явления, изучаемые психологии. Функция осознанности способов деятельности проявляется осознании метода, соотнесенного с осознанием собственных способностей. Прежде всего это философия Это объясняется тем, что очень долгое время психология была частью философии и только после стала самостоятельной наукой Но это не разрушило связь этих двух наук И сейчас существует ряд проблем, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии. Это объясняется тем, что знания, полученные физиологами и биологами, используются психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психические явления. Качественная обработка материалов исследования Методы сбора фактического материала выявляют психологические факты, что создает основу для последующей работы исследователя по решению поставленных задач и проверке истинности выдвинутых гипотез Но сами по себе факты не являются решением задач психологического исследования, они должны быть проанализированы, правильно интерпретированы и обобщены Это достигается качественной и количественной обработкой собранного материала.

Психические процессы динамическое отражение действительности различных формах психических явлений Под психическим состоянием следует понимать определившийся данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется повышенной или пониженной активности личности. Установлено, что низшим уровнем объединения людей является конгломерат используется также другой термин диффузная группа, неорганизованное, силу обстоятельств, случайное скопление людей. Межгрупповое общение предполагает контакт двух общностей Таковы командные соревнования спорте Цели и задачи общения групп, коллективов могут совпадать, но могут и не совпадать Личность является носителем коллективного содержания, отстаивает его, руководствуется. Общественное мнение единые по содержанию суждения о фактах социальной жизни, коллективной деятельности, деятельности отдельных личностей Оно приобретает функцию оценки и формируется либо стихийно, либо сознательно Стихийное мнение опирается на информацию, передаваемую из уст уста слухи Общественное мнение, отражающее господствующую идеологию, социальноэкономический уклад общества, государства, вырастает на данных массовой информации прессы, радио, кино, телевидения, собраний, митингов и. Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности При таком внимании сама деятельность переживается как потребность, а ее результат личностно значим. Виды восприятия Восприятие различается зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора отражательной деятельности. Творчество имеет общие принципы и этапы вне зависимости от вида деятельности Вместе с тем этим не исключаются закономерности и этапы, характерные для творчества пределах конкретного содержания. Все эмоциональные состояния причинно обусловлены, хотя человек не всегда ясно осознает причину своего состояния. Воля человека проявляется действиях, поступках, выполняемых с заранее поставленной целью Однако такие действия, как ходьба, устный счет пределах таблицы умножения, речевое общение с близкими, родными и не являются специфическими волевыми Эти действия целенаправленны, но волевой момент них незначителен. В сформировавшемся и нравственно определившемся характере ведущим компонентом является система убеждений Убежденность определяет принципиальность поведения человека, его непреклонность борьбе, уверенность справедливости и важности дела, которому он отдает свои силы. Чувства и способности Любовь к делу, страстная увлеченность им непременное условие проявления и развития способностей, таланта Положительное эмоциональное отношение к избранной деятельности непременное условие актуализации способностей.

Метод переводе с греч путь к чемулибо способ достижения цели, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. К классическим видам экстероспекции относят наблюдение, эксперимент и различные его виды, психологическое измерение. Существование проблемы проблемной ситуации является исходным моментом любого научного исследования Объективность по явления проблемы связана с недостаточностью знаний, существующих объяснений русле данной теории, противоречивостью научных представлений и фактов, что и создает основания для проведения научного исследования Постановка научной проблемы предполагает. Исследователи различают научные и статистические гипотезы Научные гипотезы формулируются как предполагаемое решение проблемы Статистическая гипотеза утверждение отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистики Любая научная гипотеза требует перевода на язык статистики Для доказательства любой из закономерностей причинных связей или любого явления можно привести множество объяснений В ходе организации эксперимента количество гипотез ограничивают до двух основной и альтернатив ной, что и воплощается процедуре статистической интерпретации данных Эта процедура сводима к оценке сходств и различий При проверке статистических гипотез используются лишь два понятия Н1 гипотеза о различии и Н0 гипотеза о сходстве Как правило, ученый ищет различия, закономерности Подтверждение первой гипотезы свидетельствует о верности статистического утверждения Н1, а второй о принятии утверждения Н0 об отсутствии различий. По проявлению психики конкретной деятельности психология труда, психология игры, космическая психология, юридическая психология, психология управления, спортивная психология. Это означает, что испытуемый должен выделить общий для какойто группы предметов признак, произвести обобщение Практически здоровый испытуемый обычно не затрудняется с выделением таких групп, как растения и животные внутри которых могут быть подгруппы культурных и дикорастущих растений, домашних и диких животных и, мебель, одежда, посуда и По сравнению с этими практически здоровыми людьми страдающие, например, ранней эпилепсией обнаруживают иные формы группировки, основе которых лежат обоб.

Известный филолог Г Д Гачев, длительное время занимающийся проблемами национального образа мира, обратил внимание на то, как значительно отличаются образы мира, казалось бы, столь близких по языку народов, как русские и болгары Это объясняется особенностями исторически сложившейся культуры того и другого народа Каждый болгарин, пишет Г Д Гачев, растет среди древнего быта, упорядоченного не цивилизацией и учением, но обычаем Этот быт мощная, высочайшая потому за 500 лет турки не смогли ассимилировать народ и утонченнейшая культура материнского молока, создающая твердые нравственные устои, рафинированный ритм жизни, чутье времени и поры, совершенное тело 21, 87 В отличие от русского мировоззрения, центральное место котором занимает вопрос о чистоте и святости душевных помыслов и духовных устремлений, болгарское мировоззрение, подчеркивает Г Д Гачев, телесно Болгарин буквально вкушает мир, наслаждается вкусом и запахом более, чем русский человек этот народсадовод, народземледелец для обозначения привлекательного явления чаще всего использует прилагательное сладкий.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-study

 
Обращение к пользователям