Понятие типологии культуры

Существуют типологические теории, которых качестве структурной основы того или иного типа культуры рассматривается культурно—детерминированное поведение индивида. В соответствии с этим он выделяет два типа культуры дописьменную и письменную. Каковы аргумен Основные темы для докладов и рефератов по рассматриваемой проблеме. К типам культуры надо относить не только региональноэтнические образования, но также исторические и хозяйственные. В таком случае латиноамериканская культура, культура постиндустриального общества или культура охотников и собирателей должны именоваться культурными типами. Желающие опубликовать свои работы статьи, дипломные, рефераты библиотеке, присылайте их. В 20 веке идею единого происхождения человечества и единой истории культуры отстаивал немецкий философ.

понятие типологии культуры

С тех пор значительно выросло число оснований, по которым выделяются исторические и культу рные эпохи, сменяющие друг друга. Так, выделяют специализированную охоту и собирательство тропиках охоту, рыболовство и собирательство умеренном поясе пешую таежную охоту арктическую охоту на морского зверя охоту на оленя охоту, рыболовство и собирательство с зачатками земледелия и животноводства. Важнейшим средством общения и передачи информации здесь является язык, который не только обеспечивает непосредственное общение людей, их трудовую деятельность, но и создаст предпосылки для формирования духовной сферы культуры. Поэтому информационная культура дает возможность каждому человеку, располагающему современными средствами связи, получить любые знания, не выходя из дома. В этом мире непрекращающегося хеппенинга человек уже не состоянии строить свое мировое приятие, как раньше, последовательно, шаг за шагом. В мире, покрытом искусственной нервной системой электронных коммуникаций, пространство и время по сути та же информация неизбежно стянутся точку, после чего постижение окружающей реальности станет интуитивным без привлечения разума. При этом Восток, как правило, воспринимался соотнесении с Западом так, что теоретическое осмысление, осознание его специфики и разнообразия на европейском фоне было одновременно и проявлением собственного европейского самосознания.

понятие типологии культуры

В древности ее южной части, на островах и полуостровах Северного Средиземноморья, сложились две цивилизации из числа известных во времена Гегеля греческая и римская. Интересно, что Ясперс, активно использующий понятие Запада, почти избегает понятия Востока. Традиции эти проявляют себя не только во всех разновидностях духовной культуры, но и образе жизни народов целом. Человек нуждается лишь таких истинах, которые служат ему истина есть само бытие, само сущее, то, что нам дано, и поэтому она не зависит от ума и воли постигающего. Понятие тип принадлежит к числу понятий большой общности, что затрудняет его определение от греч. Слово тип используют для обозначения чегото однородного и обобщенного типология означает определенную классификацию явлений по общности какихлибо признаков. Этническая народная культура это культура людей, связанных между собой общностью происхождения кровным родством и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью. Из наличия специфических черт национальной культуры неправомерно делать однозначный вывод о том, что эти черты уникальны. Отношения между этнической и национальной культурой весьма сложны и противоречивы. Проблемы и конфликты, которые этих случаях имеют место, очень часто диагностируются руководителем как личностные отношениях с отдельными работниками, чье повеление и реакции не соответствуют его ожиданиям. Синхрония рассматривает культуру только системе пространственных координат, выделяя, как основную, горизонталь.

Сорокин рассматривает существование четырех суперсистем на протяжении трех тысячелетий на материале Средиземноморья и Запада. Такая типология позволяет проследить точки психологического напряжения и найти регуляторы для снятия напряженности выявить мотивы поведения, характер ожидаемой активности. Вместе с тем, общественной жизни решающую роль продолжает играть традиция. Основой социальной организации стала либеральная демократия, базирующаяся на стремлении к гарантированному обеспечению каждого разнообразными социальными благами, что по расчетам идеологов системы должно радикально снять социальное напряжение обществе и инициировать тотальный социальный компромисс, переход к системе мягких социальных взаимодействий, неконфронтационному типу солидарности. Совокупность предметов, учреждений, представлений, функционально связанных с определённым элементом культуры, называется культурным комплексом. Любая культура стремится не только перенимать черты других культур, но и защититься от нежелательного проникновения. Проявлением культуры являются также процессы аккультурации и глобализации культуры. Типологизация культур, или построение некоей системы типов, то есть типологии культур осуществляется с помощью двух важнейших, исходных логикопознавательных процедур. Ницше видит способе восприятия, освоения мира, точнее природе мировосприятия.

Сорокин исходил из более широкого понимания культуры, включающего себя не только художественную культуру, но и другие культурные сферы жизнедеятельности. Третий период начинается после Великой Октябрьской революции царизм был свергнут. В индивидуалистических культурах принято полагаться только на себя, заботиться преимущественно о себе и своей семье, акцент таких культурах делается на индивидуальные достижения и инициативу, опора жизненных реализациях на свое я. Надо подчеркнуть, что здесь существенна не только отсылка ко времени, но и тот факт, что культура каждой эпохи имеет существенные черты. Бердяев подчеркивал, что современная культура переходит цивилизацию. Они отметили, что миллионы людей одно и то же время потребляют одну и ту же художественную продукцию. Первоначально понятие культуры подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу обработка земли и прочее, а также воспитание и обучение самого человека. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и другие. Однако значение ее быстро растет, а современная культура воспитывает глубокие изменения под влиянием науки. Поскольку она не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Прежде всего небеспредельны биологические возможности человеческого организма.

Другая важная часть культуры состоит том, что культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей. В некоторых обществах считали войну самой благородной деятельностью человека. По мнению американского социолога Уильяма Грем Самнера культуру можно понять только на основе анализа ее собственных ценностей, ее собственном контексте. Закрытая дверь для американца имеет совсем не тот смысл, что для немца. Например, наша законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать. Но почему люди склонны подчиняться им, даже если это не соответствует их интересам? В ходе идеологической борьбы происходит отбор тех или иных вариантов культурного достояния, отвечающего интересам тех или иных социальных слоев и движений. Порой ходе революционной ломки прежних социальных структур возникают идейнотеоретические и политические течения, утверждающие бесполезность прежнего культурного достояния для нового общества.

понятие типологии культуры

В современных условиях синтез становится важным источником преобразования социокультурной системы многих развивающихся стран. Социальные связи человека культуре Культура, человек и картина мира. С точки зрения некоторых социологов, общество состоит из ряда социальных институтов, образующих социальную структуру, и культуры. Последняя обладает цементирующим воздействием, которое позволяет сохранить структуру общества. Немецким социологом, историком и экономистом Максом Вебером 1864—1920 были предложены абстрактные идеальные типы, представляющие собой некое упрощение, образсхему, а не объективно существующую существовавшую социокультурную реальность, поскольку они не имеют прямого аналога реальной истории культуры. По Веберу харизмой обладают и основатели мировых религий Будда, Иисус, Мухаммад, и великие полководцы Александр Македонский, Навуходоносор, Цезарь, Тамерлан, Наполеон, и выдающиеся политики Авраам Линкольн, Петр Великий Приложение 4 Вебер считал, что, несмотря на заведомую утопичность мыслительных конструкций, образующих идеальные типы, они представляют собой важнейшие научные абстракции, делающие возможным изучение множества явлений культуры на количественной основе. Свои преимущества для сравнительного анализа культуры имеет концепция мультилинейной эволюции Стюарда, который стремился к конкретному изучению ограниченной рамками отдельных регионов исторической повторяемости и параллелизмов.

Как правило, исследователи соглашаются с тем, что цивилизация — это, вопервых, определенный уровень развития культуры, вовторых, определенный тип культуры, с присущими ему характерными чертами. Цивилизации, получившие полное развитие, он подразделяет на независимые и сателитов. Типологии культуры по методам познавательной деятельности близка классификация культур по основанию форм мышления. Согласно исследованиям Иоганна Якоба Бахофена, на заре человеческой истории кровные узы можно было проследить только по материнской линии, поэтому женщинамать выступала правительницей и законодательницей как роду, так и обществе целом. В основу своей концепции Флиер положил стадиальную типологизацию этапов эволюции норм и стандартов человеческой деятельности. Флиера, основе механизма стадиальной эволюции культуры лежат процессы адаптации общества к объективным внешним условиям существования, поначалу преимущественно к природным, а затем — ко все более нарастающему объему и значимости исторических обстоятельств порожденных взаимоотношениями между людьми внутри того или иного общества, а также между различными локальными обществами как целостностями. Неоднозначность критериев и познавательных целей, на базе которых осуществляется типологизация культур, свидетельствует о том, что построить и дать одну единственную типологию культуры нельзя.

Если массовая культура создается для масс и потребляется массами, элитарная культура создается элитой и потребляется элитой, то народная культура создается народом или его лучшими представителями, а потребляется всем обществом. На Востоке еще древности сложился деспотический характер власти, не стесненной никакими формальными правилами или законами и опирающейся непосредственно на силу. Разумеется, истории Запада были периоды существования монархий, даже абсолютных монархий. Истинная суть вещей открывается тому, кто усвоил учение о четырех благородных истинах. Категории греховности и покаяния тесно связаны христианстве с учением о свободе выбора и личной ответственности человека перед Богом за все свои намерения и поступки. Внутри основных религиозных типов культуры можно выделить различные течения и направления.

При выделении этих типов необходимо учитывать временные, пространственные, мировоззренческоментальные, художественностилевые и другие характеристики. Синкретизм и неразрывная связь с природой являются ядром этого типа культуры. Вершиной позднего Ренессанса стало творчество Вильяма Шекспира, стиль которого определяют как трагический гуманизм. Протестантскореформистский тип культуры тесно связан с процессами эпохи Возрождения. Естественно, зарождавшийся новый протестантскореформистский тип культуры не мог разделить полностью идеи гуманизма. Все научные открытия этого времени обязательно подтверждались опытным путем и сравнительно быстро внедрялись практику материального производства. Однако искусство рационального типа культуры не абсолютизирует человека, как это было у гуманистов, а внимательно изучает его, выявляет его слабости, чтобы дать ему возможность преодолеть их и стать сильнее.

Все ранее признанные авторитеты, традиции и обычаи подвергались сомнению и критике, поэтому этот тип культуры закономерно называют критикопросветительским. Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится конфликте с господствующими ценностями. Но почему же тснда нас, живущих начале века, так волнуют культуры давно минувших эпох, и мы восхищаемся Антигоной Софокла, архитектурными сооружениями древних, удивляемся их водопроводам, созданным римлянами нормам права, и почему европейцу близка и понятна народная мудрость Вед, Махабхараты, Рамаяны? Другой лингвистический тип культур — морфологический, котором общность языковая устанавливается не на основе родства языков по происхождению, а на основе их структурного сходства и функционального подобия. Данилевского к мысли о том, что если рассматривать культуры на стадии расцвета, то есть развитой форме, то соответственно указанным видам деятельности и их приоритетному месту той или иной культуре Первый тип составляют одноосновные культуры, которые следовали за подготовительными стадиями и где ярко и полно проявился преимущественно один из видов разрядов деятельности. Шпенглер видит аполлоновскую душу, основанную на принципе обозримого предела. Шпенглер полагает, что культура рамках историкокулыурного типа существует изолировано от других, ничего не воспринимая, не заимствуя от них, следовательно, культурный диалог невозможен.

Следует заметить также, что сами понятия аполлоническое и дионисийское, обозначающие противоположные по характеру начала бытия и культуры, были введены Шеллингом для определения двух сил, концентрирующихся глубинах сознания человека. Частным случаем этнонациональной типологии культур является региональная типология. Не стоит забывать и о том, что любая типология не может до конца полно и объективно отразить абсолютно все стороны изучаемого объекта культуры. Таким образом, начало своего исторического пути этнос получает из космоса. В фазе надлома славяне раскололись на отдельные племена и народы чехи, поляки, сербы, болгары. Классицизм — это искусство строгое, рационалистическое, нем господствует системность, упорядоченность, соразмерность. На Западе разные виды культуры наука, религия, философия существовали самостоятельно, раздельно и более конфликтно, чем на Востоке.

Большое влияние на формирование отечественной культуры оказал геополитический фактор — срединное положение России между цивилизациями Запада и Востока. Россия не является самостоятельной цивилизацией, она представляет собой цивилизационно неоднородное общество. Россия с иной верой имела бы другую архитектуру, живопись, музыку, даже язык и государственное устройство. Хотя организационно церковь оказалась зависимости от государства, однако содержание вероисповедания осталось незатронутым. Таким образом, важной чертой российской культуры была поликонфессиональность Социальная культурология Пособие для студентов высших учебных заведений. Приложение 5 Для американского исследователя Филмера Нортропа 1893 1975 основанием культурной типологизации служат методы познавательной деятельности. Бахофен писал Та связь, которая впервые поднимает человечество к цивилизации, которая служит исходной точкой развитии всякой добродетели, формирования всякой благородной черты бытия, это волшебство материнства посреди жизни, исполненной насилия, оно выступает как действительно божественное начало любви, единения и мира. Определение и исследование таких типов наталкивается на немалые трудности. Религия утрачивает свое доминирующее положение культуре, наука и искусство выходят изпод ее контроля.

Западная культура ориентирована на ценности технологического развития, динамичный образ жизни, совершенствование культуры и общества. На Востоке новое не отвергает и не разрушает старое, традиционное, а органично вписывается него. Альтернативой же подобной идеи может быть только идеология мировой катастрофичности. При этом формации делились, главным образом, на антагонистические и неантагонистические. Поэтому исследователи проблемы типологии культур нередко употребляют эти понятия как синонимы. Он понимал историю, том числе и историю культуры, как ступени прогресса сознании свободы. Как мы отмечали выше, историческим методом анализа типов культур оперировал. Но более всего он получил признание учениях французского мыслителя.

Язык есть некий культурный код, сущий вне индивида и навязываемый. Основной вопрос, с которым первобытная культура обращалась к человеку Насколько ты вовлечен сообщество? Гумилев считает, что смешение разных народов это обязательное условие возникновения этноса. Всюду события охватывают огромные пространства, как Слове о полку Игореве. Столица России Петербург была сосредоточением различных европейских искусств. С юга, из Византии и Болгарии, пришла на Русь духовная европейская культура, а с севера другая, языческая, дружиннокняжеская военная культура Скандинавии. Однако научный оборот понятие этнос было введено. Широкогоровым Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп 1. Современное языкознание, изучающее язык во всех его аспектах, как яркий феномен культуры, предлагает две классификации морфологическую типологическую и генеалогическую генетическую. Современная этнография насчитывает более двух тысяч этнических общностей людей, каждая из которых неповторима и своеобразна.

Тем не менее данная классификация не теряет своей актуальности и настоящее время, поскольку все три хозяйственнокультурных типа существуют современной социокультурной действительности первый хозяйственнокультурный тип распространен долине реки Конго, Амазонки, на юге Индии, Шри Ланке, Индонезии, Филиппинах второй — Южной и ЮгоВосточной Азии, на островах Океании, Южной Америке, Африке третий —в Европе, Северной Америке, ряде стран Азии. Среди этих культур выделяются уединенный и преемственный типы. Общечеловеческого не только нет действительности, но и желать быть им — значит довольствоваться общим местом, бесцветностью, отсутствием оригинальности, одним словом, довольствоваться невозможною неполнотою. Уподобляя культуры живым организмам, понимая их как живые существа высшего порядка, Шпенглер считает, что они зарождаются неожиданно и вырастают с возвышенной бесцельностью, подобно цветам поле, будучи абсолютно изолированными и лишенными общих связей. Грекам известны солнечные и водяные часы, но они не пользуются точным отсчетом времени. Античный человек не замечает течения времени и полностью растворен его потоке. По мнению Шпенглера, единства человечества не существует, понятие человечество для него лишь пустой звук. Марксом, Ясперс отстаивает приоритет духовной составляющей истории культуры, а полемике со Шпенглером утверждает ее единство, приходя конечном итоге к пониманию истории культуры как линейного процесса, имеющего смысловое завершение.

Ясперс выделяет четыре гетерогенных периода прометеевская эпоха, эпоха великих культур древности, эпоха духовной основы человеческого бытия осевое время и эпоха развития техники Человек четыре раза как бы отправляется от новой основы. Анализируя этот тип культуры на примере европейского Средневековья, Питирим Сорокин писал Архитектура и скульптура Средних веков были Библией камне. Чтобы показать, чем состоят различия аполлонического и необходимо обратиться к дионисического начал культуры, понятиям и принципам, образным выражением которых выступают боги Аполлон и Дионис. Испанский философ Хосе ОртегаиГассет 1883—1955 принципом выделения периодов технической эволюции считает взаимосвязь между человеком и технологией, то есть функцию техники как таковой. Составные части специализированной культуры — наука, искусство, философия, право, религия. Там, где естественная среда более бескомпромиссна по отношению к человеку, он охотнее признает ее авторитет. Опираясь на приведенные цитаты из Ветхого Завета, некоторые ученые Линн Уайтмл поставили вопрос об исторических корнях современного экологического кризиса, характерного главным образом для стран Запада и Америки. Было высказано предположение, что конечном счете он порожден общей антиэкологической и антропоцентрической догматикой христианства. Человек, обитавший то время Европе, искал не единства с природой, а грубого обладания.

В самом общем виде христианское отношение к природе характеризовалось при этом так Что безусловно доказано, так это то, что христианство привнесло человеческую культуру свое отношение к природе она источник ресурсов, а не объект созерцания, человек имеет право использовать ее как ему угодно, она не является священной, и отношение человека к ней регулируется моральными принципами. В качестве доказательства приверженности христианства идее если не равноправия, то, по меньшей мере, единства и солидарности человека и природы, приводятся достаточно многочисленные имена святых, богословов и ученыххристиан, ставших подлинными подвижниками экологической мысли и действия. Сюда же относятся начинатели масштабных традиций и создатели парадигм большого стиля Шекспир, Гёте, Шиллер, Пушкин, Гоголь, Достоевский, Горький, Кафка. Белый, ОртегаиГассет и Беньямин, Гуссерль и Хайдеггер, Манхейм и Эллюль — различно варьировали тезис о враждебности демократизации и омассовления культуры ее качеств. При этом взгляды ОртегииГассета отнюдь не следует уподоблять марксистскому учению о революционных массах, делающих историю. Ведь основе массовости общественной жизни лежат такие неподвластные идеологиям материальные факторы, как стандартизированное и конвейерное машинное производство, так или иначе унифицированное образование и тиражированная информация, выход значительного слоя людей на некий средний и усыпляющий творческую энергию уровень жизни.

В самом тексте вместо него упоминаются, как противопоставленные романтическому гениюпоэту, чернь тупая Чернь было первоначальным, до переименования 1836 году, авторским названием этого стихотворения печати. При этом любые общности могут быть охарактеризованы как массы, если существенным них представляется количество, энергия и плотность. В эпоху, предшествовавшую образованию империи, политическая жизнь Риме достигала необычайной остроты, собрания во время ежегодных выборов магистратов нередко переходили вооруженные уличные столкновения. Труп убитого диктатора был сожжен на Форуме, после чего возбужденная толпа направилась разрушать дома заговорщиков. Исторический опыт коллективного действия масс сложился сначала ходе Великой французской революции 17891799 гг и был многократно умножен социальными конфликтами, революциями и войнами и веков. Развитие средств массовой коммуникации усилило качество массовости, придало ему определенные черты социокультурного феномена. Втретьих, это историкокультурные исследования, которые не только базируются на достижениях гуманитарных наук истории, филологии, литературоведения, искусствоведения, истории религии. Своеобразным толчком к началу этих споров стало Философское письмо. Социология культуры исследует роль или роли, которую играет культура человеческом обществе. Одними из самых интересных для социологов являются маргинальные субкультуры. Культурная антропология занимает особое место ряду культурологических научных дисциплин.

Это сооружения с маленьким количеством окон, толстыми прочными стенами, построенные обязательно неприступном месте. Определяющие черты стиля стремление к изяществу, мелкая деталировка формы, контраст между внешней строгостью зданий и изысканностью их внутреннего убранства, скульптура и живопись отличаются утонченностью, грациозностью. Все это позволяет теоретической культурологии быть живой и плодотворной частью культурологического и гуманитарного знания. Новые направления прикладных исследований культурологии порождаются потребностями общества, сложными проблемами, постоянно встающими перед. С момента возникновения философии культурология оформляется как специфическая сфера гуманитарного знания. Это предполагает использование идей и методов философии, которые выступают методологической основой для культурологии. Выработка общих культурных черт нравов, обычаев, языка предполагает коллективную солидарность людей. Здесь культура предстает как некий итог, предшествующий деятельности человека, являя собой иерархию значимых для конкретного общества и индивида смысловых образований. В современном смысле происхождение понятия культура связано с областями педагогики культура как образованность, воспитанность и философии культура как искусственный, созданный человеком мир, отличающийся от естественного мира, природы. С одной стороны, некоторые искусствоведы склонны отождествлять культуру и искусство, понимать под культурой прежде всего искусство во всем его многообразии.

Например, говорят о восточной цивилизации, европейской цивилизации, античной цивилизации. Цивилизация также может истолковываться смысле совокупности достижений материальной и духовной культуры неких живых существ или наделенных интеллектом существ, не обязательно людей. Например, почти всегда говорят о первобытной культуре, но не о первобытной цивилизации, хотя иногда, крайне редко, можно встретить и подобное выражение. Также термин конфликт культур часто употребляется культурологами и социологами, изучающими процессы взаимодействия разных культур аккультурации, которые нередко приводят к ожесточенной вражде их представителей. Например, говорят об английской культуре и об европейской цивилизации однако возможно том же смысле сказать и о европейской культуре. К обыденному уровню относятся домашнее хозяйство, нравы и обычаи, мораль, практическая технология, обыденное мировоззрение и обыденная эстетика. Теория эволюционного монизма Гегеля заключается следующем все страны входят единую схему исторического развития от низших к высшим формам культуры, не перешедшие от мифологического сознания к рациональному относятся к доосевому времени. Под периодом цивилизации Данилевский понимал время, течение которого народы, составляющие тип, проявляют преимущественно свою духовную деятельность во всех тех направлениях, для которых есть залоги их духовной природе. В работе Закат Европы он отстаивает идею дискретного характера истории.

В ней также проводится идея о значимости культурных особенностей фундаментальной проблемой современной эпохи Хантингтон объявляет противостояние современного и традиционного. Хантингтона о том, что межкультурные различия более фундаментальны, чем политические и идеологические. Особенности культуры России во многом были определены ее геополитическим положением 2 пространственными характеристиками расстояния и простора как атрибутами русской ментальности 3 проблемой культурного отставания России Средние века иноземными вторжениями, овладением огромным пространством страны, соблазном больших пространств, своего рода железным занавесом между Россией и другими странами. России не существовало светской литературы, архитектуры, музыки, философии и науки, тогда как Европа к этому времени уже создала огромный массив научного, философского знания, имела опыт во всех областях культуры и более прогрессивное государственное устройство. Долгое время да и отчасти сейчас параллельно с православием сохраняются мощные пласты языческой культуры. Она сохранит веру православную до скончания веков, до конца света, и уже тогда следующему Риму не быть.

Русский народ, полагал славянофил, может по справедливости решать споры, но не на основе подавления частного интереса, а на основе интересов всего мира Не чуждо русскому народу, по его мнению, и чувство единства с родственными ему славянскими народами. Однако процессе заимствования народреципиент заимствует не все подряд, а лишь то, что является близким его собственной культуре, может принести явную или скрытую выгоду, даст преимущества перед другими народами, отвечает внутренним потребностям данного этноса. Прекращение противостояния между Востоком и Западом не привело к установлению стабильного мирового порядка. Оно утрачивает функции фактора, структурирующего пространство коммуникации, уступая их носителям информации. Общая тенденция изменения качества цивилизации, возникновение новых факторов человеческого бытия и существенное видоизменение привычных форм жизни, связанные с серьезностью исторических трансформаций, проявляются организации нового типа культуры или общего знаменателя развитии культуры. Он подразумевает добровольное овладение представителями одной культуры привычками и традициями другой, обогащающее собственную культуру. Во всех случаях пересечение культуры и общества имеет масштабы культурного типа личности, которому соответствуют определенного типа общественные отношения. Ценности являются регуляторами личностных устремлений и поступков и определяют социальные предпочтения личности.

Ключевский 1841 1911 отмечает, что глубине евразийского континента, отличие от его западной части, природа не давала человеку надежды на то, что ее когдато удастся приручить. Типология классификация вообще представляет собой действенный инструмент познания, когда необходимо внести порядок некоторую совокупность объектов. Таким образом, каждый подход посвоему упорядочивает разнообразие, ограничивает бесконечную сложность и многообразие культуры, порождая свою типологию культуры. Парсонса по основанию форм построения суждений различение по осям абстрактность — ассоциативность, универсализм — партикуляризм по шкале индивидуализм — коллективизм по зависимости от контекста по мужественности или женственности например, дальневосточные культуры женственны, а западные мужественны по толерантности к неопределённости по дистанции власти. Вполне очевидно, что возможности применения такой типологии достаточно ограниченны. Как пишет Шпенглер, результате происходит переход от героических деяний к механической работе. Он доказывал, что революционное действие возможно только цивилизации, жизни. Изучив гигантский материал, Тойнби показал историю каждой цивилизации как последовательность вызововиответов. Сорокин считал, что суперсистемы культуры проходят определённые фазы развития генезис происхождение — рост — зрелость — увядание — распад.

Первым этом ряду, безусловно, является французский этнолог, культуролог и философ Клод ЛевиСтрос 19081990, который по праву считается главным теоретиком структурализма. Как строятся типологии культуры? Вебера, ставшую, несмотря на многочисленные попытки критики, методологической основой любых типологических построений, касающихся общества и культуры. Исследователь чаще всего пользуется нормативно правильно. Им обладали основатели мировых религий Будда, Иисус, Мухаммед, великие полководцы Александр Македонский, Цезарь, Тамерлан, Наполеон, выдающиеся политики Авраам Линкольн, Петр. В русской научной традиции понятие этноса часто обозначается термином народ. Общей для человечества верой может быть только философская вера, имеющая глубокие корни исторической традиции, она более древняя, чем христианство или ислам. Другим вариантом современной типологии культур является их деление на традиционные и современные модернизированные. Здесь культура считается всего лишь одной составляющей набора аналитических конструктов, предназначенного для анализа социального действия. Культура считается особой упорядоченной селективной областью феноменов, противопоставляемой природному. Духовная культура наука, мораль, нравственность, право, религия, искусство, образование материальная орудия и средства труда, технику и сооружения, производство сельскохозяйственное и промышленное, пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта.

Это быт и уровень технологии, манера общения людей на улице, магазине, транспорте и организация и управление экономикой, взаимоотношения семье и отношения к религии. Не так просто определить, скажем, отличие европейской культуры от восточной, хотя каждому понятно, что такое различие есть. В рамках данного подхода формационная типология дополнялась классовой типологией культур, соответствии с которой каждый класс антагонистических формаций создавал свой тип культуры. Укоренившиеся науке представления о культурной самобытности и самоценности разных народов, подкрепляемые лавинообразно растущим этнографическим материалом, с одной стороны, а с другой — явное влияние, испытываемое философией и социологией со стороны биологических наук, переживающих этот период бурный рост и теоретическое становление, обусловили идею представлять культурологии и истории социальные процессы по типу биологических, поскольку полагалось, что общество можно мыслить как организм с его естественными процессами рождения, развития и смерти. Глубинный психологический строй коллективной души народа выступает основой типологии культур. В нем материальные и духовные ценности сбалансированы, при этом преимущество отдано высоким нравственным идеалам. Идея замкнутых культур своим остриём направлена против верховенства Запада.

Она заставляет осознать равнозначность и своеобразие всех великих культур, существовавших на земном шаре. В этой системе одни культуры оцениваются как более значимые, развитые, ценностнобогатые и плодоносные. Они следующие 34 доисторический первобытный период — прометеевский тип культуры 5000 лет до 34 эпоха великих культур древности па Западе — шумеровавилонская и египетскоэгейская культура, архаическая культура Китая 40002000 лет до 34 осевое время — эпоха формирования основ человеческого бытия, здесь формируются основы гуманистической культуры, происходит становление личности приблизительно — вв 34 имперская эпоха, которая опирается на развитие науки и техники становление научнотехнической цивилизации Европе. Он использует антитезу Восток—Запад, оставленную, как казалось, навсегда культурологической мыслью. Рационализм обуславливает индивидуалистический крен вопросах взаимоотношения человека и мира. Проявляя стремление к постоянному, всестороннему познанию окружающего мира и Вселенной западный человек чаще занимает сторону земного материалистического бытия, тем самым, разрушая гармонию, постоянство и органичность собственной духовной и материальной жизни, ее устоев, канонов и устоявшихся норм. И итоге феноменальный рост материального благосостояния вершится здесь на фоне благоговейного отношения к национальной культуре, природе и человеку. России необходимо соединить западные и восточные элементы культуре, став единым Востоко Западом.

В мировой истории и культуре выделяют два особых образования Восток и Запад. К динамике относятся те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. Линейная это представления о том что существует единая общемировая культура развития. Развитие культуры есть сложный диалектический процесс представляющий собой единство. Определенную роль формировании менталитета национальной культуры играют природные ландшафтные, климатические, биосферные факторы. В центре его внимания находится цивилизация, рассматриваемая через призму духовных явлений, главным из которых он считает ментальность. Концепция специфической эволюции изучение локальных культур диахронном аспекте по мнению ее авторов Салинса и Сервиса, существенно дополняла универсальную концепцию, которой, как крупноячеистой сети, терялись конкретные культуры. По определению Стюарда культурный тип характеризуется совокупностью некоторых избранных функционально взаимосязанных черт, которые присутствуют двух или более культурах, но не обязательно вовсех. Фейблман, обосновывая свою концепцию типов культуры полагает, что внутренняя специфика культуры определяется спецификой культурнодетерминированного поведения индивида. Мы воспринимаем себя как носителей национальной культуры и то же время как представителей всего человечества.

С этой точки зрения выделяются культуры с высокой степенью зависимости от социокультурного контекста и с низкой. Они формируют сознание людей и образ их жизни, смена средств общения меняет и образ жизни людей. Национальный же тип культуры является преимущественно актуальным, ориентированным на решение текущих социальных задач, а отчасти и прогностическим, нацеленным на достижение более или менее представляемого будущего. Ведь даже географическом плане они не охватывают всю ойкумену, и деление на Восток и Запад у разных народов истолковываются поразному. Учитывая приведенные обстоятельства, исторической типологии культур можно использовать следующие принципы. Концепции культурноисторических типов и линейная стадиальная схема периодизации культуры При изучении культур встает проблема их типологизации.

Противопоставление своей культуры чужой характерно для древних греков и римлян. Гердер впервые выступает с научной критикой европоцентризма и ставит вопрос о преемственности развитии культуры. Стимулы природной среды Тойнби разделяет на стимулы бесплодной земли и стимулы новой земли. Эти три суперсистемы идеациональный идеационный тип, сенситивный чувственный и идеалистический. Шпенглера он не считал завершение какойлибо культурной эпохи ее смертью. Наиболее существенные характеристики культуры отношение к традиции, тип религии и характер слова. Поскольку слово существует как устное и как письменное, при этом письменное слово появилось значительно позже, то можно выделить культуры устного и культуры письменного слова.

Вне носителей основы организаци онной культуры смыслы, ценности, нормы поведения и ориентиры деятельности становятся неясной, неявной, неустойчивой и невлияющей на реальность идеей. Декларативно лучший работник может быть провозглашен героем, но практика может показать, что реально большее признание организации имеет другой работник у него выше зарплата, лучше условия работы, он повышен должности, именно с него берут пример ос тальные работники. Складывается противоречие между декларациями и оценкой, которую дает практика. Базовый прин цип опираться следует на практический опыт, так как он более конкретен и максимально приближен к реальной жизни. Динамические культуры способ ны быстро набирать знания и легко осваивать новые сред ства и предметы материальной культуры. Полная открытость невозможна, так как это будет означать растворение культуры мегакультуре. Например, она свойственна практически всем предприятиям, активно функционирующим рыночном секторе экономики. Она содержит единые, разделяемые членами организации ценности и нормы поведения, ясные ориенти ры деятельности, возможные варианты реагирования на самые разнообразные изменения окружающей действи тельности. Социальная группа, сформировавшая субкультуру, может отличаться от представителей доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, обычаями и прочим.

Нация — это общность людей, имеющая не только единую территорию, единый литературный язык, общие особенности духовной жизни, культуры и характера, но и единый хозяйственный организм и вытекающую из него единую государственность. По перечисленным признакам обычно выделяют следующие группы народов романские, англосаксонские, славянские, скандинавские, арабские, тюркские, латиноамериканские, народы черной Африки. Для всех восточных социокультурных миров характерны высокая степень нормативности культуры, авторитет традиции, консервативная стабильность. Происходит дальнейшее укрепление и развитие родовой организации, о чем говорит появление родовых могильников. Исследователи полагают, что, пользуясь достижениями новой эпохи, люди получили возможность вести хозяйство одной семьей. Мифология и есть известного рода перенос общиннородовых отношений на природу и весь. Позже формируется модель мира, охватывающая три сферы космоса небо, землю, преисподнюю. Теперь природа получает у греков умиротворение и поэтизацию, которыми они прославились на века. Но это означало освободить также и мышление каждого отдельного человека от родовой опеки и предоставить ему возможность самому изыскивать средства для жизни. Магия предполагает, что одно событие неизбежно будет следовать за другими. В культуре как таковой наличествуют и философский, и социальный, и исторический, и другие аспекты. Задачей культурологии, таким образом, становится выявление закономерностей, присущих этому новому качеству.

Вместе с тем культура есть нечто противоположное природе, существующей вечно и развивающейся без участия человека. Основной вклад Уайта обществознание заключался разработке им трех ключевых научных положений Уайт и его ученики подчеркивали, что все культурные формы, состоящие из слияния различных элементов культуры Иоганн Готфрид Гердер 17441803. С этого времени, считает Хейзинга, стал нарастать кризис культуры, который достиг своей наивысшей отметки 20 веке. Наплыв масс различные сферы общества привел к сокращению дистанции между элитой и толпой, изменения духовные основы. Если прежде ему были свойственны стесненность, зависимость, страх будущего и любое улучшение рассматривалось как подарок судьбы, то теперь он полагает себя хозяином жизни, все блага приобретается по инерции. На современном уровне культурологического знания имеет место два варианта ответа на этот вопрос. Другой особенностью первобытной культуры, является ее конкретизационный характер, который воплотился тотемизме. В работах Локка формулируются естественные права человека на жизнь, свободу и собственность. Просветители разработали концепцию политического плюрализма человека, его прав, свобод, которая нашла свое выражение знаменитой Декларации прав человека принятой. Декларация прав человека и гражданина провозглашала, что люди рождаются и остаются свободными и равными правах, среди которых фигурировали собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

Этот подход ориенти рован не на поиск объективных оснований этноса, а на выявление функций, которые он выполняет обществе. Процессы его формирования и функционирования области культуры наибо лее конкретизированно изложены книге французского философа и социолога. Формируемое массовой культурой массовое сознание многооб разно своем проявлении. Для своего времени формационная теория была значительным шагом вперед, ибо она впервые дала четкую универсальную схему всемирноисторического процесса, основанную на материалистическом понимании истории. Маркс применяет термин к социальным системам различного масштаба и уровня от глобальных систем до социальных микроединиц. Восток — это так называемые традиционные общества и традиционные культуры, характеризующиеся пози цией невмешательства протекание природных процессов уста новкой на адаптацию индивида к сложившейся социальной сре де, а не на ее преобразование коллективистским менталитетом противовес индивидуалистической доминанте на Западе. Историческая приобщенность России ко многим духовным ценностям западной цивилизации и культуры не под лежит сомнению. С Запада Россию пришло христианство прав да, его восточном, византийском варианте течение веков мыслящая Россия впитывала себя элементы западного рацио нализма, просветительства, романтизма, социального утопиз ма, авангардизма.

Евразийство как особая концепция социокультурного места России возникло начале 20х годов нашего века среде русской эмиграции, пы тавшейся разобраться, с одной стороны, истоках и смысле происшедших потрясений, и, с другой — перспективах даль нейшего развития родной страны. На разных этапах историческо го развития России на авансцену выступала одна из трех линий социокультурной ориентации период Киевской Руси — ви зантийская, столетия монголотатарского ига — восточная, со времен Петра — западная. В Ин дии — доарийская культура, связанная с Шумером приблизительно с 3 тысячелетия. Тойнби говорит о существовании истории 36 цивилизаций, среди которых им, прежде всего, выделяются получившие полное развитие и неудавшиеся несторианская христианская. Вопервых, политическая культура понимается как совокупность ориентаций на политическую деятельность. Такой тип политической культуры характерен, к примеру, для средневековой Европы.

Эти различия варьируются зависимости от принадлежности к различным социальным группам. Соответственно выделяют господствующую официальную и оппозиционную разновидности политической культуры, общую и региональные субкультуры, политическую культуру общества, класса, социальной группы, лидера, рядового гражданина, члена общества. Концентрация внимания исключительно на разделяемых всеми убеждениях и установках чревато игнорированием политических установок и ценностей, присущих тем или иным социальным группам, их представителям, выступающим за изменение существующего положения вещей. Вместе с тем, на наш взгляд, она идеализирует модель гражданской культуры, рассматривая ее качестве образцовой. В современных условиях радикально меняются факторы, определяющие развитие сферы культуры. Отсюда сама проблемакультура самый сложный объект научного познания. Из теории информации известно, что человеческом социуме имеет место перенос информации двух типов что и формирует общество генетической и сигнальной культурной широком смысле этого слова.

Первоначально она была сформулирована как методологическая проблема отдельных наук. К построению типов культуры следует идти от общих концепций или теорий, целостных или развернутых. Первая из них, восходящая к традициям античной науки, исходит из понимания типа как некоей неизменной органической сущности вещей. Хочется заметить, русская нация это совокупность людей, причисляющих себя к русской культуре и являющихся гражданами. Каждая национальная культура представляет собой гармоническое равновесие традиционных условностей, при помощи которых раскрываются возможности человеческого существования. Идея плюрализма культур, родившись еще конце 19 века, вновь стала актуальной. Одна из классических попыток многомерной типологии культур принадлежит американским антропологам. Вопросы типологии культуры, которые были освещены работе, являются важными и новыми культурологической науке. Необходимо обосновать основные приоритеты, которые наиболее важны нашем исследовании, одним из условий которого является соотношение понятий национальный тип культуры и этнический тип культуры типологии культуры. Сущностью, главным содержанием и назначением сферы культуры является процесс общественного воспроизводства и развития самого человека как субъекта разносторонней социальной деятельности и общественных отношений.

Для деструктивного типа воспроизводства характерна недостаточная способность субъекта силу тех или иных причин преодолевать внутренние и внешние противоречия, ограничивать поток деструктивных инноваций, обеспечивать необходимые инновации, сохранять параметры простого общественного воспроизводства, удерживать на минимальном для данного общества уровне эффективность производства и воспроизводства. Он характеризуется упадком культуры, недостаточной способностью находить эффективные средства и цели, стабилизирующие ситуацию. Здесь различают конфуцианскодаосистский тип культуры индобудийский тип культуры исламский тип культуры христианский тип культуры. Известная часть населения мира собиратели и охотники является носителем архаической культуры, большая часть находится на уровне традиционной, аграрной культуры и одна треть из 5 млрд.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-study

 
Обращение к пользователям