Зпр это понятие

Причины церебральноорганических форм задержки психического развития патология беременности и родов, инфекции, интоксикации, травмы нервной системы первые годы жизни, как видно, определенной мере сходны с причинами олигофрении. Именно этих классах возможно последовательное взаимодействие диагностикоконсультативного, коррекционноразвивающего, учебнопрофилактического и социальнотрудового направлений деятельности. Подготовьте доклад на тему Методы психологической диагностики аномальных детей. Это проявляется необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире затруднениях при узнавании предметов, находящихся непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. У детей этой группы недостаточно сформированы и пространственные представления ориентировка направлениях пространства продолжение довольно длительного периода осуществляется на уровне практических действий часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации. Эти дети очень редко могут адекватно оценить свою работу и правильно мотивировать свою оценку, которая часто завышена. Диапазон нравственных норм и правил общения, отражаемый детьми играх, очень невелик, беден по содержанию, а следовательно, недостаточен плане подготовки их к обучению школе.

зпр это понятие

Дизонтогенетические формы, пограничные интеллектуальной недостаточности психофизический инфантилизм, задержки развития речи, школьных нарушений, психомоторики, задержка развития при аутестическом синдроме. В школе осваивается быстро, но правила поведения не принимает может играть во время учебного процесса, часто отвлекается, нередко опаздывает на уроки. Задержка психического развития соматогенной генезы не имеет наследственности. Задержка психического развития зачастую ставится ребенку 45 лет, когда он начинает навещать детский. Вовторых, количество этих источников довольно невелико оно исчерпывается несколькими монографиями, а также небольшим числом статей, опубликованных единственном специальном журнале Дефектология. Чтобы разобраться этом, необходимо углубиться довольно давнюю предысторию вопроса.

зпр это понятие

Постепенное накопление знаний по этому вопросу приводило к их дифференцировке, что свою очередь порождало возникновение новых терминов. Норма и патология интеллектуальной сфере долгое время рассматривались как диаметральные крайности. Под слабоумием понимался широкий спектр расстройств, включая и психические заболевания. Первые попытки научного изучения и специального обучения детей с интеллектуальной недостаточностью были предприняты во Франции начале. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту при психофизическом инфантилизме страдает эмоциональноволевая сфера и физическое развитие. Обычно такие дети долгое время лечатся больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности целом. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и не​стойкости, легкая внушаемость. В связи с этим дети оказываются не состоянии без специальной по​мощи овладевать счетом, чтением и письмом. То и другое с наибольшей очевидностью проявляется процессе решения интеллектуальных задач.

Ошибки, которые допускают при выполнении таких заданий нормально развивающиеся дети, обусловливаются только недостаточно четкой дифференциацией понятий. Известно, как часто падают маленькие дети нередко это бы­вает, когда нет взрослых поблизости, а иногда и присутствующие взрослые не придают особого значения таким падениям. Гармонический инфантилизм — это равномерное проявление инфантилизма во всех сферах. Надо сказать, что такие случаи фикси­руются довольно редко, так же как и задержка психического раз­вития соматогенного происхождения. Задержка психического развития соматогенного происхождения обусловлена длительной соматической недостаточностью различного происхождения хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, первую очередь сердца. Дети могут успешно классифицировать предметы по таким наглядным признакам, как цвет и форма, однако с большим трудом выделяют качестве общих признаков материал и величину предметов, затрудняются абстрагировании одного признака и сознательном его противопоставлении другим, переключении с одного принципа классификации на другой.

Основной причиной отставания являются слабовыраженные минимальные органические повреждения головного мозга, врожденные или возникшие во внутриутробном, при родовом или раннем периоде жизни ребенка, а некоторых случаях и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы и ее основного отдела — головного мозга интоксикации, инфекции, обменнотрофические расстройства, травмы. Предлагаемый детям процессе обучения наглядный материал должен быть свободен от лишних, не используемых на данном уроке деталей. Однако главный упор на этот вид памяти делать нецелесообразно, так как иначе затормозится развитие вербальной памяти, которая перспективе должна играть центральную роль. Во многих случаях, при оказании таким детям соответствующей педагогической поддержки и организационной помощи возможно образование обычной школе. Первая группа – задержка психического развития конституционального происхождения. Длительная диспепсия на протяжении первого года жизни неизбежно приводит к отставанию развитии. Дети отстают речевом развитии недостатки произношения, аграмматизм, ограниченность словаря.

В случаях, когда электроэнцефалография не выявляет у пациента эпилептиформной активности, выбирается препарат из группы ноотропов. Хотя первые результаты клинического действия Энцефабола могут проявляться уже через 2 4 недели приема препарата, оптимальные результаты, как правило, достигаются при длительности курса 6 12 недель. Динамика и прогноз заболеваемости психическими расстройствами лиц старшего возраста Журнал невропатологии и психиатрии. Под термином задержка психического развития понимаются синдромы временного отставания развития психики целом или отдельных ее функций моторных воспринимающих, речевых, эмоциональноволевых, замедленного темпа реализации заложенных природой свойств организма закодированных генотипе свойств организма. В замедленном темпе формирования познавательной деятельности с инфантилизмом связана недостаточность интеллектуальной мотивации и производительности, а с нейродинамическими расстройствами – тонус и подвижность психических процессов. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Этот тип аномалии развития обусловлен длительной соматической недостаточностью различного происхождения хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, первую очередь, сердца.

зпр это понятие

Астения – нервнопсихическая слабость, истощаемость организма, снижение всех форм психической активности. Задержка психического развития психогенного происхождения наблюдается, прежде всего, при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости, чаще всего обусловленной явлением гипоопеки – условиями безнадзорности, при которых у ребенка не воспитываются чувства долга и ответственности, формы поведения, связанные с активным торможением аффекта. При длительных родах, вызванных неправильным положением плода, вероятно травматическое повреждение плечевого нервного сплетения, результате которого наступает периферический паралич руки. С началом обучения школе клиническая картина нарушений становится более выраженной. Другой особенностью развития раннем возрасте являются неустойчивость и незавершенность формирующихся навыков и умений. Еще одной особенностью раннего детства являются взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервнопсихического развития. Дети практически не владеют речью — пользуются или несколькими словами, или отдельными фразами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но диапазон возможностей ребенка к активному использованию фразовой речи значительно сужен.

Преимущественно манипулируют предметами, но им знакомы и некоторые предметные действия — они адекватно используют дидактические игрушки. Ориентировочноисследовательская деятельность целом имеет более низкий по сравнению с нормой уровень развития дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентирования свойствах предметов. Резолюция Всероссийской конференции Компенсирующее и коррекционное обучение задачи и перспективы развития. Иногда его так же связывают с особенностями внутриутробного развития, частности, многоплодия. Бертынь 1970 об относительной частоте гармонического инфантилизма у близнецов. Этот вид дизонтогенеза связан с тяжелыми нарушениями грубым недоразвитием либо повреждением отдельных анализаторных систем зрения, слуха, речи, опорнодвигательного аппарата, а также рядом инвалидизирующих хронических соматических заболеваний. Асинхрония проявляется разной степени недоразвития одних анализаторных систем при сохранности других.

По своей структуре определенной мере напоминает искаженное развитие. В конкретнонаглядном материале дети разбираются вполне удовлетворительно, но у них мал запас обобщающих терминов, они не могут объяснить значение отдельных отвлеченных понятий. У него ослаблена или не проявляется вовсе одна из главных сенсорных реакций этого возраста зрительная фиксация или слуховое сосредоточение. На всех последующих этапах ребенок своем развитии проходит стадии, более характерные для предыдущего этапа. В 1112 месяцев отсутствуют первые лепетные слова, слабая интонационная выразительность голосовых реакций и первых лепетных слов, нечеткость их соотнесения с предметом или действием. Большинство детей не способны к игровой деятельности, они не умеют ограничивать свои желания, бурно реагируют на все запреты, отличаются упрямством. Психофизический инфантилизм с недоразвитием эмоциональноволевой сферы при сохранном интеллекте. Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции. В первом классе у них иногда возникают трудности, связанные как с малой направленностью на длительную интеллектуальную деятельность на занятиях они предпочитают играть, так и неумением подчиняться правилам дисциплины. В неврологическом состоянии этих детей часто встречаются признаки гидроцефалии, нарушения черепномозговой иннервации, явления стертого гемисиндрома, выраженной вегетососудистой дистонии.

Иначе таких детей называют педагогически запущенными неприспособленных, имеющих трудности обучении. Родовая травма новорожденного например, защемление нервов шейных позвонков. Родители из таких семей зачастую способствуют задержке психического развития, имея крайне низкий интеллектуальный уровень. Причиной такого серьезного нарушения могут стать проблемы при вынашивании ребенка или родах родовая травма ребенка, токсикоз, асфиксия, различного рода инфекции, недоношенность. Обычно эти зловещие три буквы качестве диагноза ребенка появляются медицинской карте примерно к 56 годам, когда приходит время подготовки к школе и наступает пора приобретать специальные навыки и умения. В любом случае, даже если нет никаких предпосылок, необходимо новорожденного показать невропатологу. Если выбранный вами врач и прописанные им методы и лекарства для лечения не вызывают доверия, то стоит обратиться к другому специалисту, который поможет развеять ваши сомнения. При должном внимании отклонения психическом развитии можно выявить уже на первых порах жизни малыша, а потому приложить необходимые усилия, дабы помочь ему развиваться правильном русле.

Так что же такое — задержка психического развития? В первом случае дети характеризовались как стойко неуспеваю щие, во втором же — во вспомогательной школе до введения тер мина задержка психического развития — состояние детей опре делялось как псевдоолигофрения. Выделив детей, испытывающих трудности обучении и изу чив их истории развития, а также неврологический статус, Штраус и Летинен выявили у них наличие остаточных явлений слабо. Таким образом, несмотря на детализацию определения, оно нс позволяет дифференцировать первичные и вторичные наруше ния развития. По данным разных зарубежных авторов, распространенность трудности обучении детской популяции школьного возраста составляет от 5 до. Ясно, что плохое соматическое состояние не может не отра зиться и на развитии центральной нервной системы, задерживает ее созревание.

При трех первых недостатках развития наиболее часто встречающимся этиологическим фактором являются слабо. Слабая выраженность резидуальной органической или функ циональной недостаточности сравнении с умственной отстало стью является благоприятной почвой для коррекции, особенно при создании условий, максимально стимулирующих развитие. Все это заставляет очень ос торожно относиться к диагнозу задержки психического развития дошкольном возрасте, и можно говорить об отставании пси хическом развитии или об отставании какихто отдельных сфе рах, например речевом развитии, развитии моторики. Спионек 1978 считает отставание раз витии зрительного восприятия, наблюдаемое у детей этой катего рии, одной из главных причин испытываемых ими трудностей обучении. Дети затрудняются осязательном узнавании даже многих хорошо зна комых им предметов. Особенно трудно им локализовать тактильные ощущения случае одновременных при косновений к двум разным участкам кожи. Все это отмечается, естественно, тогда, когда ребенок не видит устанавливаемых. Все сказанное говорит о необходимости специальных занятий по раз витию моторики этих детей дошкольном возрасте. Коробейникова 1980 на запоми нание 10 слов средний показатель непосредственной кратковре менной памяти детей с задержкой развития был несколько ниже, чем у нормально развивающихся детей, и выше, чем у умственно отсталых дошкольников, но различия ни одну, ни другую сто рону не достигали значимых величин.

Следовательно, среди старших дошколь ников с задержкой психического развития наблюдаются значи тельные различия по уровню развития элементарной образной памяти, каковой является память на месторасположение предметов. Важно отметить, что исследовались почти исключительно до школьники с задержкой психического развития, воспитывающиеся и обучающиеся специальных детских садах или специальных груп пах для детей этой категории, многие из детей к моменту иссле дования занимались по коррекционной программе около года или больше. Они выступают еще ярче, если сопоставлять диапазон разброса показателей для каждой группы, который составляет соответствен но 3, 0 — 5, 5 4, 25 — 6, 25 и 0, 375. Остальные 20 % составляют наиболее сла бые дети, которые самостоятельно складывают только первую и вторую фигуры — самые простые, еще 1 — 2 фигуры составляют после нескольких попыток под расчлененным образцом, а ос тальные задания выполняют только наложением. К особенностям мышления детей рассматриваемого типа относятся также недостаточная ори ентировка условиях задачи и импульсивность действий. Иногда вместо называния слов, обозначающих соответствующие родовой категории предметы, или, наоборот, вместо обозначения родовой категории дети просто повторяли отдельные слова из задания.

Важно отметить, что группе детей с задержкой развития наблюдаются очень большие индиви дуальные различия одни дети после краткого обучения почти не отличаются от нормально развивающихся по формулированию суж дений с кванторами все и некоторые правда, умозаключаю щие выводы из двух посылок представляют и для них значительные трудности, другие нуждаются длительном обучении даже для построения суждений по наглядной ситуации с помощью взросло. В наименьшей мере оно проявляется нагляднодейственном мышлении, особенно если учитывать зону ближайшего развития. Ограниченность словаря детей, особенно активного, обнаруживается за пределами повседневной тематики тех случа ях, когда им приходится пользоваться монологической речью на пример, когда детям предлагается пересказать прочитанный им рассказ, составить собственный рассказ по картинке или устное сочинение на заданную тему. Обна руживаются специфические особенности и затруднения словооб разования. В то же время у умственно отсталых и этом случае отмечаются некоторые затруднения. Этот же автор отмечает значительно меньшие возможности детей рассматриваемой категории сравнении с нормально раз вивающимися по вербализации воспринимаемого и их собствен ных действий. Достаточно успешно используя речь общении, дети не отделяют коммуникативную функцию речи от других ее функций, не отделяют слов от их пред метного содержания, от своих потребностей и действий.

Тригер, 1987, 1989, что познавательное отношение к речи и ее по нимание этими детьми как особой реальности может быть доста точно успешно и быстро сформированы на специальных занятиях. Вместе с тем оставалось еще много детей с более выраженной задержкой психического развития, ко торые не предпринимали попыток начать игру и просто ходили, или бегали по комнате, или занимались какимто другим делом. У дошкольников с задержкой психического развития наблю дается отставание развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, легкость смены настроений и контрастных проявле ний эмоций. Та кой ребенок то проявляет доброжелательность по отношению к дру гим, то вдруг становится злым и агрессивным. Собственные простые эмоциональные со стояния опознаются хуже, чем эмоции изображенных на карти нах персонажей. Далее будут охарактеризованы особенности младших школь ников с задержкой психического развития, с которыми коррекционная работа дошкольном возрасте не проводилась. От приведенной выше общей характеристики их деятельности и поведения перейдем к более детальному описанию своеобразия психических процессов. Недостатки зрительного и слухового восприятия у детей, от носимых нами к задержке психического развития, отмечаются и зарубежными авторами.

Данные проведенных сравнительных исследований раскрывают сложную картину этих различий. Анализ результатов всех экспериментальных исследований и наблюдений за детьми процессе запоминания и воспроизведе ния, том числе процессе учебной деятельности, позволил выделить ряд качественных особенностей памяти, отличающих их от нормально развивающихся младших школьников. Это не означает, что второклассники хуже запоминают мате риал соответствующего субтеста, чем первоклассники. Однако после кратковременного обучения на другом изображе нии тому, какие признаки могут выделяться, дети с задержкой психического развития значительно приближаются к показателям нормально развивающихся детей и удаляются от показателей ум ственно отсталых. Особенно ограниченным оказывается запас слов, обозначаю щих свойства и признаки предметов. Средний показатель по это му субтесту как для первоклассников, так и учеников II класса с задержкой психического развития оказывается зоне показате лей, характерных для умственной отсталости 83, 8 % первокласс ников и 51, 3 % второклассников получили по этому субтесту по казатели, оказавшиеся диапазоне умственной отсталости. Такая работа имеет важнейшее значение не только непосредственно для обогащения речи детей, но и для развития их логического мыш ления, для которого словапонятия служат материалом.

Остановимся прежде всего на словообразовании и словоизме нении, владение которыми имеет важнейшее значение для разви тия грамматического строя, развития речи целом, а также для овладения правилами грамматики и правописания. При изучении словообразования у школьников с задержкой психического развития выявилось довольно значительное число слов, которые не встречаются при выполнении таких заданий нормально развивающимися детьми. Период словотворчества включающий образование неологиз мов является нормальным явлением процессе развития речи дошкольном детстве от двух до пяти и заканчивается обычно уже старшем дошкольном возрасте. Она проявляется труд ностях при овладении новыми формами речи — повествованием и рассуждением и выступает ситуациях, требующих развернутых речевых высказываний. Особенности логического мышления дошкольников с задержкой психического развития Дефектология. Фарфельд выделил группу неуспевающих детей с наследственно обусловленным запоздалым развитием. Певзнер 1966 на основе результатов анализа клинических фактов показала, что главным и определяющим симптомом задержки легкой степени может быть только недоразвитие эмоциональноволевой сферы. Неблагоприятные условия жизни и воспитания нарушают их сенсорное развитие, общение с окружающими, а на этой основе задерживается умственное развитие, ущербно формируется личность.

Эти дети нуждаются более сложном лечении, нежели при неврозоподобных состояниях или соматогенных астениях, а также более сложной педагогической коррекции. Дети данной категории прежде всего испытывают большие трудности адаптации к новой сфере. Причиной же второго вида задержки психического развития являются различные патогенные факторы, действующие на ранних этапах жизни ребенка. Данные, полученные процессе длительного педагогического экспе­римента с дошкольниками недоразвитием интеллекта. Аугене 1, свидетельствуют, что развитие речи у этой категории де­тей осуществляется, прежде всего, русле ведущей деятельности, по­скольку именно ходе овладения ею у ребенка возникает потребность активном использовании слов, фраз, новых речевых оборотов. При выполнении практических заданий, предполагающих совместную дея­тельность, сотрудничество наблюдается крайне редко, дети почти не общаются друг с другом. Так, существенно меняется соотношение разных видов контактов с взрослыми. Нам представляется, что упражнения детей общении с взрослыми ситуациях, моделирующих внеситуативные формы общения, создают условия для благоприятного формирования внеситуативнопознавательной и внеситуативноличностной форм общения. В ходе проведения эксперимента мы решили не ограничиваться вы­явлением признаков высшей формы общения, а старались, количествен­но оценивая отдельные из них, определить, как функционирует ребенок при каждом типе общения.

Методика формирующих опытов предусматривала 16 занятий, ходе которых взрослый экспериментатор и дети осуществляли совместную деятельность. Занятия первого типа включали себя чтение и об­суждение книг познавательного характера о животных, рыбах, птицах, машинах. Дети, имеющие такой диагноз, развиваются медленнее, чем их сверстники, на протяжении нескольких возрастных периодов. Дефект познавательной деятельности у них неустойчив, со временем они могут догнать своих сверстников. Вызывать отклонения развитии могут различные патологические факторы, действующие во внутриутробный период генетические отклонения, отягощенная наследственность, хронические заболевания родителей злоупотребление родителей алкоголем, наркотиками физические и психические травмы женщины период беременности инфекционные, вирусные заболевания, токсоплазмоз конфликт по резус – фактору нефропатия внешнесредовые факторы. Неквалифицированное оказание акушерской помощи и другие природовые травмы. С содержательной точки зрения, воспитание классифицируется поразному. Это позволило дифференцировать приёмы и методы педагогического воздействия. Первая группа 32% спокойны и уравновешены, активны, общительны, не нарушают общепринятых норм поведения.

Задача педагогов сформировать товарищеские отношения между воспитанниками, создать атмосферу доброжелательности и взаимопомощи. Поощрение хорошего поступка положительно действует на ребёнка, способствует развитию нём чувства собственного достоинства, повышает авторитет глазах товарищей. Особое место воспитательной работе занимает коррекция поведения и личности детей третьей группы – тормозных. На основе выделенных показателей были установлены следующие модифи­кации эмоционального отношения вос­питателя к ребенку. Ребенок лишь по оценке может судить о том, как воспитатель воспринимает тот или иной его посту­пок. Мы полагаем, что изучение и своевременная коррекция подобных эмоциональных контактов детей и педагога также чрезвычайно зна­чимы для ребенка.

По­лученные данные обобщаются, опреде­ляется обобщенное эмоциональное принятие или непринятие ребенком личности педагога. При обработке экспериментально­го материала мы ориентировались на два вида личностных ожиданий, выде­ленных. После рисования ребята вставили свои рисунки на столах для того, чтобы они подсохли, и ушли на прогулку. После проведения индивидуальных бесед разделили испытуемых на две группы соответствии с типом их лич­ностных ожиданий по отношению к воспитателю. Они адекватно оценили ситуацию, про­явили уверенность том, что воспита­тель поймет нечаянность их поступка. Прогнозируемые детьми высказы­вания воспитателя чаще всего направле­ны на выяснение причины конфликта Зачем ты забирал у них кубики? За­чем ты стукнул его? Спа­сибо, что вы мне помогли Какая ты умница, поступай всегда так! Основной задачей является ликвидация самой задержки психического развития выработка навыков и умений, привитие знаний, формирование которых было замедленно. Что означает этот термин? В результате целью ребенка становится только то, что приносит удовольствие, а все, что требует приложения усилия, не принося удовольствия, им отвергается.

Одни дети характеризуются психомоторной расторможенностью, эйфорийным оттенком настроения и импульсивностью, другие преобладанием пониженного настроения, нерешительностью, безынициативностью, боязливостью. В этих случаях при отсутствии соответствующей коррекционной работы может отмечаться отставание развитии мыслительных операции. У одних из них на первый план выступает замедленность становления эмоциональноличностных характеристик и произвольной регуляции поведения. При других формах задержки психического развития преобладает задержанное развитие различных сторон познавательной деятельности. Само стремление к игре нередко выглядит скорее как способ ухода от затруднений занятиях, чем первичная потребность желание играть часто возникает именно ситуациях, требующих целенаправленной интеллектуальной деятельности например, приготовление уроков. Псгаопатоподобные нарушения сочетание двигательной расторможенности, аффективной неустойчивости, снижения интереса с интеллектуальной деятельности с отрицательным отношением к учебе, иногда расторможенности влечений склонности к побегам, к воровству, лживости, онанизму. При овладении чтением, письмом, счетом они часто обнаруживают ошибки такого же типа, что и умственно отсталые дети, но, тем не менее, У них имеются качественные отличия. В письме обращает на себя внимание неудовлетворительный навык каллиграфии, небрежность.

Таким образом, задержка психического развития проявляется как эмоциональноволевой незрелости, так и интеллектуальной недостаточности. Поражение нервной системы чаще возникает у недоношенных детей и случаях внутриутробной гипоксии и асфиксии при родах. Несмотря на большое количество классификаций, которые предлагали различные специалисты, работающие этой области, все они выделяют общую структуру дефекта задержки психического развития, основанную на происхождении нарушения. Для их деятельности характерны низкий уровень самоконтроля, отсутствие целенаправленных продуктивных действий, нарушение планирования и программирования деятельности, ярко выраженные трудности вербализации действий. Этими же факторами объясняются характерные нарушения поведения у данной категории детей. Эмоциональное состояние ребенка имеет особое значение психическом развитии. Задержка психического развития – это нарушение темпа всего психического развития при наличии значительных потенциальных возможностей. В случае своевременной диагностики такого отставания и оказания этим детям адекватной психологомедикопедагогической помощи имевшиеся у детей затруднения обучении к окончанию начальной школы постепенно исчезали. В специальной коррекционной педагогике среди психологов и педагогов почти всех стран мира вместо термина дети с задержкой психического развития традиционно используется термин дети с неспособностью к обучению children with learning disabilities – дети с трудностями обучении.

В обоих случаях у детей преобладают черты эмоциональноличностной незрелости, детскость поведения, живость мимики и поведенческих реакций. Марковская 1993, расстройства поведения при дисгармоническом инфантилизме труднее поддаются психологопедагогической коррекции и требуют больших усилий со стороны родителей и педагогов, поэтому таким детям показана дополнительная медикаментозная терапия. При этом у одних детей наблюдается агрессивность, непоследовательность действий, необдуманность и импульсивность поступков, у других — робость, плаксивость, недоверчивость, страхи, отсутствие творческого воображения и выраженных интересов. У них имеется тенденция к решению различных задач с помощью смысловых опор. Эмоциональная лабильность проявляется неустойчивости на­строений и эмоций, быстрой их смене, легком возникновении эмоционального возбуждения или плача, иногда — немотивированных проявлений аффекта. Важным диагностическим признаком для отграничения от олигофрении является возможность принимать и использовать помощь, усваивать принцип решения заданной интеллектуальной операции и переносить его на аналогичные задания.

Записывают оттенки настроения, которые затем обозначают цветом радостное — красное, спокойное — зеленое, скучное — серое, плохое — черное, тревожное — коричневое, безразличное — белое. Особенности проявления у младших школьников Для того, чтобы определить содержание понятия Задержка психического развития, совершим небольшой исторический экскурс. Одним из таких условий можно считать комплексное участие специалистов разного профиля неврологов, психологов, дефектологов, логопедов, педагогов построении системы обучения для учеников с особыми образовательными потребностями. Таким образом, под задержкой психического развития можно понимать функциональный диагноз, который проявляется несоответствии развития познавательной деятельности ребенка тому уровню, который признан нормативным для детей того же возраста и который позволяет ребенку успешно овладеть общеобразовательной учебной программой традиционных условиях обучения. Незрелость выражается также несамостоятельности, повышенной внушаемости, стремлении к получению удовольствия как ведущей мотивации, беспечности, преобладании игровых интересов, недостаточной критичности к своему поведению и результатам своей деятельности. В результате ребенок приходит школьный коллектив, не умея общаться со сверстниками. У ребенка повышается чувствительность к внешним раздражителям – яркому свету, громким звукам.

Причиной подобных нарушений чаще всего бывают осложнения во время беременности матери, ее заболевания, профессиональные вредности, интоксикации, неблагоприятное течение родов кислородная недостаточность плода при родах, родовые травмы и Вызвать нарушение структурнофункциональной организации мозга могут также тяжелые заболевания, перенесенные раннем возрасте, травмы головного мозга. Может отмечаться нарушение темперамента и влечений, повышенное влечение к новым впечатлениям, приводящее к бродяжничеству, к уходу из дома. В основе этих нарушений лежат стертые речевые расстройства, пороки фонематического слуха, пространственных представлений, расстройства конструктивной деятельности и мышления. Если ребенок при этом огорчен недовольством взрослых, чувствует себя беспомощным и виноватым, его деятельность нарушается еще сильнее. Ковалев выделяет также церебрастеническй и неврастенический варианты, а также вари­ант сочетания психического инфантилизма с парциальной психической акселерацией, встречающийся у детей с хроническими соматическими заболеваниями, например, при врожденном пороке сердца. В первом классе, малая направленность на длительную интеллектуальную деятельность сопровождается неумением подчиняться правилам дисциплины. Мышление детей с задержкой психического развития характеризуется поверхностностью, которая проявляется аб­страгировании и обобщении несущественного, недостаточной гибкости мышления, склонности к шаблонным, стереотипным решениям.

В резуль­тате очень часто пишут каждое предложение с новой строки, точку ставят только конце диктанта. Для детей с преобладанием пониженного настроения характерна склонность к робости, боязливости страхам. Анализ электрофизиологичних данных свидетельствует о наличии органических поражений мозга у почти всех детей с. Нарушения внимания особенно выражены при двигатель­ной расторможенности, повышенной аффективной возбудимо­сти Эти дети, как правило, испытывают наиболее выраженные затруднения ус­воении навыков чтения и письма. Задержка психического развития значительно чаще связана с более поздними, экзогенными повреждениями мозга, влияют на период, когда дифференциация основных мозговых систем уже значительной степени продвинутая и нет опасности их грубого недоразвития. Таким образом, несмотря на детализацию определения, оно не позволяет дифференцировать первичные и вторичные наруше­ния развития.

Столь широкий разброс показателей значительной степени связан с использо­ванием разных средств выявления и оценки трудностей обуче­нии. Степень нарушения темпа созревания мозговых структур, а следовательно и темпа психического развития, может быть обусловлена своеобразным сочетанием неблагоприятных биологических, социальных и психологопедагогических факторов. В гораздо меньшей степени изучались личностные особенности детей с. Отношения отличаются эмоциональной нестабильностью, неустойчивостью, проявлением черт детскости деятельности и поведении. Ребенок объективно может выдерживать умственное напряжение ограниченное время. Специальная психология, свою очередь, входит как важная составная часть дефектологию – интегративную научную область, охватывающую проблемы разностороннего изучения, воспитания, образования, подготовки детей и взрослых с нарушениями физического и умственного развития к труду и самостоятельной жизни обществе. В их работах этот термин звучал как временная задержка психического развития, что предполагало компенсацию задержки через короткий срок ребенок догонит своих сверстников и его развитие войдет нормальное русло. Определение, применяемое отечественной специальной психологии, характеризует задержку психологического развития как нарушение темпа всего психического развития при наличии значительных потенциальных возможностей. Содержательные характеристики понятия получили углубление и уточнение.

В дальнейшем возможно сглаживание различий между нормой и детьми с инфантилизмом, перевод их обычную школу из школы для детей с. Показатели по невербальному интеллекту у них также находятся границах нормы. Уже раннем детстве, с самых первых дней жизни ребенка с повреждением сенсорных органов или центральной нервной системы проявляется действие общих и специфических закономерностей нарушенного развития. У части детей задержка психического развития преодолевается условиях обычной школы, однако, большинство из них нуждаются специально организованном обучении соответствии с причинами задержки психического развития, особенностями познавательной деятельности, эмоциональноволевой сферы и поведения. Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, функционально полноценные мозговые системы, соматически здоровы. Дети с неравномерным проявлением познавательной активности и продуктивности выполнения заданий. Задержка психического развития, несмотря на многообразие ее проявлений, характеризуется рядом признаков, позволяющих отграничить ее как от педагогической запущенности, так и от умственной отсталости.

Наилучшие результаты плане коррекции психического развития достигаются ом случае, если работа с ребенком начата максимально ранние сроки. Мама ушла к новому любовнику, а про него может быть забыла, а может просто не захотела брать его с собой. Это приводит к тому, что ребенок все меньше и меньше общается с детьми своего возраста и его нормальное развитие нарушается. Учите с ребенком стихи, смотрите с ним различные мультфильмы, а потом заставляйте его пересказывать сюжет. Существенное различие между нормальными и ненормальными людьми состоит том, что психические черты у первых являются случайным признаком, от которого они могут легко освободиться, если захотят приложить соответствующие усилия. Например, по этому типу возникает нарушение формирования речи у глухих. Наиболее важными задачами олигофренопсихологии и олигофренопедагогики являются изучение закономерностей и особенностей психического развития умственно отсталых детей с разнообразной структурой дефекта, а также дальнейшее исследование психологических проблем, подтверждающих обоснованность компенсации дефекта под влиянием коррекционного обучения и воспитания. Пагубно сказываются на развитии плода курение, алкоголизм, наркомания родителей, неправильное питание матери, различные физические, психические травмы, перенесенные период беременности, неблагоприятные условия окружающей среды, повышенный радиационный фон местности, где проживает беременная женщина.

Это понятие, которое говорит не о стойком, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается у ребенка при поступлении школу. Задержка психического развития это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости интеллектуальной деятельности. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите Сохранить изображение. Изучение закономерностей аномалий развития психики является необходимой задачей не только патопсихологии, но и дефектологии и детской психиатрии, именно поиск этих закономерностей, изучение причин и механизмов формирования того или иного дефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции. Многое из того, что нормально развивающиеся дети запоминают легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними. Способы психологопедагогической коррекции при задержках психического развития зависимости от их видов. Закономерности развития детей с задержкой психического развития дошкольном возрасте, характеристики их психологической структуры.

Одновременно с этим возникает еще один дискуссионный вопрос о корректности использования медицинского диагноза задержка психического развития по отношению к детям старше 10–12. Впрочем, мы с гораздо меньшим рвением отстаиваем собственные позиции, нежели перенимаем зарубежный опыт. Как правило, поводом к тому, чтобы ставить под сомнение полноценность интеллекта ребенка школьного возраста, служит его неуспеваемость, обнаруживающаяся процессе обучения. При предъявлении задания нагляднодейственном плане качество его выполнения значительно улучшается. В настоящее время достигнуты большие успехи клиническом и психологопедагогическом изучении детей с задержкой психического развития. Однако при клиническом обследовании все чаще у многих из детей, которые плохо усваивали программу общеобразовательной школы, не удавалось обнаружить специфических особенностей, присущих умственной отсталости.

Резкое увеличение неуспеваемости на фоне усложнения программ обучения заставило ее предположить существование какихто форм психической недостаточности, проявляющихся условиях повышенных учебных требований. Признаки же функциональной незрелости проявляют системы с более длительным постнатальным периодом развития третичные поля анализаторов и формации лобной области. К факторам риска внутриутробной патологии можно отнести пожилой или очень юный возраст матери, отягощенность матери хронической соматической или акушерской патологией до или во время беременности. Кроме того, 30% детей с локомоторными дефектами и 70% детей с речевыми дефектами имеют родственников с аналогичными нарушениями по женской или мужской линии. Частота распространенности задержки психического развития, по данным клиницистов, колеблется от 2 до 20% популяции, по некоторым данным, она доходит до. Ковалева имеет большое значение диагностике детей и подростков с. Этот вариант рассматривается как выражение аномального формирования личности условиях неправильного воспитания. Однако при наличии неблагоприятных средовых факторов возможна отрицательная динамика, особенно при осложненном инфантилизме, что может проявляться психической и социальной дезадаптации детей и подростков. Еще большее отставание прослеживается формировании интеграции зрительнослуховой, которая имеет важнейшее значение при обучении грамоте.

У некоторых детей наблюдаются хореиформные движения мышечные подергивания. В некоторых случаях, но значительно реже, напротив, двигательная активность значительно снижена по отношению к нормальному уровню. Недостатки внимания детей с задержкой психического развития значительной мере связаны с низкой работоспособностью, повышенной истощаемостью, которые особенно характерны для детей с органической недостаточностью центральной нервной системы. Особенностью детей с задержкой психического развития является неравномерность мозаичность нарушений различных психических функций. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития Начальная школа. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей Под. В клиникопсихологической структуре каждого из предложенных вариантов задержки психического развития имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы. К медикобиологическим причинам относятся ранние органические поражения центральной нервной системы. Отвлекающее от заданной деятельности влияние разных посторонних факторов было изучено сравнительном плане.

Коррекция идет тем успешнее, чем быстрее формируется устойчивая учебная мотивация. При отсутствии первичных недостатков зрения, слуха и других видов чувствительности у школьников отмечаются замедленность и фрагментарность восприятия, трудности выделения фигуры на фоне и деталей сложных изображениях. Следовательно, влияние разных осложняющих факторов на восприятие младших школьников с задержкой психического развития оказывается несколько раз более выраженным, чем у их нормально развивающихся сверстников. Согласно общепринятым представлениям и мнениям педагогов, школьники с задержкой психического развития значительно хуже запоминают и воспроизводят учебный материал, чем их нормально развивающиеся сверстники. Каждая наука заинтересована правильном определении предмета ее исследования. Иванова, 1969 позволяет выявить у детей этой группы более широкую “зону ближайшего развития”.

Выготскому, 1960, уровень их абстрактнологического мышления превышают таковой у умственно отсталых детей. В то же время у них отсутствуют черты грубой диспластичности, аномалии развития отдельных систем и органов, столь характерные для детейолигофренов. В связи с этим он представляет промежуточную форму патологии между дизонтогенетическими и энцефалопатическими вариантами пограничной интеллектуальной недостаточности. В выраженных случаях дифференциальный диагноз с олигофренией бывает затруднен. Большое значение имеют социальные факторы, приводящие к появлению различных невротических наслоений неуверенность, боязливость, капризность, ощущение физической неполноценности. Неблагоприятные социальные условия, долго воздействующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, способствуют возникновению стойких отклонений его нервнопсихической сфере. Они редко завязывают длительные и глубокие отношения со своими сверстниками. Больные научаются ходить и говорить, приобретают навыки самообслуживания.

Негативистические реакции во время обследования у них принимают форму отказа, на всякий вопрос, требующий от них напряжения, дают ответ “не знаю, “не могу. Богатый запас слов у этих детей отнюдь не свидетельствует о высоком уровне абстрактного мышления, слово у этих больных не имеет обобщающей функции, как у здорового ребенка. В то же время при правильном воспитании, при своевременном привитии навыков к трудовой жизни они могут овладеть несложной профессией и приспособиться к требованиям социальной среды. Никольской обнаружили, что дети с преобладанием явлений органического инфантилизма имеют мозаичный и преимущественно динамический характер нарушений высших корковых функций, обусловленный низким психическим тонусом, повышенной истощаемостью, недостаточностью автоматизации движений и действий, импульсивностью. Учащиеся, успешно освоившие программу, переводятся на массовые формы обучения по решению педагогического совета школы школьного консилиума. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития под.

Методические рекомендации интегрированное обучение детей с зпр общеобразовательном учреждении Гоу рмэ Центр психологопедагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения. Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ течении 30 минут. Обзор специальной психологопедагогической литературы по проблеме игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с. При парциальной дефективности мозга, однако, потенциальные возможности психического развития, частности развития абстрагирующей и обобщающей функций интеллекта, могут быть более значительными, нежели у детейолигофренов. Ребенок по своему психическому и физическому облику соответствует более раннему этапу возрастною развития. Развитие ребенка условиях гиперопеки чрезмерной, излишней опеки ведет к возникновению у него таких отрицательных черт личности как отсутствие или Недостаточность самостоятельности, инициативности и ответственности. Игра есть деятельность, которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Менджерицкая определила качестве предмета исследования сюжет игры, ее этическое содержание, позволяющее ребенку наиболее ярко выразить ролевое поведение и помогающие ему этом.

Положительные роли и ролевые отношения успешнее воплощаются детьми игре и определенным образом влияют на детские взаимоотношения вне игры, если педагог, экспериментатор проводит аналогичную работу со своими воспитанниками по завершении игры организуем беседы, наблюдения, чтение сказок, рассказов, рассматривание рисунков, иллюстраций к книгам. Самое замечательное ролевой игре то, что, взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, символическом виде. В игре нужен товарищ, если нет товарищи, то действия, хотя и имеют значение, не имеют смысла. Перед игрой дети намечают общин план, во время игры ребенок может включать нее новые идеи и образы. Правила игры не соблюдаются, ребенок действует только как хочется ему самому соответствии с индивидуальным замыслом. Неудовлетворенный своим положением группе сверстников он мешает игре других детей, отбирает игрушки, дерется. Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, игра интенсивно развивается и достигает дошкольном возрасте своего высшего уровня. Понятие задержка подчеркивает несоответствие уровня психического развития возрасту и то же время указывает на временный характер отставания, которое с возрастом преодолевается, отличие от умственной отсталости. Будет интересно и полезно логопедам, пе­дагогам массовой и специальной школы. С другой стороны, на­блюдаются доинтеллектуальные корни речи крик, гуление, лепет.

В дальнейшем ребенок переходит от логики действий к концептуальной логике, которая основывается на пред­ставлении и на мышлении. На­пример, сначала ребенок усваивает беспредложные конст­рукции, затем — конструкции с предлогом. Последовательность овладения языком определяется не только семантической, но и формальноязыковой сложностью, сложностью языкового оформления того или иного значения. Например, русском языке форма родительного падежа множествен­ного числа существительных усваивается даже труднее, чем форма дательного падежа множественного числа с предлогом. Вначале у ребенка имеется однословное, двусловное высказывание субьектпредикат, субъектобъект. В сᴨȇциальных исследованиях используется понятие психического инфантилизма, под которым понимают вариант задержанного развития, проявляющегося несвойственной возрасту незрелости физического и психического статуса, не сопровождающегося грубым нарушением интеллекта. Причины этой формы нарушения развития анализировались такими исследователями, как. Желательно, чтобы лицо эксᴨȇриментатора находилось на том же уровне, что и лицо испытуемого. При второй форме имеется сочетание недоразвития познавательной деятельности. Определение значения игры становлении, развитии личности младших школьников с задержкой психического развития. Все это делает игру важным средством создания направленности ребенка, который начинает складываться еще дошкольном детстве.

Несмотря на то, что существует несколько родственных игре видов деятельности например, отдых или развлечение игра вряд ли определима через их комбинацию, так же как и через очевидную противоположность работу. Такое разнообразие терминологических обозначений свидетельствует о сложности клинической идентификации психических расстройств у детей, отстающих развитии. Burt 1955, по которой при легких отклонениях IQ— интеллектуальный коэффициент — равен 8570 единиц имеет место backwardness школьная отсталость или mental dullness умственная тупость. Ковалев 1973 делит психический инфантилизм на две основные разновидности простой неосложненный и осложненный.

 

© Copyright 2017-2018 - articles-study

 
Обращение к пользователям